Программа по внеурочной деятельности для 1 — 4 класса Клуб Патриоты Кубани
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 15
муниципального образования город Новороссийск
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2016 года протокол №1
Председатель ________ Н.В.Акимова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 – 4 классы
Клуб «Патриоты Кубани»
Учитель: Цветкова Ильмира Дамировна
Рабочая программа разработана в соответсвии и на основе рабочей программы
учителя физической культуры МБОУ ООШ №15 Цветковой И.Д., утверждено решением педагогического совета от " 30 " августа 2016 года (протокол № 1).
1.Пояснительная записка
Актуальность. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.
Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.
В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.
Гражданско-правовое направление позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.
Программа курса «Природа родного края» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.
Программа интегрированного курса «Природа родного края» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Цель программы
Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
Основные задачи:
формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов учебного плана);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Краснодарского края, (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях)
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
Организация занятий:
Программа предусматривает 4 года обучения с 1 по 4 класс в образовательных учреждениях. Программа составлена из расчёта 2 часа в неделю для 1 класса - 66 часов, для 2-3 класса – 1 час в неделю, в связи с тем, что в этих классах с 2016 года вводится дисциплина «Основы православной культуры», для 4 класса отводится по 68 часов (2 часа в неделю).
Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)
Организационно-методические условия
В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
системность;
единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.
Методы и формы обучения
Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. Формой проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как урок-путешествие.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Количество часов
Характеристика деятельности учащихся
Всего часов
Аудиторные
Внеаудиторные
1 год обучения
1
«Школа – мой дом родной».
22
14
8
Осознают свою новую роль - «школьник».
Развивают аналитико-синтетическое восприятие.
Учатся работать в парах. Формируют толерантные отношения к другим людям. Находят структурно-речевые связи между высказываниями, разрешают конфликтные ситуации.
Воспитывают чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность.
Воспитывают бережное отношение и уважение к книге; школьному имуществу; внимательное отношение к ученикам и учителям.
2
«Я - мы» (гражданское отношение к коллективу).
12
8
4
Определют свою роль в обществе. Формируют нравственные чувства и понятия. Воспитывают ответственное отношение к своему здоровью. Смотрят на себя со стороны. Анализируют своё поведение.Находят в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривают ситуацию с разных точек зрения.
Определяют и оценивают поступки героев различных ситуаций с точки зрения этики; основные понятия курса, применяют полученные знания в жизненных ситуациях.
3
«Я и моя семья».
20
14
6
Защищают свои права и права других людей, определяют ситуации, где нарушаются права человека. На примере литературных героев учатся отстаивать свои права. Определять свою роль в обществе, выполняют обязанности. Находят в различных ситуациях не только отрицательные моменты, но и положительные, рассматривают ситуацию с разных точек зрения.
Формируют первичные представления о толерантности как качестве личности. Воспитывают чувство терпимости к людям.
4
«Краснодар – моя маленькая Родина».
12
8
4
Знают название своего города, достопримечательности, историю своего города. Определяют и оценивают поступки героев.
Итого
66
44
22
2 год обучения
1
Краснодар – моя маленькая Родина.
9
5
4
Принимают и сохранять учебную задачу.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.
Обнаруживают и формулируют нравственную проблему.
Работают по предложенному плану,используют необходимые средства.
2
Я и моя семья.
5
3
2
Изучают историю своей семьи.
3
Кубань – моя Родина.
8
4
4
Изучают территория и географическое положение города. Знакомятся с картой города, границей, историей образования.
4
Краснодар – столица Кубани.
6
3
3
Изучают историю возникновения города, достопримечательности Краснодара. Формируют интерес к изучению истории, культуры родного города.
5
Улицы города.
6
3
3
Изучают названия улиц города, знакомятся с их историей. Знакомятся с историческими объектами, мемориальными досками.
Итого
34
18
16
3 год обучения
1
«Горжусь тобой - моя Кубань».
12
6
6
Знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Формируют интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитывают любовь и чувства гордости к своему краю.
2
Кубань – родимая земля.
7
3
4
Знакомятся с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
3
Народные мастера Кубани.
8
4
4
Формируют интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Воспитывают любовь и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, учатся видеть и понимать красоту родной природы.
4
Моя семья.
7
4
3
Слушают и понимают речь других людей. Выбирают в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекают необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждают полученные сведения по данной теме.
Сопровождаюь обсуждение иллюстративным материалом.
Итого
34
17
17
4 год обучения
1
Я – житель Кубани.
18
10
8
Оценивают вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. Подготавливают небольшие сообщения о традициях казачества.
Записывают и фиксируют информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
Осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме. Устанавливают аналогии.
Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.
2
Краснодарский край - казачий край.
20
12
8
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации.
Обнаруживают и формулируют нравственную проблему.
Работают по предложенному плану, использовать необходимые средства.
3
Мой город – Краснодар.
16
8
8
Знают историю возникновения города, достопримечательности Краснодара. Формируют интерес к изучению истории, культуры родного города.
4
Держись православия – веры наших предков.
14
8
6
Адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Работают в группах. Учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваются о правилах общения и поведения в храме.
Устойчиво следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Делают предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Перерабатывают полученную информацию: наблюдают и делают самостоятельные выводы.
Итого
68
38
30
Содержание программы.
1 год обучения:
I раздел «Школа – мой дом родной»- 22 ч.
Я школьник. Я среди других. История школы. Герб, гимн школы. Школа – мой дом родной и я хозяин в нём (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу). « Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью» (экскурсия в библиотеку). Акция «Наш чистый школьный двор». Учителя и ученики. Поведение в школе. Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу.
II раздел «Краснодар - моя маленькая Родина» – 12ч.
Экскурсия в Краснодарский историко-краеведческий музей. Достопримечательности г.Краснодара.
Пою моё Отечество (конкурс патриотических стихотворений).
III раздел «Я и моя семья» - 20 ч.
Я и моя семья. Семейные традиции. Что значит дружная семья? Труд в семье. Дружная семья: отдыхаем вместе. Труд родителей. Золотые бабушкины руки (акция ко дню пожилого человека, конкурс стихов). День матери (праздник). Боевой путь моих родственников (встреча с участниками ВОВ). Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи (совместные спортивные соревнования).
IV раздел «Кубань – моя Родина» - 12 ч.
Экскурсия в музей. Из истории Кубани. Символика Краснодарского края. Герб Краснодарского края. Гимн Краснодарского края.
2 год обучения:
I раздел «Краснодар – моя маленькая Родина»-9 ч.
История родного города. Герб, гимн, флаг г. Краснодара. Боевой путь горожан (встреча с участниками войн). Экскурсия. История памятников. «Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках). Люди в белых халатах.
II раздел « Я и моя семья» - 5 ч.
Начало славного рода. Семья Степановых. Мать и её дети.
III раздел «Кубань – моя Родина» -8ч.
Рельеф города. Воды. Почвы. Климат. Растительность города. Книга рекордов Кубани. Выставка рисунков «Мой край».
IV раздел «Краснодар – столица Кубани» - 6 ч.
Образование г.Краснодара. Жизнь города. Возрождение традиций. Герои, рожденные в Краснодаре.
Их увенчала военная слава. Отмечены за трудовую доблесть.
V раздел «Улицы города» - 6 ч.
Краснодар - дарованный Екатериной. Экскурсия по улицам города.
3 год обучения:
I раздел «Горжусь тобой - моя Кубань» - 12 ч.
Кубань – родимая земля
Экс Экскурсия. Из истории Кубани (музей). Символы Кубани (беседа).
Гор Город – герой Кубани - Новороссийск (заочное путешествие).
Сочи – город Зимней Олимпиады 2014 года. Краеведческая викторина.
Кубань – родимая земля. Экскурсия. «Обычай сильнее закона» (традиции
кубанского казачества). Обычаи и верования кубанских казаков.
II раздел «Город в котором я живу» – 7 ч.
Экскурсия. Краснодар – город воинской славы. Краснодар – культурная столица.
III раздел Народные мастера Кубани - 8ч.
ДПИ Кубани. Мастера ДПИ. Земляки , которыми гордится Кубань.
Экскурсия в историко – краеведческий музей. IV раздел «Моя семья» - 7 ч.
Родословная. Моё имя и фамилия. Творческая работа «Герб моей семьи».
4 год обучения:
I раздел «Я – житель Кубани» - 18ч.
Символика Кубани. Государственный герб Краснодарского края.
Государственный гимн Краснодарского края.
Государственный флаг Кубани. Конституция – основной закон государства.
Кубань – родина моя.
Кубань - многонациональный край. Есть такая профессия – родину
защищать. Память наших прадедов!
I I раздел «Краснодарский край – казачий край» - 20 ч.
История казачества. Традиции и обычаи казаков. Кубанский фольклор. Казачьи сказки.
Святые места Кубани. Экскурсии.
III раздел « Мой город - Краснодар» - 16 ч. Памятники истории Краснодара. Храмы и церкви Краснодара.
Экскурсия в историко – краеведческий музей.
IV раздел «Держись православия – веры наших предков».14ч
Православная вера. Православные традиции казаков. Православные святыни казаков.
Предполагаемые результаты
В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:
- общечеловеческих ценностей;
- прав человека на образование в РФ;
- государственных символов России, края, города;
- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
- прав и обязанностей обучающихся;
- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
- правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Деятельностная составляющая - умения:
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Ценностносная составляющая – проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- целеустремлённость;
-трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан- гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
В учреждении, как в образовательной системе:
создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы и виды контроля: устный журнал, уроки – отчёты, акция ко дню пожилого человека, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования, фестиваль, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, дискуссии, практикумы.
Методические рекомендации
Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Обучение грамоте», «Литературное чтение», «Внеклассное чтение», «Окружающий мир».
Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражены различные формы проведения занятий: проведение бесед, мультимедийных занятий, праздников, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике.
Основные понятия курса
Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.
Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.
Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.
Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.
Государственная дума – так в России называют собрание избранных народом представителей, которое разрабатывает и утверждает законы.
Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.
Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.
Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.
Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.
Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.
Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.
Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.
Независимость – самостоятельность, свобода.
Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.
Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Президент - глава государства.
Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.
Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).
Старина - давнее, давно минувшее время.
Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.
Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
Описание материально – технического обеспечения образовательного
№п /п
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.
Количество
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция )
Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
1
Города и люди. Книга очерков о выдающихся кубанцах. Краснодар: Периодика Кубани, 2007 г.
1
Ю.В.Ефремов. Озёра Кубани. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2006 г.
1
Кутузов И.А., Ушаков Л.А. Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны». Москва.
1
Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2008 г.
1
Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
1
2
Печатные пособия
Карты России и Краснодарского края
1
3
Технические средства обучения
Компьютер.
1
4
Экранно – звуковые пособия
Экран
1
5
Игры и игрушки
-
6
Оборудование класса
Уголок «Моя Кубань - моя Россия»
1
7
Перечень наглядных средств обучения:
Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации»
Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн края, города»
Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
Портрет президента РФ
Портрет губернатора Краснодарского края.
Географические карты РФ, края.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов
от ___________ 2016 года № 1
________ ______________
подпись руководителя МО, Ф.И.О
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______ О.Ю. Квачевская
подпись Ф.И.О.
______________ 2016 года
Тематическое планирование
1 класс – 2 часа в неделю (66 часов в год)
№ п/П
Наименование разделов и тем
Всего часов
Занятия
Дата
теория
практич.
План
факт
1
Школа – мой дом родной.
22
9
13
1.
Я – школьник. Экскурсия по школе.
1
1
2.
История гимназии.
1
1
3.
Герб и гимн гимназии.
1
1
4.
Школа – мой дом родной.
1
1
5.
Книги – реки, наполненные мудростью.
1
1
6
Экскурсия в школьную библиотеку.
2
7
Наш школьный двор.
1
1
8
Правила поведения в школе.
1
1
9
Общение со сверстниками.
1
1
10
Мой класс.
1
1
11
Праздник «Посвящение в первоклассники»
2
2
Краснодар – моя маленькая Родина
12
4
8
1
Краснодар – моя малая Родина.
1
1
2
Экскурсия в краснодарский историко - краеведческий музей.
2
3
Краснодар – Екатеринодар.
1
1
4
Достопримечательности г.Краснодара.
1
1
5
Экскурсия по городу.
2
6
Конкурс рисунков «Мой город».
1
1
3
я и моя семья
20
7
13
1
Я и моя семья.
1
1
2
Семейные традиции.
1
1
3
Дружная семья.
1
1
4
Труд родителей.
1
1
5
Мои дедушки и бабушки (конкурс стихов).
1
1
6
Праздник «Моя семья».
2
7
Боевой путь моих родственников.
1
1
8
Встреча с ветеранами ВОВ.
2
9
Здоровый образ жизни.
1
1
10
Спортивный праздник «Самая спортивная семья».
2
4
Кубань – моя Родина.
12
4
8
1
Кубань – моя Родина.
1
1
2
Экскурсия в краснодарский историко - краеведческий музей.
2
3
История Кубани.
1
1
4
Краснодар – столица Кубани.
1
1
5
Моё Отечество (конкурс патриотических стихов).
1
1
6
Викторина «Мой край».
2
Всего:
66
23
43
Тематическое планирование
2 класс – 1 час в неделю (34ч в год)
№ п/П
Наименование разделов и тем
Всего часов
Занятия
Дата
теория
практич.
План
факт
1
Краснодар – моя маленькая родина
9
5
4
1.
История родного города.
1
2.
Экскурсия в краснодарский историко - краеведческий музей.
1
3.
Символика города Краснодара.
1
4.
Краснодар в годы ВОВ.
1
5.
Встреча с участниками ВОВ.
1
6
История памятников Краснодара.
1
7
Забота о старших – дело совести каждого.
1
8
Люди в белых халатах.
1
9
Экскурсия к памятным местам города.
1
2
Я и моя семья
5
3
2
1
Начало славного рода.
1
2
Традиции моей семьи.
1
3
История семьи Степановых.
1
4
Мать и её дети.
1
5
Игра – конкурс «Самая дружная семья».
1
3
Кубань – моя родина
8
4
4
1
Житница России – Кубань.
1
2
Древние города Кубани.
1
3
Растительность Кубани.
1
4
Животный мир Кубани.
1
5
Красная книга Кубани.
1
6
Экскурсия в краснодарский историко - краеведческий музей.
1
7
Моря и реки Краснодарского края.
1
8
Викторина «Мой край – Кубань».
1
4
Краснодар – столица Кубани.
6
3
3
1
Первые населённые пункты
1
2
Образование города Краснодара.
1
3
Жизнь города.
1
4
Возрождение традиций.
1
5
Герои, рождённые в Краснодаре.
1
6
Выставка рисунков «Мой город».
1
5.
УЛИЦЫ ГОРОДА.
6
3
3
1
Краснодар – дарованный Екатериной.
1
2
Улица - на которой я живу.
1
3
Улицы города. История их названий.
1
4
Главная улица города. Улица Красная.
1
5
Экскурсия по городу.
1
6
Выставка рисунков «Улица на которой я живу».
1
Всего:
34
18
16
Тематическое планирование
3 класс – 1 час в неделю (34ч в год)
№ п/П
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
дата
основные виды учебной деятельности
план
факт
1
Горжусь тобой – моя кубань
12
1.
История родного края.
2.
Экскурсия в Новороссийский историко - краеведческий музей.
3.
Символика Краснодарского края.
4.
Новороссийск в годы ВОВ.
5.
Встреча с участниками ВОВ.
6
Город – герой Новороссийск.
7
Сочи – столица олимпиады.
8
Викторина « Мой край».
9
Писатели и поэты Кубани.
10
Конкурс стихов «Моя Кубань».
11
Художники Кубани.
12
Экскурсия в художественный музей им.Коваленко.
2
Город, в котором я живу
7
1
Новороссийск город воинской славы.
2
Экскурсия в музей боевой славы.
3
Новороссийск – культурная столица.
4
Театры, музеи Краснодара.
5
Кукольный спектакль «Казачьи байки».
6
Новороссийск – промышленный город.
7
Викторина «Мой город»
3
Народные мастера кубани
8
1
ДПИ Кубани. Глиняная игрушка.
2
ДПИ Кубани. Вышивка.
3
ДПИ Кубани. Плетение.
4
ДПИ Кубани. Ткачество.
5
Мастера ДПИ Кубани.
6
Экскурсия в новороссиский историко - краеведческий музей.
7
Земляки, которыми гордится Кубань.
8
Выставка детских поделок.
4
Моя семья
7
1
Моя семья. Моя родословная.
2
Я и моё имя.
3
История моей фамилии.
4
Мой дом – моя крепость.
5
Герб моей семьи (творческая работа).
6
Игра – конкурс «Папа, мама и Я».
7
Семьи - прославившие Кубань.
Итого:
34
Тематическое планирование
4 класс – 2 часа в неделю (68 часов в год)
№ п/П
Наименование разделов и тем
Всего часов
Занятия
Дата
теория
практич.
План
факт
1
я – житель кубани
18
9
9
1.
Я – житель Кубани.
1
1
2.
Символика Кубани.
1
1
3.
Конституция – основной закон государства.
1
1
4.
Кубань – Родина моя.
1
1
5.
Кубань – многонациональный край.
1
1
6
Наши добрые соседи – адыги.
1
1
7
Память наших прадедов
1
1
8
Большая забота о маленьких детях.
1
1
9
Детские здравницы Кубани (Анапа, ДЦ «Орлёнок»)
1
1
2
Краснодарский край – казачий край
20
8
12
1
История казачества на Кубани.
1
1
2
Традиции кубанских казаков.
1
1
3
Обычаи кубанских казаков.
1
1
4
Кубанский фольклор.
1
1
5
Традиционная одежда.
1
1
6
Казачье жилище, двор, хозяйство.
1
1
7
Казачьи сказки (спектакль).
2
8
Древние и современные ремёсла.
1
1
9
Святые места Кубани.
1
1
10
Экскурсия в краснодарский историко - краеведческий музей.
2
3
Мой город – краснодар!
16
5
11
1
Без прошлого нет настоящего.
1
1
2
Памятники истории вокруг нас.
1
1
3
Храмы и церкви Краснодара.
1
1
4
Экскурсия «Золотые купола над городом»
2
5
Знаменитые люди нашего города.
1
1
6
Парки и скверы Краснодара.
1
1
7
Экскурсия в сквер «Фестивальный».
2
8
Фотоконкурс «Город моими глазами».
2
4
Держись православия – веры наших предков
14
6
8
1
Православная вера – основа кубанской семьи.
1
1
2
Православные традиции казачества.
1
1
3
Православные святыни Кубани.
1
1
4
Храмы и соборы Кубани. Правила поведения в храме.
1
1
5
Экскурсия в Свято – Троицкий собор.
2
6
Православные праздники. Рождество Христово. Пасха. Троица.
1
1
7
Праздники в моей семье.
1
1
Всего:
68
28
40
15