Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 классе Правописание наречий через дефис.
СОГЛАСОВАНО Подольская Ирина Александровна
завуч по УВР учитель русского языка и литературы
____________ КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО РК
2015 – 2016 учебный год
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 классе «Б»
урок Ключевые цели урока
Принципы и порядок достижения требования обучения (тема) Используемые активные способы преподавания
Виды работ на уроке Результаты урока
Что учащиеся (все или некоторые) будут знать, понимать и способны сделать? Оценивание, включающее в себя оценивание для обучения
Выяснение эффективности процесса обучения
каждого учащемуся Учет потребностей каждого ученика при планировании Ресурсы и оборудование
Список технических устройств, который необходимо заранее приготовить Кол-во часов
48/
10 Правописание наречий через дефис Каждый учит каждого.
Обучение с помощью компьютера.
Знают правило, умеют записывать наречия и созвучные предложно-падежные сочетания (вовремя вернуться – во время матча). Формативноеустная обратная связь,
словесная оценка, рюкзачок Умеют работать в группе,
парах,
совместно решают поставленные учебные задачи.
Слушают выступления других групп и оценивают их.
Презентация к уроку.
Раздаточный материал по теме
1
ПРЕДМЕТ КЛАСС К-ВО УЧАЩИХСЯ ДАТА УРОК ВРЕМЯ урок № 48 по КП
урок № 10 по ССП
русский язык 7 «Б» всего: на уроке Ссылка УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с.
Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002578866" \t "_parent" постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.
Источники
учебники и учебные пособия Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы /Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. 2-е изд., переработ. - Алматы: Атамұра, 2007. – 320 с.
Русский язык. Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы.Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-144с.
Русский язык. Сборник диктантов и тестов для изложений: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы. Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-136с.
Раздел учебной программы Грамматика. Морфология. Наречие.
Тема урока Правописание наречий через дефис. § 39, с. 131-132
Тип урока Комбинированный урок
Ученик должен ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
правописание местоимений через дефис уметь формулировать высказывание, определять морфемы в наречиях,
писать наречия через дефис владеть навыками работы с учебником;
самостоятельно систематизировать, анализировать необходимую для решения учебных задач информацию
Общие цели Написание наречий через дефис.
Цель урока Выработка навыка дефисного написания наречий; повторение орфографии неопределенных местоимений.
Задачи урока Образовательный аспект: систематизация имеющихся знаний и навыков правописания слов через дефис. Выработка навыка правописания наречий через дефис.
Развивающий аспект: находить и объяснять отработку навыков написания наречий с приставкой в-(во-); по-; кое-; и наречий основы которых повторяются.
Воспитательный аспект: развивать интерес к уроку русского языка, используя художественную литературу (басни, пословицы).
Ключевые идеи Навыки устной и письменной речи через групповую и парную работу, формулировать выводы
Ожидаемые результаты Учащиеся усвоят правописание наречий через дефис.
Результаты обучения Умение самостоятельно изучать новую грамматическую тему: анализировать и систематизировать полученную информацию.
Умение формативно оценивать результаты, проводить рефлексию своей деятельности и деятельность группы.
Модули НПО, УиЛ, ТиО, ИКТ, ВО, ОдО, КМ
Методические приемы Повторение изученного, объяснения учителя, диалоговое обучение: беседа, разноуровневые вопросы; работа с таблицами, тренировочные упражнения.
Опорные знания Повторение орфографии неопределенных местоимений (§75, с.191, 6 класс).
Культура речи Целесообразное использование наречий в собственных высказываниях.
Развитие речи Формировать правописания наречий через дефис; обогащение словарного запаса учащихся наречиями.
Внутрипредметные связи Морфология – орфография – орфоэпия
Синтез Русский язык – литература - информатика
Домашнее задание §39,с.126. с.131
Упражнение № 310 стр.133.
Учить слова в рамочках на полях учебника – с.131.
Дополнительные задания Подготовить тесты, используя программу PowerPoint (за образец взять упражнение № 286 с.126).
Алгоритм правописания наречий и местоимений через дефис, работу выполнить в программе PowerPoint.
Составить словарный диктант в программе Excel.
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и ДИДАКТИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ средства обучения
Оборудование Оборудование SMART: компьютер, монитор, проектор, интерактивная доска
Дидактическое обеспечение SMART Презентация
словари-справочники
Дидактические материалы таблица «Правописание местоимений через дефис»,
таблица «Правописание наречий через дефис»;
РДМ – карточки с заданием, слова для запоминания
Оснащение маркеры, бумага формата А4, фломастеры
Список литературы, используемой для разработки занятия Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272с. – (В помощь школьному учителю).
Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 303 с. – (Конспекты уроков).
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока время Деятельность учителя Деятельность учащихся ОдО модуль РЕСУРС
І.
ПОБУЖДЕНИЕ
ОргмоментПриветствует учеников.
Проверяет готовность учеников к уроку. Докладывают о готовности к уроку Словесная оценка учебник, тетради
Настраивает учащихся на урок путем создания коллаборативной среды Показывают пальцами, какое у них настроение Стратегия «Большой палец» Делит учеников на группы:
из коробочки вытягивают карточки
с математическими символами:
1 группа + слитное написание
2 группа - дефисное написание
3 группа / раздельное написание
- По какому принципу вы разделились на группы? Вытягивают карточки с надписями, группируются и объясняют, что так пишутся значения Постановка целей и задач урока
- Как вы считаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
- Сформулируйте тему и задачи урока. Формулируют тему урока, цели
и задачи урока
Записывают тему урока. Подготовка к осознанному восприятию темы. Повторение дефисного написания неопределенных местоимений.
Объясните, почему
кое- - приставка,
-то, -либо, -нибудь, -таки
– суффиксы. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. самооценивание СЛАЙД
с вопросами
Задание.
Составьте таблицу дефисного написания неопределенных местоимений.
Заполните таблицу примерами.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Работа в группе.
Учащиеся заполняют таблицу.
Формулируют выводы. взаимопро-верка. СЛАЙД
контрольный лист
ОСМЫСЛЕНИЕ Самостоятельное чтение §39 с.131.
Составьте план изученного материала. Читают параграф.
Составляют план высказывания на изученную тему. само-оценивание тетрадь
Работа с учебником Составляет таблицу с графическим обозначением орфограммы.
§ 39 1, 2, пункты на стр. 131
Фиксируют материал в словарь-справочник.
Формулируют выводы. взаимо-проверка Словарь-справочник
СЛАЙДЫ
Выводы - Какой из четырех указанных в таблице способов образования наречий наиболее труден с точки зрения орфографии? Самостоятельно формулируют выводы
Первый, так как наречие с приставкой можно спутать с сочетанием прилагательного с предлогом. Разноуровневые вопросы В каких случаях приставка по- пишется с наречиями через дефис?
Какие новые правила дефисного написания наречий мы узнали на уроке?
Как пишутся существительные с предлогами? Учащиеся отвечают на вопросы
Формулируют выводы.
само-оценивание тетрадь
Тренировочные упражнения Отработка дефисного написания суффиксов –то, -либо, -нибудь, - таки и приставки кое- с наречиями в сопоставлении с неопределенными местоимениями.
Опрос-эстафета: ответить на вопрос, употребив наречие с приставкой по-.
Поступить как?
по-товарищески…
2. Одеться как?
по-зимнему…
3. Говорить как?
по-французски…
Строить как?
по-стахановски…
Писать
по-казахски…
Я сегодня не был в школе. Потому что…
во-првых…
Далее вопросы продолжают задавать сами учащиеся. Учащиеся отвечают на вопросы наречием, которые пишутся через дефис. само-оценивание словарь-справоч-ник
Третий лишний Задание.
Создайте игру «Третий лишний»
Координирует работу групп.
Следит за временем.
Слушает набор слов для игры «Третий лишний». Ученики составляют игру «Третий лишний»
Каждая группа должна написать по 2 примера, по одному для каждой группы.
Задают по вопросу для каждой группы
само-оценивание учебник
Отработка дефисного написания суффиксов
-то, -либо,
-нибудь, -таки и приставки кое- с наречиями в сопоставлении с неопределитель-ными местоимениями
Объяснительно-распределительный диктант.
Задание. Выпишите наречия и местоимения в 1-й столбик, с дефисным написанием во 2 столбик; сформулировать правила написания.
1. Вороне как-то бог послал кусочек сыру. (И. Крылов.)
2. Закажи Балде службу, чтобы стала ему невмочь, а требуй, чтобы он её исполнил точь-в- точь. (А. Пушкин.)
3. Давным-давно в одной деревушке жила-была маленькая девочка. (Ш. Перро.)
4. но всё-таки пожалела детей и впустила их в дом. (Ш. Перро.) Выписывают слова в 2 столбика.
Формулируют правило.
Проверяют,
вносят изменения, оценивают свою деятельность. само-
оценивание тетрадь
Выработка навыка правописания наречий, образованных сложением
А. Запишите следующие наречия.
Сформулируйте вывод.
Еле-еле, сильно-сильно, вот-вот.
Учащиеся делают словообразовательный анализ. Делают вывод.
А. эти наречия образованы сложением двух наречий одного корня. Такие наречия пишутся через дефис. само-
оценивание Б. Запишите следующие наречия.
Сформулируйте вывод.
Крепко-накрепко, крест-накрест, мало-помалу, как-никак, мало-мальски, давным-давно. Записывают наречия.
Формулируют вывод.
Эти наречия образованы сложением однокоренных слов, но осложненных различными приставками и суффиксами. Они пишутся через дефис. само-
оценивание В. Запишите следующие наречия.
Сформулируйте вывод.
Тотчас, сегодня. Записывают наречия.
Формулируют вывод.
Эти наречия образованы слиянием наречий с разными корнями. Такие наречия пишутся слитно. само-
оценивание Г. Замените одним словом.
Сформулируйте вывод.
С глазу на глаз
Бок о бок
Плечом к плечу
Записывают наречия.
Подбирают синонимы.
Наедине
Рядом
Близко, вплотную
Формулируют вывод.
Это сложные наречия, которые можно заменить синонимом-наречием. Раздельное написание нужно проверять по словарю.
само-
оценивание СЛАЙД
Д. Запишите следующие наречия.
Сформулируйте вывод.
Строго-настрого, нежданно-негаданно, темным-темно, перво-наперво.
Записывают наречия.
Формулируют вывод.
Эти наречия употребляются в произведениях устного народного творчества, в разговорной речи. Работа с учебником Задание.
Прочтите 4 и 5 часть §39 на стр.131.
Что можно еще добавить к изучаемому правилу?
Учитель раздает таблицу Читают правила со слов «Через дефис пишутся…» и
«Обратите внимание! От этого зависит наша грамотность!»
Пересматривают запись в словаре справочнике.
Приходят к выводу: материал изучен полностью. РЕФЛЕКСИЯ Рюкзачок моих знаний.
Предлагает оценить свою деятельность, поставив метку фломастером, или прикрепляя цветные рюкзаки:
52705-38102481580157480
Слушают учителя
Учащиеся оценивают свою деятельность.
саморефлексия ОдО СЛАЙД
фломастер
Предлагает оценить значимость урока.
5270640640
Оценивают деятельность учителя, ставя фломастерами галочки. СЛАЙД
фломастер
Ярмарка-продажа домашнего задания Учитель выдает лист, на котором записаны все варианты домашнего задания.
Задания для всех:
§39, с.131 – учить.
Упражнение № 302 с.131
Слова в рамочках на полях учебника – учить.
«5»
Подготовить кроссворд по теме «Наречие», используя программу PowerPoint.
Составить словарный диктант с ответами в программе Excel.
«4»
Алгоритм правописания наречий через дефис, работу выполнить в программе PowerPoint.
Написать рассказ-шутку, сказку о правописании наречий.
Выписать в словарь-справочник
предложения из басен и былин, в которых есть наречия на изучаемое правило. Учащиеся выбирают себе комбинацию подходящих для него заданий.
Фиксируют ДЗ в дневник, уточняют его выполнение. Обмениваются мнениями о состоявшейся работе ОдО дневник
Итог урока
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Составить таблицу дефисного написания неопределенных местоимений.
Заполнить таблицу примерами.
¬
^
^
^
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Ответ
Составить таблицу дефисного написания неопределенных местоимений.
Заполнить таблицу примерами.
¬
кое–ктокое–какой
–
кое–что ^
кто–то
какой–то
сколько–то
что–то ^
кто–либо
какой–либо
–
что–либо ^
кто–нибудькакой–нибудьсколько–нибудьчто–нибудьПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Составление таблицы с графическим обозначением орфограммы.
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ ЧЕРЕЗ ДЕФИС
Наречие с приставкой ПО-
а) образованные от прилагательных на
-ОМУ, -ЕМУ
-СКИ, -ЦКИ
ЬИ
б) образованные от местоимений
¬ + ^
по-военному, по-видимому, по-осеннему,
по-прежнему, по-другому, по-новому
по-французски, по-немецки
по-лисьи, по-заячьи, по-медвежьи, по-волчьи
по-твоему, по-моему, по-вашему, по-своему
ИСКЛЮЧЕНИЯ
потому, поэтому, почему, посему
Наречия с приставкой ВО- (В-) и суффикса –ЫХ (-ИХ),
образованные от порядковых числительных ¬ + ^
во-первых, во-вторых, в-третьих, в-пятых
Наречия с суффиксами
-ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ
приставкой КОЕ- Наречие + ^
где-то, где-либо, где-нибудь, что-то, как-нибудь
¬ + наречие
кое-где, кое-кто, кое-что, кое-кто.
4. Наречия образованные повторением корней \___/ + \___/
еле-еле, точь-в-точь, чуть-чуть, сильно-сильно, вот-вот, едва-едва
5. Наречия, образованные сложением однокоренных слов, но осложненных различными приставками и суффиксами ¬ ¬ ¬крепко – накрепко, мало – помалу, мало – мальски, как – никак, крест – накрест, давным – давно
6. Наречия чаще всего употребляются в произведениях устного народного творчества, в разговорной речи строго – настрого, нежданно – негаданно,
темным – темно, перво – наперво,
подобру – поздоровуМногие слова, которые мы считаем простыми, были когда-то сложными:
сегодня – сего дня (этого дня), сейчас – сей час (этот час), завтра – за утро.