Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках как средство повышения качества обучения русскому языку.


Город Казань
Гимадеева Гульнара РашитовнаЛучшая учебно-методическая разработка для изучения предметов русского языка.
4.Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках как средство повышения качества обучения русскому языку.
5. Использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения материала,  осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий. Эффективность урока в случае использования ИКТ повышается.
Дети легко учатся тому, что им интересно. Поэтому необходимо создать обучающую среду, состоящую из отдельных компонентов, обеспечивающую в целом обучающий эффект. Обучающая среда, разработанная с применением образовательных информационных технологий позволит создать систему обучения русскому языку, которая не только обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по предмету, но и повысит мотивацию учащихся. В этом заключается новизна проекта.
Имеющиеся результаты.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы   позволили мне повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.  Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками  погрузиться в другой мир, увидеть языковые процессы другими глазами, стать их участниками.
Кроме того, преподавателю применение ИКТ дает возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителя.
учащимся - доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Данный проект апробировался на школьном уровне.
Использованные аппаратные и программные средства:
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher).
Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических терминов, формирование общеучебных умений и навыков. На уроках русского языка в 8 классе использую Электронное пособие. Издательство «Экзамен».
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения учащихся, часто обращаюсь к тестовому контролю. Методика проведения тестового контроля на бумажных носителях сегодня разработана достаточно хорошо. Тесты разработаны по всем разделам русского языка, начиная с 5-го класса. В 10-11 классах активно используются тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ. Электронный тестовый контроль позволяет ученику получить оценку своей деятельности сразу по завершении работы, в отличие от бумажного носителя. В конце выполнения всех заданий на экран выводится общий результат прохождения теста: общее количество заданий в тесте, количество пройденных заданий, общий результат выполнения, время начала и завершения выполнения теста. Достоинством электронных тестов является то, что учитель может сам собрать собственный тест, составить любой набор тестов по теме. Так, для повторения и контроля знаний учащихся в 6 классе я использую диск «Электронное приложение. 6 класс». Диск содержит тесты с автоматизированной функцией определения правильного ответа, филворды, кроссворды, логические задания.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
В своей педагогической практике я использую Тренажер по русскому языку для 5 класса. Издательство «Экзамен».
Таким образом, очевидна необходимость использования существующих возможностей для применения информационных технологий.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.