Теоретические основы этнических подходов к современной семье. Понятие этноса и семьи.


Теоретические основы этнических подходов к современной семье. Понятие этноса и семьи.
В толковом словаре русского языка дается следующие понятия этноса: «Этнос – исторические сложившаяся общность людей (племя, народность, нация), имеющая социальную целостность и оригинальный стереотип поведения».
В энциклопедических словарях советского времени можно найти понятие этнос, как - социальную группу, которая объединена общей территорией, языком, на котором общается данная группа, совместным ведением хозяйства. При этом на одной территории мы можем встретить представителей разных этнических культур. И общение между представителями разных этнических групп может осуществляться на одном языке.
Существует множество толкований определения «Этнос». Так, например, доктор психологических наук, профессор А. И. Донцов понятие этноса отождествляет с понятием «народа». Например, более столетия назад считалось, что народ и есть «этнос».
В отечественной науке предпочтение отдается следующему определению: «этносы (или этнические общности)» – это такие группы людей, объединенные между собой, которые функционируют и взаимодействуют.
В своих работах Л. Н. Гумилев этнос преподносит, как явление географическое, природное, а не социальное. Если углубиться в недра мировой науки, то можно отметить, что широкое распространение получило одно направление, направленное на изучение этнических общностей: как социальных сообществ, возникающих и существующих в результате стратегий политиков и творческой интеллигенции для достижения определенных целей, прежде всего обеспечения для создания социального комфорта в рамках культурно однородных «общин».
Многообразие определений понятия «этнос» связано с тем, что сама наука этнопсихология тесно связана с социологией, лингвистикой, биологией, психологией, экологией и другими смежными дисциплинами.
В учебнике «Этнопсихология» Стефаненко Т.Г. дано следующее определения понятия «этнос», как устойчиво существующей группу людей, которые четко осознают, что являются членами данного сообщества, со своими особенностями и возникшими, за определенный период времени, традициями.
Своеобразие этносов как культурно-психологических и устойчивых групп слагается исторически, часто усилиями многих поколений, поэтому нельзя без детального анализа сделать выводы об особенностях каждого этноса, необходимо рассмотреть исторически сложившиеся традиции отдельно взятого этноса в тесном сопоставлении с тем временем когда исторически происходило формирование данного этноса.
С точки зрения психолога между подходами к определению понятия «этнос» важны не радикальные различия в трактовке, нет и существенного интереса к тому, что представляют из себя этносы – изначальную характеристику человечества или интересом политиков к особенностям этнических групп. Для психолога важно, что же общего во всех существующих определениях и подходах, а так же поиск и установление договоренности о характеристиках этноса. Можно утверждать, что для всех членов общества этнос является психологической особенностью их поведения, т.е. в зависимости от особенностей поведения человека его можно будет отнести к тому или иному этносу. В этом и заключается основная задача психолога – изучать группы людей со схожими характеристиками и психологической общностью.
Многие исследователи-психологи считают, что общность территории и языка – это основное условие возникновения этноса, уже в процессе совместного существования группы людей проявляются и главными отличительные признаки и особенности. Религия, расовая принадлежность и метисные (переходные) группы являются лишь дополнительными характеристика общности и могут служить при определенных условиях одной из характеристик этноса. Для каждого этноса формирование определенных направленностей материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик осуществляется по средствам деятельности в определенных природных условиях и связанных другими причинами.
Этнодифференцирующие признаки почти всегда направлены на некоторую объективную реальность и чаще всего являются духовными элементами культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным.
Каждый сформировавшийся этнос выступает как живой организм, который подвержен социальным изменениям и расширением, которое происходит по средством браков одной этнической группы и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и национальных особенностей. Для своего доминирования каждый этнос стремится к создания и увеличению своей территории или даже государства.
В своих работах Гумилев считает, что этнос может родиться в результате одновременного появления большого числа пассионариев.
В разных этнических сообществах межличностные отношения регулируются двумя противоположно направленными тенденциями [17,с.14]. Недаром существует пословица «Все тайное – интересно». Члены разных этносов, проявляют любопытство по отношениям к другим этническим группам, ими движет стремление к неизведанному, непознанному, разнообразию.
Если посмотреть с другой стороны, то каждый этнос стремится защитить свои интересы, поэтому члены этносов не одобряют смешанные браки, и воздерживаются от всякого рода таких отношений. Но если все-таки такие браки имеют место, то стараются чтобы дети, рожденные в смешанном браке стали наследниками именно их культуры, а не конкурирующего этноса.
Теперь остановимся на понятии «семья», рассмотрим более подробно ее влияние на этнос в целом. В многочисленных толковых словарях семья определяется, как социальная группа, имеющая историческую организацию, члены которой состоят в браке и связаны родственными отношениями (а также отношениями по усыновлению), общностью быта, ответственностью друг за друга и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в пополнении населения и духовном развитии».
Можно сделать вывод, что нет ничего важнее в жизни каждого человека, живущего в современном мире, чем семья. Каждый человек, независимого от его этнического происхождения стремится создать свою семью, на это желание не может повлиять не социальный статус, не материальное положение. Желание создать семью сопровождает каждого человека всю его жизнь с момента рождения и до последних дней. Для детей семья – это прежде всего, окружение, которое помогает и способствует его физическому, психическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию. В отличии от ребенка для взрослого человека семья выступает в качестве источника удовлетворения его потребностей, к которому предъявляются достаточно жесткие и высокие требования, зависящие от психоэмоционального состояния человека.
В современной литературе по семейной психологии выделяют следующие аспекты семьи:
социальный аспект: семья – это институт, в котором существуют свои правила, нормы, права и обязанности, которые регулируются отношениями между членами семьи (супругами и детьми)
экономический аспект: семья – это группа лиц с единым финансовыми ресурсами - бюджетом.
территориальный аспект – у каждой семьи есть свой дом, в котором живут его члены.
биологический аспект: состав семьи – родители и дети.
Не смотря на всю важность социально-экономической функции семьи, нельзя считать группу совместно проживающих лиц семьей, или домохозяйство, которое может вести один человек. Полная семья – это сложный организм, состоящий из двух родителей и детей.