Внеклассное мероприятие Поиск нарушителей законов природы

«Поиск нарушителей законов природы».
Внеурочное мероприятие для учеников 5,6,7класса.

Разработано учителем биологии МОУ СОШ №10 г.Каменска-Шахтинского, Ростовской области Павловой Валентиной Алексеевной.

Действующие лица:
Лесная фея,
Нарушители законов природы: Лесогуб, Землесор, Шумовик,
Разбойник,
Защитники природы,
Учащиеся 5.6 классов.

( На украшенной листьями сцене появляется Лесная фея, на ходу читает стихи).
Лесная фея: Хороша зима – снегами,
Весна – цветами,
Лето – грибами,
А осень – стогами,
Багровыми и жёлтыми листами!
Осень, осень, в гости просим.
Птицы в лесу: шуг-шуг,
Улетают с севера на юг;
Курлы-курлы – улетают до весны,
Улетают до весны. По Руси! По Руси!
Журавли летят, на всю Русь кричат:
«Гу-гу-гу, не догнать никому!»

Зовут меня – Лесная фея. Я хочу пригласить вас, ребята, к себе в гости- в осенний, богатый чудесами лес. Я покажу вам грибные места, поляны последних осенних цветов, роскошные в багрец и золото ,одетые леса.
Но знаете ли вы как надо вести себя в лесу? Кто напомнит всем ребятам о правилах поведения в природе?
( спрашивает несколько учащихся, хвалит за ответы).
Я очень рада, что вы – друзья леса и никогда не обижаете его обитателей!
______________________________________________
Шум за дверью. Свист. Орёт песня на магнитофоне.
В кабинет врываются нарушители законов природы:
1)Шумовик – нарушитель лесной тишины (в одной руке- магнитофон, на ремне транзистор, на шее – свисток).
2)Землесор – загрязнитель природы (в авоське -пустые консервные банки пластиковые бутылки, запазухой – пакеты, в карманах –скомканные бумаги : всё разбрасывает).
3)Лесогуб – охотник за зверем, деревом и всем живым ( за ремнём –топор, ружьё детское –за плечом, в руках –большая рогатка).

На спине прикреплены их имена. Добегают до центра, балуются, шумят. На нитке висит бабочка, они её срывают .
Лесогуб : А бабочка крылышками бряк- бряк- бряк,
А за ней воробушек прыг-прыг-прыг,
Он её , голубушку, шмяк-шмяк-шмяк,
Ням-ням-ням, шмыг –шмыг-шмыг!
(Пошумев, удаляются за дверь).
Лесная фея: ( с возмущением хватается за голову)
Я Лесная фея,
Друг взрослых и детей я.
Мне подвластно всё кругом
Сделать ночь могу я днём,
Заглянуть могу в века,
Улететь под облака,
Вам скажу я по секрету:
Много я хожу по свету
Но такого безобразья
Не видала я ни разу!
Ребята! Вы поможете мне поймать и обезвредить Шумовика, Землесора, Лесогуба?
- Да (отвечают дети)
Спасибо, ребята. Но это сделать будет нелегко, ведь они очень хитры и поставят на вашем пути много препятствий. Но мы же не можем смириться с таким безобразием. Я укажу вам путь на «Тропу испытаний». А тому отряду, который первый найдёт и обезвредит нарушителей природы, приготовлю приз.
Силой чар волшебных, дивных
Покажу вам путь тот длинный.
Тишина! Прошу вниманья!
Начинаю заклинанья
(над клубком)
Алахай и Малахай,
Куры-муры и Банзай,
Ты, клубок, убегай,
Нарушителей догоняй!
(бросает клубок)
Приглашаю отряды от 5, 6, 7 классов на «Тропу испытаний» в погоню за нарушителями природы. Отряды по 5 человек выходят в центр. Рассаживаются на стульях группами.
Лесная фея: Клубок мне подсказал, ребята, что вам придётся преодолеть 4 больших препятствия, прежде, чем вы доберётесь до нарушителей.

Первое препятствие – «Пропасть знаний».

Первым пропасть минует тот отряд, который быстрее и правильнее ответит на вопросы. На раздумье 1 минута.
Задание 1. Каким лечебным действием обладают ромашка, подо-
рожник, малина, шиповник, черника?
Задание 2. За что в Китае однажды были уничтожены воробьи,
а в Бостоне им воздвигли памятник?
Задание 3. Почему листья осенью меняют свою окраску, а потом
совсем опадают?
(отряду, правильно ответившему на вопросы, даётся жетон) .

Второе препятствие – «Поляна красоты».

Это препятствие вы минуете тем быстрее, чем скорее назовёте все растения в предложенных вам живых букетах.
Третье препятствие «Остров Разбойников»

Будьте осторожны! Через несколько минут вы доберётесь до острова разбойников. Если вы не осилите их испытания, то рискуете пожизненно оказаться Робинзонами на необитаемом острове. В случае удачи, вам останется только одно испытание.
( Появляются разбойники. По одному на каждую команду)
Разбойник: Жизнь или болото! Чьи 2 отряда быстрее пройдут по болотным кочкам, те будет пропущены на последнее испытание!.
(Перекладываются 2 листка, при каждом шаге надо назвать болотное или водное растение).
Лесная фея: (обращается к двум победившим отрядам)
Дорогие ребята! Вы приблизились к последнему препятствию на вашем пути.

Четвёртое препятствие «Земля аборигенов».

Вам необходимо разложить правильно карточки с названиями растений к предлагаемым гербариям и рассказать, что вы знаете о них. Если местные аборигены останутся довольны вами, то они укажут место, где спрятались нарушители природы.
( отряд выполняет задание и находит нарушителей).


( Члены экологического кружка агитируют за охрану природы).
Защитник природы 1:
Кто не любит на природе провести часок – другой,
При хорошей, при погоде так не хочется домой!
У реки, в лесу и в поле можно время провести,
Только так, чтобы природе нам урон не нанести!
Защитник природы 2:
Только так, чтоб на поляне, где зелёная трава,
Вдруг не выросла бы свалка из бумаги и стекла.
Чтоб в реке не мусор плавал, а карась, налим, сазан,
Чтоб никто природу нашу никогда не обижал!

Защитник природы 3:
Взрослым и детям давно пора знать,
Что для природы важнее всего-
Это везде чистоту соблюдать.
И больше не надо почти ничего.
Защитник природы 1:
Мусору –свалки, а птице- гнездо,
Белкам и зайцам – леса и поля,
Не загрязняй никогда ничего
И будет тебе благодарна земля!
( Выводят нарушителей законов природы).
Защитник природы 2:
Чтобы не было на свете вот таких ребят, как эти,
Чтобы берегли природу все: и взрослые, и дети,
Надо просто стать добрее, надо вспомнить, что мы люди,
И тогда природа наша тоже нас с тобой полюбит!
Защитник природы 3:
Ты, человек, люби природу,
Её по- доброму ,жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.

Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!


15