Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему Овощи, фрукты и ягоды
Конспект урока
по ознакомлению с окружающим миром
во 2 классе
на тему : « Овощи, фрукты и ягоды»
Подготовила и провела:
учитель нач.классовГОУ РК «С(К)Ш №42» г.Воркуты
Потапова Н.В.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цели урока: Систематизировать и расширять знания учащихся об овощах, ягодах, фруктах. Познакомить с экзотическими фруктами и странами их произрастания. Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать культуру правильного питания.
Задачи: Создать условия для систематизации и расширения знаний об овощах, ягодах и фруктах. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, восприятия; обогащать активный словарь. Воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
УУД:
Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель урока, понимать поставленные задачи.
Коммуникативные : Учиться слушать товарищей, вести диалог, работать в команде.
Личностные : Учиться оценивать себя.
Оборудование : Мультимедиа : проектор, экран, ноутбук; презентация к уроку;
Ход урока:
Организация начала урока:
( Дети стоят возле доски.)
-Ребята, урок у нас сегодня не совсем обычный. Во-первых, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Давайте улыбнёмся им и поздороваемся с ними.
Во-вторых, наш урок пройдёт в форме соревнования. Вы будете работать в группах. И у нас будет жюри, которое будет оценивать вашу работу. Мы будем выполнять много интересных заданий , для решения которых вам понадобится смекалка и внимание.
-Прежде, чем приступить к уроку, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать, работая в группах. ( Не перебивать отвечающего, слушать внимательно друг - друга, работать сообща, помогать друг - другу)
-Молодцы!
-А сейчас подойдите к столам, найдите своё имя и займите соответствующее место.
(на столах наклеены имена детей)
-Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Говорим старательно.
Сообщение цели и темы урока, самоопределение:
Для того чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке, вам нужно расшифровать следующие надписи:
Фтрукы (фрукты), (Слайд № 1) оивщо (овощи), (Слайд№ 2) дяыго (ягоды) (Слайд №3)
-Молодцы! Вы абсолютно правы - тема нашего урока : «Овощи, фрукты, ягоды» (открываю запись на доске)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о пользе и названиях овощей, фруктов и ягод)
- Скажите, пожалуйста, где растут овощи? (на грядках)
-А где находятся грядки? (в огороде)
- А для чего выращивают овощи? (для того, чтобы их есть)
Овощи - огородные растения, которые выращивают для питания человека. ( вывешиваю на доску)
А как называется профессия людей, выращивающих овощи? (овощеводы)
Итак, название нашей первой команды «Овощеводы»
-Скажите, а где растут фрукты? (в саду)
На чём они растут? (на фруктовых (плодовых) деревьях)
-Правильно, в саду растут фруктовые деревья. Они приносят плоды, которые называются фруктами. Сами фрукты – сочные, а внутри каждого есть семена. Внутри яблока, например, семечки, а внутри сливы или абрикоса-косточки.
Фрукты – сочные плоды дерева, внутри которых содержатся семена.
(вывешиваю на доску)
А где растут ягоды? (тоже в саду)
-На чём они растут? (на кустарниках)
-Что такое ягоды? (плоды)
Ягоды - сочные плоды, в которых содержится много семян. ( вывешиваю на доске)
-Посмотрите на определения ягод и фруктов. Есть ли различия? (нет)
-Правильно, ягоды и фрукты - это сочные плоды, которые содержат семена. Мы привыкли те плоды, что побольше, называть фруктами, а те, что поменьше - ягодами. На самом деле и фрукты и ягоды правильнее называть плодами.
-Как называются люди, работающие в саду и выращивающие ягоды и фрукты?
( садоводы)
Именно таким и будет название второй команды. («Садоводы»)
3.Повторение и обобщение отдельных фактов, понятий, знаний.
Ну что, названия у команд есть, команды готовы к работе? Тогда начинаем!
Задание №1. «Знатоки» (Слайд №4)
В первом задании мы выясним, чья команда знает больше овощей, ягод и фруктов.
Сейчас я раздам командам вот такие таблички, которые им нужно будет заполнить.
Победит та команда, которая запишет большее количество фруктов, ягод и овощей.
-Пока жюри подсчитывает ваши ответы и подводит итог первого конкурса, я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие по экзотическим странам и познакомиться с теми необычными плодами , которые там произрастают.
Первая страна, в которой мы побываем - это Тайланд (Слайд №5)
Тайланд - королевство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Имеет самый разнообразный климат, поэтому урожай здесь собирают несколько раз в год.
Какие же необычные плоды можно здесь встретить?
Дуриан (Слайд №6) – король фруктов, имеет кисло-сладкий вкус, при этом запах напоминает запах тухлого мяса. Из-за интенсивного запаха запрещён провоз этого фрукта в общественном транспорте. Местные жители запивают его подсоленной водой.
Магностин (Слайд №7)-небольшой плод, внутренности которого напоминают чеснок. Это самый экзотический и изысканный фрукт мира. В его аромате сочетаются дыня, абрикос, лимон и роза.
Рамбутан (Слайд №8)-один из самых знаменитых и самый вкусный тайских фруктов. Ярко - красные плоды по вкусу напоминают виноград, только слаще.
Задание 2. «Чудесный мешочек» (Слайд №9)
Во втором задании будут принимать участие по одному члену команды. Я их сейчас назову. Остальных участников я попрошу сохранять тишину и не подсказывать своим товарищам. Иначе с команды будет снято одно штрафное очко.
Итак, я попрошу подойти ко мне Французова Диму, участника команды «Овощеводы».В этом задании участнику нужно будет попытаться угадать фрукт или овощ на ощупь и дать его характеристику (цвет, форму, вкус)
-А теперь я приглашаю участника команды « Садоводы» - Агафонова Данила
-Пока жюри подводит итог этого конкурса, мы продолжим наше виртуальное путешествие, и отправимся в жаркую Африку. (Слайд №10)
Африка – континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей. Это самый жаркий материк планеты.
Африка радует нас следующими плодами:
Барбадосская вишня (Слайд №11) - уникальное растение, плоды которого содержат больше витамина С ,чем апельсин. Регулярное употребление в пищу плодов барбадосской вишни помогает очистить организм от вредных веществ, а также тяжелых металлов. Считается, что барбадосская вишня помогает повысить иммунитет, а кроме того поддержать организм после перенесенных тяжелых вирусных заболеваний.
Джекфрут (Слайд №12)- один из самых крупных в мире плодов. Его вес 34 кг. Незрелые плоды готовят, как овощи, спелые - как фрукты. Мякоть джекфрута имеет приятный нежный запах, напоминающий смесь ананаса и банана. А вот запах кожуры приятным не назовёшь. Говорят, что он напоминает гнилой лук. Разделывая джекфрут нужно смазать руки растительным маслом. Дело в том, что кожура содержит клейкое вещество, которое потом сложно будет отмыть.
Дакридес (Слайд№13)- африканская груша, богата витаминами и аминокислотами. Из них получают масло, в пищу используются все части растения. Плоды можно использовать в пищу в сыром виде, отваривать, жарить. Сваренная мякоть своей консистенцией напоминает сливочное масло – она такая же мягкая, к тому же содержит немалое количество аминокислот, витаминов.
Задание 3. «Найди лишнее» (Слайд №14)
В этом конкурсе участвует вся команда. Перед вами на листочках изображены два круга - два множества. Вам нужно будет определить общий признак предметов в каждой группе, и найти лишний. Лишний предмет обведите в кружок. (Дети объясняют свой выбор).
Засиделись вы, ребятки, давайте немного подвигаемся, пока жюри подводит итог этого конкурса.
Физминутка (Слайд №15)
«На огороде»
(упр. на координацию слова с движеньем)
Взяли грабли и лопатки,
В огород пошли ребятки.
Там копают, там рыхлят,
Убирают мусор с гряд.
Репу сеют, лук сажают,
А потом все поливают.
Задание 4. «Загадки с грядки» (Слайд №16)
В следующем конкурсе мы выясним, сможете ли вы отгадать ягоду, фрукт или овощ по его описанию.
В этом конкурсе будут принимать участие также по одному участнику от команды (Мирослав , Вова Н)
Вам предлагаются загадки. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Просьба к остальным участникам-не шуметь и не подсказывать своим ребятам. Иначе с команды будет снято одно очко.
( Загадываю загадки каждому участнику по очереди)
-Пока жюри подводит итог, мы продолжим наше путешествие и побываем в Индии. (Слайд №17)
Индия-государство в Южной Азии. Здесь родилось знаменитое учение йоги. Посетив эту страну, вы сможете увидеть, как эти люди ходят босиком по битому стеклу и спят на гвоздях.
Итак, какими же плодами может нас порадовать эта удивительная страна:
Саподилла (Слайд №18) - фрукт, который имеет сладкий вкус карамели. Его едят свежим, а также из него изготавливают десерты, компоты и выпечку. Части дерева выделяют природный каучук, который раньше использовался для приготовления жевательной резинки.
Сахарное яблоко (Слайд №19) -вкус его напоминает кондитерский крем. Это вкусный и весьма полезный фрукт. В нём много витаминов А,В и С, а также железа и кальция.
Жаботикаба (Слайд №20) - ягода. Растёт прямо на стволах и крупных ветках дерева. Очень похожа на виноград. Шкурка у жаботикабы горькая, поэтому ее не едят, а зажимают между пальцами плод и выдавливают ароматную мякоть прямо в рот, кожу же выбрасывают.
-Конечно, это не все экзотические фрукты, которые существуют в мире. Я надеюсь, что когда вы немного подрастёте, то сможете побывать в других странах и попробовать эти и другие фрукты.
Ну а мы продолжаем нашу конкурсную программу.
Задание 5. «Поварята» (Слайд 21)
-Скажите ,пожалуйста, а что можно приготовить из ягод и фруктов? (желе, компот, варенье)
-А что можно приготовить из овощей? (супы ,салаты, рагу)
В следующем задании мы проверим, какие вы кулинары.
Команда Овощеводов будет готовить суп, а команда Садоводов – компот.
Командам нужно будет отобрать из предложенных картинок только те продукты, которые подойдут им для приготовления их блюда. Выбранные карточки с продуктом нужно будет поместить в кастрюлю.
-Пока жюри подводит итог, я хочу побеседовать с вами о том, какие плоды растут у нас на севере в тундре.
-Растут ли у нас фрукты и овощи? (нет)
-Как вы думаете, почему? (холодно)
Зато, у нас растут ягоды. А вы знаете, какие? ( морошка, голубика, черника, брусника)
(Слайд №22)
Все вы знаете, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, а почему? ( в них много витаминов)
-Как вы считаете, ягоды также полезны? (Да)
Конечно, в ягодах очень много витаминов.
Например, морошка укрепляет иммунитет. Сок ягод обладает настолько сильным заживляющим и антибактериальным свойством, что его используют для обработки кожи, пораженной чесоточным клещом. В ягодах содержится большое количество полезных веществ: клетчатка, витамины C, PP, A, Е и ряд витаминов группы B. По содержанию аскорбиновой кислоты ягоды превосходят апельсины.
Голубика – Ягоды голубики защищают от воздействия радиоактивного излучения, укрепляют стенки кровеносных сосудов, нормализуют работу сердца. Помогают сохранить хорошее зрение.
Так что, ешьте побольше овощей, ягод и фруктов и вы всегда будете бодры и здоровы.
Задание 6 «Собери пазл» (Слайд №23)
Ну и последнее задание нашей конкурсной программы.
Командам нужно проявить свою смекалку ,внимание и наблюдательность и собрать целую картинку из пазлов. Выкладывайте кусочки пазлов на картоне, чтобы потом вы смогли отнести получившуюся картинку жюри.
Ну а пока жюри подводит итог всей конкурсной программы , давайте подведём итог нашего урока.
3.Итог урока. Рефлексия. (Слайд №24)
-О чём мы с вами сегодня говорили?
-Какие задания мы выполняли?
-Какое задание вам понравилось больше всего?
-Узнали ли вы что-то новое для себя?
А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке. (Слайд №25)
-Если вы довольны своей работой на уроке и считаете, что у вас всё получилось, то подойдите к стене, на которой изображён арбуз.
-Если вы считаете, что работали неплохо, но могли бы работать и лучше; если некоторые задания показались вам трудными, то подойдите к стене с помидорчиком.-Если же вы думаете, что на уроке у вас ничего не получалось , то подойдите к стене с апельсином.
Ребята мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо, что были активны .Но кто-то из вас работал чуточку лучше, а кто-то чуточку хуже. Поэтому за урок я поставлю следующие оценки: (выставление оценок)
А теперь я попрошу вас оценить сам урок. Перед вами яблоня. Что на ней растёт? (яблоки)
-Каких цветов бывают яблоки? (жёлтые, красные,зелёные)
Если вам понравился урок, то украсьте нашу яблоньку красными яблоками, если в уроке вам понравилось не всё-то жёлтыми, ну а если вам совсем не понравился урок-то зелёными.
Спасибо большое, мне очень приятно наблюдать на такие красивые плоды своего труда. Я рада, что урок вам понравился.
4.Домашнее задание.
Для домашней работы я приготовила вам разные задания. Самое простое – раскраски с овощами, ягодами и фруктами, посложнее- задание в котором вам нужно будет найти на картинке плоды , обвести и раскрасить их, ну и самое сложное задание- кроссворд.
Подойдите ко мне и выберите то задание, которое вы будете выполнять.
Итог соревнования
Ну а сейчас я предоставляю слово нашему жюри.
Изучая данную тему, я не могу не угостить вас кусочками фруктов. Я принесла вам цукаты. Кто знает, что это такое?
Цукаты - засахаренные кусочки фруктов, ягод и овощей. Фрукты заливают сахарным сиропом и проваривают, затем просушивают и употребляют в пищу.
Но сейчас я угощать вас ими не буду, как думаете, почему?
Во-первых, у вас грязные руки, и их нужно обязательно вымыть перед едой, а во –вторых, мы сейчас идём на завтрак. Так что я обязательно угощу вас, когда вы помоете руки и позавтракаете.