Авторская программа элективного курса по географии Клуб путешественников


Управление социальной политики
ГО «Александровск – Сахалинский район»
Муниципальное казенное оздоровительное
образовательное учреждение санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении,
санаторная школа-интернат с. Виахту
Рецензент
Зам.директора по УВР
______________________
Протокол № __от «___» __________ 2016 г.
Утверждаю Руководитель ОУ
_______ Новикова Г.А. _________________________приказ № ______ от________
Рабочая программа
элективного курса по географии для 7-9 классов
в рамках предпрофильной подготовки
II ступень, срок реализации 2016-2017г.
Клуб путешественников
Автор и составитель рабочей программы:
Долбнев Василий Викторович,
учитель биологии и географии, первая квалификационная категория
Виахту
2016
Пояснительная записка
Программа элективного курса по страноведению «Клуб путешественников» предназначена для учащихся 7-9 классов и составлена на основе программы элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Политическая карта мира», автор О.В. Крылова.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, познакомить с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью (расширить и углубить знания по страноведению), а также с основными международными организациями. Курс «Клуб путешественников» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Особое внимание в программе уделяется организации самостоятельной деятельности учащихся на всех этапах работы. Глубокому усвоению знаний способствует практическая направленность курса, которая разработана с учётом индивидуальных особенностей школьников.
В зависимости от имеющегося учебного оборудования, а также особенностей класса, учителю предоставляется право вносить коррективы в планирование и методику проведения занятий. Методические рекомендации к занятиям, представленные в программе, ориентируют учителя на проведение разных форм учебно-познавательной деятельности школьников, использование различных методов, приёмов и средств обучения.
Содержание курса подразумевает работу с разными источниками информации. Программа рассчитана на 34 часа, режим занятий – 1 час в неделю. Предполагаемые формы учебно-познавательной деятельности: лекции, семинары, индивидуальные и групповые формы работы, конференции, выполнение проектов.
Элективный курс «Клуб путешественников» предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор: 1. объектов изучения (выбор региона материка и страны); 2. форм и видов текущих и итоговой работы; 3. тему и форму представления итоговой работы.
Цель курса: Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, расширить и углубить базовые знания и представления страноведческого характера (о континентах, странах и народах) необходимых современному человеку.
Задачи курса:
Формировать представления учащихся о целостности и дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира;
Передать учащимся сумму знаний по политической географии, которые помогут им ориентироваться в современном мире;
Способствовать формированию географического мышления учащихся, развитию творчески мыслящей личности;
Возбудить интерес к политической географии, профессии географа.
Способствовать формированию картографической грамотности;
Учить составлять сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел I. Введение. (1 час)
Вводное (организационное) занятие: знакомство с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ.
На вводном занятии учитель должен обсудить с учащимися примерные темы творческих работ для научно-практической конференции, которая состоится на итоговом занятии. Темы творческих работ будут предложены учителем, но учащиеся могут взять свою тему. Над творческим проектом учащиеся могут работать самостоятельно или коллективно, разбившись на группы. Форму представления материала учащиеся также выбирают самостоятельно (реферат, создание и выпуск брошюры и т.п.).
Раздел II. Современная политическая карта мира. (4 часа)
Политическая карта мира и основные этапы её формирования. Международные организации.
Что такое политическая карта. Основные этапы ее формирования. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в разное историческое время. Что такое государство, государственная территория, государственные границы. Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира. Международные организации: значение, функции. Политические и политико-экономические. Межправительственные и неправительственные. Глобальные и региональные. Представления о структуре, функциях, роли международных организаций в современном мире: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный Валютный Фонд (МВФ), Европейский Союз (ЕС), ОПЕК и другие.
Практические работы:
1. Составление классификации стран мира по разным критериям (по величине территории, численности населения, формам государственного устройства, уровню экономического развития и т. д.).
Учащиеся работают в группах с различными видами карт (историческими и политическими), анализируют произошедшие количественные и качественные изменения. Группы получают задание проанализировать произошедшие изменения политической карты на определенной территории за конкретный исторический период и подготовить краткое сообщение по данной теме (I группа: Северная Америка, II группа: Южная Америка, III группа: Африка, IV группа: Евразия – Европа, V группа: Евразия – Азия).
2. Составление «визитной карточки» международной организации. Учащиеся готовят устное сообщение и составляют «карту международной организации», а затем выступают с этими сообщениями и представляют свои карты.
Раздел III. Страны и континенты. (27 часов)
Основные понятия раздела: государственная территория, государственные границы.
Учащиеся обобщают и углубляют знания по страноведению, полученные в 7 классе, знакомятся с типами стран современного мира, в том числе по величине территории, географическому положению, формам государственного устройства, уровню экономического и социального развития.
Южные материки:
Африка. Деление Африки на крупные регионы. Политическая карта Африки. Путешествие по странам Африки.
Австралия и Океания. Путешествие по городам Австралии. Деление Океании на крупные островные государства. Путешествие по странам Океании.
Южная Америка. Деление на крупные регионы. Политическая карта Южной Америки. Путешествие по странам Южной Америки.
Антарктида. Своеобразие природы. Современные исследования материка.
Северные материки:
Северная Америка. Формирование политической карты, страны Северной Америки. Путешествие по странам Северной Америки.
Евразия, её крупные регионы: Европа и Азия. Современная политическая карта материка: состав территории и страны региона.
Путешествие по странам Зарубежной Европы (Северная Европа, Западная Европа).
Путешествие по странам Зарубежной Европы (Восточная Европа, Южная Европа).
Путешествие по странам Зарубежной Азии (Юго-Западная Азия, страны Закавказья, Центральная Азия).
Путешествие по странам Зарубежной Азии (Восточная Азия, Южная Азия).
Раздел IV. Итоговое занятие. (2 часа)
Подводятся итоги изучения элективного курса «Клуб путешественников». Итоговая работа должна быть представлена учащимися в форме сообщения и презентации (PowerPoint).
На итоговом занятии целесообразно провести анкетирование или провести обсуждение содержания данного элективного курса, форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать и понимать
основные этапы формирования политической карты мира;
основные международные организации, их значение и функции;
классификацию стран мира по разным критериям: по величине территории, численности населения, формам государственного устройства, уровню экономического развития;
типологию государств современного мира;
особенности размещения географического положения стран материка;
наиболее крупные по площади страны материков;
географическое положение страны и ее столицу;
размещение основных видов хозяйственной деятельности страны;
Уметь
называть и показывать наиболее крупные по площади страны материков;
определять и описывать по карте географическое положение страны и ее столицу;
объяснять особенности размещения географического положения стран материка;
объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности;
анализировать исторические и политические карты;
анализировать статистические материалы;
уметь составлять сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
Календарно-тематический план:
№ п/п Название темы Дата В том числе: Форма контроля
лекц. практ. Введение – 1 час.
1. Вводное занятие. 1 Современная политическая карта мира – 4 часа.
2. Политическая карта мира и основные этапы её формирования. 1 Устный текущий опрос.
3. Практическая работа «Составление классификации стран мира по разным критериям». 1 Отчет.
4. Международные организации. 1 Сообщения учащихся.
5. Практическая работа «Составление «визитной карточки» международной организации». 1 Отчет.
Страны и континенты – 27 часов.
6. Африка. Деление Африки на крупные регионы. 1 Фронтальный опрос.
7. Политическая карта Африки. 1 Тест.
8. Путешествие по странам Африки. 1 Сообщения учащихся.
9. Австралия и Океания. Деление Океании на крупные островные государства. 1 Устный текущий опрос.
10. Путешествие по городам Австралии. 1 Сообщения учащихся.
11. Путешествие по странам Океании. 1 Сообщения учащихся.
12. Южная Америка. Деление на крупные регионы. 1 Устный текущий опрос.
13. Политическая карта Южной Америки. 1 Тест.
14. Путешествие по странам Южной Америки. 1 Сообщения учащихся.
15. Обобщение знаний по разделу «Южные материки». 1 Зачет.
16. Северная Америка. 1 Устный текущий опрос.
17. Формирование политической карты, страны Северной Америки. 1 Тест.
18. Путешествие по странам Северной Америки. 1 Сообщения учащихся.
19. Евразия, её крупные регионы: Европа и Азия. 1 Устный текущий опрос
20. Современная политическая карта Евразии: состав территории и страны региона. 1 Тест. Номенклатура.
21. Путешествие по странам Зарубежной Европы. Северная Европа. 1 Сообщения учащихся.
22. Путешествие по странам Зарубежной Европы. Западная Европа. 1 Сообщения учащихся.
23. Путешествие по странам Зарубежной Европы. Восточная Европа. 1 Сообщения учащихся.
24. Путешествие по странам Зарубежной Европы. Южная Европа. 1 Номенклатура.
25. Путешествие по странам Зарубежной Азии. Юго-Западная Азия. 1 Сообщения учащихся.
26. Путешествие по странам Зарубежной Азии. Страны Закавказья. 1 Сообщения учащихся.
27. Путешествие по странам Зарубежной Азии. Центральная Азия. 1 Сообщения учащихся.
28. Путешествие по странам Зарубежной Азии. Восточная Азия. 1 Сообщения учащихся.
29. Путешествие по странам Зарубежной Азии. Южная Азия. 1 Сообщения учащихся.
30. Обобщение знаний по разделу «Северные материки». 1 Зачет.
31. Антарктида. Своеобразие природы. 1 Фронтальный опрос.
32. Современные исследования Антарктиды. 1 Сообщения учащихся.
Итоговое занятие – 2 часа.
33. Научно – практическая конференция 1 Защита проектов.
34. Итоговое занятие. 1 Тест.
Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя
Атлас Мира [Карты] / Пер. с итал. – М.: ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2005. – 96 с.: ил.
Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 286 с.: ил., карт.
Журналы «GEO».
Крылова, О. В. Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Политическая карта мира [Текст] / О.В. Крылова. – М., 2003. – 14 с.
Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы [Текст] / В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2002.
Программно-методические материалы. География. 6-9 кл. [Текст] / Сост. В.И. Сиротин. – 4-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2001. – 288 с.
Страны мира от А до Я. Новый информационный справочник [Текст] / Сост. С.А. Романцова. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 352 с.: ил.
Страны мира. Современный справочник [Текст] / Сост. Ю.А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, О.А. Иванова, Н.А. Сарафанова. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 416 с., ил.
Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны [Текст] / Под ред. С. Б. Лаврова – М.: Гардарики, 2002.
Литература для учащихся
Атлас Мира [Карты] / Пер. с итал. – М.: ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2005. – 96 с.: ил.
Большая серия знаний. Страны. Народы. ЕВРОПА и РОССИЯ [Текст] / Сост. В.Б. Новичков. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». Издательский дом «Современная педагогика», 2005. – 128 с.: ил.
Большая серия знаний. Страны. Народы. АМЕРИКА, АВСТРАЛИЯ и ОКЕАНИЯ [Текст] / Сост. В.Б. Новичков. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». Издательский дом «Современная педагогика», 2005. – 128 с.: ил.
Большая серия знаний. Страны. Народы. АЗИЯ и АФРИКА [Текст] / Сост. В.Б. Новичков. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». Издательский дом «Современная педагогика», 2005. – 128 с.: ил.
Страны мира. Современный справочник [Текст] / Сост. Ю.А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, О.А. Иванова, Н.А. Сарафанова. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 416 с., ил.