Классный час в 4 классе:Тепло родного очага
«ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»
(методическая разработка классного часа в 4 классе) Автор: Инжуватова АльфияАбдулхаковна
Пояснительная записка
Мероприятие проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях обучающихся. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
▪ создавать благоприятные условия для общения родителей с детьми;
▪ способствовать укреплению интереса к совместному проведению досуга;
▪ содействовать развитию семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.
Цели классного часа:
▪показать значение семьи, домашнего тепла;
▪формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;▪воспитывать уважение к родным, гордость за свою семью, желание заботиться о близких людях;
▪формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
▪совершенствовать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
▪продолжить работу по сплочению классного коллектива, коллектива обучающихся и родителей, семей обучающихся;
▪развивать речь, умение рассуждать;
▪продолжить изучение семей обучающихся.
Участники: классный руководитель, воспитанники четвертого класса, родители детей.
Подготовительная работа:
1. За 2 недели организуется оформление книги-презентации «Наши имена». Дети проводят исследовательскую работу по теме «Мое имя», «Почему меня так назвали?». В результате поисковой работы каждый воспитанник класса оформляет свою страничку в книге по предложенному плану. В конце работы все работы воспитанников сшиваются в одну книгу.
2. За 2 недели родителям и детям предлагается домашнее задание: составить рассказ о семейных реликвиях. Для этого классный руководитель просит организовать поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях. Дети совместно с родителями готовят рассказ о семейной реликвии, о тайнах, которые она таит в себе.
3. Выполнение домашнего задания: составление родословных семей воспитанников.
4. Выполнение домашнего задания: составление и описание фамильных гербов. Воспитанники вместе с родителями придумывают семейный герб, составляют к нему пояснительную записку в прозе или в стихах.
5. Оформление выставки «Моя семья». Воспитанники приносят фотографии членов семьи и составляют коллаж из фотографий.
6. Изготовление эмблемы классного часа: СЕМЬЯ ПЕЛИКАНОВ. На уроке технологии организуется выполнение в технике оригами семьи пеликанов. Каждый воспитанник делает одного пеликана и помещает его в большое гнездо, сделанное из сухих веток и трав. В конце работы получает объемную эмблему классного часа: гнездо с бумажными пеликанами. На классном часе дети будут вручать своихпеликанчиков родителям, как символ любви и благодарности.
7. Классный руководитель организует выпуск школьной газеты «Наша клаССная семья», в которой отражается жизнь классного коллектива.
8. На уроках изобразительного искусства ведется оформление рукописной книги «Народная мудрость о нашей семье». Каждый воспитанник подбирает пословицу о семье и объясняет ее смысл в рисунке. В конце работы все листы сшиваются в одну книгу.
9. С целью определения взаимоотношений детей и родителей в семье, определения атмосферы общения в семье классный руководитель перед мероприятием проводит анкетирование воспитанников. Детям предлагается тест «Семейные проблемы глазами детей». Классный руководитель предлагает воспитанникам раскрасить фигурки, лежащие у них на столах, в один из цветов – синий или красный. Квадрат относится к родителям, треугольник – к братьям и сёстрам. Если, по мнению детей, проблем в отношениях нет, они закрашивают фигурки в синий цвет, если проблемы возникают – в красный. Затем фигурки наклеиваются на листок, подписываются и вкладываются в конверт, который «открывается» только родителями.
10. Классный руководитель проводит тестирование воспитанников по методике Рене Жиля с целью исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность— выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
11. Классный руководитель готовит памятки-обращения родителям.
12. С целью определения взаимоотношений родителей и детей в семье классный руководитель на родительском собрании проводит анкетирование родителей.
13. Родительский комитет и классный руководитель организует подбор конкурсных заданий для использования в сценарии классного часа. Готовятся конверты, кроссворды, пословицы для игровой программы.
14. Классный руководитель организует подбор музыкальных произведений для проведения классного часа, составление презентации о пеликанах.
15. Ребята изготавливают пригласительные своим родителям.
Оборудование: эмблема года семьи с изображением пеликана; воздушные шары; выставка семейных фотографий «Дом глазами детей»; выставка рисунков «Мой дом! Моя семья!»; кроссворд и ребусы «Твоя родня»; карточки с заданиями для конкурсов; бумажные пеликаны, выполненные руками детей в технике оригами; рукописная книга «Народная мудрость о нашей семье» с иллюстрациями к пословицам о доме и семье; рукописная книга «Презентация моего имени»; рукописная книга «Наш класс – большая семья!».
Плакаты:
● «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»,
● «Когда семья вместе, так и душа на месте»,
● «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример тому».
Цитаты на экране:
● «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой)
● «Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!» (О.Фокина)
Музыкальное оформление :песни «Родительский дом», «Изгиб гитары желтой».
Классный час проводится в форме праздника-конкурса.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Л.Лещенко. Родители и дети занимают места в актовом зале за круглыми столами (за стол садятся 2 семьи, в центре каждого стола стоит большая декоративная свеча).
2. Сообщение темы классного часа.
Классный руководитель. Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике.
-Что же такое семья? Слово «семья» понятно всем. Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений, оно рядом с каждым из нас.
Семья– один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Семья– это группа живущих вместе родственников: мама и папа, дети, бабушка и дедушка.
Семья– единство, объединение людей сплоченных общими интересами, взглядами и целями.
Наш праздник мы начали с толкования слова «семья». И это неслучайно. Вы, конечно, знаете, что 2008 год в России указом президента объявлен годом Семьи, а каждый год 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Заранее подготовленные воспитанники читают стихотворения.
***
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
-Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль? (Это стихотворение о любви к Родине)
-Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дом? (Когда нужно где-то жить)
-Дом строят, когда создается семья. Сегодня мы узнаем, каким должен быть дом и что такое дом и семья.
Рассмотрите эмблему нашего необычного собрания-праздника. Кто изображен в центре? (Птица – пеликан)
-Как вы думаете, почему на эмблеме изображен пеликан? Что вы знаете об этой птице?
Классный руководитель обобщает ответы детей и родителей. Просмотр видеофильма о пеликанах (5 минут).
-Пеликаны – обитатели морских мелководий, неглубоких пресных и соленых озер, устьев крупных рек. Ходят они неуклюже, но хорошо летают и плавают, могут подолгу парить. С воды поднимаются после разбега. В полете из-за длинного тяжелого клюва держат шею буквой S, как цапли и марабу. Из-за легкого скелета и воздушно-пузырьковой прослойки под кожей нырять они не могут, поэтому основной корм, рыбу, добывают на мелководье. Только американские виды способны нырять, падая в воду с высоты.
Питаются в основном рыбой, которую вылавливают. Опуская голову и подхватывая рыбу, поднявшуюся на поверхность, клювом. Устраивают коллективные охоты – выстроившись полукругом, пеликаны принимаются хлопать по воде крыльями и клювами и вытесняют напуганную рыбку на мелководье. Иногда в совместных охотах принимают участие бакланы, чайки, крачки, поганки. Поймав рыбу, пеликан через клюв отцеживает воду из горлового мешка (до 5 литров) и проглатывает добычу. В день он съедает более килограмма.
Пары у пеликанов образуются только на один сезон. Гнездятся пеликаны колониями, насчитывающими сотни пар. В гнезде 2-3 голубоватых или желтоватых яйца с рыхлой шероховатой скорлупой.
Пеликан – персонаж многих сказок и легенд. У мусульман он считается священной птицей – по преданию носил в горловом мешке камни для постройки святынь в Мекке. В европейской геральдике пеликан, «кормящий детей своих», представляет символ самоотверженной родительской любви: считалось, что он разрывает клювом собственную грудь и кормит голодных птенцов кровью.
После просмотра фильма дети дарят своим родителям бумажных пеликанов, выполненных на уроке технологии в технике оригами.
-Символом нашего классного часа является птица Пеликан, которая жертвует собой. Отдавая птенцам свою жизнь, символ благородства, родительской любви и милосердия.
-Какую цифру держит в клюве наш пеликан? (Цифру семь).
-Как вы думаете, почему? (В слове «семья» есть число 7).
-Число 7 – необычное, это магическое число:
7 - правящих платен
7 - цветов радуги
7 - чудес света
7 - нот гаммы
7 - конкурсов в нашем празднике.
3. Беседа по теме «Моя семья».
-Как зовут вас и членов вашей семьи?
-Это редкие или хорошо известные имена?
-Знаете ли вы, что обозначают эти имена? Расскажите.
-Как обычно дома вы называете друг друга?
-Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?
-Какие из них вам больше всего нравятся?
-Что же такое семья?
Классный руководитель проводит презентацию книги «Наши имена».
Заранее подготовленные воспитанники читают стихотворения.
***
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называется вместе семья.
Л.Куклин
***
Любят меня без особых причин
За то, что я – внук, за то, что я – сын,
За то, что расту, за то, что малыш,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца моих дней
Останется тайной опорой моей.
Валентин Берестов
***
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
-Что ты спрятала в ладони?
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.
4. Конкурсная программа классного часа.
-Мы с вами очень долго и много готовились к этой встрече и хорошо поработали. Кем нам только не доводилось побывать в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные (в форме генеалогического древа) – и выступили в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи и реликвии. Были журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Были корреспондентами и фотографами, когда оформляли выставку «Дом глазами детей». Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом.
Есть такая пословица: «Счастье – не птица, само не прилетит». Из чего же складывается семейное счастье?
«Семья – это семь «я». О возможных семи слагаемых счастья мы сегодня и поведем речь.
На нашем семейном празднике присутствуют семейные команды и семейный совет, выполняющий функции жюри. Представляем команды и семейный совет (жюри).
-Итак, самое время начинать нашу конкурсную программу.
КОНКУРС 1. «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО».
-Первое слагаемое семейного счастья мы назвали «Родословное древо». Негоже быть «Иванами, не помнящим родства, не знать предков своих, историю рода... А история каждого из нас начинается с детства. Мы просим наших участников вспомнить и рассказать удивительные, забавные истории, которые произошли с членами семьи в детстве.
-Что в семье берегут, передают из поколения в поколение?(Семейная реликвия, традиция, родословная, фамильный герб).
-Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Но у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. Одни шьют, другие часами могут рассказывать о бабочках и жуках, есть спортивные семьи и. И участники нашего праздника не исключение. Они нам расскажут о своем увлечении. Слово предоставляется семье...
-Десять братьев и сестер давно уехали из отчего дома, осталась лишь самая младшая. Но раз в год, в день рождения матери, село становится свидетелем трогательного праздника. Дети съезжаются в родной дом за двести, пятьсот, тысячу километров. И не было случая, чтобы кто-то нарушил эту традицию.
-Другая семья каждый год накануне праздника Победы едет туда, где в сквере маленького городка стоит обелиск. В третьей семье раз в месяц издается газета, где обсуждаются семейные дела. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! Об этом нам и расскажут наши семьи-участники.
Заранее подготовленные воспитанники читают стихотворения.
***
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семенном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Родители и дети защищают свои исследовательские проекты «Родословное древо», «Фамильный герб», «Семейная реликвия».
***
Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы –
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Всё начинается с семьи.
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь и только не сдаваться.
Всё начинается с семьи.
КОНКУРС 2. «ЗНАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?»
-Сейчас родителям и детям раздаются листы с анкетой. Им одновременно необходимо ответить на вопросы.
№ п/п Вопросы для родителей
1. Любимый цвет вашего ребенка?
2. Любимый праздник вашего ребенка?
3. Как зовут друзей вашего сына (дочери)?
4. Любимый предмет вашего ребенка?
5. Какие книги прочитал сын (дочь) за последний месяц?
6. Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
7. Как вы обычно называете ребенка дома?
8. Ваш ребенок не убрал свою постель. Как вы поступите:
а) уберете сами;
б) заставите его убрать?
№ п/п Вопросы для детей
1. Твой любимый цвет?
2. Твой любимый праздник?
3. Как зовут твоих друзей?
4. Любимый предмет вашего ребенка?
5. Какие книги ты прочитал за последний месяц?
6. Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для тебя?
7. Как тебя обычно называют дома?
8. Ты не убрал свою постель. Как поступят твои родители:
а) уберут сами;
б) заставят тебя убрать?
КОНКУРС 3. «ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ, ДЕЛАТЬ БЫЛО».
(Анализ и разыгрывание ситуаций).
Задание выполняют родители и дети.
1.Вы проснулись утром и приветствуете своих маму, папу, бабушку, сестру (брата). Что они отвечают?
2. Вы уходите в школу, прощаетесь с родными.
3. Вы пришли из школы, встречаетесь с родными, приветствуете их.
4. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?
-Какие правила поведения, общение в семье нужно знать и выполнять?
-Есть ли разница в приветствии родных, знакомых, друзей?
В чем она выражается?
-А вот какую удивительную историю я недавно услышала.
Стихотворение С .Маршака «Наши с папой разговоры» инсценируют папа и сын.
Вот висят пальто и шляпа,
День у папы выходной
Не ушел сегодня папа,
Значит, будет он со мной.
Что мы нынче делать будем?
Это вместе мы обсудим.
Сяду к папе на кровать –
Станем вместе обсуждать…
-Чем вы обычно занимаетесь вместе с папой?
-Чему научил вас папа?
-Что интересного он вам рассказал?
КОНКУРС 4. «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ».
Классный руководитель проводит презентацию рукописной книги обучающихся «Народная мудрость о нашей семье».
-Уважаемые родители, какие пословицы о доме, о семье вы знаете?
-О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.
Задание Ответ
Не родись красивой, а родись богатой. Не родись красивой, а родись счастливой.
Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем. Любовь – кольцо, а у кольца начала нет, и нет конца.
У семи нянек дитя в доглядке. У семи нянек дитя без глаза.
Милые бранятся только по пятницам. Милые бранятся только тешатся.
Яблоко от яблони далеко падает. Яблоко от яблони не далеко падает.
-А теперь продолжите пословицу.
Задание Ответ
Гость на пороге – счастье в … доме.
Дом без хозяйки … сиротка.
Дом вести … не бородой трясти.
В гостях хорошо, … а дома лучше.
Чем богаты, … тем и рады.
-Разминка прошла успешно. Теперь конкурсное задание. Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.
Задание Ответ
Семья, куча, страшна, туча. Семья в куче – не страшна туча.
Дети, тягость, радость. Дети не в тягость, а в радость.
Дом, вести, рукав, трясти. Дом вести – не рукавом трясти.
Семья, клад, лад, не нужен. Не нужен клад, когда в семье лад.
Семья, место, душа, вместе. Когда семья вместе, так и душа на месте.
КОНКУРС 5. «КРОССВОРД И РЕБУСЫ «ТВОЯ РОДНЯ».
Заранее подготовленные воспитанники читают стихотворения.
Две бабушки на лавочке сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
У нас одни пятерки!
У нас – по математике!
И пять – по языку!
Но правила грамматики
Я плохо волоку!
А я учу историю
И вроде получается.
Лишь даты эти всякие
Мне не запоминаются
Сидели, обсуждали
Друг другу жали руки
Хоть отметки получали
Не бабушки, а внуки.
-Вот какие наши бабушки! И прядки у них седые, и здоровье не очень хорошее. Поэтому дети должны помогать бабушкам и дедушкам.
Закончился рабочий день, но не закончились семейные хлопоты. Вам нужно разгадать кроссворд «Твоя родня».
1 Б РА Т
2 О Т Е Ц
3 Д Я Д Я
4 С Е С Т РА
5 М А Т Ь
6 С В Е К РО В Ь
7 Т Е Т Я
8 В Н У К
9 С ЫН
10 ПЛ Е М Я Н Н И К
11 С В Ё К О Р
Вопросы к кроссворду.
1. Сын моей матери. (Брат)2. Мой родитель. (Отец)3. Брат отца или матери. (Дядя)4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра)5. Та, что дала нам жизнь. (Мать)6. «Святая кровь» – мать мужа. (Свекровь)7. Сестра мамы или папы. (Тетя)8. Сын моего ребенка. (Внук)9. Мой наследник. (Сын)10. Сын моей сестры или брата. (Племянник)11. Отец мужа. (Свекор)
Ключевой слово «родственник».
-Каких родственников вы еще не назвали?
КОНКУРС 6. «КУЛИНАРНЫЙ».
Заранее подготовленные воспитанники читают стихотворения.
***
Быть может, морю
Еще одна капля нужна,
Может быть, полю
Нужна еще горстка зерна,
Может быть, ветру
Еще одну ласточку надо,
И одного муравья
Не хватает соседнему саду.
Всем чего-нибудь надо.
Чего тебе надо, малыш,
Когда на руках у мамы
Ты, как остров на озере, спишь?
В.Берестов
-Прежде чем объявить следующий конкурс, я бы хотела познакомить с несколькими цифрами. Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за 2 детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ножей, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. А общий вес посуды, переносимый из кухонного шкафа к столу и обратно, за год достигает 5 тонн. И, конечно же, дело чести каждого сына и отца присоединиться к маме - тяжелоатлету переложить хотя бы парочку тонн посуды с ее могучих плеч на свои. А еще маме нравится быть красивой, и она должна быть красивой даже на кухне. Давайте поможем ей в этом и приготовим вкусные блюда.
Классный руководитель вручает командам листки с заданиями, а жюри – бланк с ответами, и наблюдает за ходом конкурса.
Задание Ответ
Подчеркнуть лишний напиток: кока-кола, морс, боржоми, фанта, лимонад. Морс – негазированный напиток.
Составить из букв названия блюд и подчеркнуть лишнее: АЯЦИНЧИ, МЕОТЛ, ЯЗГНАЬЛУ, НСРЫИК. Сырник – для приготовления не используются яйца.
Вставить слово, которым заканчивается первое и начинается второе слово: ТВО(…)АЛИК. Рог.
Написать название продукта, необходимого для приготовления блюда: РАС(…)НИК. Соль.
Подобрать слова в скобках: (мужское имя) + (местоимение) + ы = изделие из муки. Макароны.
КОНКУРС 7. «УСТАМИ МЛАДЕНЦА».
Заранее подготовленные воспитанники читают стихотворения.
***
Потеряла галчиха галчонка –
Колченожку, плюгашку, чернушку,
А подкинули галке скворчонка –
Прямоножку, милашку, пеструшку.
И слетелись на крик ее птицы,
И расселись по краю крыши.
-Что ты, глупая. Плачешь, рыдаешь,
Что рыдаешь, к земле припадаешь?
Уж твое ли дитя не резвушка,
Прямоножка, милашка, пеструшка?
Не мое это чадо, а ваше,
А мое – то дитя было краше:
Мутно перышко, тускла макушка,
Колченожка, плюгашка, чернушка.
-Ребенка любят независимо от того, хороший он или плохой.
-Как вы думаете. Это действительно так?
-Плохих детей любят меньше или нет?
-Как сделать так, чтобы ребенок не был плохим? Нужно ли исправляться?
Вопросы от детей:
– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
– В них играют все дети. (Игрушки)
– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
5. Жюри подводит итоги конкурсной программы. Задание для болельщиков.
-Превратить «маму» в «папу» - пара пустяков, точнее, пара слов. А вот «маму» в «дочь» - намного сложнее. Но вы попробуйте!
Задание 1.
М А М А Решение: М А М А
Л А М А
Л А ПА
ПА ПА ПА ПА
Задание 2.
М А М А Решение: М А М А
Л А М А
Л А ПА
Л У ПА
Л У Н А
Л У Н Ь
Л Е Н Ь
С Е Н Ь
С Е Н О
С Е Л О
С О Л О
С О Л Ь
Н О Л Ь
Н О Ч Ь
Д О Ч Ь Д О Ч Ь
6. Презентация «Наша клаССная семья». Строительство школьного дома.
Дети представляют родителям свою жизнь в школе, презентация «Моя школьная семья».
На доске записаны следующие цифры и слова:
4 зимы
4 весны
4 осени
816 дней
32 тысячи уроков
50 тысяч часов
-Ребята, а что это за цифры и слова на доске? Кто сможет объяснить, что они обозначают?
-Вы правы, именно столько зим и весен, дней и уроков мы будем с вами вместе в этом классе. МЫ – это наш класс, в котором учится и живет 25 букв «Я».
-Давайте и мы построим дом. Подберите к слову «дом» синонимы.
Классный руководитель обобщает ответы детей и записывает на доске:
ДОМ - ИЗБА - КВАРТИРА - ЖИЛИЩЕ
-Изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово «истба» означало «баня, теплое помещение». Сравните слова «истопить», «топить», «тепло».
Представьте, что мы с вами, наш класс – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? (Доброта, понимание, уют, забота, уважение).
Построим дом уютный для семьи своей
В нем дверь откроем настежь для друзей
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.
Дети размещают на доске «бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово «тепло».
-Мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
-У каждого из нас есть свой дом. И мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас. (Выслушиваются ответы детей).
-Давайте зажжем семейный очаг. На столе у каждой семьи горят маленькие свечи, родители вместе с детьми зажигают большую свечу в зале, которая символизирует очаг класса.
7. Итог классного часа. Награждение участников конкурсов.
-Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Заранее подготовленные воспитанники читают стихотворения.
***
Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слезы и смех,Взлет и падение, радость, печаль,Дружбу и ссоры, молчанья печать.Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –Сердце навеки останется в нем!
- Семья – это тот «островок» в жизни человека, где каждый находит понимание и любовь, поддержку и заботу друг о друге.
- Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться –не для гостей, а для себя, жены, собственных детей, поставить любимую пластинку, порадовать близких подарком.
Сам по себе праздник не получится. Не придет сама в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не возникнут подарки – сюрпризы, которые сделаны родными руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость-чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда.
Наш уважаемый семейный совет подведет итоги.
Слово жюри. Награждение по номинациям «Самая дружная семья», «Самая творческая семья», «Самая музыкальная семья», «Самая интеллектуальная семья» и т.д.
Родители читают стихотворение.
Как появилось слово «семья»,
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
-Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
-Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
-Кто пищу сготовит, о радость моя.И Ева все также ответила: «Я».
-Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье.
Ответь на вопросы, подруга моя.
На все это Ева ответила: «Я».
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот на земле появилась семья.
-А теперь, уважаемые участники и болельщики, заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что семейный праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Давайте возьмемся за руки и все вместе споем песню, слова которой являются девизом нашего праздника «Изгиб гитары желтой».
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,Струна осколком эха пронзит тугую высь,Качнется купол неба – большой и звездно-снежный…Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка улыбнись!И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
На память о классном часе я дарю вам сердечки , на которых написано: « Я люблю свою семью». Мне хочется, чтоб вы прикрепили эти сердечки на видное место в доме, как напоминание о важности семьи в вашей жизни.
Родители получают памятки.
ПАМЯТКИ-ОБРАЩЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ.
Уважаемые родители!
Помните!
Ваши дети – это не только Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они рядом с Вами, но принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, подарить ласку и заботу.
Они будут жить в завтрашнем доме, который построят сами.
Вы обязаны помочь им построить крепкий дом,
Где будет гореть домашний очаг счастья,
А свет от этого огня будет благодарностью Вам
За воспитание и заботу.
Ваши дети – это дети света!
А детям света нужны родители света и педагоги света.
Так объединим наши усилия и поможем духовному становлению личности каждого ребенка!
Литература:
1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
2. Еременко Н.И., Раткевич Н.В. Воспитательная работа в 5 классе. – Волгоград: Экстремум, 2005.
3. Зайцева О.В. На досуге. – Ярославль, 1997.
4. Журнал «Классный руководитель» № 3, 2005.
5. Журнал «Воспитание школьников» № 3, 2006.
6. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 3, 2006.