Конспект по географии для 7 класса «Северный Ледовитый океан. Органический мир океана”


Тема урока: “Северный Ледовитый океан. Органический мир океана”.
Цель урока: Систематизация знаний учащихся по океанам в целом; познакомить учащихся с природой Северного Ледовитого океана, с исследователями Северного Ледовитого океана; изучение органического мира Северного Ледовитого океана. Продолжить формирование навыков и умений работы с картами атласа.
Оборудование:
проектор
презентация “Исследование Северного Ледовитого океана”.
рисунки органического мира океана.
карта мира (физическая).
раздаточный материал.
схема (на доске).
Метод: словесно-наглядный, практический.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала 
Вступительное слово учителя - тема, план изучения океана. 
Рассказ учителя.
Начнем наш урок с эпиграфа. Это слова японского путешественника Наоми Уэмура, совершавшего (чаще всего в одиночку) экстремальные путешествия в разных точках мира:
“Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем”.
Мы с вами говорим, что воды четырех океанов образуют Мировой океан. Для каждого из них характерны свои особенности: рельеф дна, характер течений, органический мир и т.д.
Северный Ледовитый океан- наименьший из океанов Земли. Его площадь составляет чуть более 4% от площади всего Мирового океана. Некоторые ученые считают его морем Атлантического океана. Этот океан отличается суровым климатом, обилием льдов, относительно малыми глубинами. Жизнь в нем полностью зависит от обмена с соседними океанами водой и теплом.
Каков же он, Северный Ледовитый океан?.. Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и настораживает, притягивает и отталкивает. Почему же он вызывает у нас столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это сегодня на нашем уроке.
Проанализируйте карты атласов и дайте характеристику ГП и береговой линии
1.Установите на карте особенности физико-географического положения океана. Чем оно отличается от других океанов?
2.Как осуществляется связь Северного Ледовитого океана с соседними океанами? Какое это имеет значение для его природы?
3. Найдите на карте и назовите моря, крупные острова, архипелаги, назовите их.
(работа учащихся с картами атласов, ответы)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: СЛО самый маленький океан Земли, его площадь 14,8 млн. кв.км.
Рассказ учителя:
Изучение природы СЛО – это история героических подвигов многих поколений мореплавателей, путешественников и ученых разных стран: России, Норвегии, Швеции и др. список навечно оставшихся во льдах исследователей включает много сотен и тысяч имен.
Просмотр презентационного материала по теме «Исследование Северного Ледовитого океана».
* Дана классу установка: быть внимательными при просмотре презентации, уметь отвечать на вопросы, встречающиеся в ней.
а) Когда стал изучаться Северный Ледовитый океан?
б) Какова роль русских и советских путешественников и исследователей в изучении его природы?
в) Назовите в мире первый ледокол (Ермак)
г) Назовите первое свободно плавающее судно, достигшим Северного полюса (Арктика,1977 г.)
Заполнить таблицу:
Имя исследователя Дата исследования Что изучено и открыто
Рассказ учителя.
Обширное пространство вокруг Северного полюса, включающее океан, прилегающие части материков, архипелаги и отдельные острова, называют Арктикой. Значительную ее часть занимает Северный Ледовитый океан. Над океаном формируются холодные воздушные массы, сильно влияющие на климат прилегающих материков. Однако этот воздух значительно теплее того, что формируется над Антарктидой. Северный Ледовитый океан не охлаждает, а существенно согревает обширные пространства суши северного полушария. Северный Ледовитый океан – самый малый по площади (чуть более 13,1 млн. км2). Согласно теории литосферных плит СЛО образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Океан имеет более молодую литосферу, чем окружающие его материки.
Вопрос: Что бы вы могли сказать о шельфе океана? (Работа с картой).
Ответ: Океан обладает обширным шельфом.
Рассказ учителя.
Некоторые океанографы считают СЛО морем Атлантического океана. Средняя глубина океана 1131 м, а шельф занимает более   ⅓ его площади. Развитый шельф свидетельствует о длительном опускании материков под воды океана. Рельеф дна, его контуры и размеры периодически менялись.
Крупный элемент рельефа дна океана – хребет Ломоносова, поднимающийся над котловинами на 3 тыс.км. Средняя часть Северного Ледовитого океана – Центральный полярный бассейн – практически всегда покрыта льдами. Перефирийные области океана имеют сезонный ледовый покров.
Вопрос: Определите по карте максимальную глубину океана. (Работа с картой).
Ответ: Максимальная глубина океана 5527м.
Задание: Докажите, что СЛО самый мелководный океан Земли?
Вывод: СЛО самый мелководный океан Земли, так как максимальная глубина океана - 5527 м, а средняя глубина - 1220 м.
Рассказ учителя.
Особенности климата определяются положением океана в центре Арктики, где весь год преобладают холодные воздушные массы. Воздушные массы Арктики значительно теплее тех, что формируются над Антарктикой. Причина этого – запас тепла в водах СЛО. Вопрос: Как же этот запас образовался?
(Ответы детей)
Рассказ учителя.
Северный Ледовитый океан находится в арктическом и субарктическом климатических поясах. Температура воздуха колеблется от -20 до -40 градусов. Зимой, когда 9/10 площади океана покрыто дрейфующими льдами, температура воды не поднимается выше 0 градусов по Цельсию, опускаясь до -4. Важной особенностью океана являются льды, покрывающие зимой до 9/10 его поверхности. Морские льды бывают: припайные и дрейфующие.
Толщина дрейфующих льдин 4-5 метров. В морях, омывающих Гренландию (море Баффина и Гренландское), постоянно встречаются айсберги.
Задание: Проанализируйте схему  и ответьте на вопрос: Чем отличаются припайные и дрейфующие (паковые) льды?
(Ответы детей)
Виды льдов

Морские льды


дрейфующие
припайные

Прикреплены к берегам и могут образовывать сплошные поля в несколько км;
Образуется из однолетнего льда;
Практически непроходимы для ледоколов
Движутся под влиянием морских течений;
Смесь ледниковых полей разного возраста;
Редко бывают сплошными

Слово учителя.
К концу зимы площадь льда достигает 11 млн. кв. км. Свободными ото льда остаются только Норвежское, Баренцево и Гренландское море. В эти моря впадают теплые воды Северо-Атлантического течения. В Арктическом бассейне дрейфуют ледяные острова, толщина льда которых составляет 30-35 метров. Время "жизни" таких островов превышает 6 лет и их часто используют для работы дрейфующих станций. С января по апрель в центре океана находится область высокого давления, более известная как Арктический антициклон. В летние месяцы наоборот, в арктическом бассейне преобладает более низкое давление. Разница давлений постоянно приносит в Северный Ледовитый океан из Атлантики циклоны, осадки и ветер до 20 м/с. На пути к центру океана огромное количество циклонов проходят через Северо-Европейский бассейн, вызывая резкие изменения погоды, обильные осадки и туманы.
Из-за таких суровых условий толща воды всегда холодная. Но несмотря на это животный и растительный мир разнообразен. В течение короткого приполярного лета, которое длится один-два месяца, в поверхностном слое воды на свободных ото льда площадях развивается фитопланктон, а затем и зоопланктон. Несмотря на исключительную суровость природных условий, здесь обитает некоторое количество рыб разных видов (треска, навага, палтус и др.). Ими питаются птицы, образующиеся на прилегающих островах ”птичьи базары”. В океане живут киты, тюлени, моржи, белые медведи.
(Далее о животном и растительном мире океана рассказывают дети. На магнитной доске прикреплены рисунки органического мира океана).Ученица: - Синий кит самое крупное млекопитающее в мире. Его масса достигает 30 т., а длина 5-6 м. Численность- около 1000. Детеныш у синего кита рождается вполне сформированным. После рождения он сразу может следовать за матерью. Синий кит кормит детеныша молоком. С неба кита свисают китовы усы, расщепленные по краям. Вместо зубов у кита пластины. Синий кит питается мелкими рачками. Его истребляют из-за жира и усов.

Ученица: - Водоросли обитатели воды. В морях Северного Ледовитого океана растет крупная бурая многоклеточная водоросль ламинария. Ее тело, или слоевище, прикрепляется к камням или подводным скалам корнеобразными выростами - ризоидами. От ризоидов вверх отходит неширокая цилиндрическая часть длиной до 50 м. Ламинария живет только на сравнительно небольшой глубине, куда проникает достаточное количество солнечного света.
Ученица: - В семействе медвежьих всего 7 видов, одним из них является белый медведь. Белый медведь самый крупный хищник на земле. Большую часть жизни проводит в воде. Обитает только в Арктике. По последним данным на Земле живет всего 10-12 тыс. белых медведей, из них 5-7 тыс. в Арктике. Место обитание дрейфующие льды. Кроме черного кончика носа зимой и летом, окраска медведя белая. Толстый подкотный жировой слой, плотная шерсть, белая окраска и особое строение шерсти хорошо предохраняют от мороза. Самка белого медведя приносит одного детеныша. Добычу медведь разделывает прямо на льду.

Ученик: - Песец, животное длиной около 50 см, с хвостом 75 см, семейства собачьих. Водится на севере Евразии и в, Северной Америке. Численность уменьшается, потому что песцовая шкура очень ценится. Особенно ценится шкура голубого песца. Занесен в Красную книгу.

Ученица: - Морж – самый крупный представитель ластоногих. Имеются клыки(верхние), которыми он влезает на льдину и выкапывает из грунта пищу. Даже белый медведь пащет перед мощью моржа. Самка приносит одного детеныша, которого кормит молоком около года. Занесен в Красную книгу. Ценятся клыки моржа и его кожа. В период размножения моржи живут стадами.

Ученица: - Тюлень - представитель ластоногих. Важное промысловое животное. Взрослый зверь дает 30 кг жира. Очищенная от жира шкура идет на выделку кожи. Новорожденное дитя не белое, а бурое или черное до блеска. Два вида тюленей еще обитают: один у Гавайских островов, другой у Мадейры в Средиземном море. Тюлени встречаются и у нас в Каспийском море.

Проблемное задание: Каково происхождение каспийского тюленя?
3. Закрепление.
На доске таблица. Ученики самостоятельно, с помощью атласов должны ее заполнить.
Название океана Площадь (тыс.км2) Наибольшая глубина (м)
Атлантический океан ? 8742 м (впадина Пуэрто-Рико)
? 178684 ?
Северный Ледовитый Океан ? ?
Индийский океан 76174 ?
Название океана Площадь (тыс.км2) Наибольшая глубина (м)
Атлантический океан 91655 8742 м (впадина Пуэрто-Рико)
Тихий океан 178684 11022 м (Марианский желоб)
Северный Ледовитый Океан 14756 5527 м (Гренландское море)
Индийский океан 76174 7729 м (Зондский желоб)
4. Итог урока.
На нашей планете четыре океана и самый маленький, холодный из них Северный Ледовитый океан. Хотя в нем очень суровые условия, но органический мир разнообразен. Воды его используются в хозяйственных целях; добывают различные полезные ископаемые (нефть, газ и др.).
5. Комментирование оценок за урок.
6. Домашнее задание. Заполнить контурную карту «Северный Ледовитый Океан». Приготовить презентацию о проблемах СЛО.