Инновационный педагогический проект Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы


Индивидуальный педагогический проект
Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Иванова Ирина Егоровна. Я учитель русского языка и литературы МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа». Вот уже в течение 23 лет я вхожу в класс, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное».
Ежедневно, в любую погоду,
Светит солнце иль воет метель,
Я спешу поскорей на работу,
Чтобы встретить здесь милых детей.
Много разных профессий на свете:
Врач, геолог и даже поэт -
но прекраснее, чем наша, поверьте,
в этом мире профессии нет!
В Большеанненковской средней общеобразовательной школе работаю 8 лет. Школа расположена в 25 километрах от районного центра, обучаются 72 ученика, в 5-11 классах – 40 учеников. Среди моих учеников – треть из малообеспеченных семей, в которых воспитание и образование детей для большинства родителей не представляют высокой ценности.
Однако к образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. Сегодняшний выпускник должен обладать не только определённой суммой знаний по предметам, но и уметь ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, искать ответы на поставленные вопросы, ориентироваться в информационном пространстве. В этих условиях возникает противоречие: как добиться у учащихся устойчивой мотивации к изучению русского языка и литературы и повысить качество обучения.
Сегодня я представляю педагогический проект «Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на новые образовательные стандарты.»Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время в системе образования происходят серьёзные изменения, связанные, прежде всего, с переходом на новую систему оценки качества обучения.
Вопрос о применении системно-деятельностного подхода в обучении нашёл своё отражение в новом образовательном Стандарте, во всех современных программах, касающихся образования.
Проблема исследования заключается в поиске методов и средств обучения, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход к обучению и повысить качество обучения русскому языку и литературе.
Обоснованием для выбора темы послужило:
Определение данной темы как методической проблемы.
Необходимость наиболее эффективных методов и средств реализации системно-деятельностного подхода к обучению на уроках русского языка и литературы.
Поиск эффективных форм работы по повышению качества обучения.
Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к  проблеме, обозначенной в работе, в отборе и  оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также использованием в практике преподавания предмета педагогических «находок» (таблица саморефлексии, заполняемая в течение урока», игра «Заработай бонус», формирующая мотивацию к творческой деятельности, приём «Инвентаризация», применяемый для актуализации изученных способов действий (ЗУН), достаточных для построения нового знания, их обобщение и др.Объектом исследования: инновационные формы и методы образовательной деятельности в логике системно – деятельностного подхода.
Цель проекта:  моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода как средство повышения качества обучения русскому языку и литературе.
Задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;
- осуществить отбор методов и приёмов работы по применению системно-деятельностного подхода конкретно с учётом специфики предмета «Русский язык. Литература»;
- разработать систему заданий в соответствии с системно-деятельностным подходом;
- определить способы диагностики и показателей достижения результатов. 
Гипотеза:
Если внедрить системно-деятельностный подход в обучение, то можно повысить качество знаний учащихся, развить их способности для жизни в современном обществе и творческой самореализации.
Предполагаемые образовательные результаты:
       формирование ключевых компетенций школьников;
       совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности;
       высокий уровень мотивации к изучению русского языка и литературы;
       повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
       высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной.