Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе для повышения качества знаний учащихся.
Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
Тема: Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе для повышения качества знаний учащихся.
Обобщение опыта работы
учителя начальных классов
Волковой Натальи Павловны
Каждый педагог, работающий в начальной школе, в той или иной мере использует игры и игровые технологии в своей деятельности. В 1 классе много учеников с несформированным произвольным компонентом деятельности. Им трудно принять задачу, включиться в поиск решения, любые незначительные факторы уводят их в сторону. Высока степень утомляемости. На уроках постоянно приходиться использовать методы активизации внимания, снятия напряжения. Они не привыкли к самостоятельной деятельности, ждут постоянных указаний, помощи со стороны взрослого. Привыкли действовать по образцу, шаблону. В учебной деятельности такие дети испытывают затруднения.
Мои наблюдения за учебным процессом показали необходимость использования темы познавательного интереса и игровой деятельности, как одному из способов его повышения.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка, литературного чтения и других предметов, изучаемых в начальной школе. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра- это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Что же такое «игровые педагогические технологии»? Это понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не даёт возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
Учебный материал используется в качестве её средства.
В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Анкетирование учащихся. Начиная работу по организации игровой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения, мне необходимо было выполнить анализ игровых потребностей, интересов и предпочтений учеников моего класса. В этом мне помог метод анкетирования. Ребятам было предложено ответить на ряд следующих вопросов в письменной и частично устной форме:
Ты любишь играть? В какие игры ты играешь?
Какие игры тебе нравятся больше других? Почему?
Какие игры тебе не нравятся? Почему?
Ты можешь сам придумать свою игру? О чём будет твоя игра?
Как ты любишь играть — один или с другими детьми? Почему?
С кем ты любишь больше играть — с мальчиками или девочками, со старшими или с младшими детьми? Почему?
Любишь ли ты играть с игрушками? С какими из них ты играешь чаще всего?
Где ты любишь играть — в школе, дома, во дворе…?
Как часто ты играешь? Хотел бы ты играть чаще?
Проведённое в этом ключе изучение игровых интересов и предпочтений младших школьников, выявило, например, что для всех детей этого возраста характерна любовь к подвижным играм (50% опрошенных), компьютерным играм (22% опрошенных), настольным (15%) – крестики-нолики, морской бой и т.д., а так же сюжетно-ролевым.
Не любят дети играть в игры, правила которых незнакомы или непонятны, а так же в те, где есть возможность потерпеть неудачу, быть хуже всех, проиграть.
Все опрошенные ребята отметили, что любят играть в компании (друзья, мальчики, девочки), так как «это веселей, одному скучно».
На вопрос: «Можешь ли придумать свою игру?», утвердительно ответили 73% детей (предложили свои сюжеты — сюжетно-ролевые игры).
Опираясь на данные анкетирования, я сделала вывод о том, что игровые технологии можно использовать на уроках в данном классе для повышения познавательной активности, так как дети готовы принять учебную игру на уроке в паре или группе ребят. Необходимо учитывать двигательные моменты игры, чёткое проговаривание правил, элемент успеха для каждого ученика, обязательно подведение итогов, осознание завершённого действия.
Работа по созданию дидактических игр для предмета «Обучение грамоте» в первом классе.
Начиная работу по этой теме, я поставила задачу создать систему постепенно усложняющихся дидактических игр, в которых последовательно будут закрепляться все те знания, которые получают дети. Эти игры требуют особого внимания со стороны учителя, ведь в них, с одной стороны, должно быть правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны, необходимо придать этому содержанию интересный, эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая. Они должны заинтересовать ребёнка в изучении фонетики, показать привлекательность науки. Эти игры хороши тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику (создавать ситуацию успеха).
Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Опробованные мною игры имеют для эффективного обучения грамоте не меньшее, а большее значение, чем чисто учебные задания. Ведь один из важнейших компонентов учебной деятельности — учебно-познавательная мотивация у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.
Игра «Найди друзей для звука».
Эту игру я проводила в конце урока после того, как был проведён звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, я ставлю магнитный значок в первую клеточку схемы звукового состава слова «мама» и спрашиваю детей, какому звуку они должны найти друзей. На первых этапах знакомства с игрой, мы с учениками ещё раз читали вслух слово «мама», интонационно выделяя этот звук. Затем необходимость в этом действии отпадает.
Поскольку активность учеников в этой игре чрезвычайно велика, учителю лучше двигаться постепенно от парты к парте, выслушивая ответы каждого ребёнка. Здесь же вводится одно из правил игры: нельзя повторять уже произнесённое слово. Ребята не сразу научаются произносить слово с интонационным выделением нужного звука (а это одна из основных учебных задач этой игры). Я не делаю им замечаний. Это игра. Поэтому, если ребёнок говорит просто слово «молоко», повторяю за ним: «Правильно, мммолоко, есть звук (м)». Если отвечает ученик, который уже может сам выделить интонацией нужный звук, я прошу повторить его слово ещё раз, чтобы все дети услышали в слове звук (м). и ребёнок повторяет: «комм».
В момент, когда я замечаю, что словарный запас детей постепенно истощается, игру можно закончить. Обязательно подводим итоги и называем победителей. Ими становятся те ребята, которые нашли наибольшее количество друзей для названного звука. Как вариант усложнения этой игры, можно предложить следующее задание: «А теперь будем искать друзей для мягкой пары звука (м)».
Мне всегда приятно, когда игра походит быстро и без ошибок. Но в классе всегда найдётся ученик, который назовёт слово с мягким согласным вместо твёрдого, либо слово будет походить по смыслу на уже сказанное другим учеником, но не будет иметь нужного звука. Ни в коем случае нельзя пропускать такие ошибки. Учитель ещё раз вместе с учеником повторяет сказанное слово, убеждаемся, что такого звука в нём нет. Если ребёнок затрудняется сам быстро заменить слово, учитель приходит на помощь. Наводящими вопросами выходим на нужное слово. Например: «Назови столицу России». «МММосква». И здесь же обязательно похвалить такого ученика. Он справился с заданием.
Игра «Найди друзей для звука» проводилась мною практически на каждом уроке обучения грамоте. В дальнейшем уже ребёнок может задать необходимый звук для игры. Проведение этой игры очень важно для расширения словарного запаса детей, активизации их словаря. Вначале ребята называют только предметы. Постепенно, когда с задачей интонационного выделения звука в слове начнёт самостоятельно справляться подавляющее большинство учащихся, можно ввести дополнительные условия игры: называть можно только те слова со звуком (м), которые обозначают предметы мебели, или животных. Постепенно можно вводить в игру и другие части речи — прилагательные, наречия, глаголы.
Какой лёгкой ни покажется эта игра с первого взгляда, но учителю к ней необходимо готовиться. Запас его слов должен быть намного больше, чем у детей. Только в этом случае учитель сможет руководить игрой, вовлекая в неё всех учеников.
Эта игра является серьёзным учебным заданием. В игровую деятельность её превращает, во-первых, заданная игровая ситуация (ребята находят друзей для звуков), во-вторых, стиль его проведения (эмоциональность, темп), а в-третьих, элемент соревнования: кто назовёт больше правильных слов. Поэтому за каждое правильно названное слово ребёнок получает в награду какую-нибудь фишку или любой другой маленький предмет — элемент мозаики и т.п. (у меня это яркие фантики с изображением солнышка)). Награды здесь выступали просто символом, чтобы в конце можно было подсчитать их и определить победителя.
Игра «Назови пару».
Эту игру я вводила для отработки следующей учебной операции — различения твёрдых и мягких согласных звуков. Её хорошо проводить с мягким мячом. Учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным звуком (условия игры оговариваются заранее). Назвать слово с таким же звуком ученику легче.
Например: учитель — «рог», ученик — «рама».
учитель — «рог», ученик — «машина».
учитель — «миг», ученик — «мешок».
учитель — «миг», ученик — «сирень».
Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.
Эта игра более сложная по сравнению с предыдущей, но, отрабатывая её на каждом уроке, ребята учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, набираются необходимыми словами, привыкают рассматривать каждое слово и с этой точки зрения.
При проведении этих игр, необходимо очень постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому и помнить о необходимости в любой момент оказать незаметную помощь.
В этих играх с мячом важно учесть ещё и «техническую» сторону: мяч нужно фактически давать в руки ребёнку, избегая ситуаций, когда мяч падает и весь класс бросается его ловить. То есть, в данной игре, отрабатывается не ловкость детей и не их координация, а конкретная учебная задача по различению мягких и твёрдых согласных звуков.
Игра «Живые звуки».
Это, пожалуй, самая любимая игра моего класса в период обучения грамоте. Эта игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Например, на уроке анализировалось слово «песок». На доске после проведения звукового анализа выложена модель этого слова: зелёный квадрат, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат.
Детей на игру «Живые звуки» можно пригласить разными способами:
Вариант 1 — играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова — какой первый звук в слове? Третий? Второй? Пятый?
Вариант 2 — учитель приглашает детей к доске и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.
Итак, у доски ученики выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» это слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках (картонные прямоугольники синего, зелёного и красного цвета). Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдёт ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй твёрдый согласный звук, первый мягкий согласный звук, первый твёрдый согласный звук».
Дети должны быстро подойти и вновь выстроиться в слово. После «прочтения» слова с указкой, каждый ученик рассказывает о своём звуке и садится на место.
Здесь ребята выполняют достаточно сложные задания. Каждый ученик, исполняющий роль звука, должен всё знать и помнить о своём звуке. Например, ребёнок, играющий роль звука (п), помнит, что он — первый звук в слове, первый согласный, первый мягкий согласный звук. Ведь мои характеристики могут касаться любой характеристики звука. Конечно же, необходимо помнить учителю, что он даёт детям очень сложные учебные задания, а в игру их превращает форма проведения — эмоциональность, непринуждённость, лёгкость. Эта игра позволяет учителю ориентироваться на реальные знания каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Вызывая слабоуспевающего ученика, я даю ему более лёгкое задание, в игре этого никто не заметит, а у слабого ребёнка будет расти уверенность в своих силах, знаниях. Игра позволяла мне тактично и незаметно помочь отстающему. Именно поэтому дети, испытывающие затруднения в обучении, охотно играют и успешно усваивают весь программный материал. Ведь легче не допустить ошибку, чем исправить её.
Сильным ученикам в этой игре доставались самые сложные задания. И я заметила, что чем интереснее, необычнее звук для характеристики, тем с большим удовольствием они работали.
Постепенно часть заданий в этой игре я стала передавать классу. Например, вызывать детей по звукам или сажать их на место можно предложить ученикам. Они это делают с огромным удовольствием, придумывая всё более сложные задания для «живых звуков». Например, «Пусть звук «и» сядет на место, но сначала назовёт три предмета, названия которых начинаются с этого же звука» и т.п.
Подобная игра на протяжении всего периода обучения грамоте позволила мне удерживать интерес к фонетическому анализу слова, вниманию к каждому звуку в слове, отработать выполнение этого вида работы каждым учеником (сильным и слабым).
«Самый чуткий»
В этой игре надо постараться услышать как можно больше звуков, которые раздаются за стенами класса, на улице или за дверью.
После того, как учитель озвучивает задание, в классе наступает «мёртвая тишина». Каждый ребёнок настраивает своё восприятие на необходимые звуки. Сразу отмечу, что это задание нельзя выполнять долго, иначе ребята устанут. Потом учитель начинает опрос. Повторяться нельзя. Выигрывает тот, кто услышит наибольшее количество звуков. Если позволяет время, можно пофантазировать с ребятами и определить природу услышанных звуков. Кто их издавал, где находился, что в этот момент делал.
«Счётчик».
Иногда, если детям не успокоиться, или очень шумно в классе, я могу без предупреждения начать тихо постукивать карандашом или ручкой по какому-либо предмету (столу, доске и т.д.). Задача ребят как можно более точно указать количество сделанных ударов. Опрос провожу в полной тишине, результат счёта ребята мне шепчут на ухо. Победителю при всём классе пожимаю руку.
Эти несложные игровые приёмы помогают в классе быстро настроить внимание, отвлечь ребят от посторонних дел и приступить к выполнению учебных задач.
Очень часто на уроках русского языка для изучения нового материала требуется повторение учащимися ранее усвоенных знаний и умений. Это можно сделать разными способами. Ученики моего класса очень любят следующую игру.
«Эскалатор»
Весь класс на время проведения игры превращается в замечательное средство передвижения — эскалатор. При этом ребята, сидящие в колонке первого варианта, становятся неподвижной его частью. Мы их называем «учителями». У этих ребят на партах лежат карточки с заданиями на одной стороне и образцом его выполнения на другой стороне. Задача «учителей» — доходчиво и понятно объяснить задание «ученикам», проследить за правильностью его выполнения. Если работа выполнена правильно, то «учитель» ставит «плюсик» или другую отметку в тетради «ученика» напротив задания, и такой же значок ставит себе в тетрадь. Все, кто сидят в колонке второго варианта становятся «учениками». Это подвижная часть эскалатора. Их задача — выслушать задания «учителя», правильно его выполнить и получить отметку о выполнении себе в тетрадь. Когда все определились со своими задачами, учитель даёт сигнал (обычно это звук колокольчика), и «Эскалатор» начинает работу. Через несколько минут раздаётся следующий сигнал, движущаяся часть, «ученики», передвигаются на одну парту вперёд и приступают к выполнению задания сидящего за этой партой «учителя». Игра заканчивается тогда, когда «ученик» вновь оказывается за своей партой. Наступает время подводить итоги. Я всегда спрашиваю у ребят, кто получил наибольшее количество значков, ну а затем выясняем, над какой орфограммой или темой работали ученики, повторяем, какие знания из русского языка потребовались для выполнения заданий. Описание этой игры было бы неполным, если не указать ещё на некоторые её особенности. Эту игру надо проводить не единожды, а в системе, ни и, конечно же, нельзя забывать менять роли у играющих (если сегодня на уроке первый вариант был «учителями», то на следующем уроке они — «ученики»).
Игровые приёмы на этапе изучения нового материала и первичного его закрепления.
«Сыщики».
Дети заранее дома или в классе на карточках готовят лексическое значение слова по Толковому словарю. Класс разбивается на команды по 4-5 человек. Первая команда читает второй лексическое значение слова со своей карточки. За правильно угаданное слово — 1 балл. Если команда не угадывает слово, тогда задание адресуется другой команде. Когда все карточки отгаданы, подводим итоги. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Эту игру я использую на уроках русского языка при изучении лексического значения слова, а также в тех ситуациях, когда необходимо по ходу урока выйти на работу с определёнными словами (отгаданные слова я помещаю на доску, и начинается работа сними уже по теме урока — определяются общие грамматические признаки, отличия, классификация и сравнение). На уроках литературного чтения такую игру особенно интересно проводить на материале произведений Древней Руси, зарубежных авторов, басен и т.д. здесь важно, чтобы в тексте встречалось много старинных или мало употребляемых в современной речи слов.
Данная игра позволяет ребёнку не только научиться пользоваться Толковым словарём, познакомиться с понятием «лексического значения слова», но и пополнить свою устную речь новыми словами. Для меня очень важно, что, участвуя в этой игровой ситуации, многие ребята начинают проявлять самостоятельный интерес к изучению значения и истории возникновения тех или иных слов.
«Мим-театр»
Задания этой игры выполняются в парах (2-3 пары за урок). На листочках записан, например, фразеологический оборот. Ребятам надо мимикой и жестами изобразить прямое толкование слов в фразеологизме. Классу — назвать фразеологический оборот (можно шёпотом на ухо учителю). Даются жетоны правильно угадавшему ученику (ученикам) и ребятам-актёрам, если их фразеологический оборот разгадали. В конце изучения темы подводим итоги.
Этот же игровой приём можно использовать на уроках литературного чтения в рамках изучения произведений одного писателя.
Обобщение изученного материала
Обобщение знаний начинается уже при их осмыслении и понимании, продолжается при запоминании и особенно активно протекает во время применения. Обобщение знаний происходит с участием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и другие. Систематизация знаний — заключительное звено в их усвоении. Ключевую роль в систематизации играет классификация объектов — как приём, метод и результат человеческого познания. Систематизации знаний нужно учить ребят, привлекая их к этой деятельности сначала в условиях игровой ситуации.
«Сказки о животных»
Эту серию игр я проводила во втором классе на уроках литературного чтения. Проводятся на этапе обобщения прочитанных произведений, объединённых в разделы по содержательному компоненту. Класс разбивается на 4 команды. Каждой по жребию достаётся одно животное (или другой персонаж произведений). В течение нескольких дней дети готовятся к этой игре. Они подбирают книги о своём герое, готовят небольшие инсценировки эпизодов из изученных сказок, готовятся к творческой работе «Поляна сказок». Игра начинается с выставки книг — сказок. Ученики рассказывают о своих книгах (краткое содержание, где можно найти и прочитать). Дальше — конкурс «Угадай сказку». Затем каждая команда представляет свою сказку, а зрители должны её правильно назвать. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. После этого дети выполняют творческую работу. Каждая группа на листе бумаги рисует свою сказочную поляну, на которой появляются герои увиденных и прочитанных сказок. Затем команды представляют свои работы, и каждый ученик может рассказать о животном (герое), которое нарисовал.
Уроки чтения, проживаемые в игре, помогают ещё раз пережить эмоциональную радость от встречи с литературными героями, узнать о новых, ещё непрочитанных книгах. Такие уроки пробуждают интерес к чтению, нахождению нужного произведения в библиотеке, а не в книге по литературе.
Игра «Да – нет»
Есть ещё одна игра, которая является весьма универсальной в области применения.
Я использую её в тех случаях, когда надо обобщить и систематизировать знания о каком-либо предмете или явлении. Правила проведения просты. Учитель задаёт игровую ситуацию: «Я задумала слово. Отгадайте его. Можно задавать любые вопросы, но водящий может ответить на них только «Да» или «Нет». Ребята начинают задавать вопросы. Их количество строго подсчитывает учитель. Побеждает тот, кто отгадывает слово. Когда ребята освоились с формой проведения игры, вводятся дополнительные условия: надо стараться задать как можно меньше вопросов, сами вопросы должны отсекать наибольшее количество неправильных вариантов. Например, я загадала понятие «имя существительное». Игра проводится на русском языке, поэтому первый вопрос может быть задан следующий: «Это часть речи?». Далее нужен вопрос, связанный со служебными и самостоятельными частями речи и так далее. Чтобы отгадать слово и при этом задать наименьшее количество вопросов, ученику надо систематизировать все полученные знания по данной теме, выстроить их от общего к частному и прийти к ответу первому. На первый взгляд, очень простая игра, но она позволяет выстроить целостную систему языковых или иных знаний. При этом ребёнок погружён в игровую ситуацию, следит за процессом угадывания, переживает эмоциональный подъём.
Анализируя работу в первом классе, я отметила, что игровая деятельность на уроках обучения грамоте позволила отработать много сложных фонетических понятий. В процессе игры было видно, как дети с интересом включаются в работу, начинают думать, перебирать варианты. Общение в классе строится не только на уровне учитель — ученик, но и ученик — ученик. С игр ребята моего класса начали учиться сравнивать анализировать, делать логические выводы.
Да и по наблюдениям за классом можно сказать, что ребята стали более активны на уроках, им нравилось принимать участие в решении учебных задач, с помощью игр ученики научились работать в парах и группах постоянного и сменного состава. Видно , что работа на уроках обучения грамоте доставляет детям удовольствие.
Использование игровой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в моей практике, позволило:
ученикам по-новому взглянуть на традиционные задания для этих уроков,
благодаря живым мыслям и чувствам учеников создавать устные и письменные высказывания,
создать благоприятные условия для детского творчества,
обеспечить личную заинтересованность каждого участника в игровой и учебной деятельности,
развивать коммуникативные умения ребят при работе в группах,
повысить познавательный интерес на уроках русского языка и литературы.
Присутствие «великой учительницы» — игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности. Целесообразно спланированную, правильно подобранную и умело использованную игру педагогом, по моему мнению, можно считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.
Таким образом, игровая деятельность является хорошим средством для формирования познавательного интереса учащихся к русскому языку и литературе, она способна привлечь их внимание, показать красоту этих предметов. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути предмета и не придавать игре характер обычного упражнения. Ведь игра — это всегда праздник для ребёнка.
Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.