Сохранение и укрепление здоровья в учреждениях дополнительного образования.
Сохранение и укрепление здоровья в учреждениях дополнительного образования.
Педагог Орлов Игорь Юрьевич
Проблема формирования культуры здоровья по своей научной и практической значимости и актуальности считается одной из сложнейших проблем современной науки и образовании. Здоровье – состояние организма, при которой все его функции и системы находятся в гармоничном взаимодействии и динамически уравновешены с внешней средой. Общее здоровье человека складывается из физического, психологического и социального. Сегодня неотъемлемые составляющие здорового образа жизни – спорт, зарядка, физическая культура.
В Федеральном законе «Об образовании» и «Концепции модернизации российского образования» определены задачи системы образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию у неё ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков сохранения и укрепления здоровья., позволяющих реализовать эту ответственность. Среди основных направлений Федеральной программы развития системы образования обозначены поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в учреждениях разных типов и видов. Учёные пришли к единому мнению, что в недопущении болезни, в удержании и преумножении здоровья решающая роль принадлежит не медицине и не системе здравоохранения, а тем социальным институтам, которые предопределяют условия и образ жизни ребёнка,- семье и школе.
Сохранение здоровья подрастающего поколения является наиболее актуальным, поскольку от состояния здоровья во многом зависит и качество обучения.
Новизной программы считаем переход от здоровьесберегающего образования к здоровьеформирующему.
При планировании учебно-воспитательного процесса в ЦДТ учитывается целенаправленный подход, который нацелен на формирование культуры здоровья на протяжении всего периода обучения. Целью формирования культуры здоровья у воспитанников является развитие и совершенствование личности, повышение качества образования и духовно-нравственного, физического, психологического здоровья.
Ведущими педагогическими принципами формирования культуры здоровья являются системность, комплексность, аналитичность, учёт возрастных, половых, и индивидуальных особенностей воспитанника, вариативность и гуманизм, рациональное сочетание умственной и физической нагрузки.
Исходя из педагогических принципов формирования культуры здоровья, определяя концептуальные позиции:
1 направление учебно-воспитательного процесса на формирование культуры здоровья у воспитанников (воспитание культуры здорового образа жизни, духовно-нравственных качеств: доброты, любви, честности, милосердия, усвоение знаний, усвоение знаний таких, как сохранить своё здоровье, здоровье других, формирование знаний детей о здоровой семье и негативного отношения к асоциальной зависимости);
2 создание здоровьеформирующей среды на базе ЦДТ (культура здоровья, полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, его профилактике);
3 использование здоровьесберегающих технологий (каждое занятие любого направления должны быть здоровьеформирующим);
4 вовлечение педагогов, родителей и воспитанников в разнообразные виды деятельности по сохранению и укреплению здоровья (важным условием в деле формирования культуры здоровьесбережения).
Основная цель программы –. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся, воспитанию у них разумной потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
создание здоровьеформирующей среды, способствующей охране здоровья обучающихся;
формирование системы ценностно-смысловых знаний о здоровом образе жизни и деятельности по сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья личности;
профилактика асоциальных явлений и вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни;
воспитание культуры здорового питания, безопасного образа жизни и формирование соответствующих поведенческих стереотипов
создание условий для физического развития, оздоровление детей через сотрудничество со всеми заинтересованными организациями.
В рамках реализации программы будут использоваться развивающие и здоровьесберегающие технологии, в ходе которых будут формироваться следующие ключевые компетенции личности: личностные.
Основные направления деятельности ЦДТ по формированию
культуры здоровья у воспитанников
Результатом реализации программы должно стать целостная гармоничная личность с высоким уровнем духовно-нравственной, интеллектуальной и физической культуры, конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде. Для этого необходимо получить данные по материалам:
оценки показателей здоровьесбережения при проведении урока, занятия (определяются влияние учебной нагрузки на психофизическое состояние обучающихся, их утомляемость, проведение занятий в соответствии с принципами здоровьесберегающих образовательных технологий);
оценки психологического климата в ЦДТ (анализ психологического климата в детских и подростковых объединениях и коллективах);
оценки экологического климата территории ЦДТ;
оценки уровня грамотности детей и подростков по вопросам здоровья (проводятся тесты);
оценки работы ЦДТ по проблемам здоровья вне занятий и уроков и в семье (анкетно-тестовые материалы).
Тематическое планирование
Направление 1. Обучение культуре здоровья
Тема 1. Что такое здоровье и здоровый образ жизни?
Ознакомление с памятками для детей и подростков о здоровом образе жизни. Беседа по ним.
Нарисуй «Цветок здоровья». Комментарии рисунков. Упражнение для глаз и ладоней (воздействие через биоактивные точки пальцев на внутренние органы)
Тема 2. Как определить и изучить здоровье?
Анкетирование «Ваше отношение к здоровью. Анализ. Беседа о правилах здорового питания. Что такое витамины? В каких продуктах питания содержится больше всего витаминов? Что такое режим? Почему нужно соблюдать режим дня?
Тема 3. Влияние имиджа старшеклассника на удовлетворенность жизнью.
Что такое имидж? Можно ли его поменять? Или надо целенаправленно формировать? Прежде чем перейти конкретным методическим советам, хотелось бы остановиться на формулировке. Составные имиджа: одежда, прическа, лицо, походка и др. Что такое образ? Имидж зависит от здоровья, самочувствия человека. Как преодолевать затруднения, связанные со здоровьем?
Влияет ли материальное положение на формирование. имиджа?
Трудности, вызванные недостаточными знаниями имиджа в области имиджелогии. Профессиональный имидж педагога и культура общения определяют силу авторитета, т.е. значимость личностных и профессиональных качеств и заслуг. Результатом возрастания авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для воспитанников решения. К системообразующим характеристикам позитивного профессионального имиджа педагога можно отнести качества и особенности как: эмоционально-положительный стиль отношения к воспитанникам, соучастие и содействие каждому ребенку, педагогическое мастерство, культура, внешность, стиль одежды, соблюдение этикета, духовность, нравственность, стремление к самосовершенствованию, общительность, гражданственность и патриотизм, доброта, справедливость, чувство собственного достоинства и уверенность в себе, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, терпимость к другим религиям, нации, творческость, ответственность, жизнерадостность и оптимизм,. Определяющее значение для формирования профессионального имиджа и авторитета педагога имеет его уровень культуры общения. Педагогическое общение - это специфическая форма организации взаимодействия педагога и учащихся, т.е. умелое применение на практике знаний при передачи детям, мобилизационная – поддержание интереса детей к учёбе, развивающая, формирование у детей культуры, ценностных ориентаций.
Успех взаимодействия педагога с воспитанниками зависит от стремления хорошо учителем передать материал, стимулирование детей на поиск нестандартных решений, демократическим стилем общения.
Параметры педагогического общения (СМ Ж-Л ДОП ОБРАЗ-Е №9 – 08.)
Упражнение «Точка зрения». Детям задаётся вопрос: как склонить человека встать на вашу точку зрения? Попробуйте отстоять свою точку зрения, но не путём спора с партнёром, а используя попытку склонить его к вашей точке зрения. Как бы косвенно используя в разговоре некоторые приёмы. Выполните следующие условия:
- воздержитесь от прямого высказывания своего мнения, если оно противоречит мнению других;
- уважайте мнение других;
- никогда не говорите прямо, что человек не прав;
- если в разговоре оказалось, что вы не правы, признайтесь в этом;
- разбей разговор на несколько этапов, по каждому из которых собеседник должен сказать «да»;
- не давать ему возможности говорить «нет».
Тема 4 Моя профессия и здоровье
Гигиена труда. Гигиена общения. Личная гигиена.
Труд всегда связан с напряжением сил человека. Важно не устать, а не испытывать постоянного переутомления. В сущности усталость - естественная реакция нашего организма, направленная на предотвращение разрушение его здоровья. Чтобы не допустить умственного переутомления, следует обратиться к рекомендациям по самоменеджменту, к организации своего рабочего места, обеспечивать нормальную производственную среду, соблюдать режим питания во время работы. Систематически обращаться к «профилактике радостью», используя в этих целях физкультпаузы. Записи с мажорных музыкальных произведений.
Личная гигиена зависит от многих факторов, в том числе::
1. Ежедневная тренировка мозга. Мозг, как и мускулы, при помощи тренировок делается сильнее. Например, играть в карты, в шахматы, разгадывать кроссворды или учит стихи.
2. Легкие упражнения с пальцами рук. Без всякой причины. Просто так мы барабаним пальцами по столу. Учёные считают, что гимнастика для пальцев способствует приливу крови к коре головного мозга, голова становится светлой. Также – сжимать руки в кулаки или надавливать на стол ладонями рук.
3.Мозг поглощает треть всех углеводов организма. Лучший источник – фруктовый сок. Он быстро восстанавливает сгоревший сахар и легко усваивается.
4. Необходимы паузы во время работы. Помните, острый стресс ведёт к блокаде мыслительных способностей и памяти, а хронические стрессы убивают нервные клетки, если вы близки к этому состоянию, то займитесь тем, что вам нравится.
5.Свет и кислород. Недостаток кислорода делает память слабее. Поэтому всегда проветривайте комнату, в которой вы работаете, Избыток тепла делает мозг варённым. Слабое освещение часто приводит к зимней депрессии, а она, в свою очередь, к ослаблению памяти.
Тема 5.Если бы я был волшебником.
Задание предполагает развитие памяти, ассоциаций. Ребёнку предлагается придумать окружающее пространство, ситуацию, в которой он был бы главным действующим лицом. Ребёнок выступает с позиции человека, целиком отвечающего за результат развития событий и действий всех героев. Ребёнок примеряет на себя роль взрослого, который в его понимании всесилен.
Всему объединению даётся задание. Что ты изменил или сделал бы в жизни коллектива, с помощью этого волшебного предмета, для того чтобы все были здоровыми?
Конкурс вопросов и ответов «Эрудит» (приложение)
Тема 6. Разработка проекта «Здоровое государство - здоровая нация».
Цель проекта направлена на расширение знаний о здоровом образе жизни, умение их применять при проектировании и защите своих работ.
Тема 7. Маски «Ложные лица» один из видов используемых индейцами – «ложные лица» напрямую связан с тёмой борьбы с болезнями. Легенда гласит, что впервые таким лицом обзавёлся великан - горбун Гансква, который решился помериться силой с богами. Но сдвинутый им камень качнулся и принёс ему увечье на лице. С тех пор ходит с некрасивым лицом и посылает на людей болезни и одновременно лечит их.
Задание: Как горбун Гансква может помочь людям, которые употребляют ПАВ? Нарисуйте маску или найдите слова, которые смогли бы остановить подростка от употребления негативных зависимостей.
Культура отношений. Цель: освоение учащимся норм общения: развитие навыков совместной работы, чувства коллективизма; укрепление доверительных отношений в классе; развитие фантазии, творческого мышления, кругозора. Ход занятия Класс разделили на 3 команды.
Задание 1. «Прокомментируй пословицу»
задание 2 «Слово». Из обрывков слов нужно собрать целые слова, а потом сочинить небольшие четверостишия с их участием.
Задание 3 Надо изменить смысл одной и той фразы, вкладывая в неё по очереди чувства радости, удивления, сожаления.
Задание 4 Закончи фразу:
Задание 5 «Всякая всячина»
Задание 6 Придумай правила дружбы:
Задание 7 «Угадай-ка»
В заключение слова- напутствия: « Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо-тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт», «Не только в радости, но и в печали мы верных друзей узнавали, нас школьная семья, недаром породнила, мы школьные друзья – а в этом наша сила!»
Тема 8. Диспут «Легенды и мифы о здоровье»
Группа делится на 2 приблизительно равные команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать альтернативную позицию по обсуждаемому вопросу. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказываются по очереди. Обязательным требованием является поддержка мнения (высказывания) соперника и уяснения сущности аргументации. Оппоненты аргументов должны задать уточняющие вопросы. Педагог должен строго контролировать эту процедуру. Необходимо предостеречь обучаемых от попыток продолжать и развивать мысли оппонента и стремления приписывать ему то, что не было высказано. (см. материалы в папке «Здоровьесбережение»
Игра «Комплименты» Воспитанники разбиваются на четвёрки и садятся друг напротив друга в форме креста. Каждый из них по очереди говорит о себе только хорошее, делает себе комплименты, остальные 3 слушают, не перебивая. После этого каждый из участников говорит другим участникам о том, что ему нравится в своих партнёрах, т.е. говорит комплименты другим.
Тема 9. Зависит ли от счастья человека - здоровье?
Упражнение – игра «Провинившийся»
Педагог ведёт беседу с ребятами: «Надо уметь достойно признавать свои собственные ошибки, чтобы в следующий раз их избежать. Пожалуйста, задумайтесь и припомните самокритично, какие были самые существенные ошибки в вашей жизни. Представьте, что вы вернулись в то самое время, и вот сейчас вы в преддверии совершении ошибки. Конечно, все задним числом кажется иным. И то, что это была ошибка, ясно только сейчас. Но все же, как бы вы поступили, если бы с сегодняшним багажом опыта вернулись в прошлое? Что бы вы сказали окружающим? Произнесите мысленно в течение одной минуты с закрытыми глазами речь в присутствии тех же лиц, но стараясь избежать прежней ошибки. Затем все желающие смогут поднять руку и выступить
Тема 10. Формы досуга и её виды.
Досуг - это занятия, которым люди посвящают себя в свободное время, поскольку они хотят забавы, развлечения, самосовершенствования - для самих себя, или каких-то иных целей, но не для материальной выгоды.
Некоторые виды досуга влияют на хорошее настроение (веселая музыка, успешное решение задачи, найденная монета, - все это ободряет участников как минимум на 10-15 минут). Бодрая 10-минутная прогулка способна взбодрить человека на целых 2 часа, а более серьезные физические упражнения - на еще более длительное время, чуть ли не до следующего дня.
Досуг может сделать человека счастливым, те, кто занимается делами, общается с друзьями. Возникшая дружба смягчает роль стресса, физических заболеваний. Общий досуг, оказывает мощнейшее воздействие на депрессию. Спорт и физическая активность, очень сильно сказываются на состоянии здоровья и долголетии. Выделено 10 наиболее распространенных форм досуга: просмотр телевизионных программ, прослушивание музыки и радиопередач, чтение и учеба, хобби, социальная жизнь, активные занятия спортом и физические упражнения, увлеченность спортом в качестве болельщика, приверженность религии, волонтерская работа, туризм и отдых на природе. Поскольку досуг - то, что люди делают, когда свободны выбирать себе занятие (и, судя по всему, избирают доставляющие им удовольствие), все перечисленные занятия имеют свои преимущества.
Самые популярные программы - это мелодраматические сериалы, комедии положений, игровые шоу и т. д. - все виды легких развлечений, которые, как можно ожидать, мало способствуют личностному развитию, но вызывают позитивный эмоциональный настрой.
Телевидение предоставляет и другие социальные преимущества, если все члены семьи смотрят телепередачи вместе (так было раньше, пока семьи не стали приобретать несколько телеприемников). Благодаря телепередачам у друзей возникают общие темы для обсуждения. Однако исследовали, отдали предпочтение для позитивных эмоций это - общение с настоящими друзьями.
Музыка может вызывать позитивный эмоциональный настрой, в качестве источника счастья часто называли девушки, вызывает возбуждение или воодушевление. Музыка - признанная форма лечения душевных недугов, ее действие обусловлено успокаивающим влиянием некоторых композиций.
Когда у людей выходной, они, разумеется, пребывают в хорошем настроении. Во время отпуска они испытывали меньше усталости и раздражения. Отдых на море, солнечные ванны помогают снять напряжение. Столь же сильный эффект дают пребывание в деревенских ландшафтах, выезды на природу, даже просмотр видеофильмов о дикой природе понижает кровяное давление.
Наиболее распространёнными видами досуга оказались компьютерные игры, посещение театра и кино, проведение времени в кафе, прослушивание музыки, общение с друзьями, отпуск и путешествия. В таких формах наиболее выражен социальный характер досуга. Наиболее ориентированными на результат, т. е. целенаправленными, оказались серьезное чтение, учеба, сбор средств на благотворительные цели, волонтерская работа, рукоделие, вечерние курсы.
Досуг оказывает значительное влияние на все аспекты благополучия, особенно на позитивные эмоции, психическое и физическое здоровье, в меньшей степени - на счастье. Большинство исследователей считают досуг способом осознания себя в свободное время, его организации и планирования, включенности в какую-то деятельность и управления ею.
Тема 11 Семья, спорт, здоровье
ИГРА «ДОМ СЧАСТЬЯ» Домашний очаг должен быть не местом пребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся (А.Монерлан)
Цель игры:: воспитание нравственно здоровой и духовно богатой личности и счастливой, здоровой и крепкой семье.
Задачи: способствовать созданию идеального образа семьи через чистоту русского языка, чтобы впоследствии этот образ стал ориентиром в жизни. Пробудить в воспитанниках потребность задуматься над вопросами: кто я? Что я могу сделать для другого человека?
Форма проведения: игра «Дом счастья» - дом, который построили ребята из хороших, добрых и чистых слов. (Разработка прилагается).
Опросник «Отношение к семейному досугу»
Цель: выявление характера отношений к семейному досугу
Ход проведения. Родителям предлагается определить свою роль в семейном досуге, (см. приложение)
Тема 12 Образование, здоровье и социальный статус.
Игра защити свой проект на тему « Образование, здоровье и социальный статус» Если образование не достаточное, то социальный статус может состояться?
Тема 13 Конфликты и здоровье
Игра «Искусство разрешения конфликта» Суть конфликтной ситуации. Этапы игры. Как вы себя чувствуете во время разгоревшегося конфликта? Упражнение: Я не боюсь (боюсь) конфликта, потому что Разыгрывание ситуации: 2 человека идут по лесной тропинке и вдруг одновременно замечают на равном расстоянии от себя белый гриб Выявим признаки конфликта: 2 субъекта, интерес субъета, объект интереса, столкновение и противоречие. Символически обозначаем формулой С 1 - О – С 2
Саморазвитие культуры ведения переговоров. Переговоры и стратегия их ведения. Классические примеры. Учитесь говорить «да» и «нет». Как влияют конфликты на здоровье? Конфликты могут спровоцировать негативные зависимость?
Тема 14 Что значит быть здоровым?
Психологическая игра «Нарисуй геометрическую фигуру!» По ним определяются психологические признаки личности (см. имидж старшеклассника). Проведение конкурса «О здоровье знаю всё, но»
Тема 15 Способы формирования здоровья
Охрана труда. Безопасное поведение на природе, вне дома, на дорогах, Рассматривание ситуации - один дома. Игра «Мои правила поведения в ЦДТ» - составление кодекса поведения воспитанника.
Тема 16 Анкетирование. Подведение итогов
Параметры изучения результативности программы:
Методы исследования:
оценка самих обучающихся и их родителей;
наблюдение представителей администрации и педагогического коллектива ЦДТ, психологов, представителей родительского комитета за психологическим и экологическим климатом;
3. Тесты, анкеты. «Степень сформированности навыков ЗОЖ», создание банка данных о воспитанниках с недостаточно устойчивой мотивацией.
Обучение культуре здоровья:
1.создание многоаспектных условий для развития интеллектуального, нравственного становления ребёнка,
2.деятельность ЦДТ по формированию у обучающихся знаний, умений в области здоровья человека
Профилактическая деятельность: 1.предупреждение правонарушений и употребления психотропных веществ; 2.система мер, способствующих предупреждению возникновения и снижения негативных факторов и зависимостей, влияющих на здоровье
Здоровьеформирующая деятельность: 1.развитие творческих способностей и потенциальных возможностей личности, формирование мотивационной потребности познать самого себя, свою индивидуальность; 2.педагогические воздействия и меры по повышению качества образования на основе укрепления и развития духовного, психического, интеллектуального и социального здоровья;
3. обучающие тренинговые занятия в вопросах охраны здоровья.
15