Родительское собрание: Культура межличностных отношений детей и родителей


Родительское собрание «Культура межличностных отношений детей и родителей»
Цели:
выявление особенностей взаимоотношений в семье;
разработка основных правил семейного воспитания.
На доске В.А. Сухомлинский.
«Там, где нет мудрости родительского воспитания,
любовь матери и отца к детям уродует их».
Тест проводим перед родительским собранием. Смотрим результаты. Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».
Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.
Считайте только ответы «могу».
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребёнка?
рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
Пообещать ребёнку, исполнить его желание за хорошее поведение?
Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?
Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?
Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 8-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаточно либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе.
Ход собрания
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями. Взаимоотношения семьи и школы важны не только впервые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в  старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения. У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Обратиться к словам
Есть много разновидностей любви:
Любовь умиления
Любовь деспотическая
Любовь откупа
В подростковом и старшем возрасте требования к культуре поведения возрастают. Теперь уже родители вместе с учителями могут помочь своим старшим детям уяснить, что внешнее поведение должно быть выражением его внутреннего мира, внутренней культуры.
Семиклассник Валера выделялся в классе исключительной воспитанностью. Был вежлив, деликатно относился к учителям, имел хорошие манеры. Было предложено помочь одной старушке. Согласились все и только Валера заявил: - С какой стати я пойду к какой-то старухе дрова рубить, мне и своих дел хватает. И вся культурность выражающаяся в умении держать вилку, и учтиво раскланиваться спрятала бессердечие, равнодушие к людям в этом ещё очень маленьком человеке. - Как же его научить уважать людей? В чём причина равнодушия?
Метод убеждения, личный пример в сочетании с требовательностью и контролем – вот путь воспитания у подростков внутренней культуры. Не надо быть навязчивыми. Сейчас в школе остро стоит вопрос культурного вида учащихся особенно подростков. Одеваться красиво, к лицу – это не значит одеваться дорого, вычурно. Нужного эффекта, можно добиться простой скромностью и аккуратностью, сочетанием красок.  Ведь культура человека проявляется и в манере одеваться, говорить. Искажение этих манер воспитывает дурной вкус. Бичом в семейном воспитании, является грубая, бранная речь взрослых. К сожалению, такую речь можно слышать и от детей. Ведь взрослые забывают, что зоркие, пытливые глаза детей всегда наблюдают за ними. Дети замечают и воспринимают всё, чем занимаются взрослые, о чём и как говорят, какую музыку слушают, какой образ жизни ведут. Именно под влиянием окружающей домашней обстановки у них складываются первые представления о культуре поведения. Поэтому мы и говорим: «Этот мальчик из культурной семьи, а эта девочка плохо воспитана». Просто в одной семье подростку дали раскрыться, найти себя в круговороте событий, сулили понять выслушать в то же время, вырабатывая ряд привычек, без которых ему не обойтись.  Они объяснили ему связь между поведением и его последствиями. Не делал его объектом постоянных угроз. А другой (ая) жили, как в песенке:
Выбрось бумажки и мусор, А то не получишь денег на танцы Если не вымоешь пол, Не танцевать тебе рок-н-рол Не болтай. ну-ка давай!
Ну, а что же делать, спрашивают родители, если у ребёнка в силу той или иной причины всё-таки выработалась какая-то дурная манера? Можно ли её искоренить?   Можно. Но только надо набраться терпения т твёрдо помнить. «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от неё избавится… Но в том то и беда, что привычка, устанавливается понемногу и после продолжительной борьбы с нею также в течении времени искореняется».
Вы хотите, чтобы ваши дети были лучше вас, так не растите и не воспитывайте себе подобных, не топчитесь на месте, дети это податливая глина, только нужны умелые руки мастера, будьте этими мастерами.
Вернемся к недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления —самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего  долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него  складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность —деспотическая любовь. Эта форма — одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке  деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь — такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность—любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно  внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит, какое он занимает положение в семье.
Благополучное воспитание, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он  уважает других;
Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант».
Практическая часть
Тест
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети--свидетели. А может  они учатся жить у жизни.
Игра «Закончи предложение».
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).   
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Родительский дневник
Помните!
1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2.Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме
3.Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4.Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
5.Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
6.Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.
7.Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8.Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9.Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите.
Заключение
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки — вот что формирует поведение ребенка, а не слова и  нравоучения.
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2012/12/23/roditelskoe-sobranie-vzaimootnosheniya-roditeley-i
2. http://infourok.ru/rodsobranie-na-temu-obschenie-roditeley-i-detey-387839.html
3. http://yandex.ru/search