Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей на уроках географии


Статья
Учителя географии
Бурмакиной Евгении Петровны
Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей на уроках географии
Сегодня трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература (энциклопедии, справочники, атласы, словари), лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах
География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.
В модернизации системы географического образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.
При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:
стимулируется познавательный интерес к географии;
создаются условия для мотивации учащихся к учению;
развивается мышление и творческие способности ребёнка;
формируется активная жизненная позиция в современном обществе.
Использование ИКТ позволяет:
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.
В ходе урока ИКТ используют на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю:
на уроке изучение нового материала;
для обобщения и систематизации заданий;
при выполнении практических работ, творческих заданий;
при контроле знаний и умений.
Совершенствование образовательного процесса происходит путем привития интереса учащихся к знаниям и активизации познавательной деятельности учащихся за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Решение этих задач будет успешным при применении технологии игровой деятельности на уроках географии.
Опыт работы позволяет доказать влияние игры на:
психическое состояние ребенка;
его социальное становление;
активизацию познавательной деятельности в процессе обучения;
Игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации.
Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал, ученика можно либо заставив, либо заинтересовав его.
Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.
При недостаточном чувстве коллективизма необходимо использование игры (ролевые, познавательные), оптимальное сочетание игрового и проблемного обучения. Для снижения утомляемости нужно сочетать традиционные и активные методы и формы обучения, использовать занимательные задания. На уроках нельзя забывать о словесном поощрении учащихся, о создании ситуаций успешности ученика. Для этого подбираются такие задания детям, чтобы каждый мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы.
Использование заданий с разным уровнем сложности, создание проблемных ситуаций, сочетание учебной и внеучебной деятельности, также активизируют учащихся.
В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы).
Одна из самых важных задач в курсе 9 класса, формирования целостного образа страны во всем ее многообразии и поэтому каждому учителю необходимо иметь хорошую базу заданий, которая будет направлена на образ хозяйственной деятельности
Давайте для начала обратимся к понятию географический образ, его автором является Дмитрий Николаевич Замятин, основоположник гуманитарной географии одним из направлений является образ географии.
Географический образ формируется благодаря изначально восприятию, затем таким процессом как память и воображение и мы видим с вами на данной схеме, что образы формируются из представлений, т.е совокупность представлений составляет единый целый образ.
Поэтому изначально задача учителя формировать представление, о каких либо компонентах территории природных или социально экономических и с помощью представлений составить образ региона.
Формирование географического образа на примере Европейского севера, который изучается одним из первых в курсе 9 класса, рассмотрим следующие задания.
В задание используются видеоматериалы с зарисовками разных субъектов Европейского севера. Задание направлено на представление о природных условиях данного региона. После просмотра видеоролика учащимся необходимо ответить на вопросы:
Какие природные явления можно наблюдать на территории региона?
Какие общие черти и отличия в рельефе республики Карелия и Мурманской области?
Охарактеризовать реки Архангельской области и республики Карелия.
Тем самым подводим учеников к представлению о природных условиях и делению Европейского севера в природном отношении на два района Кольско Карельский и Двино Печерский.
Следующее задание образы Европейского севера в живописи. Известно, что очень успешно можно применять художественные средства для формирования образов. Так как художники акцентируют внимание на отдельные природные детали. Данное задание можно выполнять в классе если у детей есть выход в интернет или в компьютерном классе. Я одному классу давала задание на дом, были готовы не все дети. А с другим классом мы попытались найти через их мобильные телефоны, у кого есть интернет.
Задание заключалась в том, что ученики находили в интернете картины, которые были написаны на территории Европейского севера и объяснить, какие видят особенности данного места.
Вот несколько картин которые нашли учащиеся.

Следующее задание направлено на сочетания формирования образа региона и отработку заданий к подготовке к экзамену ОГЭ.
Задание звучит так «Особо охраняемые природные территории Европейского севера».
Задача учеников подобрать слоган и плакат с фото сделанных на территории заказников, заповедников Европейского севера.
И для дополнения можно предложить сопоставить логотип особо охраняемых объектов с субъектом Европейского севера.
Следующая тема Хозяйство Европейского севера. Основополагающая тема чтобы составить четкий образ Европейского севера.
Демонстрируется видео, в котором, рассмотрены отрасли специализации региона. В ходе просмотра ролика ученики в конспекте отмечают, что в регионе развита торговля, имеется крупнейший порт, развиты металлургическая и горнодобывающая промышленности, производства масла и т. д.Отсюда вытекает задание распределите логотипы компаний, которые работают на территории Европейского севера.
Следующая тема Население.
Демонстрируется два видео ролика и дается задание определить какие субъекты Европейского севера были сняты в данном ролике и объяснить свою точку зрения. Объяснить как от условий природы зависит деятельность человека, рассказать какой живет народ и назвать важные черты, жилища, одежды .Задание направлена на мотивацию изучения и формирования представления о населении Европейского севера.
Следующее задание выполняется в группах. Учащимся предоставляется побыть в роли организатора музейной экспозиции, которая называется коренные народы Европейского севера.
Дается раздаточный материал, фото природных зон, и портреты народов и народных костюмов
Дети должны сделать плакатный стенд и добавить о численности населения.
Вот результат деятельности учащихся.

Следующее задание направлено на формирования представлений занятости народов. Учащиеся предлагается стать владельцами гостиниц, которые должны предложить сувениры.
Следующее задание направлено на формирование уже работы с интернет ресурсами. Необходимо построить маршрут на карте, рассчитать время пути, чтобы к вечеру вернуться в Архангельск.
Следующее задания ученики выступают в роли журналиста, которому прислали снимки необходимо их расшифровать и распределить на карте.
Для дополнительного дз для представление о том как символика герба связана с хозяйственной деятельностью района, области.
У детей появилась идея создать свое задание сопоставить символику гербов с названием города.
Задание повышенной сложности. Опять предлагаем войти в роль производителей кружок, поступил заказ на изготовление кружок с символикой Европейского севера.
Задание направлено на проверку знаний и уже сформированности представлений о Европейском севере.
Далее игра узнай Европейский север. Задание на проверку знаний и проверку сформированости образа Европейского севера. Где из двух фото необходимо узнать и объяснить, почему эта фотография сделана на территории европейского севера.
Для проверки и закреплений знаний использовала игру на подобие телевизионной передачи Своя игра.
Есть тематика вопроса и вопросы имеют разный уровень сложности. Дети очень любят играть в такие игры.
Результаты применения заданий. До начала изучения темы учащиеся попробовали охарактеризовать Европейский север по ассациаци ли мысли которые возникают в первой колонке, и во второй колонки после изучения темы Европейский север.