Статья Повышение эрудиции и кругозора учащихся- ведущая задача учителя


Повышение эрудиции и кругозора школьников – ведущая задача учителя
Отсутствие эрудиции - это тьма внутри себя.Гарри Симанович(израильский писатель)
Начну свою небольшую статью с притчи:
Жил- был Широкий Кругозор.
Но мама говорила ему:
- Хватит витать в облаках.
А в школе требовали учить всё от сюда и до сюда.
И только так, как написано.
И Кругозор всё сужался и сужался, пока не стал точкой…
Не знаю, это только моё наблюдение, или среди коллег найдутся, кто поддержит мою точку зрения, но я отмечаю парадокс современных детей – при всеобщей увлеченности гаджетами, довольно высоким пользовательским уровнем владения компьютерными технологиями, эрудиция и кругозор ребят падает с каждым годом. Сразу говорю, что есть и исключения в моих наблюдениях. И это, конечно же, не относится к ребятам, обучающимся в специализированных элитных школах, гимназиях, лицеях. Достаточно посмотреть передачу «Уники и умницы», чтобы понять, что «не оскудела талантами земля русская». Я говорю о массовой школе. Не даром разработчики Федеральных государственных стандартов нового поколения столь большое внимание уделяют внеурочной деятельности. Идея хорошая, но можно ли только за счёт её повысить познавательный интерес, мотивацию к самообразованию, расширить кругозор и повысить общекультурную эрудицию школьников? На мой взгляд – нет. Тем более, что при распределении часов внеурочной деятельности по пяти направлениям нет никакой гарантии, что учитель химии получит хотя бы 1 час. А тогда, только от учителя, его целенаправленной и системной работы, зависит развитие его учеников в том числе и их кругозор, и эрудиция.
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности обучающихся, расширения кругозора и обще интеллектуальной эрудиции. И она реализуется через систему учебной деятельности, внеклассную, учебно-исследовательскую, методическую работу.
Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.
Страшная это опасность - безделье за партой; безделье
шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это раз-
вращает, морально калечит человека, и ни школьная бри-
гада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может
возместить того, что упущено в самой главной сфере, где
человек должен быть тружеником,- в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
В своей практике я использую активные формы обучения.
Урок-исследование. Такие учебные занятия помогают ребятам глубже осознать материал, помогают увидеть взаимосвязь строения веществ с их свойствами, высказывать своё мнение, делать выводы.
Развитие умений коллективной работы, самостоятельного поиска недостающей информации, умения выделять главное, умения защищать свою точку зрения, выступать перед публикой осуществляется при использовании метода проектов в учебном процессе.
Урок открытых мыслей. Эти уроки подсказаны многолетней практикой. Основная задача: учить аргументировать, доказывать свою точку зрения, с помощью доказательств, прийти к истине. Основные умения, которые развиваются при этом: отработка навыков поисково – исследовательской деятельности, умение слушать и слышать, умение ясно и отчетливо высказать свои мысли: умение сочетать индивидуальное и коллективное, развитие творческих способностей учащихся. Уроки открытых мыслей таят непредвиденные ситуации, и профессиональное мастерство учителя проверяется на них самым строгим образом.
Информационная пятиминутка в начале урока. Когда ученики готовят краткие сообщения о знаменательных датах, связанных с научными открытиями, достижениями, яркими именами учёных в области химии.
Систематические сообщения незамедлительно вызвали ответную реакцию ребят; они стали сами приносить в школу брошюры, газеты, а иной раз и про-
сто краткие записи теле- и радиопередач, самую разнообразную научно-популярную литературу. Сейчас в кабинете химии существует довольно хорошая библиотечка школьника по химии.
Здесь же уместно упомянуть о таком методическом приёме как «Основные законы химии в именах учёных», когда ребятам предлагается индивидуальная работа в логической последовательности – Фамилия, имя учёного → формулировка его закона (следствий) → значение этого закона для развития химической науки → личностные характеристики учёного (его научное поле деятельности, интересы и увлечения)
Интерактивные уроки с использованием электронных модулей (видеоуроков) позволяют мне, учителю, увеличить интенсивность урока: сокращают время, которое при обычном уроке расходует учитель для записи на доске, позволяют вернуться к предыдущему слайду, если ребёнок пропустил какой-то момент урока, повышают интерес ребёнка к изложению материала, так как задействуют все органы чувств ребёнка на уроке, дают возможность мне, учителю, продемонстрировать химические опыты, которые технически неисполнимы в условиях школьной лаборатории или вредны для организма.
Большое внимание я уделяю и проведению уроков, основанных на принципах развивающего обучения, когда ученики получают знания через размышление, предположение, обсуждение, исследование и т.д.; При этом запоминают теорию; выполняют самостоятельные творческие задания; развиваются индивидуальные способности, в том числе и творческая культура личности ребёнка. Это урок, когда я, учитель, только открываю двери, а дальше дети идут сами.
Но урок не безграничен, программа перенасыщена теоретическим материалом, часы на преподавание химии уменьшаются (особенно это сказывается в 8 классе), надо выкраивать время на отработку практических умений и навыков, поэтому основную ставку я делаю на внеклассную работу по предмету.
На первое место я ставлю «Публичные лекции», которые провожу один раз в четверть. Задача таких лекций – расширить мировоззрение, кругозор школьников, повысить их эрудицию, развить интерес к предмету через мета предметные связи, инновации в научной химической мысли.
Так для учащихся 11 классов тематика публичных лекций:
Семинар - дискуссия "На перекрёстках физики, химии, биологии …
или периодичность: закон, закономерность. Истины и сомнения"
Нанотехнологии: история, современность и перспективы
Два гения; две Личности – Д.И. Менделеев и Александр Блок
Химия как музыка (лекция о квантовой химии в современной интерпретации)
Для учащихся 10 классов:
На перекрёстках наук (современные направления развития органического синтеза)
Александр Михайлович Бутлеров – учёный; яркая личность, горизонты его научной деятельности, интересы и увлечения
«Я есть то, что ем»
Вклад учёных химиков в победу в Великой Отечественной войне
Публичными свои лекции я называю потому, что на них приглашаются учащиеся не только профильных химико – биологических классов, но и все желающие из непрофильных классов. На лекции часто приходят и мои коллеги – учителя математики, истории, географии, когда в качестве слушателей, когда и в качестве активного участника.
Для учащихся 7 классов, которые изучают пропедевтический курс химии я практикую «Час экспериментальной химии» - час, когда они самостоятельно проводят химический эксперимент. Подготовка к такому эксперименту очень большая. Во- первых, тематику экспериментов я распределяю в начале учебного года. Потом провожу несколько занятий, посвящённых усвоению теоретических знаний об этапах исследования (формирование базовых понятий – «исследование», «гипотеза», «цели и задачи исследования», «теоретическое обоснование», «эксперимент» и пр.) и формированию практических навыков экспериментальной работы (техника безопасности и охрана труда при проведении эксперимента, работа с химической посудой и лабораторным оборудованием, планирование эксперимента, поэтапное составление методики проведения эксперимента, прогнозирование результата). В основу химического эксперимента, который я предлагаю для семиклассников, я взяла химические опыты из книги Ольгина О. М. Чудеса на выбор.
Все мои ученики выполняют реферативные работы разного уровня сложности и направленности. Для учащихся 8 классов это рефераты по химии вещества. Например, «Всё о поваренной соли», «Необычное вещество – обычная вода», «Вся правда об углекислом газе», «Газ, который отрицает жизнь», для учащихся 9 классов рефераты посвящены химии элементов- «Натрий и его соединения» «Хлор и его соединения». Все темы рефератов сообщаются в начале года, ребята знакомятся с типовыми правилами оформления реферата и методикой выполнения реферативной работы, оговариваются сроки выполнения работы. Ученики 8,9 классов выполняют рефераты строго по заданному учителем плану, так как первоначальная цель такой реферативной работы – формирование умений отбирать и систематизировать материал. На каждую реферативную работу я пишу краткую рецензию, в которой отмечаю как соблюдение требований к оформлению работы, так и содержание. За реферативную работу выставляется оценка в классный журнал.
Для учащихся 10 классов рефераты носят уже практико – ориентированный характер, содержат экспериментальную часть. Одиннадцатиклассники выполняют медиа рефераты, как правило из раздела «Химия и общество». Лучшие работы представляются на лицейской научно – практической конференции.
Ученики, мотивированные на более глубокое изучение химии выполняют исследовательские работы (например, «Влияние элементов питания на рост и развитие картофеля сорта «Лорх» - экспериментальная часть работы выполняется на гидропонике; «Влияние этилена на дозревание фруктов и овощей», «Угроза мусорного ведра», «Школьные мелки»)
Исследовательская деятельность во внеклассной работе способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по предмету, расширяет кругозор учащихся, вырабатывает умения применять исследовательские умения в вопросах, не изучаемых на уроках; способствует формированию навыков самостоятельной работы, развивает личностные качества ученика, влияет на выбор будущей профессии. Важным моментом считаю интегративных характер исследовательских проектов своих учеников, для выполнения некоторых проектов требуются знания не только химии, но и биологии, экологии, географии.
Хорошей формой работы по развитию кругозора и эрудиции учеников является и заседания любителей афоризмов. К такой работе я чаще всего привлекаю «лириков», учащихся непрофильных классов, гуманитариев, для которых работа с литературой будет доставлять удовольствие. Цель подобных заседаний создать условия для развития логического и творческого мышления учащихся; воспитать интерес школьников к высказываниям великих людей; создать условия для расширения кругозора учащихся. Небольшой комментарий: подготовка к мероприятию начинается за месяц – два до проведения. Ребятам предлагается найти и выписать наиболее интересные для них афоризмы. Организуется выставка сборников афоризмов, их обсуждение, в котором значительное место отводится научному и философскому трактованию афоризмов, высказыванию собственных суждений и мнений. Такие заседания я обычно провожу в конце учебного года, когда основной материал по предмету уже пройден, у ребят накапливается психологическая усталость от «рутины» школьной программы.
«Молодой учитель» - очень интересная и эффективная форма, стимулирующая ученика к самообразованию, расширению кругозора и эрудиции. Один раз в учебном году я даю возможность своим ученикам провести урок в своём же классе. Подготовка к такому уроку огромная не только со стороны самого ученика, но и учителя, который должен подготовить молодого «коллегу» не только по содержанию материала, но и методически, и психологически. Зато, такие уроки вызывают неподдельный интерес и у «молодого учителя» и у его одноклассников. Каждый год число желающих провести урок в своём классе увеличивается.
Подводя итог анализа моей работы, в области поиска путей активизации познавательной деятельности обучающихся, расширения их кругозора и эрудиции, могу сказать следующее:
Считается, что химия – едва ли не самый сложный предмет в школе. Потому он и вводится только в 8-м классе. А зря. В моей педагогической практике я начинала изучать азы химии с учениками 3 класса, 5 класса. Теперь только с 7 класса. И сразу же отмечу, что раннее знакомство с предметом «химия» позволяет через игровые формы, непроизвольное запоминание сформировать у детей положительную мотивацию к дальнейшему системному изучению базового курса химии, снимает психологическое напряжение перед новым предметом. В 8 классе в начале большинству учащимся нравиться предмет «химия», очень интересны химические опыты, особенно, когда они сами демонстрируют их. Однако, заканчивается I четверть и … Далее начинается «отчуждение» от предмета. Он перегружен уравнениями реакций, учащиеся в большинстве своём при обычной системе изучения материала не успевают увидеть взаимосвязь классов соединений, их свойств, слабо владеют навыками анализа. Немногие учащиеся умеют правильно выражать свою мысль, используя химические термины.
Но использование разнообразных форм проведения учебных занятий, видов работы учащихся, различных дидактических средств, педагогических технологий, активная внеклассная системная работа по предмету позволяют отметить положительные тенденции.
В заключении мне хочется привести слова Максима Горького «Человек всё может, лишь бы захотел» (М. Горький «На дне»). И именно от учителя во многом зависит, чтобы ребёнок, сидящий за школьной партой на уроке химии захотел познать неизведанное, открыл в себе радость понимания сложнейшего материала, нашёл в себе силы пойти трудной дорогой познания, преодолел свои страхи и сомнения, равнодушие и учебную леность. Мой педагогический девиз, который я адресую своим ученикам «Дерзайте, вы талантливы!». Эти же слова мне хочется сказать и всем своим коллегам!
Булгакова Ирина Леонидовна,
Учитель химии
МБОУ г. Мценска орловской области
«Лицей № 5»
Заслуженный учитель Российской Федерации