Конспект урока по окружающему миру 3 класс Школа России Тема Государственный бюджет


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкой средней школы
Смоленского района Смоленской области
Конспект урока по окружающему мирув 3 классе«Государственный бюджет»
подготовила
учитель начальных классов
Конопелько Наталья Анатольевна
г. Смоленск
2017
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема. «Государственный бюджет».
Тип урока. Урок ознакомления с новым учебным материалом.
Цели. Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.
Учебные материалы. Учебник «Мир вокруг нас» (3 класс, ч. 2) (авт. А.А. Плешаков: УМК «Школа России»); рабочая тетрадь; тесты; ножницы; карточки доходов (Приложение); сумка «Государственный бюджет»; интерактивная доска; Толковый словарь иностранных слов, Толковый словарь русского языка; карточки для схемы, кроссворд для работы в парах, сумка «Государственный бюджет» для исследовательской игры.ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 
-Как нужно настроить себя, чтобы урок получился удачный? 
Дети. - Настроить себя на активную работу, на внимательность, иметь хорошее настроение.
Учитель. -Я желаю вам сохранять работоспособность в течении всего урока и быть успешными на всех его этапах. 
II. Актуализация опорных знаний
Учитель. – Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Дети. - На прошлом уроке мы изучали тему «Деньги».
Учитель. – Для успешного изучения нового материала нам понадобятся знания по пройденной теме. Давайте проверим, помните ли вы основные понятия по теме «Деньги». Для этого вы должны разгадать кроссворд. Работать вы будете в парах.
1) Ученики работают в парах и разгадывают кроссворд
2) Проверка выполненного задания.
На слайде 2 интерактивной доски появляется сетка кроссворда, одна из пар называет слова, остальные проверяют.

1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная...
Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата.
– Молодцы! Какое слово открылось в нашем кроссворде?
Дети. Слово бюджет.
III. Объявление темы урока
У. - Верно. А что обозначает это слово?
Д. Не знаем.
У. – Как вы думаете, почему именно это слово открылось в кроссворде?
Д. Наверно, мы сегодня будем говорить на уроке о бюджете.
У. – А о каком бюджете мы будем говорить на уроке вы узнаете, если разгадаете анаграмму.
На интерактивной доске появляется слайд 3 с анаграммой
Р у о д т г с а в о с
7 4 11 5 9 1 3 6 10 2 8
У. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Государственный бюджет
Учитель помещает на доске карточку с записанной темой, которая будет являться частью схемы.
У. – Найдите в учебнике эту тему.
Дети называют номер страницы и читают название темы.
У. – Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
Д. 1) Узнать, что такое государственный бюджет
2) Научиться объяснять из чего складывается государственный бюджет и как он используется государством
У. - Эти знания нам пригодятся для изучения следующей темы по окружающему миру «Семейный бюджет»
IV. Знакомство с новым материалом
У. – Как вы думаете, с чего мы можем начать изучение новой темы?
Д. Узнаем значение слова «бюджет».
У. – А как это можно сделать?
Д. Обратиться к словарю.
У. Верно. А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть?
Д. Словарь иностранных слов.
На интерактивной доске появляется слайд 4
У. Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает...
Д. (читают на слайде) «Денежная сумка».
У. Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова.
Д. (читают на слайде ) «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)».
У. – Давайте сравним данные определения слова «бюджет» с определением в учебнике. На какой странице оно дано? Прочитайте.
Дети читают и сравнивают определения.
У. – Итак, бюджет – это план доходов и расходов.
На доске открывается часть схемы со словами «Доход», «Расход»
У. - А как вы понимаете эти слова? Что такое «доход», а что такое «расход»
Д. Высказывают свои предположения.
У. – А теперь прочитайте в учебнике о доходах и расходах.
Дети читают вслух
У. – А откуда государство получает деньги для доходов бюджета?
Д. Не знаем.
У. Чтобы понять, что обозначает понятие «доходы» и убедится в правильности наших предположений, предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Доходы бюджета».
Игра «Доходы бюджета»
У каждого ребенка на парте лежат карточки (см.Приложение). Учитель просит детей прочитать свои роли. Например: «Дима и Света получили зарплату за январь. Александра и Сергей выиграли в лотерею 10 тысяч рублей. Влад – директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом он получил большую прибыль от продажи конфет», – и т.д.
У. - Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?
Д. У нас получилось две части.
У. - Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую?
Д. Меньшую.
У. - Давайте представим, что я – это наше государство, сумка (учитель разворачивает ее) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?
Д. Эта часть называется налог.
У. - Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?
Д. Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит.
У. - Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.
Д. Налогоплательщик.
У. - Молодцы! А с точки зрения русского языка как называется это слово?
Д. Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.
У. - Умницы! Значит, когда вы возвращали налоги, вы были налогоплательщиками. А как называют людей, которые проверяют, все ли граждане заплатили налоги, правильно ли сделаны начисления?
Д. Налоговые инспекторы.
Учитель на слайде 5 демонстрирует фотографию здания налоговой инспекции по Смоленской области и работника налоговой службы
У. – Как вы думаете, какое слово закрыто на схеме? Доходы государства – это...
Д. Налоги с граждан и предприятий.
У. -Спасибо. Правильно.
Учитель открывает на схеме слово «налоги»
У. – Как вы думаете, а где мы можем получить более подробную информацию о налогах?
Д. Прочитаем выборочно текст по учебнику.
Чтение вслух нужного отрывка из текста одним из учащихся.
V. Физкультминутка
Дети танцуют под песню о налоговой службе.
VI. Продолжение работы по изучению нового материала
У. - Давайте повторим основные вопросы по теме.
- Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка? (денежная сумка)
- Как называют деньги, которые поступают в бюджет? (доход)
- Как называют деньги, которые тратят из бюджета? (расход)
- Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? (налоги)
- Как называют человека, который платит налоги? (налогоплательщик)
- Кто контролирует начисление и уплату налогов? (налоговая инспекция)
У. - Как вы думаете, что потом происходит с деньгами, которые поступили в бюджет в виде налогов?
Д. Потом их расходуют.
У. - Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.
Игра «Расходы бюджета». 
Учитель вызывает к доске группу ребят (по 5 человек). Карточки с названиями профессий и рода занятий они держат перед собой.
- Поднимите руку, кто считает, что государство должно ему давать деньги из бюджета, и объясните, почему вы так считаете.
Дети вступают в дискуссию
У. - У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте назовем эти сферы.
Учитель на доске открывает схему дальше, но не открывает слова «выплата пенсий и пособий»
У. – Ребята, есть еще одна группа населения, на которую государство расходует средства из бюджета. Мы узнаем о ней, если прочитаем текст по учебнику.
Дети читают часть текста самостоятельно про себя
У. - Куда еще государство расходует деньги из бюджета?
Дети отвечают.
VII. Этап первичного закрепления
1) У. – Давайте проверим, как вы поняли этот материал. Откройте тетради на с. 47 и выполните задание №2. Работать будете в паре.
Дети работают в паре
Проверка работы. (Одна из пар зачитывает вслух варианты ответов, остальные слушают внимательно и дополняют)
2) Самостоятельная проверочная работа по тетради «Тесты» с последующей самопроверкой и самооценкой.
VIII. Этап включения новых знаний в систему деятельности учащихся.
Творческая работа
У.  – Я считаю, что изучив тему «Государственный бюджет, вы стали опытными экономистами. Наш попугай любит придумывать для вас творческие задания, потому что сам выдумщик и фантазер. Он предлагает вам придумать сказочную страну и составить для нее бюджет. Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист формата А3 с таблицей бюджета и работает с ней. По окончании работы каждая группа представляет классу свою версию.
IX. Итог урока
У. – Назовите тему сегодняшнего урока.
- Что такое государственный бюджет?
- Откуда государство получает доходы?
- На что расходует государство средства из бюджета?
- Сравним наши ответы с выводом, который принесла вам Мудрая Черепашка.
Дети читают итог урока на стр. 74
X. Оценка и самооценка
У. – Кто считает, что работал на уроке на оценку «отлично?
(дети встают)
У. - Спасибо всем за работу. Оцените свою работу на уроке по таблице.
На уроке я работал… активно пассивно 
Своей работой на уроке я… доволен не доволен
Урок для меня показался… коротким длинным
За урок я не устал устал
Материал урока мне был понятен не понятен
     
XI. Информация о домашнем задании.
Стр. 71-74 прочитать, ответить на вопросы
РТ стр. 46 №1
Кто захочет, может выполнить на стр. 74 № 2 или № 3