Технологическая карта урока экологии в 5 классе Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и организм как среда обитания


Технологическая карта урока 5 класс
Тема Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и организм как среда обитания.
Тип урока Урок открытия новых знаний
Дата Образовательные ресурсы УМК
Мультимедиа + презентация «Основные среды жизни»
Раздаточный материал для работы в парах.
Индивидуальные карточки (с текстом)
Цель Организация условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о средах жизни и их обитателях
Формы и методы обучения Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, моделирования
Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Основные понятия и термины Среды жизни, среда обитания, водная, наземно-воздушная, почвенная, организм
Планируемые результаты Личностные УУД: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.
Метапредметные:
1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).
Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Промежуточный контроль
Организационный момент Проверяет готовность учащихся к уроку. По ходу урока использует презентацию Слушают, настраиваются к учебной работе. Мотивационно - целевой Для определения темы урока прослушайте это стихотворение:
У осла и соловья,У лисы и журавля,У стрекоз и муравьяЖизнь у каждого своя.Каждый соблюдает точноСвой режим и дня, и ночи,И у каждого своеОблюбовано жилье.
Выбирает привередаЛишь свое меню обеда,А в дороге изберутКаждый собственныйМаршрут –У букашки и у птички.Тем-то каждый и хорош,Что на прочих не похож.
Организует беседу:
о чём это стихотворение?
Мы уже многое знаем о разных средах обитания. Как можно проверить эти знания?
Для того, чтобы работа была эффективной будем работать в парах. Перед вами лежат карточки с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе.
АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ окружает воздух
КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ окружает вода (живут в воде)
КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ живут в почве (окружает почва)
Ребята, к нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этом рисунке. Как вы думаете, что здесь изображено? (Рисунок среза через поверхность земли и водоёма). Как по-научному можно назвать этот объект? Какова тема нашего урока? Учащаяся наизусть читает заранее выданное учителем стихотворение (см.ниже)
Обсуждение, выделение признаков, ответы.
Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока.
Запись темы урока.
Формулируют цели и задачи урока Ответы учащихся
Изучение нового материала Среды жизни
Для того, чтобы открыть новые знания, нам поможет текст.
У вас на партах лежат раздаточные карточки (см. ниже), возьмите карточку с текстом и поработайте над следующим заданием:
Прочитайте текст, выделите основную информацию о средах обитания и характерных для них условиях.
Как быстро и эффективно можно отразить текст в тетради?
Чтобы запомнить новый материал можно составить схему в тетради. Можно выбрать готовую модель схемы или создать собственную.
Проводит проверку (фронтально) выполнения задания, поэтапно открывает готовую схему в презентации.
Проводит физкультминутку
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
(потягивание, руки вверх)
Мы попрыгаем немного.
(прыжки на месте)
И пройдемся по дороге.
(ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно.
(дети садятся за парты). Работают с раздаточными карточками: читают текст, анализируют его, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света и пр.), преобразуют текст в схему (моделирование).
Выполняют упражнения
Письменная работа в тетрадях
Закрепление знаний Для того, чтобы усвоить полученные знания я приглашаю вас в «Картинную галерею», Фотографии помогут вам закрепить еще раз знания о средах обитания. Называют животное и его среду обитания Устные ответы
Итоги урока. Рефлексия Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:
Красная я узнал много нового, мне было интересно.
Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.
Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.
Для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, что возможно сделать? Но наш урок заканчивается. Конечно, закреплять необходимо самостоятельно дома. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Оценивание учащихся за работу на уроке
Наземно-воздушная среда характеризуется тем, что она является газообразной (ее воздушная часть) и твердой (наземная часть). На поверхности земли организмы укрепляются (растения, некоторые грибы) или строят убежища (животные). В воздухе организмы находят пищу и кислород. Это аэробная среда, в которой осуществляется интенсивный обмен газов и воды, а воду, необходимую для жизнедеятельности живых существ, необходимо добывать и сохранять. Поэтому живущие в этой среде организмы приспособлены к добыванию и сохранению влаги, а животные обладают способностью к достаточно быстрому и активному перемещению. В этой среде живут птицы, многие виды членистоногих (например, насекомые), млекопитающие, различные виды покрытосеменных и т. д.
Водная среда характеризуется жидким агрегатным состоянием и в зависимости от глубины может быть как аэробной (поверхностные слои различных водоемов), так и анаэробной (на больших глубинах океана, в водоемах с высокой температурой). Эта среда плотнее, чем воздушная, но более благоприятная с позиций добычи организмом воды и ее сохранения в нем. Водная среда более богата пищевыми ресурсами. В ней в далеком геологическом прошлом зародилась жизнь (по образному выражению «океан является колыбелью жизни»), В этой среде формы организмов многообразны, и существуют организмы, которые дышат как растворенным в воде кислородом, так и кислородом, содержащимся в атмосфере; живут в этой среде анаэробные организмы. В водной среде живут различные простейшие, водоросли, рыбы, членистоногие, моллюски, иглокожие и представители других типов и классов животного и растительного мира.
Специфической средой обитания является почвенная. Эта среда твердая, трудная для перемещения, характеризуется отсутствием света, насыщена молекулярным кислородом, может содержать капельножидкую воду, способную быть средой обитания простейших, богата минеральными солями и различными органическими веществами. Эта среда очень благоприятна для жизнедеятельности различных организмов, поэтому является плотно заселенной средой обитания. В ней живут разнообразные представители типа простейших, различные водоросли, грибы, многообразные виды червей, моллюсков, различные представители высших животных. Почва является субстратом различных видов высших растений, для которых характерна наземная среда.
Живой организм как среда обитания других организмов представляет собой специфическую среду обитания для паразитических организмов. Это, как правило, среда, лишенная молекулярного кислорода, поэтому в ней живут преимущественно анаэробные организмы. Паразитические организмы могут жить и внутри, и вне организма, условия их жизни могут быть весьма разнообразными, поэтому формы таких организмов также многообразны. В данной среде нет необходимости добывать и отыскивать питательные вещества, что налагает определенный отпечаток на строение подобных организмов. В этой среде живут различные болезнетворные организмы, а также некоторые организмы, которые вступают с организмом-хозяином во взаимно-полезное сожительство (примером последних являются клубеньковые бактерии, обитающие в корневых системах бобовых растений).