Родительское собрание во второй младшей группе Дети — прирожденные исследователи
Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Дети – прирожденные исследователи»
Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития познавательного интереса, познавательной активности, мышления, воображения и самостоятельности дошкольников.
Задачи:
- раскрыть актуальность детского экспериментирования на сегодняшний день;
- расширить представления родителей о значении экспериментирования в жизни ребенка;
- познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.
- дать рекомендации родителям для того, чтобы их ребенок проявлял познавательную активность и самостоятельность.
Форма проведения: лаборатория
Оборудование и материалы: мультимедийная доска, проектор, 3 стола, оборудованные материалами, необходимыми для проведения экспериментов, таблички трех цветов – красная, зеленая, синяя.Ход родительского собрания:
Вводная часть.
Родители входят в зал. Воспитатель в белой спецодежде научного работника встречает родителей и раздает карточки трех цветов (синие, красные, зеленые). По этим карточкам родители находят стул, с прикрепленной к нему карточкой такого же цвета и садятся. Стулья разделены на три сектора (синий, красный, зеленый) и расположены в виде клиньев небольшим полукругом.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание буду вести я – Калинова Ольга Леонидовна, научный сотрудник детской экспериментальной лаборатории «Мудрый Филин». Передо мной на столе находятся обыкновенные пластиковые бутылки, наполненные водой. Но хочу заметить, уважаемые родители, что вода в этих бутылках не простая, она – волшебная. Стоит только закрыть глаза, загадать желание, потрясти бутылку, и у того, у кого вода поменяет цвет, желание непременно сбудется. А чтобы это доказать, я порошу трех родителей выйти ко мне.
(Родители выходят, загадывают желание, трясут бутылку с водой, и у каждого родителя вода в бутылке меняет цвет, родители садятся на свои места).
- Посмотрите, желания всех, кто выходил ко мне, непременно сбудутся, вода в одной бутылке стала зеленой, в другой – синей и красной! Но как же так произошло? Каким образом вода поменяла цвет? (предположения родителей).
- Уважаемые родители, вы сами видели, как простой опыт с водой у нас, у взрослых людей вызвал бурю эмоций, интерес, радость от полученного результата, а что говорить о детях?
- Я не зря начала наше собрание с опыта, потому что, как вы, наверное, уже поняли, речь будет идти о детском экспериментировании и его значении в развитии ребенка младшего дошкольного возраста, также сегодня мы поэкспериментируем сами и посмотрим, как экспериментируют наши дети, узнаем, что необходимо делать, чтобы дети проявляли познавательную активность и подведем итоги в конце нашего собрания.Основная часть.
Глядя на детей нашей группы, мы каждый день видим, что практически ни один ребенок не сидит на месте. Ребята постоянно двигаются, что-то рассматривают, разбирают, складывают, обследуют, с интересом наблюдают за окружающим миром. И чтобы их познавательная деятельность не была стихийной, их нужно направлять.
Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека, требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Всему этому способствует детский эксперимент.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.
- Как вы думаете, когда ребенок начинает экспериментировать? (ответы родителей).
На самом деле ребенок начинает экспериментировать не в год, не в два года, а с пеленок. Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, дотронусь до игрушки – она зазвенит. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
- Подумайте над словами Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю…». Как вы понимаете это выражение? (ответы родителей).
К сожалению, не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, попробовать на вкус снег или раскрасить окно в комнате гуашью. Хотя именно эти, кажущиеся на первый взгляд, неправильные, нелепые действия ребенка способствуют развитию любознательности и познавательной активности, а в дальнейшем развитию уже осознанного экспериментирования в более старшем возрасте.
Кроме того, в процессе опытов и экспериментов:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.
От своих открытий дети испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
- Уважаемые родители, так как мы сейчас находимся в детской экспериментальной лаборатории, я хочу предложить вам почувствовать себя настоящими экспериментаторами и провести несколько несложных опытов.
Вам нужно подойти к столу, на котором находится табличка таким же цветом, что и карточка у вас в руках. На каждом столе находится схема проведения опыта и все необходимые для этого материалы. Следуя схеме, вы должны соединить все составляющие эксперимента воедино, провести эксперимент и сделать выводы. Теперь прошу подойти к столам и начать «действовать».
(Родители проводят эксперименты и обсуждают полученные результаты и причины, по которым появились именно эти результаты).
- Уважаемые родители, вы сейчас были настоящими экспериментаторами: подбирали материалы, выдвигали гипотезу, проводили эксперимент и делали умозаключения. А теперь я хочу предложить вам посмотреть презентацию о том, как экспериментируют дети в нашей группе.
(Родители смотрят презентацию).
- Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира. Для этого в нашей группе создан «Центр экспериментирования – «Мудрый Филин».
(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом слайдов)
Задачи центра экспериментирования: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет; развивать компетенции: самостоятельность, инициативность, чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе, мышление.Центр экспериментирования включает в себя центры: центр песка и воды, центр науки и естествознания.
В этих центрах дети смогут:
- насыпать или наливать равное количество песка и воды в сосуды разной формы;
- исследовать, сколько и каких мисок или ведерок потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу;
- переливать воду в пластмассовые бутылочки разной величины;
- сравнивать свойства сухого и мокрого песка;
- пересыпать песок и плескаться в воде, просеивать песок и зарывать в нем предметы;
- пипеткой капать в воду различные красители и многое другое.
Также в этих центрах:
- развиваются представления о физических качествах предметов и явлений;
- развивается тактильная чувствительность пальцев рук;
- формируются элементарные математические представления;
- развивается восприятие различных цветов, вкусов, запахов;
- развивается умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;
- обогащаются эмоциональные переживания ребенка.
В нашем центре экспериментирования выделены:
Место для постоянной выставки, где размещаются редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.)
Место для приборов (баночки, колбы, бутылки, пипетки и т.д.).
Место для проведения опытов.
Место для различных материалов (песок, вода, опилки, стружка и др.).
Место для различных схем и картинок.
Что может быть в центре экспериментирования в младшей группе:
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки;
- ткани;
- песок, глина;
- наборы игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- простейшие приборы и приспособления;
- лупы, сосуды для воды, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком».
Заключительная часть.
В заключении, хотелось бы сказать, что детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее будет идти его развитие.
А вы, в свою очередь, должны эту деятельность поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия. Я хочу раздать вам памятки, в которых подробно описано, как вы себя должны вести, как вы должны действовать по отношению к своему ребенку. Вы обязательно должны принять данные рекомендации во внимание.
Кроме того, уважаемые родители, ни одну воспитательную или образовательную задачу мы не можем реализовать в полной мере без вашего участия, без вашей помощи. Поэтому предлагаю вам принять участие в пополнении нашего центра экспериментирования «Мудрый Филин». Вы можете приносить природные материалы, различный инвентарь, атрибуты для экспериментирования - халатики, тапочки, перчатки, шапочки, образцы разных видов тканей, вы можете сделать схемы, таблицы к опытам, обозначить на картинке свойства какого-либо материала или явления.
На следующем собрании мы проведем «Научную ярмарку», где вы, вместе с детьми, расскажите и покажите, какой же вы вклад сделали в наш центр экспериментирования, покажите свои необычные находки, а кто-то даже продемонстрирует эксперимент, который схематично отобразил на своей карточке или проводил дома. Ждем от вас активности и хороших результатов.
На этом наше собрание закончено. До скорой встречи.
Список литературы
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: Сфера, 2015.
Лемени-Македона П. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей. - М.: Эксмо, - 2014.
Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.
Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет. Методические рекомендации.
Окслейд К. Научные опыты для детей. - М.: Эксмо, 2014.