Урок чтения К.Паустовский «Стальное колечко»
Открытый урок чтения в 6 б классе.
Тема урока: К.Г. Паустовский «Стальное колечко» (слайд 1)
Цель: расширить знания учащихся по творчеству К. Паустовского.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить знакомство со сказкой К. Паустовского «Стальное колечко»
Формировать умение анализировать художественное произведение.
Развивающие:
Развивать навыки выразительного чтения.
Развивать и обогащать речь учащихся (через связные высказывания)
Воспитательные:
Воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
Воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.
Коррекционные:
Развивать произвольное внимание.
Корригировать слуховое внимание и восприятие учащихся.
Оборудование: учебники, мультимедиа-презентация, портрет, выставка книг.
Речевой материал: ШЕСТ, ЕРШИТЬСЯ, СТРЕХА, ТЕМЯ
Ход урока.
1.Организационный момент. (слайд 2)
Прозвенел уже урок,
Начинаем наш урок.
Мы друг к другу повернемся
И, конечно, улыбнемся.
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать
Всем работать, отвечать!
2.Проверка домашнего задания. Оценивание.(слайд 3)
- Ребята на прошлом уроке мы с вами начали знакомство со сказкой Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко». Что было задано на дом? (выразительное чтение 1 главы сказки)
(спросить 3-4 человек)
- фронтальный опрос, игра «Да-нет»(слайд 4)
- А сейчас мы проверим насколько же вы были внимательны при чтении. Предлагаю вам поиграть в игру « Да-нет». Я вам сейчас говорю высказывание из сказки, а вы мне отвечаете, согласны вы с ним или нет.
1.Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Да)
2.В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
3.На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
4.Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
5.Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
6.Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет)
7. Дедушку Варюши звали Кузьмой? (Да)
- Молодцы, справились с заданием!
- работа по тексту (слайд 5)
1 группа
Найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец. Как он к ней относится? (цветок-лепесток в валенках, анютины глазки с косичками)- Да, он с любовью и нежностью относится к героине
2 группа
Найдите эпизод , в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда, какая это девочка? (любопытная)
3 группа
Найдите эпизод в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? ?( она добрая, щедрая, отзывчивая)- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка? (слайд 6)
Поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.Средний – здоровье.(слайд 7)Безымянный – большая радость.Указательный – увидишь весь мир.
- Если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели? Почему? (дети одевают на палец кольцо )- А знаете ли вы, почему люди носят кольца? Об этом нам сейчас расскажут Гуля и Алена
(сообщение учителя и учащихся) (слайд 8)
В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.
1. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.
2. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.
3.Основная часть
- целевая установка
- С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.
- А что принесло «Стальное колечко» Варюше и ее деду Кузьме, мы с вами узнаем сегодня на уроке. Но сначала проведем небольшую речевую разминку.
- речевая разминка ( слайд 9)
На экране дана фраза для чтения.
Около колодца кольцо найдется.
Читаем:
- про себя;
- в полголоса;
- громко, медленно;
- громко, быстро (2 раза).
- работа над новым материалом.
- Сейчас мы с вами продолжим читать сказку и познакомимся со 2 главой. Но прежде чем мы начнем читать, проведем словарную работу.
- словарно-лексическая работа
-Давайте научимся их правильно читать, сначала я, а потом вы-хором.
ШЕСТ, ЕРШИТЬСЯ, СТРЕХА, ТЕМЯ (слайд 10)
- Ребята, как вы понимаете значение этих слов?
- А вот какое объяснение этим словам дает толковый словарь. Прочитайте.
ШЕСТ – длинная палка(слайд 11)
ЕРШИ́ТЬСЯ - входить в задор, горячиться.
СТРЕХА́- нижний свисающий край крыши.
ТЕМЯ-
-Откроем учебники на странице 165, старайтесь читать выразительно, не торопитесь, соблюдая все знаки препинания
- первичное чтение учителем и хорошо читающими детьми
- А сейчас немного отдохнем и проведем физминутку.
- физминутка (слайд 12)
- работа над содержанием 2 главы сказки (слайд 13)
Итак, мы с вами прочитали II часть сказки.
- Что случилось с Варюшей в лесу?
- Как повела себя девочка? Прочитайте.
- Почему девочка очень хотела отыскать колечко?
- Кто такой Сидор?
- Что изменилось в жизни дедушки и Вари к весне? (зачитайте)
- Как можно озаглавить эту часть?
- вторичное чтении произведения детьми
- А сейчас давайте прочитаем еще раз эту главу по цепочке.
(чтение 2 главы детьми по цепочке)
3.Заключительная часть урока.
- подведение итогов
- С каким произведением мы продолжили сегодня знакомство? Кто автор?
- С какими новыми словами мы познакомились?
- Почему огорчилась Варюша потеряв колечко?(Боялась, что дедушка теперь не выздоровит)
- оценивание учащихся.
4. Домашнее задание. (слайд 14)
1 и 2 группа- пересказ 2 главы сказки, 3 группа- выразительное чтение.
На следующем уроке мы продолжим работу над сказкой и узнаем, удалось ли Варюше найти свое колечко.
5. Рефлексия.(слайд 15)
Поднимите левую руку ладонью вверх, представьте, что на ней лежит груз знаний, с которым вы пришли сегодня на занятие. Теперь поднимите правую руку, на которой лежат те знания, которые вы получили сегодня на занятии. А теперь соедините руки вместе, все свои знания , похлопайте друг другу, благодаря за урок. Спасибо всем за работу.