Классный час Тепло родного очага 1 класс
МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Классный руководитель 1 класса
Еремина Нина Григорьевна
Цель: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.
Задачи:
расширение представлений о возможностях семьи в воспитании младшего школьника;
развитие семейного творчества и сотрудничества семьи
и школы;
воспитание чувства любви и уважения к родителям,
гордости за свою семью.
Прогнозируемый результат:
содействие в формировании культурных традиций в общении взрослых и детей;
сплочение классного коллектива.
Форма проведения: конкурсно – игровая семейная программа.
Подготовительный этап и домашнее задание: нарисовать герб семьи, составить мини – сочинение «Моя семья», принести семейные фотографии; музыкальное сопровождение.
Оборудование и оформление: шары, детские рисунки на тему «Моя семья», высказывания о семье, «семейное» дерево, запись песни «Песенка мамонтёнка», пословицы о семье, высказывания великих людей.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Звучит песня в исполнении детей «Песенка мамонтенка»
По синему морю, Скорей до земли
К зелёной земле Я добраться хочу.
Плыву я на белом Я здесь, я приехал,
Своем корабле, Я ей закричу
На белом своем корабле. Я маме своей закричу.
Меня не пугают не волны, ни ветер Пусть мама услышит,
Плыву я Пусть мама придет,
К единственной маме на свете, Пусть мама меня непременно найдет.
Плыву я сквозь волны и ветер Ведь так не должно быть на свете,
К единственной маме на свете. Чтоб были потеряны дети.
Здравствуйте, дорогие гости! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Прошу вас сесть по кругу. Я не случайно выбрала такую форму общения, как круг. В нем проще вести открытый разговор. Это и возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Круг гарантия вашей защищенности.
Правила работы в круге.
1. В круге все равны, поэтому можно высказывать любое мнение, но, не задевая достоинство присутствующих.
2. Говорит один, все слушают, не перебивая.
3. Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не знаете ответа.
2. Психологическая минутка
- С каким настроением вы пришли на мероприятие? Почему?
- Чтобы снять напряжение и волнение, давайте выполним с вами несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свои настроение и самочувствие. Начнем с меня. У меня сейчас переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье. Кто следующий? Остальные улыбнитесь, если у вас в душе хорошая погода.
3. Введение в тему
- Прочитайте про себя тему мероприятия.
- Как вы понимаете слово «очаг»?
- В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: «очаг» - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг – родной дом, семья.
- Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать – семью, дом. У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
- Как вы думаете, о чем пойдёт сегодня речь? (о доме, семье)
- Да, мы поговорим о семье, о взаимоотношениях в семье?
- Наш круг – это семья. А теперь семья выберет своего главу.
4. Задания участникам
Задание 1.
- А что такое семья? (мама, папа, дети).
- Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например: мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
- А сейчас заглянем в гости одну семью.
Стихотворение Золтана Зелка «Какой хороший вечер» .
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылек прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился.
И музыки не слышно –
И это очень странно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира
И я, уже уснувший
У мамы на коленях.
- Хотелось бы вам жить в такой семье? Почему?
- Подберите и запишите слова, которые живут в этой семье?
(На листе слова: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда.)
Согласие – мир, порядок.
Здоровье, здоровая семья – это нормально состояние организма, движение, закаливание.
Семья – это место, где любят и заботятся друг о друге.
Задание 2.
- Семья это великий дар.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный.
Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.
- А всегда ли хорошо бывает у вас в доме?
- Давайте посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так:
- Каждый раскрасит свои фигурки, лежащие на парте в один из цветов: синий или красный.
-отношения с родителями,
- отношения с братьями, сёстрами.
- А теперь, если у вас с родителями проблем нет, закрасьте в синий цвет, если возникают проблемы – в красный цвет. Выполнив работу, поместите на лист бумаги
Каждая команда демонстрирует свою картинку.
- Посмотрите, какая разноцветная картинка у вас получилась.
- Значит, в семье у вас есть проблемы. Какие? (Ответы).
Сценка «Маму не запускать»
(2 ученика сидят на полу, игрушки разбросаны)
Автор.
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
Мама: - Был на квартиру налёт?
Дети: - Нет!
Мама: - К нам приходил бегемот?
Дети: - Нет!
Мама: - Может быть дом не наш?
Дети: - Наш!
Мама: - Может этаж не наш?
Дети: Наш! Это приходил Серёжа, поиграли мы немножко!
Мама: - Значит это не обвал?
Дети: - Нет!
Мама: - Слон у нас не танцевал?
Дети: - Нет!
Мама:
- Значит просто показалось,
Я напрасно волновалась,
Вместе в доме уберём,
·И порядок наведём?
Дети: - Да-а- а!
- Чему учит эта сценка?
- Мы знаем как вести себя в театре, школе, на улице.
- Давайте выведем правила поведения в семье:
Уважайте старших.
Помогайте по дому.
Делайте работу вместе.
Понимать друг друга.
Заботиться о ближних.
Делать приятное.
Задание 3.
- Чьими стараниями достигается уют и тепло в ваших семьях?
- Как распределяются обязанности в вашей семье?
Команде даётся лист бумаги с таблицей, в графы которой необходимо вписать обязанности, выполняемые в семье родителями и детьми.
Мама
Папа
Дети
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
4.
4.
4.
5.
5.
5.
После выполнения задания предлагается подумать, могут ли дети взять на себя часть маминых или папиных обязанностей.
Учитель (подытоживает). Есть такая пословица: «Счастье не птица само не прилетит». Если каждый член семьи занят своим делом, то в доме царят уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, селятся раздражение и непонимание.
Создать семью нелегко, а сохранить ее труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому учат народные пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.
Следующее задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые вы получите в конвертах, составить пословицы.
Задание 4. «Собери пословицы»
Семье предлагается дополнить пословицы.
Пословицы
1. Дом вести - не... (бородой трясти).
2. Дом построить не(шапку на голову надеть).
3. Коли в семье лад, (то не нужен и клад).
4. Вся семья вместе – так (и душа на месте).
5. Добрые дети – дому венец, худые дети - (дому конец).
6. В своем доме и (стены помогают).
7. Не будет добра,( коли в семье вражда).
8. Согласную семью и .(горе не берет).
9. Семья без детей, что( цветок без запаха).
Раньше к дому и семье относились с большим уважением. Семьи на Руси были многодетные и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями. Многие из вас составляли родословное дерево, и если перевернуть рисунок с ним, то вверху окажется корень, из которого вы и выросли. Говорят: «У него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.
Ответьте: «Знаете вы, откуда вы родом? Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?
Задание 5 «Мудрые советы родителей».
- Подумайте, какие фразы вы не скажете своим детям. Чего вы не будете делать?
Какая у вас семья? (Придумать слова, первые буквы которых написаны в столбик.)
С счастливая, славная, спортивная, современная...Е единая, единственная...
М милая, многодетная, мечтательная, музыкальная...Я яркая, ясная...
Задание 6
Раздаются листы бумаги, фломастеры и предлагается нарисовать эмблему своей семьи.
Учитель: - На доске на лучах солнца напишите слова, характеризующие настоящую семью.
Семья это: счастье, крепость, забота, любовь, понимание, уважение.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
- Посмотрите, как много хороших слов о семье было сказано сегодня.
- Каким одним словом можно заменить их? (тепло)
- Правильно, тепло родного очага зависит от уюта в доме, от здоровья родных, от хороших взаимоотношений, от понимания друг друга.
Конкурс «Понимание»
Я расскажу вам одну легенду о семье.
В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тот взял бумагу и написал на ней что-то . Ответ удивил правителя: на листе бумаги было написано 100 раз слово «понимание».
Итак, очень важно в счастливых семейных отношениях является понимание. А понимать друг друга – значит, прежде всего, очень хорошо знать.
Любимый праздник вашего ребенка?
Любимая игрушка вашего ребенка?
Как зовут друзей вашего сына, дочери?
Главе вашей семьи . лет.
Вкуснее всего у мамы получается .
Любимый вид отдыха вашей семьи?
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
Семья – это продолжение вашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Давайте сегодня мы вспомним о них добрыми словами и зажжем в их память эти маленькие свечи!
Они станут незримой ниточкой, связывающей день прошлый и день сегодняшний.
Итог мероприятия:
Нужно закончить предложение: Если бы у меня могло исполниться одно желание для семьи,.я бы хотел (а), чтобы
- Какое у вас сейчас настроение? Почему?
Учитель
Заканчивая сегодняшнюю встречу, хочется сказать большое спасибо всем родителям и детям и выразить надежду, что семейный праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу к взаимопониманию и единству.
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие,
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в семьях всегда!
Литература:
Алоева М. А., Бейсова В.Е. Родительские собрания в 3 – 4 классах.
Ростов н/ Д.: Феникс,2005.
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль : Академия развития – Академия Холдинг, 2002.
Васильева О.В. Классные часы. – Волгоград: ИТД Корифей,2007.
Волжанина Т.А. и др. Родительские собрания в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2006.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 4 классы. – М.: Вако, 2004.
Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2 – 3 классах. – Ростов н/ Д.: Феникс,2006
Журналы Начальная школа.№7,2004, №1, №4, №10,2008.
Саляхова Л.И. Родительские собрания 1 – 4 классы. – М.: Глобус, 2007.
Под ред. Степановой Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Классный час
"Тепло родного очага"15