Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 классе Правописание отрицательных наречий с НЕ и НИ


СОГЛАСОВАНО Подольская Ирина Александровна
завуч по УВР учитель русского языка и литературы
____________ КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО РК
2015 – 2016 учебный год
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 классе «Б»
урок Ключевые цели урока
Принципы и порядок достижения требования обучения (тема) Используемые активные способы преподавания
Виды  работ на уроке Результаты урока
Что учащиеся (все или некоторые) будут знать, понимать и способны сделать? Оценивание, включающее в себя оценивание для обучения
Выяснение эффективности процесса обучения по отношению к каждому учащемуся Учет потребностей каждого ученика при планировании Ресурсы и оборудование
Список технических устройств, который необходимо заранее приготовить Кол-во часов
43/5 Правописание отрицательных наречий с не- и ни- Воздушный шар
Непрерывное оценивание
2 звезды и пожелание Объясняют правописание слов на данную орфограмму. Формативное оценивание
«Оценочный лист»
для группы
по критериям, «Словесная оценка»,
подсчет жетонов,
«Все в твоих руках».
Суммативное и
критериальное оценивание  Демонстрируют полученные знания/анализируют, объясняют, применяют полученные знания.
Индивидуальная, парная,
групповая работа.  Тренинг
«Притча про кувшин»
Презентация к уроку Раздаточный материал по теме; учебники, интерактивная доска, слайды, ватман,
маркеры, карточки с заданиями, стикеры, смайлики.
Тестовые задания
по теме
Игра: «Звали, зовут, будут звать» 1
ПРЕДМЕТ КЛАСС К-ВО УЧАЩИХСЯ ДАТА УРОК ВРЕМЯ урок № 43 по КП
урок № 5 по ССП
русский язык 7 «Б» всего: на уроке Ссылка Госстандарт, календарное планирование, среднесрочное планирование
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с.
Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002578866" \t "_parent" постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.
Источники
учебники и учебные пособия Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы /Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. 2-е изд., переработ. - Алматы: Атамұра, 2007. – 320 с.
Русский язык. Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы.Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-144с.
Русский язык. Сборник диктантов и тестов для изложений: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы. Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-136с.
Раздел учебной программы Грамматика. Морфология. Наречие.
Тема урока Правописание отрицательных наречий с НЕ и НИ. § 34, с. 121- 122
Тип урока Комбинированный урок
Ученик должен ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
правописание не с различными частями речи;
как пишутся наречия с приставками не- и ни-; уметь формулировать высказывание, понимать причины успеха; писать не с наречиями на о и е. владеть навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
Общие цели Повторение степени сравнения качественных имен прилагательных, изучение степеней сравнения наречия.
Цель урока Выработка навыков правописания приставки НЕ и НИ с наречиями. Совершенствование коммуникативной компетенции посредством изучения правописания Не с наречиями на О- и Е-.
Задачи урока Образовательный аспект: формировать умение различать отрицательные наречия и отрицательные местоимения, находить и объяснять с помощью правил орфограмму «Не и ни в отрицательных наречиях»; выработать навыки правописания приставки НЕ и НИ с наречиями; выработка навыка написания -О, -А на конце наречий с приставками из-, до-, с-.
Развивающий аспект: находить и объяснять с помощью правил орфограмму «Не и ни в отрицательных наречиях»; развивать навыки написания -О и -А на конце наречий с приставками из-, до-, с-.; развивать связную речь.
Воспитательный аспект: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке.
Ключевые идеи Использование стратегий КМ, УиЛ позволит учащимся развить навыки самостоятельного обучения через поисковую деятельность, работу в группе, самостоятельную работу.
Использование стратегий позволит ученикам развить навыки управления информацией, позволит выражать свои мнения, научит чувству ответственности за результат обучения.
По результатам проведенной работы учитель сможет увидеть, на какой ступени находится ученик в процессе обучения.
Ожидаемые результаты Учащиеся усвоят степени сравнения наречий, научатся находить наречия в предложении, научатся правильно образовывать степени сравнения наречий.
Результаты обучения Умение самостоятельно изучать новую грамматическую тему: анализировать и систематизировать полученную новую информацию.
Умение формативно оценивать результаты, проводить рефлексию своей деятельности и деятельность группы, всего класса.
Модули НПО, УиЛ, ТиО, ИКТ, ВО, ОдО, КМ
Методические приемы Повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения.
Формы контроля и оценка результатов деятельности Формативное и суммативное оценивание - ОдО Взаимопроверка, самопроверка.
Неоконченные предложения
Пирамида собственной деятельности.
Необходимые предварительные знания и уменияОпорные знания Повторение продуктивных способов образования наречий и их отличие от прилагательных и причастий с помощью суффиксов.
Правописание глаголов повелительного наклонения (§93, с.236, 6 класс).
Образование и правописание отрицательных местоимений (§76, с.194, 6 класс).
Культура речи Употребление наречий для связи предложений в тексте и уточнение различных смысловых оттенков. Целесообразное использование наречий в собственных высказываниях школьников. Расширение речевой компетентность.
Развитие речи Формировать умения опознавать наречия, определять их значение и роль в предложении, правильно использовать в речи; обогащение словарного запаса учащихся наречиями; составление монологического выступления на лингвистическую тему.
Внутрипредметные связи Морфология – культура речи – развитие речи
Синтез Русский язык – литература - информатика
Домашнее задание §34,с.121-122. Упражнение № 269, 272 с.123.
Записать 3-4 примера пословиц и поговорок с приставкой и частицей не в наречиях.
Составить Пушкинскую викторину по образцу:
1) Идет на право – песнь заводит, налево – сказку говорит.
2) Василиса Егоровна приняла нас запросто.
Правописание НЕ с самостоятельными частями речи (6 класс):
§75-76 –неопределенные и отрицательные местоимения;
§42 – не с существительными;
§94 – не с глаголами.
Дополнительные задания Составить «3 толстых и 3 тонких вопроса» с ответами по изучаемому материалу, используя программу PowerPoint.
Составить словарный диктант в программе Excel.
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и ДИДАКТИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ средства обучения
Оборудование Оборудование SMART: компьютер, монитор, проектор, интерактивная доска
Программное обеспечение Компьютерные программы
Дидактическое обеспечение SMART Презентация
словари-справочники
Дидактические материалы таблица «Правописание Не и Ни с наречиями», «Правописание наречий на О - А»; РДМ – карточки с заданием, слова для запоминания
Ключевые понятия Глоссарий
ВикипедияОснащение маркеры, бумага формата А4, фломастеры, ключевые характеристики оценивания для обучения
Список литературы, используемой для разработки занятия Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272с. – (В помощь школьному учителю).
Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 303 с. – (Конспекты уроков).
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока время Деятельность учителя Деятельность учащихся ОдО модуль РЕСУРС
  І.
ПОБУЖДЕНИЕ
Оргмомент1
Приветствует учеников.
Проверяет готовность учеников к уроку. Докладывают о готовности к уроку Словесная оценка Учебник, тетради
2 Настраивает учащихся на урок путем создания коллаборативной среды
Показывают пальцами, какое у них настроение:
поднятый вверх большой палец – настроение отличное, вниз – плохое,
в сторону - нормальноеСтратегия «Большой палец» Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Формулируют  цели
и задачи урока Словесная оценка и поощрение Слайдовая  презентация, доска
 
Деление на группы 2 Делит учеников на группы:
из коробочки вытягивают карточки с надписями
«место», «причина»,
«цель», «мера», «время».
- По какому принципу вы разделились на группы?
2. Знакомит с правилами работы в группе:
Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
Выслушать мнение каждого.
Найти общее решение.
Выбрать выступающего.
3.Чтобы ученики почувствовали дух коллективизма, проводит разминку. Вытягивают карточки с надписями, группируются и объясняют, что это значения наречий, которые мы сегодня на уроке должны изучить.
 
 
 
 Проговаривают правила работы в группе Подготовка к осознанному восприятию темы.
Опрос Фронтальный опрос по §28-32. Задание.
Подберите синонимы-наречия и объяснить антонимичность в подборе примеров.
1 группа – Ветер дул – задорно, радостно, печально, жалобно.
2 группа – Снежинки падали – медленно, тихо; быстро, стремительно.
3 группа - Солнце светило – неярко, ярко, тускло, торжественно. Задание.
Произвести синтаксический разбор предложения.
Торжественно всходило солнце, |нежно озаряя просыпавшуюся землю|. Разбирают предложения Подготовка к осознанному усвоению темы От каких частей речи можно образовать наречие?
Каким способом они образуются?
Что вы знаете о правописании не с различными частями речи?
Отчего зависит написание не и ни в местоимениях?
Когда отрицательные местоимения пишутся слитно, когда раздельно? Учащиеся отвечают на вопросы ВЫВОД Учитель обращает внимание на то, что при помощи приставки наречия образуются реже, чем при помощи суффикса, что наиболее продуктивной приставкой является приставка не-, а также на то, что при помощи приставки наречия образуются от других наречий.
Записывается тема урока
Знакомит учеников с темой урока
«Правописание наречий с частицей НЕ и НИ» Формулируют тему урока УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ Предлагает каждой группе выполнить практическую  работу по учебнику:
Метод «ЖИГСО»
1 группа – § 34, правописание отрицательных наречий с не
2 группа – § 34, правописание отрицательных наречий с ни
3 группа - § 34, указательные наречия
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Работают по заданию
По истечении времени суммируют все написанное  и готовятся к выступлению. После выполнения задания проводит взаимо-оцениваниеВЫВОД После обмена информации учитель раздает таблицу-алгоритм для запоминания Самостоятельно формулируют вывод
Вклеивают таблицу в словарь-справочник СЛАЙД
Рефлексия Координирует работу групп, слушает, анализирует выступление спикеров.
Контролирует правильность сделанных выводов Слушают выступления групп
Проверка усвоения знаний
Разноуровневые вопросы
- От чего зависит написание не и ни в местоимениях?
- Когда отрицательные местоимения пишутся слитно, когда раздельно?
- Что общего в написании отрицательных наречий и местоимений?
- В чем разница? Отвечают на поставленные вопросы
Самостоятельно формулируют вывод.
Наречия всегда пишутся в одно слово. самооценивание СЛАЙД
Вывод частицы не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся слитно;
под ударением пишется не, без ударения – ни.
с помощью местоименных наречий, как и с помощью вопросительных местоимений, ставятся вопросы, они могут, как и местоимения, соединять простые предложения в составе сложного.
Отрицательные наречия пишутся всегда слитно.
Отрицательные наречия с приставкой ни- усиливают отрицание при глаголе с частицей не. Отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют выводы. Рефлексия Метод   «Мозговой штурм»
Предлагает оценить выступления спикеров по критериям:
- полное и доступное изложение материала,
 -правильная речь,
- участие всех членов группы,
 -тайм-менеджмент  Оценивают выступления групп Взаимооце-нивание по критериям:
Учитель обращает внимание учащихся на отличие отрицательных наречий от отрицательных местоимений; последние при наличии предлога пишутся в три слова. Учащиеся рассказывают о правописании отрицательных местоимений с предлогами и без предлогов. Слушают учителя Выработка навыка слитного и раздельного написания наречия Раздает задания.
ЗАДАНИЕ.
1 группа - разобрать слова по составу и объяснить их правописание:
неряха, негодовать, ненастье, неудержимое (веселье), негодующий (взгляд), небрежно, нечаянно.
2 группа - разобрать слова по составу и объяснить их написание, расставить ударение:
никто, ничто, никакой; некого, нечего, некем, ничей; ни с чем, ни в чем, не за кем.3 группа - составить таблицу написания приставки (или частицы) не- с различными ч/р4 группа - выработка первичных навыков правописания наречий, которые без НЕ не употребляются.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Учащиеся поэтапно выполняют задание.
Формулируют выводы.
Готовят выступление спикера. самооценивание РДМ
ВЫВОД Учитель подводит учащихся к самостоятельному выводу. Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.
Слушают, фиксирую в словарях-справочниках основные выводы СЛАЙД
Самостоятельное выполнение упражнения № 270, с. 122
1 группа – 1 – 2 предложение.
2 группа – 3 – 4 предложение.
3 группа – 5 –7 предложение. Учащиеся работают самостоятельно.
Объясняют правописание наречий с НЕ.
Взаимопро-верка
Учащиеся передают свои работы другим группам
1→2; 2→3;
3→1 Рабочие тетради
Вывод Учитель подводит учащихся к самостоятельному выводу. наречие в предложении бывает обстоятельством Проверка усвоения новых знаний Задание 1.
Прочитать и составить план ответа материала на странице 98.
Читают, анализируют, составляют план ответа.
индивидуально → в группе взаимооценивание СЛАЙДЫ
Закрепление новых знаний Сопоставительный анализ написания наречий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 таблица Изучают таблицу, формулируют выводы На приведенных ниже примерах рассмотрите случаи слитного и раздельного написания не наречий на -о.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 группа – прилагательные
2 группа – наречия Изучают таблицу,
готовят выступление спикеров,
формулируют выводы Наблюдение Словарная работа. Распределите слова со слитным и раздельным написанием не.
(Не)уклюже, нельзя, (не) по-новому, не по-зимнему, (не)приятно, (не)вмоготу, (не)ряшливо, (не)громко, (не)хотя, (не)брежно, (не)полно, (не)вкрутую, (не)медленно, (не)спокойно, (не)вдоль, (не)отступно, (не)зыблемо, (не)ясно, (не)брежно, (не)ясно, (не)вовремя, (не)оригинально, (не)вдоль, (не)лепо, (не)вдоль.
1 группа – только слитно
2 группа – только раздельно
3 группа – слитно и раздельно
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Выполняют устно упражнение. Формулируют выводы. самооценивание ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ Задание
Составить таблицу – наглядное пособие для проверки правописания отрицательных местоимений по образцу таблиц-гармошек:
НИНИНИ УОТС КОГО
ЧЕГОКЕМ
Создают таблицу-гармошку ВЫВОД Если таблицу сложить, получится слитное написание, если раздвинуть – раздельное, то есть в три слова. Формулируют вывод РЕФЛЕКСИЯ Знали вы или не знали,
Что наречия читали?
Вы запомните их прочно,
Навсегда, надежно, точно.
Предлагает заполнить рефлексивный экран
-5207059690
Слушают учителя
Учащиеся оценивают свою деятельность. саморефлексия СЛАЙД
Инструктаж по выполнению домашнего задания. §34,с.121-123. Упражнение №269, 272.
Записать 3-4 примера пословиц и поговорок с приставкой и частицей не в наречиях.
Составить Пушкинскую викторину по образцу:
1) Идет на право – песнь заводит, налево – сказку говорит. 2) Василиса Егоровна приняла нас запросто.
Правописание НЕ с самостоятельными частями речи (6 класс):
§75-76 –неопределенные и отрицательные местоимения
§42 – не с существительными;
§94 – не с глаголами. Фиксируют ДЗ в дневник, уточняют его выполнение. дневник
 Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
НЕ и НИ в отрицательных наречиях
Местоименные наречия Наречия с НЕ служат для отрицания Наречия с НИ служат для усиления отрицания
НЕ – под ударением НИ - без УДАРЕНИЯ
где Не+где расположиться Нигде не был
куда Не+куда идти Никуда не ходил
когда Не+когда отдыхать Никогда не опаздывал
откуда Не+откуда ждать писем Ниоткуда
зачем Не+за+чем (напрасно) торопиться Нипочем (очень легко)
сколько Не+сколько (легче) Нисколько (ни в какой степени)
чуть - Ничуть не смутился
мало - Нимало (вовсе)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ответ
только СЛИТНО только РАЗДЕЛЬНО СЛИТНО И РАЗДЕЛЬНО
неуклюже нельзя
невмоготу неряшливо
нехотя небрежно
нелепо неотступно
незыблемо НЕ по-новому
НЕ по-зимнему
НЕ вкрутую
НЕ вдоволь
НЕ вовремя (не)приятно
(не)громко
(не)медленно
(не)спокойно
(не)полно
(не)ясно
(не)оригинально
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
НЕ и НИ в отрицательных наречиях
местоименные наречия Наречия с НЕ служат для отрицания наречия с НИ служат для усиления отрицания
НЕ – под ударением НИ - без УДАРЕНИЯ
где Не+где расположиться Нигде не был
куда Не+куда идти Никуда не ходил
когда Не+когда отдыхать Никогда не опаздывал
откуда Не+откуда ждать писем Ниоткуда
зачем Не+за+чем (напрасно) торопиться Нипочем (очень легко)
сколько Не+сколько (легче) Нисколько (ни в какой степени)
чуть - Ничуть не смутился
мало - Нимало (вовсе)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сопоставительный анализ написания следующих наречий:
неприятно
невесело
неспокойно
нередко
немедленно
не приятно, а досадно
не весело, а грустно
не спокойно, а тревожно
не редко, а часто
не медленно, а быстро Нисколько не приятнововсе не весело
далеко не спокойно
совсем не редко
ПИШИ СЛИТНО НАРЕЧИЯ СО СЛОВАМИ
ВЕСЬМА, КРАЙНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, ОЧЕНЬ, СОВЕРШЕННО
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
На приведенных ниже примерах рассмотрите случаи слитного и раздельного написание с приставкой не наречий на –О.
СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ
(слова с приставкой не можно заменить похожими по смыслу)
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ
Нужно исправлять неаккуратный почерк. Сделал работу неаккуратно.
Впереди видны неясные очертания строения. Неясно рассказал
Они неразлучные друзья. Жили неразлучно.
РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ
А) при противопоставлении:
Речка была не глубокая, а мелкая. Здесь не глубоко, а мелко.
Б) в случае, если частица не служит для отрицания , а не для образования новых слов:
Задача не трудная. (На вопрос: трудна ли задача?) Догадаться не трудно. (На вопрос: трудно ли догадаться?)