Статья по темеСистемно — деятельностный подход в обучении( из опыта работы
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Б. Паскаль
Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании я считаю обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик на моих уроках получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Для этого я ставлю для себя ряд вопросов: - какие методы и средства обучения выбрать;
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; -как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; -как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Я в своей педагогической деятельности стараюсь использовать следующие методы обучения:
1. объяснительно-иллюстративный метод;
2. репродуктивный метод;
3. метод проблемного изложения;
4. частично - поисковый, или эвристический, метод;
5. исследовательский метод.
При использовании каждого из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает. На своих уроках я использую разнообразные дидактические игры, такие как (Дидактическая игра-конкурс «Аукцион знаний», Творческая учеба - игра: «Защита», «Мозговая атака» и другие )
2) Принцип непрерывности – имеет огромное значение, это преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Используя принцип целостности – стараюсь формировать у учащихся представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – даю обучающимся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний), в классе есть новая мебель, жалюзи, компьютер, проектор, экран, дидактический материал, что помогает мне в работе и способствует лучшему усвоению учебного материала.
5) Принцип психологической комфортности – на уроках я стараюсь снять стрессообразующие факторы учебного процесса, создаю в школе и на уроках доброжелательную атмосферу, которая ориентирована на сотрудничество, развитие диалоговых форм общения, использую рефлексию, хвалю за успехи, настраиваю обучающихся на то, что у них все получится, смогут преодолеть трудности и справятся с заданием.
6) Принцип вариативности – формирую у учащихся способность к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, в учебниках программы «Гармония» очень много заданий такого типа. 7) Принцип творчества – ориентирую на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности, часто даю задания сочини загадку, сказку, стихотворение, продолжи, придумай красивое предложение, продолжи рассказ, сказку, придумай другой конец истории, переделай сказку, сочини свою историю, составь памятку и т.д. Моя позиция: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция моих учеников: за познание мира. Поэтому проектирование уроков в логике системно - деятельностного подхода требует от меня предварительной подготовки, которая включает в себя:
- анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;
- определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;
- выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, которую я реализую, опыт работы;
- выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);
- проектирование, проведение, самоанализ уроков.
Из вышеперечисленного следует, что новые подходы к проектированию урока требуют постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности. Построение урока в логике системно - деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
Поэтому большое значение уделяю разработке урока.
В начале урока включаю обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Организую мотивирование обучающихся к учебной деятельности:
актуализирую требования со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаю тематические рамки (“могу”).
Для создания положительной мотивации в начале урока высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи,
предлагаю детям подумать, что необходимо для успешной работы, дети высказываются; использую девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех», «Береги и охраняй природу», «Только тот, кто любит труд – знанья новые найдут», «Учиться искать, найти и не сдаваться», «Чтение – вот лучшее учение», «Учение – путь к умению», «Где терпенье – там уменье» и др.)
Перед изучением нового материала организую повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося через
возникновение проблемной ситуации, для этого использую методы пос
·тановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий диалоги;
мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
На следующем этапе урока обсуждаем затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?», «Предположите, о чем пойдет разговор. Определите тему урока», «Что хотелось бы узнать?», «Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?» (наблюдать, сравнивать, слушать, читать, доказывать, открывать).
На данном этапе выявляем места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.
На этапе открытия новых знаний учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руковожу я: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
На этом этапе урока использую разнообразные приемы, такие как: приём «Ассоциация», приём «Исследование», приём «Ловушка», методический прием «Корзина понятий», метод «Чтение с пометами».
При первичном закреплении - проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала), для этого использую фронтальную работу, работу в парах, комментирование, обозначение знаковыми символами.
На следующем этапе использую самостоятельную работу с самопроверкой по образцу (эталону), каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет, письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 задания), самоконтроль, самопроверка.
При включение нового знания в систему знаний и повторение - сначала предлагаю задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, затем предлагаю задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
В этот момент мне помогают познавательной игры на уроке: «Поднимите руку!», «Самый зоркий», Морфологические шарады, «Засели слово в домик», «Вратарь», «Погрузи в машины», «Самый внимательный», «Разбери матрёшку», «Занимательные ступеньки», «Выбери вопрос», «Кто первый», «Редакторы», «Четвёртое лишнее», «Третий – лишний», «Добавь словечко», «Будь внимателен», мини сочинение.
На заключительном этапе урока использую рефлексию учебной деятельности, подводим итог, на данном этапе происходит осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Использую вопросы:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать? и другие.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа. Варьирующие условия создаю за счет: непривычных формулировок заданий, традиционной формулировки, но с материалом повышенной трудности, выполнение заданий, требующих сделать какое-то обобщение, самостоятельный вывод и т.д. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне или учащимся с соседней парты. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. А провожу его, как и сразу после объяснения мной и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем. В это время осуществляю контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу ученика. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащают, закрепляют свои знания. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за мной. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и оставались наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Поэтому я считаю что качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать системно - деятельностный подход в обучении младших школьников.
Особое внимание уделяю применению разноуровневых заданий. Это помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Внутриклассная дифференциация начинается с первых дней пребывания в школе.
Мои уроки разнообразны, часто использую нестандартные методы и приёмы работы, провожу тестирование, использую мульдимедийные технологии, уроки – презентации, с использованием подготовленных мною слайдов, пользуюсь Интернет – ресурсами. Такие уроки стали традиционными в моей работе, уроки, которые помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы в дальнейшем. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Я слышу, и я забываю, Я вижу, и я помню Я делаю, и я понимаю. Конфуций