Родительское собрание Тепло родного очага
Родительское собрание
«Тепло родного очага»
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому.
Себастьян Брант.
2015г.
Цель: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношений к семье как одной из главных жизненных ценностей. Задачи: 1. Расширение представлений о возможностях семьи в воспитании;
2. Развивать способности взаимопонимания, умения находить выход из конфликтных ситуаций.
3. Формировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.
Дом – это очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает
Здоровый психологический микроклимат определяется всей нравственной атмосферой домашнего очага.
Домашний очаг дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости бытия.
А это зависит от взаимоотношений между членами семьи и то того, чем и как живет семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни, каков семейный уклад и традиции, как разрешаются семейные конфликты.
Все это является школой жизни для вашего ребенка, ведь традиции родительского дома будут продолжаться в семьях, которые будут создавать ваши повзрослевшие дети. Семья - это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких и просто общение. Без семьи человеку очень трудно жить, поэтому ее надо ценить и укреплять. Народная мудрость гласит: «Зачем жить, если не любить, зачем любить, если не иметь детей». Создать семью нелегко, а сохранить ее труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому учат народные пословицы и поговорки.
Давайте их вместе вспомним: (учитель начинает, родители продолжают)
Вся семья на месте, и . (душа на месте)
Не будет добра, коли в семье (вражда)
Согласную семью и горе (не берет)
Семья без детей, что (цветок без запаха)
В гостях хорошо, а дома (лучше)
Не нужен клад, когда в семье (лад)
Родители трудолюбивы и дети (не ленивы)
Семья без детей, что дерево (без корней)
На что и клад, когда у мужа с женой (лад).
Главное, чтобы в семье были взаимная любовь, доверие, внимание и забота друг к другу.
В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».
В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.
Что включает в себя понятие «нравственный человек»?
Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость.
Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость мужество, честность, благородство и т.д.
Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит то того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота – это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течении всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять неправильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.
В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.
Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений – все это порождает первоначальные представления детей о морали.
Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без нравственного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.
Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу.
Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.
Вот мальчишки влезли на дерево и разорили птичье гнездо; погибли птенцы, а их мать с криком кружит около дерева. Ребенок должен пережить ее страдание и осудить этих мальчишек.
Вот у дерева кто – то ободрал кору, и из ствола сочится сок. Дерево «плачет». Оно может засохнуть и погибнуть. Родители залепили рану, закрасили ее краской, спасли дерево, а их ребенок получил первый пример помощи слабому и нуждающемуся. Он не будет потом ломать ветки деревьев, не будет разорять птичьих гнезд.
Это чувство он перенесет и на людей. Если мать не пройдет мимо бедной старушки, просящей милостыню. И подаст ей монетку, если в семье собирают вещи, книги, продукты для помощи пострадавшим при пожаре или теракте, то ребенок получает пример милосердия и в будущем не пройдет мимо нуждающегося человека, а поможет ему.
Известно, как горячо дети реагируют на события, которые развертываются в книге, на экране телевизора, в кино или театре. Они дают советы любимому герою, разделяют с ним радости и печали, награждают гневными репликами его врагов. Дети не должны видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику, закладывает семена животного варварства в из неокрепшие души.
Задача родителей – оградить детей от просмотра таких фильмов и чтения таких книг. Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло.
Всегда надо чётко осознавать, что мы говорим, обсуждаем в присутствии детей. Каждое наше родительское слово остаётся в их сердцах и наступит такой момент, когда пословица «Как аукнется, так и откликнется» даст свои корни.
В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых, здороваться, выслушивать окружающих. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами. (хотя часто мы слышим «мне мама сказала, чтоб я его ударил», «папа встретит тебя и прибьёт», «мне мама не велела с ним дружить, потому что его папа».
У нас есть дети, которые не приходят на субботники, отсутствуют в школе без уважительной причины, едут в гости, в магазины. Интересно, что родители им говорят дома
Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность, долг. (слайд 1)
В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.
Оставаясь наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному отбору, анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говорится, что самый строгий судья – это совесть человека. Плохо, когда совесть спит. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга – одна их самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания.
Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет, и никто на него не смотрит. Совесть – это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, прислушиваться к нему.
Родители, оценивая поведение или какое – либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился – по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать чье – то доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с из стороны или страха наказания.
Очень важно внушить детям, что главное – не страх физического наказания, я страх сделать кому – то больно, не оправдать чье – то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ребенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи.
Хорошо, когда отец говорит: «Пойду, помогу соседке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» - и берет сына с собой.
Плохо, когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».
Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели себя на перемене, что делали их одноклассники в столовой, кто дежурил в классе, что сказала о них учительница, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие? О чем? Что понравилось, что нет? Как помогали дома по хозяйству? и т.п.
Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день. Главное, чтобы дети слышали, как родители оценивают эти события, что, по их мнению, хорошо, а что – плохо, что им понравилось, а что - нет. Какие дела можно было бы сделать лучше. Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось. Как надо поступать в будущем в этой ситуации. Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. «Спроси свою совесть!»- говорят мать или отец. Порою очень трудно ребенку поступить по совести. Трудно встать перед классом и признаться в том, что измазал чернилами стенку у доски. Трудно выполнять дома одну и ту же работу: убирать в комнате, менять рыбкам воду в аквариуме, гулять во дворе с собакой и т.п.
Трудно признаться, что это именно ты толкнул во дворе малыша и он разбил себе нос. Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.
Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из – за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком – потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.
Стихотворение «Семь правил» И. Молчанова. Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний, Семь правил обязательно храня, Лишь только семь, но очень – очень важных. Во-первых, это главное, - любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом. Не просто, чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по-разному. Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца – не напиться. А дети – это жизнь, это родник И продолженье рода. Пусть струится! Потом – забота. Лишь она Очаг семейный сбережет от ветра. Старайся, чтоб с улыбкою весна Была всегда с тобою, а не где-то. Четвертое – терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым. А пятое – ответственность и долг В фундаменте семейном веский камень. Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень. Шестое – уваженье. Только с ним Приобретешь успех, признанье общее. Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным. И, наконец, седьмое – чистота Везде : в дому, в душе твоей и помыслах Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.
Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Семья - это продолжение вашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Давайте сегодня мы вспомним о них добрыми словами и зажжем в их память эти маленькие свечи! Они станут незримой ниточкой, связывающей день прошлый и день сегодняшний. Быть родителем – значит пройти великую школу терпения.
Притча »Тепло семейного очага» «Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, сказало счастье, я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. Чего ты хочешь?» спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» и та ответила, что замуж хочет за принца заморского и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» «Хочу, говорит он, велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»