Конспект занятия на тему: Чудесные спички
Конспект занятия
(1 группа)
Воспитатель: Зарипова Д.З.
Цель:
Обобщить знания детей о спичках.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара.
2. Формировать потребность быть всегда осторожным с огнем.
3. Стимулировать речевое развитие путем активных движений пальцев.
4. Корректировать межличностные отношения посредством коллективного дела.
5. Воспитывать интерес и доброжелательное отношение детей друг к другу.
Словарная работа. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания: шкаф - деревянный, автомобиль - металлический и т.д.
Материал и оборудование. Коробок со спичками - для воспитателя, большой коробок со спичками - для гнома. Плоская емкость с водой, гвозди. Аудиозапись "Лучшие мелодии для малышей". Коробок с обработанными спичками, картон с нанесенным на него тонкий слой пластилина - на каждого ребенка, влажные салфетки.
Предварительная работа. Беседы на тему «Металл и дерево - чем они отличаются друг от друга»; дидактические игры.
Ход занятия
Орг. момент
Дети входят в класс. Воспитатель обращает внимание на гостей, просит поздороваться с ними и больше не отвлекаться.
- Здравствуйте! Я рада видеть вас. Давайте начнем наше занятие с приветствия и поиграем в игру «Здравствуй солнышко». Мы будем называть друг друга ласково «солнышко» и здороваться с тем, кто стоит рядом при этом передавать ему мяч. (Приветствуют друг друга). Вот мы поздоровались, пожелали друг другу здоровья. Всем стало приятно.
Воспитатель. Ребята посмотрите на свои руки. У мальчиков они сильные и крепкие, у девочек нежные и ласковые. Мы любим свои руки – ведь они могут все. А что могут делать ваши руки? (Дети называют).
В.: Да, ребята, ваши руки могут многое. Они могут и обнять друга, и поднять упавшего товарища, дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами. Ощутите тепло ваших друзей, и пусть они будут вам добрыми помощниками. А теперь тихонько садитесь на стульчики, а я расскажу вам сказку.
Дети садятся на стулья вокруг воспитателя.
Воспитатель. В одной сказочной стране жили-были гномы. Днем они прятались от людей и спали, а ночью занимались своими делами. Гномы были очень трудолюбивыми, они могли сделать все что угодно. Однажды гномы нашли коробок (показывает спичечный коробок).
Как вы думаете, что в нем оказалось? (Спички.)
Правильно, а что вы можете рассказать о спичках? (Они сделаны из дерева, легкие, ломаются.)
Воспитатель. Правильно, спички сделаны из дерева. Наверно раньше, вот эта спичка была веточкой на дереве, на неё садились птички и пели песни.
Воспитатель. Какую пользу приносят спички?
Дети. Они зажигают газ, от них тепло, светло и т.д.
Воспитатель. А могут спички принести вред? (ответы) (Спички могут стать причиной пожара.)
Молодцы ребята. Мы сейчас назвали и хорошие, и плохие качества спичек. Нам нужно помнить всегда о том, что:
Маленькая спичка, малышка – невеличка,
Спит, как в колыбельке, в коробочке своей.
Но малютка эта – палочка с секретом,
Если разгорится – станет всех сильней.
Ребята, запомните навсегда, что спичка - пожароопасный предмет и вот что может произойти, если обращаться с ними неосторожно.
(демонстрация мультфильма.)
Затем воспитатель ставит в центр круга стол, на котором приготовлены спички, плоская емкость с водой, гвозди. Предлагает детям подойти к столу.
Воспитатель. Возьмите каждый по спичке и опустите на воду. Почему спички не тонут? (Предположения детей.)
Спички сделаны из дерева, в дереве (древесине) много воздуха, а воздух легче воды, поэтому спички и не тонут.
Посмотрите, я беру гвоздь и опускаю его на воду. Что с ним произошло? (Он утонул.) Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
Гвоздь сделан из железа, он тяжелее и дерева, и воды, поэтому утонул.
Наши гости: спичка и гвоздь давние друзья, но и великие спорщики. Каждый уверен, что он главнее. Спички утверждают, что из дерева делают очень много нужных предметов, а гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто прав?
Давайте мы с вами поиграем в игру «Металл - дерево».
Ребята, в классе развешаны картинки ( Предметы: кастрюля, стол, автомобиль, шкаф, стул, кран в ванной...) а, на доске вы видите две картинки: дерево и металл.
Сейчас вы по очереди выберите картинку и прикрепите её соответственно.
Молодцы, ребята. Мы выяснили, что нам нужны и деревянные и металлические предметы.
Появляется гном (потягивается, выходя из-за ширмы)
Гном. Кто здесь расшумелся? Во что это вы здесь играете? Я так хорошо спал, ведь пока еще день, мое время для работы наступит только ночью.
Воспитатель. Погоди, а ты кто?
Гном. Я – Гном, из сказочной страны. Вы ведь про меня рассказывали сказку или мне всё приснилось?
Воспитатель. Мы действительно говорили о тебе и ты проснулся во время. А что это у тебя в руках?
Гном. Как что, это - спички. Мы ведь работаем только ночью и свет нам необходим. Ребята, а вы видели когда-нибудь такие спички? Мы в своей стране пользуемся только такими.
(Показывает коробок больших охотничьих спичек).
Воспитатель. Гномик, посмотри, у нас на столах тоже спички, чем они отличаются от твоих? Ребята, помогите перечислить различия, (дети перечисляют).
Ребята знают, что спички можно не только зажигать, но и строить из них что-нибудь. Посмотри, чего нет на наших спичках?
Мы убрали серную головку и обработали спички зелёнкой, чтобы они стали экологически чистыми и ими можно было играть.
Гном. А как можно с ними играть?
Воспитатель. А вот посмотри. Мы сейчас разделимся на две команды. У нас есть две картинки и по ним нужно выложить какой-нибудь эпизод. Но нужно помнить, что художники пишут свои картины кистью, а мы будем выкладывать ловкими пальчиками. Давайте разомнём их.
Проводится гимнастика "Мои ловкие пальчики".
Мои пальчики расскажут,
Что умеют, все покажут.
(Поднимают руки вверх и поворачивают ладонями внутрь и наружу.)
По пять их на каждой руке,
Все сделать смогут, всегда помогут
(Хлопают в ладоши)
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают.
(Выполняют движения в соответствии с текстом.)
Пять и пять моих ловких пальчиков!
(Поднимают руки вверх и поворачивают ладонями внутрь и наружу.)
Воспитатель. Ребята, теперь вы должны действовать дружно, как один. Гномик, а мы с тобой будем помогать ребятам. Приступайте к работе, (звучит музыка)
Закончили, что же у нас получилось ? (дети перечисляют выложенный сюжет.)
Гном. Ребята. Я совсем забыл, у меня ведь для вас письмо. Я привёз его от своих друзей. Давайте прочтём, что они написали.
"Дорогие дети, помогите нам! Мы в последнее время много путешествуем и давно не были в нашей сказочной стране. Там мы жили в лесу на высокой горе. Мы соскучились по лесу. Выложите, пожалуйста, из спичек, что вы видели в лесу, что там происходит. Гномы".
Воспитатель. Поможем им? (Да, поможем.) Тогда закройте глаза и подумайте, что вы будете выкладывать.
Дети подходят к столам, с приготовленными пластинами, коробками со спичками и приступают к работе (под аудиозапись музыки из "Лучших мелодий для малышей").
Ну вот мы и закончили. Гномик, ребята дарят тебе свои подарки, чтобы ты отвез их своим друзьям. Гномик, а тебе интересно было с нами? Ребята, а что вам понравилось больше всего? Давайте еще раз вспомним, что спичками баловаться очень опасно, а вот играть с ними или строить из них, если, конечно на них нет серной головки, очень даже полезно для ваших пальчиков. Гномик, и ты обращайся со своими спичками очень осторожно, ведь ты живешь в лесу и передавай своим друзьям большой привет( Гном уходит)
Ребята, мне очень понравилось с вами работать ( отметить работу каждого ребёнка, поблагодарить их).
Итог: Занятие наше закончено ( Дети протирают столы, свои руки - влажной салфеткой, выбрасывают использованные салфетки в урну).
Ребята, большое вам спасибо. Мне с вами было очень приятно работать, попрощайтесь с гостями и пойдём в группу мыть руки с мылом. (Дети прощаются с гостями и идут в группу).
Резервные задания. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с …. (огнём)
Пожар мы быстро победим
Коль позвоним по... (01)
У пожарных не напрасно
Цвет машины ярко… (красный)
Не играй с сестричками
Маленькими …. (спичками)
Он всегда помочь успеет,
И огонь он одолеет,
Знай ребенок, и родитель.
Где висит … (огнетушитель)
Его огнем не испугать,
Ему к огню не привыкать!
Он победит огонь коварный,
А зовут его…(пожарный)
Дым, пожар, огонь -
Не стой.
Заливай скорей… (водой)
Вы запомните друзья,
Что с огнем шутить… НЕЛЬЗЯ