Мини-исследование в номинации «Опалённые Афганистаном».
Управление образования администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Хонделен Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва».
Исследовательская работа на тему
«Гордость школы- воин-интернационалист Онер-оол Хомушку».
Участник: Ооржак Аяс Григорьевич
ученик 7 класса МБОУ СОШ с. Хонделен Барун-Хемчикского кожууна РТ.
Руководитель: Кенден-оол Валентина Кужугетовна-
учитель физики МБОУ СОШ с. Хонделен
Барун-Хемчикского кожууна РТ.
Хонделен -2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение …………………………………………………………. 2- 3
Основная часть ………………………………………………….4- 7
Заключительная часть ………………………………………….8- 9
Список использованных источников и литературы…………10
Приложение ………………………………………………………11
Краткая аннотация:
Данная исследовательская работа предполагает изучить этапы становления личности воина интернационалиста Онер-оол Хомушку.
Проведенное исследование послужит для оформления экспозиции в музейной комнате патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы: Учащиеся и молодёжь мало знает об участии советских солдат в боевых действиях за пределами Отечества. Становится заметной социальное расслоение общества, оказывающее негативное влияние на общественное сознание многих людей, а также постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания.
Цель исследования: сбор и оформление материала для музейной экспозиции по теме: «Гордость школы: воин- интернационалист Хомушку Онер-оол».
Задачи исследования:
- изучить и сформулировать представление об афганской войне;
- составить характеристику деятельности нашей страны в военных конфликтах за пределами СССР; дать оценку о причинах и итогах Афганской войны;
- раскрыть представление о воинском долге и верности Отечеству;
- изучить и собрать материалы для оформления экспозиции музейной комнаты «Гордость школы: воин- интернационалист Хомушку Онер-оол»;
- на основе анализа личных воспоминаний и близких ему людей составить характеристику нашего воина- интернационалиста и образа его героизма.
- стимулирование патриотических чувств через приобщение к воинским традициям.
Гипотеза:
Если в школе проводить работу по изучению материалов об участниках афганской войны, то это может служить примером для подрастающего поколения. учащиеся будут гордиться своими земляками, воинами - интернационалистами.
Методы и приёмы исследования: при работе над проблемой были использованы следующие методы исследования:
опрос среди школьников;
встреча и интервьюирование;
изучение, анализ литературы и интернет ресурсов;
База источников исследовательской работы:
- устные воспоминания воина- интернационалиста и его близких людей;
- фотодокументы;
- наградные материалы;
- статистические материалы Афганской войны;
- материалы СМИ;
Объект исследования: судьба ветерана военных действий Онер-оол Хомушку Базыр- Сатовича.
Практическая значимость данной работы: Материал может быть использован на внеклассных мероприятиях для патриотического воспитания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
План исследования:
Провели анализ литературы, интернет ресурсов:
а) изучили понятие воин интернационалист
б) познакомились с информацией о деятельности нашей страны в военных конфликтах за пределами СССР и составили характеристику деятельности.
в) Изучили документы о исполнении служебного долга за пределами Отечества.
2. Провели опрос среди школьников, после опроса мы выяснили, что почти не знают о воинах интернационалистах, и немногие наши школьники знают о выпускнике нашей школы Онер-оол Хомушку, но рассказать о нём не могут ничего.
3. Провели интервьюирование с сестрой Серээ (Хомушку) Чойган Базыр-Сатовной, учителем истории Кужугет Бинов Белековичем, одноклассниками Монгуш Саяной Кушкаш-ооловной и Хомушку Марианной Бинововной. Его воспоминания, беседы с его одноклассниками помогли восстановить события из его детства, обучения в школе. Эта информация оказала большую ценность в сборе материалов, помогли составлению характеристики нашего воина- интернационалиста и образа его героизма.
Добрый день. Меня зовут Ооржак Аяс, я ученик 7-го класса МБОУ СОШ с. Хонделен Барун-Хемчикского кожууна РТ.
Тема моей исследовательской работы: «Гордость школы- воин- интернационалист, Онер-оол Хомушку».
Моя работа посвящена этапам становления личности воина интернационалиста Онер-оол Хомушку.
Цель моей работы: Сбор и оформление материала о выпускнике нашей школы для музейной экспозиции по теме: «Гордость школы- воин- интернационалист,Онер-оол Хомушку».
Задачи для достижения поставленной цели:
- изучить и сформулировать представление об афганской войне;
- составить характеристику деятельности нашей страны в военных конфликтах за пределами СССР; дать оценку о причинах и итогах Афганской войны;
- раскрыть представление о воинском долге и верности Отечеству;
- изучить и собрать материалы для оформления экспозиции музейной комнаты «Гордость школы: воин- интернационалист Хомушку Онер-оол»;
- на основе анализа личных воспоминаний и близких ему людей составить характеристику нашего воина- интернационалиста и образа его героизма.
- стимулирование патриотических чувств через приобщение к воинским традициям.
Современная молодёжь мало знает об участии советских солдат в боевых действиях за пределами Отечества. Становится заметной социальное расслоение общества, оказывающее негативное влияние на общественное сознание многих людей, а также постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания.
В нашей селе открыт памятник в честь нашего земляка, танкиста, Героя Советского Союза Великой Отечественной войны- Хомушку Чургуй-оол Намгаевича. Моя учительница рассказала, что выпускник нашей школы участвовал в Афганской войне, был тоже танкистом, как Чургуй-оол Хомушку. Это удивительное совпадение не только фамилий этих героев, но и то что Хомушку Чургуй-оол и Хомушку Онер-оол воевали на танках в разные эпохи, меня очень заинтересовало.
Я решил выяснить, что знают об этом наши учащиеся и земляки. Вместе с моим руководителем мы провели устный опрос среди обучающихся и взрослых. После опроса мы выяснили, что почти не знают о воинах интернационалистах, и немногие наши школьники знают о выпускнике нашей школы Онер-оол Хомушку, но рассказать о нём не могут ничего.
Из личной беседы со старшей сестрой Серээ (Хомушку) Чойган Базыр-Сатовной выяснили, что Хомушку Онер-оол Базыр- Сатович родился двадцать седьмого июня тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года в селе Хонделен Барун-Хемчикского района Республики Тыва третьим сыном многодетной семьи и окончил сельскую Хонделенскую восьмилетнюю школу. До призыва в армию учился на электрика в ГПТУ г. Ак- Довурак и окончил курсы водителей в ДОСААФ. При работе над изучением данной темы организованная моим руководителем личная встреча с Онер-оол Хомушку, его воспоминания, беседы с его одноклассниками Монгуш Саяна Кушкаш-ооловной (повар школы), Хомушку Марианной Бинововной (председатель местной администрации с. Хонделен) помогли восстановить события из его детства, обучения в школе. Эта информация оказала большую ценность в сборе материалов, помогли составлению характеристики нашего воина- интернационалиста и образа его героизма.
В школе он учился хорошо, любил технику, любил читать, он даже романтик и мечтатель. В классе все были дружные, стояли друг за друга везде и всюду. В обращении с девочками Онер-оол вежлив, и они его за это любили и уважали.
Его учитель истории Кужугет Бинов Белекович вспоминает- учился и воспитывался в интернате, так как родители были чабанами, уроки не пропускал, добросовестный, порядочный ученик. Был пионером, потом комсомольцем. Активно участвовал в школьных мероприятиях.
Онер-оол Хомушку вспоминает: в школе был учитель физической культуры и военного дела Ооржак Шилов Чадамбаевич, проводил занятия начальной военной подготовки, ребята эти уроки очень любили, он сводил нас в те годы на легендарные фильмы про гражданскую и отечественную войну; традиционно двадцать третьего февраля проводил игру «Зарница»- соревновались по стрельбе из травматической винтовки и метанию учебной гранаты, строили снежные дома, вступали в рукопашные бои на сугробах, а в летнее время ходили на многодневные походы и туристические слёты, были пятидневные военные сборы мальчишек. Конечно, войну в Афганистане не сравнить со школьными занятиями, но теперь мне кажется, что эти занятия и военизированные игры, фильмы и походы сыграли огромную роль нашему становлению, как воинов.
В апреле тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года, меня призвали в ряды Советской армии. По окончании «учебки» получил специальность водителя- механика. Стал участником афганской войны в декабре месяце тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года. С декабря тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года служил сначала рядовым солдатом в шестьсот восемьдесят второй мотострелковом войске, затем рядовым водителем- механиком Танка Т-72 сто восьмой мотострелковой дивизии провинции Баграм. Наш экипаж танка Т- 72 состоял из четырёх воинов разных национальностей- украинец (командир Даниленко), тувинец (водитель- механик Хомушку), русский (Антонов), якут (Кабущев). Прохождение военного обучения в местных условиях- это своего рода испытание твоей готовности к предстоящему бою.
В первый день в Афганистане, я испытал чувство беспокойства, любопытства и ожидания чего- то нового. Вначале было непонимание происходящего, в боевой обстановке в первое время присутствует страх, а потом этот страх куда- то уходит. В операциях, связанных с проникновением в тыл противника участвовал не один раз. В основную нашу задачу входило сопровождение автоколонн, охрана гарнизона на «боевых точках», осуществление патрулирования некоторых улиц (районов).
Тридцатого декабря тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года в двадцати километрах от Баграма наш экипаж танка Т-72 возвращаясь от очередного военного задания попал под обстрел. Четверо против свыше десяти душманов. Предстоял неравный бой. Открыть огонь по противнику без приказа нельзя. Командир экипажа сержант Даниленко оперативно связался с заставой и получили разрешение на ответный огонь. Противники в упор стреляли из автоматов, в то же время бросали гранаты приближались всё ближе и ближе. По приказу командира экипажа двое из них обстреливая пулемётом с танка на противника заняли оборонительную позицию и прикрывали Онер-оола и командира, которые вышли из танка и автоматными очередями в упор наступили на противника. Стоял оглушительный звук гранатных взрывов, звуки стрельбы и криков. Откуда-то появляется сила и она придает тебе ещё большей уверенности. Вдруг перестала стрелять автомат командира. Онер-оол стреляя из автомата скрываясь за большими камнями бежал в сторону своего командира, а в это время ему показалось, что в области живота пробежал что-то горячее, он даже не заметил, что его ранили. Онер-оол будучи раненым отстреливаясь автоматными очередями подбежал к командиру. Он истекал кровью. Находясь в засаде под огнём противника Хомушку Онер-оол проявил непреклонную волю к победе, не обращая внимания на своё ранение действовал смело и решительно, рискуя жизнью, таскал за собой своего раненого командира и приближался к своему танку. Душманы бросили гранату в их сторону, сила взорванной гранаты возле них отбросила его с командиром. Он снова пытался встать, но ноги не стали слушаться. Приполз на овраг заволакивая за собой своего командира, стрелял в противника до конца, чем способствовал спасению боевых товарищей. Дальше он ничего не чувствовал. Первую помощь ему оказали товарищи. Затем был медсанбат. Очнулся в госпитале г. Кабул. За время этой кровавой схватки Хомушку Онер-оол получил многочисленные ранения. За отвагу и мужество был представлен к награде. В Москве медаль «За отвагу» вручил лично Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачев. Он также имеет награды- медали «Воину- интернационалисту», «От благодарных Афганского народа», «20-летие Афганской армии», «70 лет Вооружённых сил СССР».
Те качества, которые отличали нашего воина- интернационалиста – выносливость, стойкость, упорство, верность присяге, готовность пожертвовать собой были привиты Онер-оолу еще в школе. С войны в Афганистане он вернулся героем и инвалидом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Онер-оол Хомушку- ветеран боевых действий. Он с честью выполнил свой воинский долг в Афганистане. Мы гордимся нашим воином- интернационалистом Хомушку Онер-оол.
Российские солдаты, в лице нашего героя, вернувшись с войны, вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества воинского и человеческого долга.
Сила положительного примера выпускника нашей школы – это огромная сила. Наш солдат искренне верит в то, что прибыл в Афганистан для блага его народа, большая часть выполняемых ими задач носила миротворческий характер.
Результаты исследования и изучения жизненной пути Онер-оол Хомушку были обработаны и рекомендованы для оформления экспозиции в музейной комнате.
Подвиги тех, кто с честью служил Родине и честно выполнял воинский долг, имеет большое значение для живущих. Пропаганда образов героизма является одним из элементом пробуждения патриотизма, потому что пробуждает волю к доблестям, пробуждает великодушие, готовность терпеть и бороться..
Список использованных источников и литературы.
1. «Воины-интернационалисты» — материалы из интернет ресурсов. Википедия.
2. Воспоминания Хомушку Онер-оол Базыр- Сатовича, его учителя Кужугет Б. Б и одноклассников Монгуш С. К, Хомушку М. Б.
3. Книга Василий Хомушку «Дун тол».
4. Фотодокументы из архива семьи Онер-оол Хомушку.
5. Статья «Танкист Элбек» из газеты «Хемчиктин сылдызы». 17 июль 1989 год
ПРИЛОЖЕНИЕ.
После школы.
Рядовой Онер-оол Хомушку
Онер-оол Хомушку с женой и с сыном после Афганской войны.
Ветеран военных действий Онер-оол Хомушку и его награды.
Встреча ветеранов.