Общеобразовательная программа дополнительного образования детей Клуб путешественников
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Клуб путешественников»
Возраст обучающихся –12-16лет
Срок реализации – 2 года
Введение.
В процессе становления современной концепции образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат образования, сколько как результата экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность дополнительного образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Изучение геоэкологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Дополнительное образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.
Пояснительная записка
Программа курса дополнительного образования по профилю “География и экология с элементами краеведения” (“Клуб путешественников”) предназначена для преподавания палеонтологии с элементами других естественных наук и включением сведений о литературе и художественном слове.
Создание программы вызвано потребностью методического и нормативного обеспечения курса географии в системе дополнительного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Актуальность курса заключается в том, что в школе подобный предмет (География и экология с элементами краеведения) не изучается (за исключением некоторых разделов природоведения) и лишь на занятиях в учебных группах учреждений дополнительного образования возможно изучение данного комплекса естественных наук и их взаимосвязи.
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (12-16 лет).
Объем курса 136 (152) часов, курс распределен на 2 года обучения.
Дополнительный второй год необходим для закрепления полученных знаний и их подтверждения в виде выполнения реферативной работы учащихся, в течение которого педагог проводит консультации для воспитанников, самостоятельно работающих над рефератами.
Занятия в данном кружке призваны помогать учащимся в приобретении навыка видеть и понимать природу, ту окружающую природную среду, в которой живет и трудится человек и от состояния которой зависит судьба каждого из нас и наше будущее.
Экскурсии традиционно являются одним из элементов географической подготовки школьников. На этих экскурсиях изучают географические взаимосвязи. В курсе работы кружка характер экскурсий изменен в сторону анализа взаимосвязей природы и общества, влияния человека на природу, а также влияния природных особенностей на жизнь и здоровье человека. Этот подход крайне важен для такого региона, как Московская агломерация, где природа испытывает огромный антропогенный пресс. Данный курс дает возможности для дополнительного ознакомления с этими проблемами непосредственно в природе, а не только в стенах класса, усиливает к экскурсиям по родному краю.
Во время экскурсий могут быть проведены не только визуальные наблюдения, но и некоторые практические работы с учащимися, например, такие как:
ориентирование на местности с помощью компаса и картосхемы
измерение различных форм рельефа
составление дневника полевых наблюдений по маршруту
изучение и описание почв
определение видимых признаков ПТК и их границ
составление гербария типичных представителей флоры МСР
измерение дебета источников
измерение скорости течение воды в реке
сбор коллекций коренных пород и четвертичных отложений и т. д.
Задания построены по мере увеличения сложности ( от элементарных наблюдений в лесопарковой зоне Тропарево до сложных расчетов и построений комплексных профилей).
Таким образом, целями и задачами работы данного кружка можно также выделить и следующие аспекты работы:
- повторение ранее изученного на уроках материала, его комплексный анализ, закрепление по средствам практических работ на местности
- приобретение навыков работы на местности
- приобретение навыков изучения и построения комплексных профилей
- ознакомление с основами туристической деятельности
- отработка навыков самостоятельной работы
- отработка навыков систематизации знаний
- разработка индивидуальных проектов, как варианта отчета
Курс дополнительного образования “Клуб путешественников” имеет экологическую направленность и объясняет, что может произойти с окружающей средой в результате варварского отношения к своей планете и разрушения сложившихся за миллионы лет природных сообществ и биотических взаимоотношений организмов.
Курс воспитывает у детей чувство ответственности за жизнь на Земле и показывает, что без знаний о прошлом невозможно ориентироваться в настоящем и прогнозировать будущее.
Цель программы
ПЕРВЫЙ ГОД
Формирование у детей качественно нового осмысления окружающей природной среды и приобретение необходимых знаний для квалифицированных действий в интересах сохранения биосферы.
ВТОРОЙ ГОД
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
Задачи программы:
( развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
( развитие интереса к природоведческой науке и наукам о Земле;
( стимулирование желания самостоятельно углубленно изучать различные направления данной программы: природоведение, палеонтологию, астрономию, геологию, художественное слово, литературу;
( формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами по геологической истории Земли, фондами коллекций, научно-лекционными демонстрационными таблицами;
( обучение сбору и систематизации материалов в полевых условиях, оформлению гербариев и коллекций;
( формирование умения анализировать информационный материал с целью написания и оформления творческих работ и рефератов;
( приучение детей к выразительному изложению своих мыслей;
( обучение воспитанников самостоятельному чтению лекций по развитию жизни на Земле и проведению бесед по палеонтологии;
( формирование умения прогнозировать свою деятельность в интересах сохранения окружающей среды;
( воспитание чувства любви к родной природе;
( формирование у ребенка экологического мировоззрения жителя планеты Земля и ответственности за жизнь на ней;
( воспитание чувства коллективизма, порядочности, честности.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Возраст детей – от 12 до 16 лет.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике знания, полученные в клубе.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Основные направления
и содержание деятельности
Образовательная программа разработана по направлениям:
( природоведение
( география
( экология
почвоведения
краеведение
история
картография
литература
( астрономия
( биология
( геология.
Эти направления осваиваются в течение нескольких лет обучения.
В программу входят экскурсионные программы, организация тематических праздников, показательных выступлений, использование дидактических материалов, технических средств обучения.
Программа ориентирована на ребят 12-16 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира. Первый и второй года обучения 100% состав учащихся т.е. 10-15 человек в группе. Первый год – 15 человек, второй – 15 человек.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Возраст детей – от 12 до 16 лет.
Указанные часы распределяются на:
· аудиторные занятия;
· экскурсионно-экспедиционные занятия;
· индивидуальные занятия.
Обучение проводится по двум взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям работы: краеведение и экология.
Краеведение предполагает следующие направления работы:
· знакомство с историей родного города и края;
· поисковую работу;
· исследовательскую работу;
· сбор предметов музейного значения;
· составление и изучение коллекции предметов;
· обработку собранных материалов.
Экология предполагает следующие направления работы:
· знакомство с экологической историй своего города и района;
· знакомство с основными направлениями работы;
· изучение основных терминов и понятий;
· исследовательскую работу;
Экспедиции и экскурсии проводятся один раз в неделю. Для их организации выделяются учебные часы. Как правило, это день, когда ребята свободны от школьных занятий.
Экспедиции организуются по территории округа.
Задача экспедиций: фотофиксация исторических объектов и памятников; фотофиксация новостроек округа; изучение отдельных объектов для написания исследовательских работ
Отличительной чертой экспедиции является то, что дети во время экспедиции работают самостоятельно по заданной теме:
- знакомятся с краеведческим объектом, фотографируют его, зарисовывают;
- записывают в дневник расположение объекта на территории района, работают с картой местности.
Экскурсии по городу и в государственные музеи предполагают работу с детьми музейного экскурсовода или педагога, подготовивших определенный объем информации по заданной теме.
Методы и формы обучения
Методы обучения:
Словесный:
· объяснение нового материала;
· рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
· беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
· приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
· проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
· беседы с учащимися в процессе изучения темы;
· заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;
· самостоятельная работа с книгами;
· работа с иллюстрациями;
· просмотр видео и слайд - фильмов по изучаемой теме;
· экспедиции по территории округа;
· встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
· фотофиксация сносимых объектов и строящихся новых строений;
· фотофиксация памятников истории и культуры на территории округа;
· заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;
· проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров.
Мониторинг получаемых результатов
Знания учащихся оцениваются с помощью проведения контрольных, творческих работ, тестирования, собеседования с педагогом.
При этом учитывается:
( последовательность изложения мыслей, понимание темы, умение раскрыть её, точность употребления понятий и терминов;
( умение использовать полученные на занятиях знания в творческой работе, предлагать свои решения;
( способность применять приобретенные навыки при определении окаменелостей;
( умение вести самостоятельную научную работу индивидуально и в коллективе.
Текущий контроль осуществляется в ходе тестирования, практических работ, сообщений по окончании каждой темы.
Итоговый контроль проводится по итогам освоения курса обучения в виде творческих работ, рефератов, викторин, конференций, олимпиад.
В конце обучения воспитанники будут знать:
( что такое живая и неживая природа,
( различие сред обитания,
( как человек изменил Землю,
( почему природа оказалась в опасности,
( что делается для сохранения природы,
Учащиеся будут уметь:
( рассказывать о пройденном материале как в прозаической, так и в стихотворной форме, используя сведения о природе и ее явлениях из учебных пособий и литературы,
( составлять короткие рассказы,
( делать зарисовки в альбомах.
У детей будет развит интерес к изучаемому предмету.
У обучающихся будет воспитано:
( чувство коллективизма;
( способность к взаимопомощи,
( чувство любви к родной природе.
Критерием оценки усвоения материала является:
( умение ребенка проявлять приобретенные знания на викторинах, в беседах, в личном контакте с педагогом и товарищами;
( зачет по проверочным работам в течение года;
( умение работать с литературой, писать творческие работы.
Условия реализации программы
Для выполнения программы необходимы следующие условия:
Материально-технические.
1. Кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий.
2. Помещение (или стенной шкаф с замком) для хранения ценных экспонатов; редких изданий научной литературы; материалов для организации выставок, разработок научных стендов, хранения костюмов.
3. Шкафы и полки; выставочные витрины для расположения учебной и научной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, творческих работ учащихся.
4. Магнитофон, видеоаппаратура.
Воспитательная работа
Кроме освоения учащимися программного материала, на занятиях проводится воспитательная работа, соответствующая уровню обучения детей:
( беседы на этические темы;
( беседы о литературе, поэзии, живописи;
( экскурсии в музеи, на выставки;
( организация народных и календарных праздников;
( акции, посвященные памятным датам и темам года;
( традиционные мероприятия коллектива (совместные празднования календарных и памятных дат, дни рождения коллектива ).
Работа с родителями:
( родительские собрания (выборы родительского комитета, обсуждение плана работы);
( работа с родительским комитетом для организации досуга учащихся;
( беседы и сообщения;
( привлечение родителей к участию в мероприятиях, экскурсиях, викторинах, выступлениях детей с творческими работами.
Научно-методическая литература, использованная
для составления программы и проведения занятий
Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: Наука, 1986.
Зигель Ф.Ю. Астрономическая мозаика. – М.: Наука, 1987.
Келлер Б.М. На заре истории Земли. – М.: Знание, 1988.
Лебедева Н.Б. Пособие к практическим занятиям по географии. – М.: Изд-во. МГУ, 1986.
Легран М.Л. Занятия по технике речи. – М.: МГДП и Ш, 1983.
Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. – М.: Наука, 1986.
Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч.1 – М.: Изд-во МГУ, 1997.
Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Краткий определитель полезных ископаемых МСР. – М.: Наука, 1988.
Монин А.С. Популярная история Земли. – М.: Наука, 1980.
Морозов П.Е., Ильясов И.В., Кузьмина С.А. Методические рекомендации по сбору и определению ископаемой фауны Московской области. – М.: Изд. МГСЮН, 1992.
Немков Г.Н. Историческая география с элементами биологии. – М.: Просвещение, 1980.
Якушова А.С. Геология с основами геоморфологии. – М.: Изд-во МГУ, 1983.
Янин Б.Т. Учебное пособие по полевым практическим работам. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
Янин Б.Т. Задания для практических занятий по краткому курсу географии. /Кафедра географического факультета МГУ. – М., 1990.
Литература, рекомендуемая детям
Анастасова Л.П. и др. Растения и окружающая Среда. – М.: Изд-во Валент, 1995.
Детская энциклопедия. Том 4 “Геология”. – М.: Аванта+, 1995
Детская энциклопедия. Том 2 “География”. – М.: Аванта+, 1995.
Детская энциклопедия. Том 6 “география России. – М.: Аванта+, 1997
Дугал Диксон Динозавры. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Московский клуб, 1994.
Рупорт Мэтьюс Что было до нашей эры. – М.: Педагогика - Пресс, 1994.
Плешаков А.А.. Сонин Н.И. Природоведение. – М.: Дрофа, 1995.
Снегирев Г. Про птиц. – Л.: Художник РСФСР, 1991.
Тесакова Е.М. Палеонтологическая азбука. – М., 1999.
Чаплыгина В. Птицы в нашем лесу. – М.: Малыш, 1987.
Алексеев А. И. Материалы по географии Москвы и Московской области. – М.: МГУ., 2006.
Алексеев А. И. Материалы по экологии Москвы и Московской области. – М.: МГУ., 2006.
Прогнозируемый результат обучения
По окончании обучения ребята будут:
в общих чертах знать историю края, и, в этой связи, основные этапы исторического и культурного развития Москвы;
ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;
ориентироваться в исторической последовательности изменений предметного мира москвичей;
помнить названия улиц, рек, впадающих в Москву-реку, и историю возникновения других водоемов;
знать топонимику районов (улицы, овраги и другие природные объекты);
помнить названия и места расположения окрестных сел, усадеб и церквей; знать имена владельцев усадеб своего края;
уметь ориентироваться по карте;
Научить :
ставить и формулировать цель и задачи исследования;
выдвигать и обосновывать собственную гипотезу;
определять методы предстоящего исследования;
обрабатывать и интерпретировать полученные данные;
пользоваться специальной и научно-популярной литературой;
Развивать:
навыки самостоятельной работы;
способности к аналитическому мышлению, умение проводить сравнительный анализ и обобщать;
инициативность в творческом процессе.
Формировать:
настойчивость в достижении цели;
уверенность в своих силах.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и пособиями.
Технические средства:
Телевизор;
Видеомагнитофон;
Магнитофон;
Наглядные пособия:
CD программы для проведения занятий;
видеофильмы по истории России и Москвы;
видеофильмы по истории округа;
плакаты и открытки с видами Москвы разных эпох;
фотографии памятников истории, промышленных объектов и природных ландшафтов, расположенных на территории края;
географические карты и схемы;
Для разработки программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса с одаренными детьми, для создания и хранения банка архивных данных необходим персональный компьютер с принтером, сканером и лазерным СD приводом.
Компьютер может так же использоваться для ведения занятий на основе СD учебных программ по истории России и Москвы.
Библиотека:
литература по географии России;
литература по географии и экологии Москвы;
литература по географии и экологии своего округа.
Краеведческая литература:
по истории территории, на которой расположен современный Юго-Западный округ столицы;
по истории формирования и развития современного Юго-Западного округа города Москвы;
подшивка окружной газеты "За Калужской заставой".
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
квалифицированные кадры;
наличие учебного кабинета;
постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
доступность Интернета;
определённый возрастной диапазон учащихся, необходимый для нормального общения в подростковой среде;
многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности, мажор и тонус в работе;
сохранение единого пространства для участников всех ступеней образовательного процесса.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
методико – дидактическое обеспечение;
пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
видеотека;
набор учебных плакатов по экологии;
технические средства обучения.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
открытые занятия в игровой форме.
Этапы обучения.
Образовательные возможности программы значительно шире традиционной школьно – урочной системы. Программа обеспечивает компенсацию тех интересующих подростков видов и направлений деятельности, которые отсутствуют в основном образовании. Программа предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до научно – исследовательской деятельности.
Первый год обучения.
Программа информационной направленности, характеризуется мотивацией ребёнка к учебной деятельности. На этом этапе активизируется познавательная сфера. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребёнок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа, у ребёнка развивается активный интерес к данному предмету. Следующий этап обучения, это обращение к внутреннему миру ребёнка. На данном этапе происходит активизация в сфере врождённой внутренней тяге к природе и чувства единства с ней.
Второй год обучения.
Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.
Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических и лабораторных занятиях. Результат этого – выход на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.
Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности.
Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий:
активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.
расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.
создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)
тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).
взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев).
Содержание программы.
Первый год обучения
Программа первого года обучения экологического клуба рассчитана на младший школьный возраст 12-14 лет. Всего часов 76, по одному 2-х часовому занятию в неделю.
Цель: сформировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир.
Задачи первого года обучения.
Обучающие:
дать общие представления о природе;
научить правилам обращения с растительным и животным миром;
закрепить умение учащихся работать с литературой.
Воспитывающие:
воспитать доброе отношение к окружающему миру;
пробудить у детей чувство любви к природе.
Развивающие:
развить интерес ребёнка к науке экологии;
развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, развивать чувство красоты.
Учебно – тематический план первого года обучения
№ п.п.
Тема, раздел занятия
Кол-во часов общее
Кол-во час. для практ. работ
Кол-во час. для теорет. части
1
Ведение
4
----
4
2
Способы работы на местности
22
16
6
3
ФГ хар-ки районов МСР
32
12
20
4
Отчетные работы
18
7
11
5
Итого
76
35
41
Содержание программы
Вводное занятие - 4 час. Знакомство с разделами и темами программы. Выборы старосты. Постановка целей и задач. Беседа о ТБ.
I раздел – Способы работы на местности - 22 час.
Тема 1. Работа на местности – 22 час.
Теория. Способы работы на местности очень различны. Мы должны ознакомиться с самыми распространенными и наиболее доступными. Необходимо осознать значимость практических работ на местности не только для изучения курса, но и для каждого учащегося в его будущем. Занятия носят практический характер.
Практика.
1) наблюдение за природой,
2) составления гербария типичных представителей флоры Москвы на примере л/п зоны Тропарево
3) ориентирование на местности с помощью компаса
4) составление первых пробных экспериментальных карт
5) фенологические наблюдения
6) составить рассказы: «Осень в России», «Осенний лес», «Как прекрасна природа осенью»
Оборудование. Компас, карта МСР, карта ЮЗАО, планшет и набор чертежника
Литература. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Природоведение. – М.: Дрофа, 1995.
Тема 2. Физико-географическая характеристика районов МСР. – 32 час.
Теория. Природа вокруг нас. Особенности климата ярко отражены в сезонах года. Для МСР характерна смена четырех сезонов года: зима, весна, лето, осень. Климат Москвы и МСР относится к умеренно-континентальному типу со среднегодовыми температурами воздуха + 3,0 -- +3,5 градусов по Цельсию и с годовым количеством осадков от 500 до 650 мм в год. МСР покрывает густая сеть больших и малых рек. Все они относятся к бассейну реки Волги.
Практика.
1) экскурсия в зимний лес
2) фенологические наблюдения в л/п зоне Тропарево
3) экскурсия от ст. м. Чертановсакя до Севастопольского проспекта
4) экскурсия от Севастопольского проспекта до ст. м. Тёплый Стан
Оборудование. Карты, планшет и набор чертежника, компасы, фотоаппаратура,
Литература. Алексеев А. И. Материалы по географии Москвы и Московской области. – М.: МГУ., 2006.
Тема 3. Отчетные практические работы учащихся – 18 час.
Теория. Природные районы Подмосковья сформировались около 2,5 тысяч лет назад. В то время здесь уже существовал человек. В процессе свой жизни и деятельности человек постоянно использовал и изменял природные ресурсы и компоненты природы. Рост населения, появление новых отраслей хозяйства приводили ко все большему изменению природы. По сути, все ныне существующие на территории комплексы испытали антропогенное воздействие, но одни в большей, другие в меньшей степени.
Практика.
1) построение карты-схемы маршрута следования экскурсий от ст. м. Тёплый Стан через реку Чертановка в районе Узкого
2) построение карты-схемы маршрута следования экскурсий от
ст. м. Тёплый Стан через реку Чертановка в районе Лысой горы
3) экскурсия в летний «проснувшийся» лес
4) фенологические наблюдения в л/п зоне Тропарево
Творческие работы.
- подготовка отчётов и практических работ к сдаче,
- выполнение календаря наблюдений «Фенологические наблюдения в л/п зоне Тропарёво»
- выбор реферата и его написание по желанию учащегося ( список рефератов и литературы прилагается )
Оборудование. Карты, планшет и набор чертежника, компасы, фотоаппаратура,
Литература. Алексеев А. И. Материалы по географии Москвы и Московской области. – М.: МГУ., 2006.
Содержание программы.
Второй год обучения Программа второго года обучения, рассчитана на средний возраст, подростки 14-16 лет. Всего часов 72, по одному 2х часовому занятию в неделю.
Цель: осознание ребёнком себя как части системы «Человек-Природа».
Задачи:
Обучающие:
сформировать представление о многообразии жизни и распространении живых организмов;
сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;
научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки;
обучить работе с большим объёмом информации.
Развивающие:
пропагандировать здоровый образ жизни, прививать интерес к занятиям спортом;
выявить и развить организаторские способности у детей.
Воспитывающие:
совершенствовать навыки межличностного общения детей.
Учебно – тематический план первого года обучения
№ п.п.
Тема, раздел занятия
Кол-во часов общее
Кол-во час. для практ. работ
Кол-во час. для теорет. части
1
Ведение
4
----
4
2
Место человека в природе
26
8
18
3
Природоохранная деятельность в МСР
28
18
10
4
Отчетные работы
18
7
11
5
Итого
76
33
43
Содержание программы
Вводное занятие - 4 час. Знакомство с разделами и темами программы. Выборы старосты. Постановка целей и задач. Беседа о ТБ.
Тема 1. Место человека в природе – 26 час.
«Человек -самое беспомощное из всех животных, но сама эта его биологическая слабость есть основа
его силы...»
(Э.Фромм)
Теория. Человек относится к царству животных, так как он использует готовые вещества для питания, то есть гетеротрофен. Его клетки не имеют целлюлозных оболочек, нет хлоропластов- то есть состоит из типично животных клеток.
Практика.
1) наблюдение за природой,
2) составления гербария типичных представителей флоры Москвы на примере л/п зоны Тропарево
3) составление первых пробных экспериментальных карт по районам экоситуации в городе и своем районе
5) фенологические наблюдения
6) составить рассказы: «Осень в России», «Осенний лес», «Как прекрасна природа осенью»
Оборудование. Компас, карта МСР, карта ЮЗАО, планшет и набор чертежника
Литература. Алексеев А. И. Материалы по экологии Москвы и Московской области. – М.: МГУ., 2006.
Тема 2. Природоохранная деятельность в МСР – 28 час.
Теория. Природные районы Московского столичного региона сформировались около 2,5 тысяч лет назад. В то время здесь уже существовал человек. В процессе свой жизни и деятельности человек постоянно использовал и изменял природные ресурсы и компоненты природы. Рост населения, появление новых отраслей хозяйства приводили ко все большему изменению природы. По сути, все ныне существующие на территории комплексы испытали антропогенное воздействие, но одни в большей, другие в меньшей степени.
Практика.
1) подготовка отчетов в формате Microsoft Office Power Point
3) экскурсия в летний «проснувшийся» лес
4) фенологические наблюдения в л/п зоне Тропарево
Творческие работы.
- подготовка отчётов и практических работ к сдаче,
- выполнение календаря наблюдений «Фенологические наблюдения в л/п зоне Тропарёво»
- выбор реферата и его написание по желанию учащегося ( список рефератов и литературы прилагается )
Оборудование. Карты, планшет и набор чертежника, компасы, фотоаппаратура,
Литература. Алексеев А. И. Материалы по географии Москвы и Московской области. – М.: МГУ., 2006
Тема 3. Отчетные работы учащихся – 18 час.
Теория. Современное представление об школьном образовании являет собой междисциплинарную естественно-гуманитарную область, комплексно рассматривающую вопросы экологии, экономики и социальной сферы. Значительная часть заданий этой части направлена на развитие ценностного природного окружения учащегося, на развитие психоэмоционального и эстетического фона каждого учащегося современной школы.
Практика.
1) подготовка и окончательная работа по проекту в формате Microsoft Office Power Point для итоговой отчетности за курс дополнительного образования
2) защита проектов в формате Microsoft Office Power Point
3) экскурсия в летний лес, по разным районом города на выбор учащихся
4) фенологические наблюдения в л/п зоне Тропарево
Творческие работы.
- подготовка отчётов и практических работ к сдаче,
- выполнение календаря наблюдений «Фенологические наблюдения в л/п зоне Тропарёво»
- выбор реферата и его написание по желанию учащегося ( список рефератов и литературы прилагается )
Оборудование. Карты, планшет и набор чертежника, компасы, фотоаппаратура,
Литература. Алексеев А. И. Материалы по географии Москвы и Московской области. – М.: МГУ., 2006
По окончании первого года обучения учащийся должен:
владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;
уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
определиться в выборе дальнейшего курса обучения;
уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с нм перед аудиторией.
По окончании второго года обучения учащийся должен:
уметь собирать краеведческую информацию;
знать, как правильно посадить дерево и уметь это сделать самому;
иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона;
уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию;
уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;
уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;
приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды;
уметь написать реферат, статью.
Приложение I.
Темы рефератов для самостоятельной работы учащихся
1. Гипотезы о происхождении Солнечной системы и Земли
(лит-ра: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. – М.: Дрофа, 1995.).
2. Типы сохранности древних организмов (лит-ра: Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч. I . – М.: Изд-во МГУ, 1997.).
3. Породообразующая роль ископаемых организмов
(лит-ра: Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч.I.– М.: Изд. МГУ, 1997.).
4. Отряд «приматы» (Primates), семейство Людей (Hominidae) (лит-ра: Обручева О.П. Палеонтология позвоночных. – М.: Изд. МГУ, 1987.).
5. Основные этапы развития географических знаний о Земле
(лит-ра: Обручева О.П. Развития географических знаний.– М.: Изд. МГУ, 1987).
6. Влияние речных систем на становление границ Московской губернии (лит-ра: Алексеев А. И. Гаврилова О. В. География МСР.– М.: Изд. МГУ, 1997.).
7. Культурно-исторические объекты Московского Столичного Региона
(лит-ра: Плешаков А.А., Сонин Н.И. География Москвы. – М.: Дрофа, 1995.).
8. Экологическая ситуация в Московском регионе
(лит-ра: Глушкова В. Г. Ким Э.В. Экологические аспекты географии Москвы МСР.– М.: Изд. МГУ, 1997.).
9. Уровень экологической комфортности в Юго-Западном регионе (лит-ра: Алексеев А. И. Гаврилова О. В. География МСР.– М.: Изд. МГУ, 1997.).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ
Основными целями при проведении лабораторных и практических работ по предмету география, как в здании школы, так и на полевых работах на местности, является – сформировать представление о способах и возможностях данной науки для человека и его хозяйственной деятельности, показать на ярких примерах учащимся значение данного предмета
Как и у любой гуманитарной науки, в географии нет точных правил для проведения практических занятий. Возможно давать учащимся лишь некоторые рекомендации, как например:
На практических полевых работах необходимо пользоваться планшетом,
При выполнении практических работ следует пользоваться только простым карандашом (легко подправлять полученные результаты, не течет во время намокания листа бумаги)
Необходимо заранее отслеживать состояние погоды на день полевых работ, чтобы правильно подбирать одежду, обувь.
Говоря о проведении полевых работ нельзя не отметить, что перед тем как отправиться на полевые работы, необходимо повторить тему работы, озвучить не только индивидуальные или групповые задания для учащихся, но и проговорить правила техники безопасности, наметить план выполнения работы и обязательно надо обговорить желаемые результаты окончания работы. Для каждой полевой лабораторной или практической работы необходимо предварительно проработать учителю самому все варианты и виды работы, предполагаемой для участников данной полевой работы.
Занятия на полевых работах должны быть рассчитаны на выполнения их учащимися в течении двух часов, так чтобы никто из группы не должен был затем самостоятельно оставаться для доработки заданий
Разработка игровых занятий, бесед с учащимися занимает тоже важное место в изучении физической географии мира. На занятиях дополнительного образования «Клуба путешественников» учащиеся проводят много отчетных часов – часов собеседования, семинарские занятия.
Целями географических занятий – игр является закрепление географических и экологических знаний, углубление и расширение знаний по охране природы и рациональному природопользованию, развитию творческого потенциала и экологической культуры школьников, поддержанию интереса к учебной и исследовательской деятельности.
Дидактический и лекционный материал
Физическая география. Начальный курс. О.В. Крылова , М., «Вако», 2004 г., 288 с.
В помощь школьному учителю. Дидактический материал по географии. Т.П. Герасимова. М., Дрофа, 2005г., 279 с.
Дидактический материал по географии. 6-10 класс. Н.А. Максимов , М., Просвещение, 2003 г., 342 с.
Самостоятельные и практические работы по географии. В.И. Сиротин, М., Просвещение, 1999 г., 194 с.
Лекции по физической географии мира. Краткий курс. Г.П. Субботин, М., Аквариум, 1997 г.. 263 с.
Земля у нас одна! Разработки целевых игровых занятий по географии. Методическое пособие для учителей. О. В. Антушева, Волгоград, Учитель, 2005 г., 375 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Инструктажа по технике безопасности
Правила поведения во время работы с географическим инвентарем
( компас )
Правила поведения во время прогулок, туристических походов, экскурсий и гуляний. Поведение на вышеуказанных мероприятиях.
Поведение и охрана безопасности жизни детей при перевозке на автотранспортных средствах.
Правила проведения практических работ по предмету в помещении школы
Правила проведения полевых практических работ по предмету. Правила поведения на полевых внеклассных работах.
Правила внешнего вида во время работы в школе и за ее пределами. Как нужно одеваться на полевые работы?
Профилактика заболеваний перед выходом из школы на полевые и практические работы.
Инструктаж проводится два раза в год:
– на первом учебном занятии первого полугодия
- на первом занятии второго полугодии.
Љ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·HЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 5Заголовок 615