Урок чтения 4 класс К.Г. Паустовский Стальное колечко


Конспект урока по литературному чтению К.Паустовский. «Стальное колечко»
Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя, формирование собственного суждения и высказывания по теме, создать условия для формирования умения общаться через работу в паре,группах, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Жили-были Старик и старуха...Любишь ты сказки?Так слушай, молчи.Добрая сказка,Тёплая,Только, что из печи.А что может бытьПравдивее хлеба?Отрежешь ломоть -И сразу тепло.В сказках, как в жизни,Земля и небо,Солнце и тучи,Добро и зло.Добрую сказку Помню с детства.Хочу, чтобы сказкуПослушал и ты.Чтобы подкраласьК самому сердцуИ заронила зерно доброты.
Прозвенел уже звонокНачинается урок.В путешествие пойдём.В страну сказок попадём.Слушай, думай, наблюдай,Сказку нашу отгадай.Глазки дружно закрывайте.Сказку в душу пропускайте.
2. Работа в группах «Угадай произведение»
СОН ЙИЧУСРАБ "Барсучий нос"
ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ "Заячьи лапы"
АГЮРОВ - ТОК "Кот - ворюга"
ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР "Растрёпанный воробей"
-Кто автор всех этих произведений? (К.Г.Паустовский)
-Почему мы вспомнили произведения этого автора?
-Давайте познакомимся с ним поближе
-О жизни и творчестве Паустовского нам расскажет…(Веселова К.)
-А какое произведение мы будем читать вы узнаете разгадав кроссворд (работа в группах
1. Это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло (Сказка)
2. Японские трехстишия (Хокку)
3. Это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для неё характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом (Былина)
4. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений: (сравнение)
5.Небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель - определить водящих в игре (Считалка)
6.Небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Ему свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц (рассказ)
7. Это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму (Стихотворение)
- Найдите лишнее слово в кроссворде. (Сравнение- т.к. это средство художественной выразительности, а всё остальное жанры литературы)
- Какое ключевое слово получилось? (Колечко)
- Какое лексическое значение этого слова? (1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала - связка ключей на кольцах; 2. Украшение, надеваемое на палец.)- Почему люди носят кольца?(Омелянчук Р.)
В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.
В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.
На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.
С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.
-Сформулируйте тему урока .Определите (по опорным словам) цель нашего урока.
Словарно-лексическая работа. Работа в группах(На карточках)
Соотнеси слово с его лексическое значением.1. Курительный табак низшего сорта. ____________
2. Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.________________________
3. Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.__________________
4.Крыша из тонких досок из древесины хвойных пород-
___________________.
5. Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа._________________
ПЛАТФОРМА, ЛЯЗГ, ЦИГАРКА, ТЕСОВЫЕ КРЫШИ, МАХОРКА.
ФизминуткаПрослушивание аудиозаписи. Беседа после прочитанного.
-Какие картины вы представили?
-Давайте вспомним какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
-Так как вы думаете этот текст –сказка или рассказ? Давайте проведем исследование: что роднит «Стальное колечко» с рассказом, а что со сказкой?
РАССКАЗ СКАЗКА
Жанровые признаки:
Указано в каком селе живут герои. Беседа с бойцом похожа наВ какое село Варюша идет за махоркой. сказку.
Все конкретные детали: Описание поезда похоже наСнегопад, станция, поезд. описание чудовища, которое
может подхватить и унести девочку.
Вывод:
-Предположите какие события могли произойти дальше? Но об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.
-А что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Рефлексия
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
-Называем палец и соответствующее чудо.
Средний - здоровье
Безымянный - большущая радость
Указательный - увидишь весь мир
На уроке технологии мы сделали с вами колечки сейчас каждый из вас возьмет свое колечко и наденет своему соседу по парте на тот палец, чтобы он хотел ему пожелать.
Домашнее задание:
К прочитанному эпизоду нарисуйте иллюстрацию и озвучьте ее