Конспект урока экономики 11 класс на тему Государственные финансы. Государственный бюджет
Урок экономики 11 класс
Государственные финансы. Государственный бюджет.
Задачи:
· Образовательные: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; рассмотреть структуру и виды государственного бюджета как основного финансового плана государства, принципы и методы налогооблажения как источника доходов государства; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.
· Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.
· Воспитательные: осуществлять правовое воспитание школьников; формирование активной жизненной позиции.Тип урока: изучение нового материала.
Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение).В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет).
Слайд № 1 (приложение).
Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».
– Как вы понимаете слова автора?
– Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?
Для ответа необходимо обратиться к задачам нашего сегодняшнего урока. (В ходе беседы учащиеся формулируют задачи урока).
Слайд № 2 (приложение).
III. Работа по теме.
Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.
– Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?
Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.
Давид Рикардо утверждал, что «почти все налоги на производство в конечном счете ложатся на потребителя».
Согласны ли вы с этим мнением ученого-экономиста?
– Как вы считаете, что такое бюджет?
Слайд № 3 (приложение).
IV. Работа с термином.
Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти.
Функции бюджета:
Фискальная, которая связана с формированием финансовой базы бюджета;
Экономического регулирования;
Социальная, предполагающую использование государственного бюджета для защиты нуждающихся слоев населения.
Слайд № 4 (приложение).
Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом.
Идеальный бюджет – запланированные расходы = запланированным доходам.
Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным.
Слайд № 5 (приложение).
Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы.
Обратимся к понятию доход.
Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2009 году».
– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?
– Приведите примеры неналоговых доходов?
– Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности.
Слайд № 6 (приложение).
Обратимся к понятию расход.
Обратите внимание на диаграмму «Расходы государственного бюджета в 2009 году».
– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?
– На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?
Слайд № 7 (приложение).
Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицита или профицита бюджета.
Слайд № 5 (приложение).
Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию.
Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств).
– Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств?
Слайд № 8 (приложение).
Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета.
– Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить?
Слайд № 10 (приложение).
Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.
· сокращение бюджетных расходов,
· изыскание дополнительных источников доходов,
· выпуск денег,
· одалживание денег.
– Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?
Слайд № 10 (приложение).
Давайте рассмотрим каждый из способов боле подробно.
Сокращение бюджетных расходов.
Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр.
– Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?
Слайд № 11 (приложение).
Изыскание дополнительных источников доходов.
Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов.
– Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?
Слайд № 12 (приложение).
Выпуск денег.
Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия.
– Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?
Слайд № 13 (приложение).
Одалживание денег.
Когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Тогда у него возникает государственный долг.
– У кого же государство может взять деньги в долг?
Государство может, одолжить денежные средства у международных финансовых организаций или у собственных граждан, фирм, организаций.
– Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством?
Слайд № 14 (приложение).
Рассмотрев различные способы преодоления дефицита бюджета, определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?
Обратите внимание на предложенную диаграмму. Какой вывод можно сделать?
Слайд № 15 (приложение).
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
· федеральный бюджет;
· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Слайд № 16 (приложение).
Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Бюджет составляется на финансовый год. В России финансовый год начинается 1 января.
Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.
Построение бюджета основано на соблюдении нескольких основных принципов.
Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты – учет по каждой статье бюджета всех затрат и всех поступлений.
Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности – открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов.
Законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается.
Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу (он рассматривается в нескольких чтениях, как правило, в четырех чтениях, от чтения к чтению всё более детально).
После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации.
В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан президентом РФ.
Слайд № 17 (приложение).
V. Давайте подведем итоги:
· Что такое государственный бюджет?
· Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить?
· Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?
Слайд № 18 (приложение).
VI. Рефлексия.
· Что нового вы узнали?
· Что больше всего запомнилось?
· Где вы можете применить знания данной темы?
Слайд № 19 (приложение).
Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета» (неизвестный).
– Как бы вы сейчас отнеслись к словам автора?
V. Домашнее задание: 1. Читать § 5, вопросы 3,5,6
2.Подготовить сообщение о государственном долге