Урок изобразительного искусства Красота осеннего пейзажа в живописи

Урок изобразительного искусства "Красота осеннего пейзажа в живописи"
Цель: формирование у учащихся художественной средствами эпического пейзажа в технике монотипии.
Задачи:
закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении;
закрепить представления детей о жанре пейзажа и развивать умения передавать свое отношение к изображаемому;
развивать самостоятельность и умения работать в коллективе;
познакомить с новым видом творческого задания;
воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой;
развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.
Зрительный ряд: презентация, учебники «Изобразительное искусство. 5 класс», словари.
Музыкальный ряд: сборник «Мелодии в осенних ритмах», 2008
Литературный ряд: стихи русских поэтов об осени.
Дидактические пособия: дидактический раздаточный материал для групп, лото
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиа-проектор.
Задание: осенний пейзаж в технике монотипии.
Форма организации деятельности – групповая работа.
Тип урока – комбинированный.
Оформление класса. Класс подготовлен к работе в группах по 4-5 человек. На столах композиции, символизирующие одно из четырех времен года (осенние листья с рябиновой гроздью – осень, еловая ветвь с мишурой и серпантином – зима, веточки вербы – весна, колосья – лето).
ХОД УРОКА
Дети входят в класс, берут на учительском столе карточки с изображением времен года, соотносят пейзаж с символом и, объединяясь в группы, рассаживаются за столы. Пока учащиеся занимают места, на экране демонстрируются сменяющиеся картины осени в музыкальном сопровождении. Учитель, начиная урок, приветствует класс строками из стихотворения Николая Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна.
Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся открыть для себя красоту осенней природы, рассмотреть ее красочную палитру и колорит, ощутить прелесть русского пейзажа и передать полученное впечатление в своей творческой работе. Но для начала неплохо было бы вспомнить, что же такое пейзаж? Какими правилами и законами руководствуются художники при работе над пейзажем. Ответьте на вопросы, обсуждая их в группе. Можете даже обратиться за помощью к словарям. Учащиеся работают в группах (2-3 мин). Затем вопросы обсуждаются в классе. Каждая группа отвечает на один из вопросов, если у группы ответа не, может ответить другая группа, тем самым, заработав бонусный балл.
Вопросы:
Жанр живописи, в котором главный герой – природа? (Пейзаж)
Какие произведения мы называем живописными? (Выполненные красками)
Что является главным выразительным средством живописи? (Цвет)
Назовите русских художников-пейзажистов? (И. Шишкин, И. Левитан, А.Саврасов, Ф.Васильев)
Учитель: В рисовании пейзажа есть два основных закона линейная и воздушная перспективы. (Смотрим видео-фрагмент). Об этих законах вы прочитаете в учебнике, при подготовке к следующему уроку. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов
· художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) Рассмотрите репродукции картин, которые лежат у вас на столах. Обсудите в группе, что общего в данных произведениях искусства, в чем различие. Какие характерные цвета и оттенки красок использовал художник? Какое настроение, состояние природы он изобразил? Какого цвета осень, Какая она? Задание группам: совместно создать колористический портрет Осени не используя названия явного цвета (т.е. желтый, красный, оранжевый и т.п.). Разрешается подобрать эпитеты в стихах об осени (сборники есть в каждой группе).
Возможные варианты ответов 1, 2 групп: золотая, волшебная, небо – лазурь, багряная, рыжая, красивая, пестрая, алая рябинка, разноцветная, расписная. Возможные варианты ответов 3, 4 групп: хмурая, пожухлая, унылая, печальная, подернутая дымкой, седая, поблекшая, нахмуренное небо.
Каждая группа зачитывает свои эпитеты. Создается настроение для выполнения творческого задания – монотипии. Учитель объясняет принцип работы в данной технике и предлагает группам создать монотипию либо золотой осени, либо осени поздней. Группы приступают к работе (10-12 минут). Затем ребята рассматривают полученные оттиски и ищут элементы для прорисовки, обсуждают увиденные образы в группах, после чего работы отправляются на просушку. Учитель объявляет о том, что работа по прорисовке деталей будет продолжена на следующем уроке, задает домашнее задание и объявляет о необходимых материалах на следующий урок.
Итог урока: Так каков же он осенний пейзаж. Что вы увидели и открыли для себя на уроке? (Пейзаж-настроение, эпический пейзаж, открыли новую художественную технику).
В завершении урока игра-лото «Палитра осени» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Какой картине соответствует данные строки? Выберите из предложенных репродукций ту, которая наиболее подходит к стихотворной строке, а также автора картины.
Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат как ковер.
Н.А.Некрасов
Все деревья блистают В разноцветном уборе
К.Д. Бальмонт
Запылали алым цветом Кисти спелые рябин.
М.В. Исаковский
Проносятся тучи толпою И холодом веет вокруг
С.Д.Дрожжин
(Репродукции картин: И.С. Остроухов «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень». И.Э.Грабарь «Рябинка», А.А.Киселев «Осень. Ветреный день»).

15