Отчет о реализации проекта Открытые двери (сообщение на методическом объединении педагогов дополнительного образования)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Егорлыкский Центр внешкольной работы






Сообщение на заседании МО педагогов дополнительного образования
Результаты реализации социально-педагогического проекта «Открытые двери»














подготовила педагог дополнительного образования
Рак Людмила Алексеевна











станица Егорлыкская
Ростовская область
2017 год
В  среде инклюзивного (включенного) образования   педагоги, родители и другие люди имеют возможность работать в партнерстве, применяя обычные образовательные программы с достаточной гибкостью, в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями всех детей. В последнее время все чаще стали говорить о практике обучения, основанной на убеждении, что  все дети, как с инвалидностью, так и без нее, имеют право учиться вместе. Совместное обучение поможет детям с ОВЗ адаптироваться к жизни, а обычным детям позволит развить толерантность и ответственность. Основной смысл инклюзивного образования будет ориентироваться на организацию образовательного пространства, в котором будет комфортно и обычным детям и детям с особенностями.
Детям с ОВЗ особенно нужна творческая деятельность, которая поможет расширить границы доступного им мира. Занятия разными видами творчества могут дать возможность приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. Создать особую образовательную среду позволит сотрудничество с учреждениями детского творчества
В системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Зачастую. Особенные дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Они чувствуют мир ярче, острее, эмоциональней, чем обычные дети. Поэтому, занимаясь, разными видами дополнительного образования такие дети находят себя в непростом мире. Это помогает влиться в мир обычных людей, и даже предопределяет выбор будущей профессии.
Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить либо через занятия в учреждениях дополнительного образования, либо дистанционно, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для таких детей. Каждое изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет в себе отпечаток его личности.
Педагогический коллектив посчитал, что использование условий, существующих в нашем Центре внешкольной работы, может быть полезным в решении проблем инклюзивного образования. На этих основных принципах и был разработан социально-педагогический проект «Открытые двери» рассчитанный на детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Егорлыкского района.
Для написания нашего социально-педагогического проекта нами были изучены сущность и принципы социально-педагогической работы, нормативно-правовая база, методика и опыт социально педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также технология социально-педагогического проектирования.
Проект «Открытые двери»  направлен на создание условий для инклюзивного детского сообщества, для приобщения  к новой системе ценностей и взглядов на  взаимодействие с окружающими. Основные направления проекта: направление «Вместе веселее»  по взаимодействию с детьми с ОВЗ и направление «Наши старшие друзья»  по взаимодействию с пожилыми  людьми. Нашими социальными партнерами являются: комитет по молодежной политике администрации района, общественная организация инвалидов Егорлыкского района, Социально реабилитационный центр,  Отдел социальной защиты  населения, ЦРБ, Центр социального обеспечения.  В нашем проекте участвует большое количество людей: взрослые и дети, которые объединены единой целью.
Всего по направлению «Вместе веселее»  было организовано и уже проведено  около 30 мероприятий, в которых приняли участие более 300 детей, 45 детей  с ограниченными возможностями здоровья из Целинского, Зерноградского, Кагальницкого, Егорлыкского районов. Самыми яркими и запоминающимися стали:
- фестивали, посвященные декаде инвалидов
- благотворительные  акции и традиционные новогодние представления для детей с ОВЗ;
- совместные мастер-классы «Наполни сердце волшебством»;
- регулярные «Уроки милосердия».
Такое взаимодействие,  несомненно,  способствует расширению  жизненного пространства ограниченных в общении детей, меняется их эмоциональное настроение – уходит  настороженность и апатия, появляется   желание творить, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, повышается самооценка. 
Творчество, рукоделие  это то, что делает мир лучше и добрее, поэтому в нашем проекте большое внимание уделяется  благотворительным мероприятиям. «Сад добрых дел»  именно такое название вот уже третий год носит благотворительная ярмарка. Основными участниками «Сада ..» наряду с неравнодушными взрослыми являются обучающиеся Центра, именно они своими руками готовят поделки и сувениры на продажу.
Проект стал заметным событием культурного пространства нашего Центра внешкольной работы, добавив в его облик черты милосердия, взаимопомощи, солидарности. Мы можем видеть положительные результаты  благотворительной деятельности.  У обучающихся  формируются  человеческие качества, которые базируются на духовности и нравственности. Меняется сознательность взрослого населения, уходит  образ «особого ребенка» как «неполноценного человека». Родители детей с ОВЗ высказывают  слова благодарности организаторам совместных мероприятий.
Важно отметить, что проводимые такие мероприятия действительно стирают  границы и помогают этим детям реализовать хотя бы малую толику их огромного творческого потенциала. Мы также надеемся, что это и станет прочным мостиком в будущее, где не будет разницы между «ими» и «нами».















Литература и сетевые ресурсы:

http://festival.1september.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15