Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб путешественников (2-4)
Клуб путешественников.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Клуб путешественников» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Клуб путешественников» обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189).
Назначение программы. Образовательная программа «Клуб путешественников» реализует общекультурное направление и направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения
местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем.
Перспективность. Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.
Программа рассчитана на учащихся 2- 4 классов. Объем часов, отпущенных, на занятия и его продолжительность зависят от темы и содержания занятий. Всего 34 часа в год.
Цель курса «Клуб путешественников» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за своё родное село, родной край.
Задачи курса:
- ознакомление учащихся с историей и культурой родного края, с историко-культурными памятниками с. Красный Яр;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в
повседневной жизни;
- овладеть начальными формами исследовательской деятельности, включая умения
поиска и работы с информацией.
- выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе,
предоставление им возможностей для реализации своих способностей.
Основные виды деятельности:
-проведение исследований, написание мини-сочинений, фотосессий;
-участие в акциях по сохранению природы родного края;
-коллективно-творческие дела.
Формы и методы работы:
-рассказ, диалог, беседа;
-экскурсия, поездка;
- работа в музеях;
-встречи с участниками исторических событий.
Формы контроля:
В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля:
непосредственное участие младших школьников в праздниках;
-социальных проектах (коллективных творческих делах);
-создание портфеля достижений.
Структура курса
2 класс
Моя школа - мой дом. (2ч.)
История и традиции школы, в которой обучаются дети. Посещение школьной библиотеки.
Моя маленькая родина. (8 ч.)
Знакомство с улицами с. Красный Яр. Достопримечательности села. (Памятник неизвестному солдату, крепостной вал с. Красный Яр, площадь Юбилейная, Коробов сад).
Самарская область – моя родина. (6ч.)
Знакомство с россо – арийской цивилизацией, которая около 5000 лет назад населяла территорию современной Самарской области в музее каменных изваяний россо- ариев.
Зима. Зимний наряд села. Экскурсия в природу.
Праздники и обычаи русского народа. (8ч.)
Традиции, обряды, обычаи праздников Крещение Господне, «Масленица».
Зимние подвижные игры на улице.
Выставка в музее Истории Красноярского района.
Жизнь и быт нашего села. (5ч.)
Весеннее пробуждение природы.
Практическая работа: под руководством учителя дети делают кормушки из пластиковых бутылок, привязывают к ним веревочки. Проведение инструктажа по технике безопасности во время развешивания кормушек, напоминание о правилах поведения на улице. История праздника Пасха, о пасхальных традициях и угощениях.
След ВОВ в нашем селе. (4ч.)
Экскурсионная программа «День победы». Рассказ о Великой Отечественной войне.
Итоговое занятие. (1ч.)
Подготовка к творческому отчету. Фотоотчёт.
3 класс
«Школа – мой дом родной» (2 ч.)
История школы. Встреча с интересными людьми, выпускниками нашей школы.
Экскурсия в районную библиотеку им. А.С. Пушкина.
«Красный Яр - моя маленькая Родина» (2 ч.)
Экскурсия в музей истории Красноярского района. Достопримечательности
с. Красный Яр.
«Я и моя семья» (4 ч.)
Я и моя семья. Семейные традиции. Что значит дружная семья? Дружная семья: отдыхаем вместе (совместная поездка на страусиную ферму (п. Сырейка).
«Красноярский район – моя малая Родина» (4 ч.)
Экскурсия по достопримечательностям Красноярского района.
Фотоотчет «Мой край».
«Самара– столица Самарской области» (4 ч.)
Автобусная экскурсия по памятным местам Самары (путешествие по старому городу).
«По набережной реки Волги» (4 ч.)
Экскурсия по набережной реки Волги.
«Город, в котором я живу» (4 ч.)
Самара – культурная столица. Посещение ТЮЗа.
«Жизнь и быт нашего села» (4 ч.)
Пешая экскурсия по историческим местам села (Корбовый сад, Учительскиий городок).
« Я - житель Красного Яра» (4ч.)
Храмы и церкви Красноярского района. Экскурсия.
Итоговое занятие. (2ч.)
Подготовка творческого отчета. Фотоотчет.
4 класс
«Школа – мой дом родной» (2 ч.)
Я школьник. Я среди других. История школы. Герб, гимн школы. Школа – мой дом родной и я хозяин в нём (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу).
« Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью» (экскурсия в библиотеку).
«Красный Яр - моя маленькая Родина» (2 ч.)
Экскурсия в музей истории Красноярского района. Достопримечательности
с. Красный Яр.
«Я и моя семья» (4 ч.)
Я и моя семья. Семейные традиции. Что значит дружная семья? Дружная семья: отдыхаем вместе. Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи (совместный поход в лес).
«Самарская область – моя Родина» (4 ч.)
Экскурсия по Самарской области.
Фотоотчет «Мой край».
«Самара – столица Самарской области» (4 ч.)
Образование г. Самара. Жизнь города. Возрождение традиций. Герои, рожденные в Самаре. Их увенчала военная слава. Отмечены за трудовую доблесть. Памятные места Самары
«По паркам и скверам» (4 ч.)
Экскурсия по улицам города.
«Город, в котором я живу» (4 ч.)
Экскурсия в музей Алабина. Самара – культурная столица.
«Жизнь и быт старой Самары» (4 ч.)
Экскурсия в историко – краеведческий музей. Детская программа «Игры и забавы
за 100 лет» « Я – ь
« Я - житель Красного Яра» (4ч.)
Памятники истории Красноярского района. Храмы и церкви Красноярского района.
Экскурсия.
Итоговое занятие. (2ч.)
Подготовка творческого отчета. Фотоотчет.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Содержание занятия
Дата
Моя школа – мой дом.
1.
Моя школа – мой дом. Экскурсия.
1
Знакомство с историей и традициями школы.
2.
Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья. Экскурсия в школьную библиотеку.
1
Знакомство со школьной библиотекой, правилами поведения в библиотеке.
Моя маленькая родина.
3-4
Экскурсия «Улицы нашего села».
2
Знакомство с улицами с. Красный Яр.
5-6
Достопримечательности нашего села. За что люблю, чтобы изменил.
2
Знакомство с достопримечательностями села. (Памятник неизвестному солдату, крепостной вал с. Красный Яр и другие)
7-10
Моё любимое местечко в родном посёлке. (Поход в Коробов сад.)
4
І°Знакомство с историей возникновения местечка Коробов сад. Поход в Коробов сад.
Самарская область – моя родина.
11
Экскурсия в музей истории Красноярского района. (Изучение родного края).
1
Изучение родного края, знакомство с музеем.
12-14.
Музей каменных изваяний россо - ариев. (Экскурсия в музей под открытым небом)
3
Экскурсия в музей под открытым небом, знакомство россо – арийской цивилизацией, которая около 5000 лет назад населяла территорию современной Самарской области.
15-16
Волшебница – зима. (Наблюдение, фотосессия).
2
Праздники и обычаи русского народа.
17-18
Праздник «Крещение Господне – традиции, обычаи, обряды» (Посещение церкви Михаила Архангела).
2
Знакомство с традициями, обрядами, обычаями праздника Крещение Господне.
19-20
Зимние забавы. (Игры на свежем воздухе).
2
Знакомство с зимними подвижными играми для детей на улице. Игры.
21-22
Музей истории Красноярского района . (Выставка).
2
Посещение выставки в музее. Продолжение знакомства с историей родного края.
23-24
Праздник «Масленица». История, традиции, обычаи.(Сельский праздник).
2
Знакомство с историей, обычаями, традициями праздника «Масленица».
Жизнь и быт нашего села.
25-26
Весеннее пробуждение природы. Экскурсия по селу.
2
Показать пробуждение природы,
связь весенних изменений в живой и неживой природе.
27
Изготовление и развешивание кормушек около школы.
1
Оказание помощи птицам.
28-29
«Делимся пасхальной радостью! Колокольный перезвон!» Экскурсия в церковь Михаила Архангела.
2
Знакомство с историей праздника Пасха, о пасхальных традициях и угощениях.
След ВОВ в нашем селе.
30-31
Экскурсия в Архивный отдел Администрации м.р. Красноярский.
2
Знакомство с работой Архивного отдела м.р. Красноярский. Продолжить знакомство с историей родного края.
32-33
Экскурсионная программа «День победы».
2
Рассказ о Великой Отечественной войне.
Итоговое занятие.
34
Итоговое занятие. Фотоотчёты.
1
Подготовка к творческому отчёту. Фотоотчет.
ВСЕГО
34
3 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Содержание занятия
Дата
«Школа – мой дом родной».
1.
Мы пишем историю школы
1
Продолжить знакомство с историей школы. Встреча с интересными людьми, выпускниками школы.
2.
« Книга – твой лучший друг» (экскурсия в библиотеку).
1
Экскурсия в районную библиотеку им. А.С. Пушкина.
«Красный Яр – моя маленькая Родина»
3-4
Экскурсия в музей истории Красноярского района. Достопримечательности с. Красный Яр.
2
Экскурсия в музей истории Красноярского района.
«Я и моя семья»
5-8
Совместная поездка на страусиную ферму (п. Сырейка).
4
Дружная семья: отдыхаем и познаем животный мир вместе.
«Красноярский район – моя малая Родина»
9-12
Экскурсия по достопримечательностям Красноярского района.
4
Экскурсия по Красноярскому району.
Создание фотоотчета «Мой край».
«Самара – столица Самарской области»
13-16
Автобусная экскурсия по памятным местам Самары.
4
Экскурсия «Памятные места Самары».
«По набережной реки Волги»
17-20
Экскурсия по набережной реки Волги.
4
Экскурсия.
«Город, в котором я живу»
21-24
Самара – культурная столица. Посещение ТЮЗа.
4
Знакомство с Самарой, как с культурной столицей.
«Жизнь и быт нашего села»
25-28
Пешая экскурсия по историческим местам села.
4
Пешая экскурсия по селу Корбовый сад, Учительский городок.
« Я - житель Красного Яра»
29-32
Храмы и церкви. Красноярского района.
Экскурсия.
4
Храмы и церкви Красноярского района.
Итоговое занятие.
33-34
Итоговое занятие.
Выставка работ, фотоотчёты.
2
Подготовка к творческому отчёту. Фотоотчет.
ВСЕГО
34
4 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Содержание занятия
Дата
«Школа – мой дом родной».
1.
Я среди других. История школы.
1
Продолжить знакомство с историей школы: герб, гимн школы,
2.
« Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью» (экскурсия в библиотеку).
1
Экскурсия в районную библиотеку им. А.С. Пушкина.
«Красный Яр – моя маленькая Родина»
3-4
Экскурсия в музей истории Красноярского района. Достопримечательности с. Красный Яр.
2
Экскурсия в музей истории Красноярского района.
«Я и моя семья»
5-8
Совместный поход в лес.
4
Дружная семья: отдыхаем вместе. Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи.
«Самарская область – моя Родина»
9-12
Загородная экскурсия .
4
Экскурсия по Самарской области.
Создание фотоотчета «Мой край».
«Самара– столица Самарской области»
13-16
Без прошлого нет настоящего.
Экскурсия «Памятные места Самары».
4
Возрождение традиций. Герои, рожденные в Самаре.
Экскурсия «Памятные места Самары».
«По паркам и скверам»
17-20
Экскурсия в Ботанический сад, посещение парка Гагарина.
4
Экскурсии.
«Город, в котором я живу»
21-24
Самара – культурная столица. Экскурсия в музей Алабина.
4
Знакомство с Самарой, как с культурной столицей.
«Жизнь и быт старой Самары»
25-28
Осмотр исторического центра. Посещение дома купца Рытикова. Детская программа «Игры и забавы за 100 лет».
4
Экскурсия в историко – краеведческий музей. Детская программа «Игры и забавы
за 100 лет» .
« Я - житель Красного Яра»
29-32
Памятники истории Красноярского района. Храмы и церкви. Красноярского района.
Экскурсия.
4
Храмы и церкви Красноярского района.
Итоговое занятие.
33-34
Итоговое занятие.
Выставка работ, фотоотчёты.
2
Подготовка к творческому отчёту. Фотоотчет.
ВСЕГО
34
Информационно-методическое обеспечение
1. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М.,1991г.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Москва «Просвещение», 2011 г.;
6. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие/Ю.А. Сизова/ - г.о. Спасск – Дальний, 2009.
7. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г.
8. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.
9. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Цифровые образовательные ресурсы:
1.Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основным критерием результативности занятий по внеурочной деятельности «Клуб путешественников» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
-активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
- овладение опытом исследовательской и проектной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы:
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;
- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников
- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах;
- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;
- реализация социально-экологических проектов.
- духовно – нравственное развитие личности.
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа.
Для учета знаний и умений, полученных в результате освоения программы внеурочной деятельности «Клуб путешественников», составляется «Портфель достижений». Содержанием данного «Портфеля достижений» являются фотоотчеты посещенных выставок, экскурсий, материалы конференций.
13PAGE 15
13PAGE 141115
13PAGE 15
13PAGE 141315
Заголовок 1Заголовок 215