Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в средней группе. НОД (ФЦКМ).
Перспективное планирование по познавательному развитию.
НОД «ФЦКМ»
№ № и тема конспекта Используемая литература
Сентябрь 1. «Веселые ложки». И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.215
2. «Старинная русская одежда» И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.210
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.193.
Составитель М.Яснов «Наши друзья-поэты» Часть 2-СПб, 2006, с.41
Октябрь 3. «У тебя мы, осень, спросим что в подарок принесла». Е.Ф.Трутнева «Проталинки. Стихи.-М: Детская литература, 1973 г. С.3
Е.Благинина «Стихи, сказки, игры» М.Стрекоза- Пресс 2006г. С.63
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.134 И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.122
4. «Медсестра и врач». В.Д.Берестов «Веселые науки». М 2006 Г., с.72
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.341
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.135
Ноябрь 5. «Верность родной земле». И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.243
6. «Добрые слова не лень, повторять мне трижды в день». И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.128
М. Яснов «Наши друзья-поэты». Ч 2, СПб 2006, с.23
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.21,30.
В.Волина «Занимательное азбуковедение» М.1991 г., с.76
Декабрь 7. «Зима севера». А.С.Пушкин «Стихотворения» М.2005г., с.31
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.238
8. «Рождественская елка» К.Чуковский «Стихи и сказки. От двух до пяти» М.1984 С.163
Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук «Развитие речи детей от 4 до 5 лет» М.Просвещение 2005 г. С.122.
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.289
Январь 9. «Моя любимая игрушка». И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.217-221.
Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук «Развитие речи детейот 4 до 5 лет» М.Просвещение 2005 г. С.145.
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.254.
Э.Успенский «Истории для малышей: Стихи». М.Росмэн, 1998 г. С.14
10. «Слова добра». И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.205
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.30
Составитель М.Яснов «Наши друзья-поэты» Часть 2-СПб, 2006, с.42
Февраль 11. «Добрая забота». Н.А.Карпухина «Программная разработка образовательных областей» Воронеж 2013 г., с.145
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.202.
12. «Великая Русь!» Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.368.
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.217-245, 269.
Март 13. «Мамино тепло». И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.119.
А.П.Усова «Конспекты занятий среднего дошкольного возраста ( 4-5 лет). С.214
14. «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». Составитель М.Яснов «Наши друзья-поэты» Часть 2-СПб, 2006, с.45 И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.237
Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье. Методическое пособие» М.2013, с.7-15
Апрель 15. «О наших пернатых друзьях». Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.319.
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет».М.Просвещение 1987 г., с.112.
Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук «Развитие речи детей от 4 до 5 лет» М.Просвещение 2005 г. С.105
16. «Дорога в космос». Н.А.Карпухина «Программная разработка образовательных областей» Воронеж 2013 г., с.137
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.116.
Май 17. «Спешит весна. Звенит капель!» И. Токмакова «Карусель» М.Детская литература, 1967с.7
Н.А.Карпухина «Программная разработка образовательных областей» Воронеж 2013 г., с.125-131.
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.451-454.
18. «Огонь-друг, огонь-враг» Н.А.Карпухина «Программная разработка образовательных областей» Воронеж 2013 г., с.94.
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.419 И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.133
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию (ФЦКМ).
Тематика
недели №
НОД Дата
проведения
НОД Тема
НОД Цель
НОД Материалы и оборудование для проведения НОД Методические принципы Методическая литература Результат
«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь…»
1.09 -5.09 1 03.09 «Веселые ложки». Формирование духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой, бытом русского народа. Познакомить детей с предметами обихода- деревянными ложками. Ложки деревянные, долбленные расписанные или их иллюстрации. Беседа-путешествие в прошлое ложки.
Рассказ воспитателя о изготовлении деревянных ложек.
Рассматривание ложек и их иллюстраций (роспись, материалы, где используются).
Игра на музыкальных ложках.
Работа в книге для развития детей (4-5 лет). И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.215 1. Роспись трафаретов ложек
2. Дать задание детям разыскать у близких подобные ложки.
3. Выставка «Ложечка резная, ручка расписная.
«Международный день красоты»
15.09 -19.09 2 17.09 «Старинная русская одежда» Формирование духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой, бытом русского народа.
Конкретизировать представления детей о традиционном русском костюме, как о красоте рукотворной.
Развивать эстетическое восприятие, высокие эстетические чувства.
Две куклы одетые в старинную и современную одежды. Женская старинная одежда или иллюстрации. Ситуативная беседа (воспитатель просит детей обратить внимание на свою одежду, дети называют её).
Познавательный рассказ воспитателя «О значении одежды в жизни человека» ( человек создал одежду чтобы защититься от холода, зноя. Одежда позволяла судить о достатке людей и их семейном положении).Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды , дети узнают о значении этой одежды: рубаха-основа женского костюма , украшалась вышивкой; передник-«занавеска», защищает одежду от загрязнения и т.д.
Игра «Сравни одежду кукол?» (дети рассматривают куклу одетую в рубаху, сарафан, передник, головной убор и куклу одетую в современную одежду. Сравнивают одежду кукол тем самым сравнивают одежду современных девочек и одежду девочек прежних времен. Чем похожа, чем отличается? Еще раз рассматривают свою одежду).Чтение стихотворения С.Махотина «Кепка». (обсуждение стихотворения: как кепка из грязной стала опять сухой и чистой?). Воспитатель обращает внимание детей на то, что за одеждой нужно ухаживать: стирать, гладить. У аккуратного и опрятного человека одежда всегда в порядке.
Работа в книге для развития детей. 4-5 лет.
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.210
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.193.
Составитель М.Яснов «Наши друзья-поэты» Часть 2-СПб, 2006, с.41
Игра «Одень бумажную куклу»(классификация современной и старинной одежды).
«Осень в гости к нам пришла»
06.10-10.10 3 08.10 «У тебя мы, осень, спросим, что в подарок принесла» Знакомство с социокультурной категорией «Труд земной».
Формирование представлений о временах года, их последовательности и цикличности.
Приобщение к традициям и обычаям русского народа. Картинки «Времена года».
Сухофрукты, гречка, мед, варенье. Рассматривание картинок «Времена года» (сделать вывод: все 4 времени года влияют на появление урожая).
Чтение стихотворения Е.Трутневой «Когда это бывает?»
Вопросы по тексту стихотворения (какое время года, какя погода, что происходит с деревьями, полями, огородами).
Чтение стихотворения Е.Благининой «Осень спросим».
Игра-эксперимент «Как можно сохранить подарки осени зимой, как сохраняли их в старину?» (сухофрукты, варенье и т.д.)
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
Е.Ф.Трутнева «Проталинки. Стихи. -М: Детская литература, 1973 г. С.3
Е.Благинина «Стихи, сказки, игры» М.Стрекоза- Пресс 2006г. С.63
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.134 И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.122
Замачивание сухофруктов для дальнейшего наблюдения за ними.
Рисование « Дары осени» (фрукты, овощи)
«Международный день врача»
20.10-24.10 4 22.10 «Медсестра и врач» Знакомство с социокультурной категорией «Традиции дела».
Знакомство с профессиями.
Ввести мед. Термины (поликлиника, кабинет).
Воспитывать уважительное отношение к профессии врача.
Лиса в белом халате. Картинки или предметы: пластырь, бинт зеленка, микстура, градусник, машина скорой помощи. Посещение кабинета мед. сестры.
Беседа- рассуждение: кто из детей чем болел, где и как лечился, о значении машины скорой помощи.
Рассказ воспитателя «Как люди лечились в старину?»(Без современных технологий).
Иговая ситуация «Лисица-медсестрица» на текст стихотворения Берестова, затем лисица задает вопросы детям: как и зачем пользоваться мед. материалами, отчего не лечат (от жадности и от вредности и т.д.).
С/Р игра «У врача».
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
В.Д.Берестов «Веселые науки». М 2006 Г., с.72
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.341
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.135
Изготовление «лечебных травяных отваров».
Рисование лекарственного растения.
«День народного единства»
03.11-07.11 5 05.11 «Верность родной земле» Освоение духовно-нравственной категорией «вера».
Развивать умение слушать друг друга, приходить к согласию.
Формировать представление о взаимосвязи прошлого и настоящего.
Активизировать детей новыми терминами(кольчуга, булава, меч, лук).
Репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри».
Аудиозапись С.Намина «Богатырская сила». Рассказ воспитателя о подвигах воинов-богатырей Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Рассматривание репродукций.
Чтение стихотворения Т.Курбатовой «Три защитника».
Знакомство с былинами.
Д/И «Помоги богатырю собраться в поход».
Физкультминутка «Богатырская наша сила» под музыку С.Намина.
Беседа о Родной земле, как о том месте, которое нужно любить и защищать.
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.243
Рисование «Снаряжения для богатырей»
«Всемирный день приветствий»
17.11-21.11 6 19.11 «Добрые слова не лень, повторять мне трижды в день» Знакомство с духовно-нравственной категорией «любовь».
Ситуативная задача (пришли в гости взрослый и ребенок, как нужно их приветствовать).
Чтение стихотворения В.Лунин «Ленка-Беребенка».
Историческое значение слова «здравствуйте».
Чтение стихотворения О. Дриза «Добрые слова».
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.128
М. Яснов «Наши друзья-поэты». Ч 2, СПб 2006, с.23 Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.21,30.
В.Волина «Занимательное азбуковедение» М.1991 г., с.76
Конструирование из бумаги «Смайлики»
«Зимушка-зима»
01.12-05.12 7 03.12 «Зима севера» Знакомство со спецификой климата региона ХМАО.
Развивать представления о зиме, ее признаках и отличиях от других времен года. Иллюстрации времен года.
Снежинки.
Фотографии зимы нашего региона. Д/И «Портрет Зимы»( из 4 времен года дети выбирают зимние иллюстрации.
Викторина «Признаки зимы» (за правильные ответы-награждение снежинками).Беседа о региональных особенностях зимы.
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зима».
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
А.С.Пушкин «Стихотворения» М.2005г., с.31 Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.238
Коллективное рисование «Зимушка-зима».
«Новый год»
15.12-19.12 8 17.12 «Рождественская елка» Формирование представления о том, как праздновали Новый год в старину.
Показать доброе участие каждого человека в этом празднике, через изготовление своими руками подарков для близких людей, приобщая к добрым отечественным традициям. Плоскостная елка, рождественскме игрушки (звездочки, ангелочки и т.д.). Беседа «Праздник Новый год» ( праздник совсем близко, взрослые и дети будут водить хороводы, петь песни, играть, дарить друг другу подарки и т.д.).
Рассказ воспитателя «Предания о первой Рождественской елочке» (как в старину встречали Новый год, Рождество).
Игра «Украсим елочку рождественскими игрушками».
Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Елка».
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
К.Чуковский «Стихи и сказки. От двух до пяти» М.1984 С.163
Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук «Развитие речи детей от 4 до 5 лет» М.Просвещение 2005 г. С.122. И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.289
Украшенная елка игрушками.
«Игрушки»
12.01-16.01 9 14.01 «Моя любимая игрушка» Приобщение детей к истокам традиционной русской народной глиняной игрушки (дымковские и филимоновские игрушки).
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Игрушки: резиновые, пластмассовые, плюшевые.
Ватные палочки, акварель, шаблоны игрушек. Выставка игрушек.(Воспитатель выставляет на стол разные игрушки, затем пускает их по кругу. Спрашивает детей из каких материалов они сделаны, чем похожи, чем отличаются, с какими можно играть в воде, с какими –ложиться спать).
Беседа Моя любимая игрушка» (дети рассказывают о своей любимой игрушке).
Рассказ воспитателя о том, что в старину игрушки изготовляли своими руками .Рассматривание картинок дымковских и филимоновских игрушек.
Роспись плоскостной дымковской игрушки детьми.
Чтение стихотворения Э.Успенского «Берегите игрушки».
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.217-221.
Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук «Развитие речи детейот 4 до 5 лет» М.Просвещение 2005 г. С.145. Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.254.
Э.Успенский «Истории для малышей: Стихи». М.Росмэн, 1998 г. С.14
Выставка дымковских игрушек.
«Всемирный день» спасибо»
26.01-30.01 10 28.01 «Слова добра» Формировать умение формулировать просьбу благодарить.
Развитие умения проявлять доброе отношение к людям. Мяч. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».
Беседа по стихотворению.
Игра «Закончи предложение» ( Растает даже ледяная глыба от слова доброго …(спасибо) и т.д.
Рассказ воспитателя о значении слов «спасибо», «благодарю» (когда говорим другому человеку «спасибо», желаем ему чтобы его спас Бог. «благодарю»-отвечаем добром на добро: благо и дарить).
Игра «Волшебные слова» (дети по кругу передают мяч, называя при этом «волшебное слово».Воспитатель заканчивает занятие словами: Всем СПАСИБО за вниманье! Будь любезен ! До свиданья ! Извините! Будь здоров! Как же много добрых слов!
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.205
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.30
Составитель М.Яснов «Наши друзья-поэты» Часть 2-СПб, 2006, с.42
«День доброты»
02.02-6.02 11 04.02 «Добрая забота» Освоение социокультурной категории «Труд земной».
Воспитание доброго отношения к животным (младшим друзьям), желание оказать помощь в трудных ситуациях.
Развитие речи детей: активизация слов, обозначающих названия животных, отношение человека к ним (добрая, заботливая, внимательная и т.д.) Картинки домашних питомцев, сюжетные картинки «как я забочусь о младшем друге». Чтение стихотворения Е.Благиной «Котенок» (беседа по стихотворению, ответы обсуждаются).
Воспитатель рассказывает о значении слова «младшие друзья» (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что кроме дружбы , должна быть забота по отношению к животным, которые живут вместе с людьми).
Д/И «Что такое дружба?»( дети по очереди называют все достоинства друга и дружбы).
Рассказ детей «А у меня есть любимый «младший друг»…)Игра «Как нужно заботиться о своем младшем друге?»( на солее выкладываются сюжетные карточки: дети кормят животных, играют, чистят клетку, ребенок замахивается палкой на собачку и т.д. Дети должны отобрать нужные карточки.
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
Н.А.Карпухина «Программная разработка образовательных областей» Воронеж 2013 г., с.145
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.202.
«День защитника Отечества»
16.02-20.02 12 18.02 «Великая Русь!» Освоение духовно-нравственной категории «Вера». Формировать высокую нравственность.
Воспитывать любовь к Отечеству, желание защищать свое Отечество. Картинки военных, репродукция Васнецова «Три Богатыря», мяч. Разгадывание загадки: Смелый, сильный, волевой. Охраняет наш покой (солдат).
Беседа «Праздник воинов».
Рассматривание картинок с изображением военных разных специальностей (вопросы воспитателя: Кто охраняет море, небо, границы? Кто управляет танками? и т.д.).Игра «В кругу» (дети по кругу перекидывают мяч, называя характерные черты воинов: отважный сильный и т.д.).
Рассказ воспитателя о том, что наши деды и прадеды любили свою Родину –Русь Великую. В далекие времена воинов защитников называли богатырями и собирались они в дружины.
Рассматривание репродукции картины Васнецова «Богатыри».
Чтение стихотворения В.Берестова «Богатыри».
Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.368.
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.217-245, 269.
Раскрашивание богатырей, с закреплением их доспехов.
Беседа «Будущие Воины» (Среди ваших родных, близких есть защитники Отечества и участники войны. И вы в будущем, надеемся станете защитниками своей Родины).
Работа в книге для развития детей 4-5 лет. «Международный женский день»
02.03-06.03 13 04.03 «Великая Русь!» Освоение социокультурной категории «Семья».
Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.
Вызвать эмоциональный отклик теме материнской заботы и любви.
Дальнейшее освоение русского фольклора-колыбельные песни.
Привлечь детей к праздничной дате (8 марта). Аудиозапись колыбельных песен, куклы для инсценировки,карандаши, лист бумаги. Чтение стихотворения В.Орловой «У меня полно хлопот».( Можно заранее раздать детям стихи и инсценировать стихотворение).
Беседа «Заботливая мама» (как трудно быть настоящей мамой, дети рассказывают о своих мамах, как они заботятся о них, какие колыбельные песенки поют мамы).
Слушание колыбельных песенок (аудиозапись).
Импровизация детей «Колыбельная песенка для куклы» (дети поют свои импровизации).
Рассказ воспитателя о Международном женском дне-8 марта.
Рисование «Портрет мамочки».
Работа в книге для развития детей 4-5 лет. И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.119.
А.П.Усова «Конспекты занятий среднего дошкольного возраста ( 4-5 лет). С.214
Выставка рисунков «Портрет мамы»
«Быть здоровыми хотим»
16.03-20.03 14 18.03 «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Формирование у детей здорового образа жизни.
Способствовать формированию потребности закаляться, тем самым укрепляя свое здоровье.
Закреплять и расширять знания детей о здоровом духе, силе богатырской. Иллюстрации русских богатырей, гигиенические принадлежности( мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце). Чтение рассказа «Волшебная подушка».
Ситуативная беседа «Ваше утро» (дети рассказывают , как проходит их утро, кто умывался и чистил зубы и т.д.).
Рассказ воспитателя о закаливающих процедурах, как можно закаливаться ( можно обтираться махровой рукавичкой смоченной в воде. Кожа слегка краснеет , улучшается кровообращение).
Чтение стихотворения «Здоровой будь!»
Рассказ воспитателя о том как в старину здоровый образ жизни и физические упражнения развивали мощь русских богатырей.
Развитие в книге для развития детей 4-5 лет.
Составитель М.Яснов «Наши друзья-поэты» Часть 2-СПб, 2006, с.45 И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.11 стр.237
Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье. Методическое пособие» М.2013, с.7-15
Нарисовать и раскрасить : мыло, зубную щетку, зубную пасту, полотенце.
«Международный день птиц»
30.03-03.04 15 01.04 «О наших пернатых друзьях» Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них, охранять.
Продолжать знакомство с устным народным творчеством-загадки, скороговорки , стихи.
Активизировать знания детей об уходе за птицами.
Иллюстрации с изображениями птиц.
Рисунки: небо, зимнее дерево, река, болото;бумажные силуэты птиц, аудиозапись голосов птиц.
Беседа « Что мы знаем о птицах?
Игра «Каждую птицу- на свое место». (Воспитатель загадывает загадки о птицах, дети разгадывают и размещают бумажные силуэты птиц, согласно их обитанию: цапля-на болоте, снегирь-зимующая птица и т.д.).
Воспитатель предлагает детям вспомнить голоса птиц (прослушивание аудиозаписи).
Разучивание скороговорки:В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и стрижи. (Л.Ульяницкая).
Д/И «Как зовут птенца?»
Чтение стихотворения Воробей» Е.Авдиенко.
Рисование «Перышки».
Работа в книге для развития детей 4-5 лет. Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.319.
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет».М.Просвещение 1987 г., с.112. Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук «Развитие речи детей от 4 до 5 лет» М.Просвещение 2005 г. С.105
Рисование «Перышки»
«День космонавтики»
13.04-17.04 16 15.04 «Дорога в космос» Знакомство с профессией космонавт.
Формировать у дошкольников уважительное отношение к труду взрослых.
Познакомить детей о том , как люди в старину представляли землю.
Развитие положительного восприятия мира. Глобус, мячи, картинки с изображением людей разных профессий, карандаши, лист бумаги. Ситуативная беседа (Что можем увидеть на небе?На чем вы добираетесь до своего дома, когда возвращаетесь из дет.сада?А если захотим отправиться в другой город, на каком транспорте доберемся быстрее? Все города находятся на планете Земля).Рассматривание глобуса (что означают цвета на глобусе?)
Воспитатель выкладывает большой желтый мяч –солнце, вокруг выкладывает несколько разных мячей, среди которых Земля и Луна.Что находится между Солнцем и Луной?(Ответы детей подводятся к тому-что это воздух, иначе космическое пространство-космос).
Рассказ воспитателя «Как люди в старину представляли Землю?»
Д/И «Мы космонавты»(среди карточек людей разных профессий , должны выбрать космонавта).
Разгадывание загадок по теме «Космос».
Рисование «Звездное небо».
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
Н.А.Карпухина «Программная разработка образовательных областей» Воронеж 2013 г., с.137
И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.116.
Выставка рисунков «Звездное небо»
«Приход весны»
04.05-07.05 17 06.05 «Спешит весна. Звенит капель!» Продолжать знакомить детей с временем года весна, показать связь между живой и неживой природой, сформировать представления об особенностях весны на основе фольклорных национальных произведений. Иллюстрации весе ннего пейзажа, краски, бумага. Рассматривание весеннего пейзажа и воспитатель зачитывает отрывок из Н. Сладкова «Солнцеворот».
Дети приходят к выводу, что с приходом весны появляются веснушки и на земле, когда пригревает солнышко, появляются проталины –веснушки.
Беседа о признаках весны, какие изменения происходят в природе.
Чтение якутской народной сказки «Как белка и заяц друг друга не узнали».
Д/И «Оденем друзей по весеннему».
Чтение пословиц и поговорок о весне.
Воспитатель предлагает прослушать приметы о весне(как в старину люди ориентировались по приметам).
Рисование «Бегут ручьи».
Работа в книге для развития детей 4-5 лет. И. Токмакова «Карусель» М.Детская литература, 1967с.7 Н.А.Карпухина «Программная разработка образовательных областей» Воронеж 2013 г., с.125-131. Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.451-454.
Выставка рисунков «Бегут ручьи»
«Пожарная безопасность»
18.05-22.05 18 20.05 «Огонь-друг, огонь-враг» Освоение социокультурной категории «Жизненный путь».
Познакомить с людьми и службами, отвечающих за безопасность.
Познакомить детей с историей возникновения огня. Картинки по пожарной безопасности, пожарная машина, пожарник. Чтение отрывка С.Я. Маршака «Пожар».
Д/И «Почему возник пожар?» (рассматривание сюжетных картинок, знакомство с пожарной машиной, службой 01.)
Воспитатель вместе с детьми формулирует правила обращения с огнем.
Рассказ воспитателя «История об огне» ( как люди научились добывать огонь».
Разгадывание загадки: Поселились в теремок
Очень тесный коробок
Опасные сестрички
Тоненькие(спички).
Чтение потешки «Тили-тили-тили-бом».
Работа в книге для развития детей 4-5 лет.
Н.А.Карпухина «Программная разработка образовательных областей» Воронеж 2013 г., с.94. Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М-2011г. С.419 И.А.Кузьмин «Истоковедение», т.5 стр.133
Экскурсия по детскому саду(Воспитатель показывает противопожарные устройства., объясняет как пользоваться огнетушителем, где хранится песок лопата шланг.)