Расширение социального сенсорного опыта через развитие восприятия у обучающихся с ТМНР

Выступление на краевой
педагогической конференции
«Проблемы в обучении детей со сложными
и множественными дефектами в развитии,
возможности их решения»

Расширение социального сенсорного опыта через развитие восприятия у обучающихся с ТМНР
Сравнительно недавно в отечественной дефектологии дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития рассматривались как «необучаемые», ошибочное понимание «обучаемости» как способности ребенка осваивать школьные знания, быть равным своим сверстникам с сохранным здоровьем – нанесли невосполнимый урон нескольким поколениям детей-инвалидов и их семьям.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем сложившийся за рубежом и в России научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды качественно меняют личность особого ребенка. Для отечественной науки принципиальное значение приобрела разработка проблем развития у детей социокультурного опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), который складывается благодаря вовлечению детей с различными нарушениями в мир людей, действий, отношений, чувств: «Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок» (Л.С. Выготский, 1928 г.).
Отношение в современном обществе к образованию таких детей отражено в Стандарте образования: «Стандарт направлен на обеспечение: максимального расширения доступа обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям».      
Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые нарушения слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды. Сенсорное развитие детей направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию
Сенсорное развитие это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал мысль о том, что дитя мыслит красками, звуками, образами.
Цель процесса сенсорного развития состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Но для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения Учащиеся с ТМНР чаще вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные, аффективно значимые для них раздражители (цвет, форму, звуки, запахи и пр.), поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Коррекция зрительного восприятия.
У органа зрения большие познавательные возможности: выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструкции, степени привлекательности. Происходит это через усвоение сенсорных эталонов, которые в зрительном восприятии для цвета представляют 7 красок спектра и их оттенки по светлоте (близость к белому) и насыщенности (степень чистоты); для формы геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; для величины метрическая система мер.
В работе с детьми с ТМНР мною ставятся задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия:
формирование умения всматриваться;
распознавание и называние цвета, формы;
сравнение и группировка по внешним признакам;
развитие визуального выборочн
·ого восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство различие, изображение фон, способность к визуальному дополнению части до целого).

В качестве учебного материала использую в своей образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаику, цветной конструктор .
Для коррекции зрительного восприятия применяю разрезные картинки, предъявляю предметы в перевернутом виде, предлагаю узнать целое по фрагменту, учу складыванию сборно-разборных игрушек, провожу с учениками зрительно-двигательное моделирование формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера).
Для развития зрительного восприятия и элементов логического мышления использую комплект геометрических фигур. Комплект состоит из четырех форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: желтого, синего и красного; двух размеров: маленьких и больших; двух видов толщины: тонких и толстых. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
Для каждой из них в игровой форме можно находить соответствующий «этаж» и «подъезд» в «особом доме», где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие, треугольной формы и пр.
Применяю в работе с детьми следующие задания и упражнения
1. Разложи (от самого темного до самого светлого).
2. Подбери по форме (цвету, величине).
3. Найди такой же по цвету, размеру.
4. Узнай предмет по его части, контуру.
5. Нарисуй желтое квадратное, зеленое круглое.


В процессе предметно-практической деятельности дети с ТМНР на доступном им уровне знакомятся с хроматическими (цветные) цветами и ахроматическими (не цветные: черный, белый, серый) и их оттенками, учатся выделять теплые и холодные краски, адекватно раскрашивать предметы, распознавать и получать на бумаге мягкие пастельные и резкие контрастные сочетания цветов, представлять цветонасыщенность и цветоконтрастность.
Активно использую такие коррекционные приемы:
Цветовая унификация предметная направленность цвета.
Варьирование цвета одного и того же предмета. Например, лист весной, летом и осенью, плод зеленый и созревший.
Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых листьев.
Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых листьев разных пород деревьев.
Классификация предметов. Задание: разложить пуговицы трех цветов (разные оттенки, форма, размер) в соответствующие коробки по их основному цвету (зеленый, красный, желтый).

Формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению перцептивного результата. Ребенок с тяжелым нарушением зрения должен научиться «ощупывать глазом» объекты, анализировать и осмысливать ту ограниченную информацию, которую он может получить посредством поврежденного органа. Такого ребенка надо учить аналитическому и целостному восприятию мира.
Таким образом, процесс обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных анализаторов для получения информации об окружающем мире. Опыт работы показал, что только целенаправленно спланированная, скоординированная, систематическая работа будет способствовать успешному преодолению сенсорных защит, расширению сенсорного восприятия и формированию простейших сенсорных эталонов. А также доказал, что адекватная адаптация ребенка с нарушениями анализаторных систем к окружающей среде достигается посредством активного использования, наряду с нарушенными, сохранных анализаторов, что предполагает развитие у детей компенсаторных процессов и формирование умений пользоваться сохранными анализаторами.

ЛИТЕРАТУРА
1. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. С. 86-92.
2. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. Мн.: БелАПДИ Открытые двери, 1997. 131 с.


15