Мини-исследование в номинации «Опалённые Афганистаном». 
Управление образования администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Хонделен Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва».
Исследовательская работа на тему
«Гордость школы- воин-интернационалист Онер-оол Хомушку».
Участник: Ооржак Аяс Григорьевич
 ученик 7  класса МБОУ СОШ с. Хонделен Барун-Хемчикского кожууна РТ. 
Руководитель: Кенден-оол Валентина Кужугетовна-
 учитель физики  МБОУ СОШ с. Хонделен 
Барун-Хемчикского кожууна РТ. 
Хонделен -2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение …………………………………………………………. 2- 3
Основная часть ………………………………………………….4- 7
Заключительная часть ………………………………………….8- 9
Список использованных источников и литературы…………10
Приложение ………………………………………………………11
Краткая аннотация:
                Данная исследовательская работа предполагает изучить этапы становления личности воина интернационалиста  Онер-оол Хомушку. 
                  Проведенное  исследование  послужит  для оформления экспозиции в  музейной комнате патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы: Учащиеся и молодёжь мало знает об участии советских солдат в боевых действиях за пределами Отечества. Становится заметной социальное расслоение общества, оказывающее негативное влияние на общественное сознание многих людей, а также  постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания.
 Цель исследования: сбор и  оформление материала для музейной экспозиции по теме: «Гордость школы: воин- интернационалист Хомушку Онер-оол».
Задачи исследования: 
- изучить и сформулировать представление об афганской войне; 
- составить характеристику деятельности нашей страны в военных конфликтах за пределами СССР; дать оценку о причинах и итогах Афганской войны; 
- раскрыть представление о воинском долге и верности Отечеству; 
- изучить и собрать материалы  для оформления экспозиции  музейной комнаты «Гордость школы: воин- интернационалист Хомушку Онер-оол»; 
-  на основе  анализа личных воспоминаний  и близких ему людей   составить характеристику нашего воина- интернационалиста и  образа его героизма.
- стимулирование патриотических чувств через приобщение к воинским традициям.
Гипотеза:  
          Если в школе проводить работу по изучению материалов об участниках афганской войны, то это  может служить примером для подрастающего поколения. учащиеся будут гордиться своими земляками, воинами - интернационалистами.
Методы и приёмы исследования:  при работе над проблемой были использованы следующие методы исследования:
опрос среди школьников;
встреча и интервьюирование;
изучение,  анализ литературы и интернет ресурсов;
База источников исследовательской  работы: 
    - устные воспоминания воина- интернационалиста и его близких людей;
- фотодокументы;
- наградные материалы;
- статистические материалы Афганской войны;
- материалы СМИ;
Объект исследования: судьба ветерана военных действий Онер-оол Хомушку Базыр- Сатовича.  
Практическая значимость данной работы:  Материал может быть использован на внеклассных мероприятиях для патриотического воспитания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
План исследования:
Провели анализ литературы, интернет ресурсов:
а) изучили понятие воин интернационалист
б) познакомились с информацией о деятельности нашей страны в военных конфликтах за пределами СССР и составили характеристику деятельности.
в) Изучили документы о исполнении служебного долга за пределами Отечества.
2. Провели опрос среди школьников, после опроса мы выяснили, что почти не знают о воинах интернационалистах, и немногие наши школьники знают  о выпускнике нашей школы Онер-оол Хомушку, но рассказать о нём не могут ничего. 
3. Провели интервьюирование с сестрой Серээ (Хомушку) Чойган Базыр-Сатовной,  учителем истории Кужугет Бинов Белековичем, одноклассниками Монгуш Саяной  Кушкаш-ооловной и Хомушку Марианной Бинововной. Его воспоминания, беседы с его одноклассниками помогли восстановить события из его  детства, обучения в школе. Эта информация оказала большую ценность в сборе материалов, помогли составлению характеристики нашего воина- интернационалиста и  образа его героизма. 
          Добрый день. Меня зовут  Ооржак Аяс, я ученик 7-го класса МБОУ СОШ с. Хонделен Барун-Хемчикского кожууна РТ. 
Тема моей исследовательской работы: «Гордость школы- воин- интернационалист, Онер-оол Хомушку».
Моя работа посвящена этапам становления личности  воина интернационалиста Онер-оол Хомушку.
Цель моей работы: Сбор и  оформление материала о выпускнике нашей школы для музейной экспозиции по теме: «Гордость школы- воин- интернационалист,Онер-оол  Хомушку».
Задачи для достижения поставленной цели: 
- изучить и сформулировать представление об афганской войне; 
- составить характеристику деятельности нашей страны в военных конфликтах за пределами СССР; дать оценку о причинах и итогах Афганской войны; 
- раскрыть представление о воинском долге и верности Отечеству; 
- изучить и собрать материалы  для оформления экспозиции  музейной комнаты «Гордость школы: воин- интернационалист Хомушку Онер-оол»; 
-  на основе  анализа личных воспоминаний  и близких ему людей   составить характеристику нашего воина- интернационалиста и  образа его героизма.
- стимулирование патриотических чувств через приобщение к воинским традициям.
             Современная молодёжь мало знает об участии советских солдат в боевых действиях за пределами Отечества. Становится заметной социальное расслоение общества, оказывающее негативное влияние на общественное сознание многих людей, а также  постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания.
           В  нашей селе открыт памятник в честь нашего земляка, танкиста,  Героя Советского Союза Великой Отечественной войны- Хомушку Чургуй-оол Намгаевича.  Моя учительница рассказала, что  выпускник нашей школы участвовал в Афганской войне, был тоже танкистом, как Чургуй-оол Хомушку. Это удивительное совпадение не только фамилий этих героев, но и то что Хомушку Чургуй-оол и Хомушку Онер-оол воевали на танках в разные эпохи, меня очень заинтересовало. 
Я решил выяснить, что знают об этом наши учащиеся и земляки. Вместе с моим руководителем мы провели  устный опрос среди обучающихся и взрослых. После опроса мы выяснили, что почти не знают о воинах интернационалистах, и немногие наши школьники знают  о выпускнике нашей школы Онер-оол Хомушку, но рассказать о нём не могут ничего. 
          Из личной беседы со старшей сестрой Серээ (Хомушку) Чойган Базыр-Сатовной выяснили, что  Хомушку Онер-оол Базыр- Сатович родился  двадцать седьмого июня тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года в селе Хонделен Барун-Хемчикского района Республики Тыва третьим сыном многодетной семьи и окончил сельскую Хонделенскую восьмилетнюю школу. До призыва в армию учился на  электрика  в ГПТУ г. Ак- Довурак и окончил курсы водителей в ДОСААФ.      При работе над  изучением  данной темы организованная моим руководителем личная встреча с Онер-оол Хомушку, его воспоминания, беседы с его одноклассниками Монгуш Саяна  Кушкаш-ооловной (повар школы), Хомушку Марианной Бинововной (председатель местной администрации с. Хонделен) помогли восстановить события из его  детства, обучения в школе. Эта информация оказала большую ценность в сборе материалов, помогли составлению характеристики нашего воина- интернационалиста и  образа его героизма. 
В  школе он учился хорошо,  любил технику, любил читать, он даже  романтик и мечтатель. В классе все были дружные, стояли друг за друга везде и всюду. В обращении с девочками Онер-оол  вежлив, и они его за это любили и уважали.
Его учитель  истории Кужугет Бинов Белекович  вспоминает- учился и воспитывался в интернате, так как родители были чабанами, уроки не пропускал,  добросовестный, порядочный ученик.  Был пионером, потом комсомольцем. Активно участвовал в школьных мероприятиях. 
Онер-оол Хомушку  вспоминает:  в школе был учитель физической культуры и военного дела Ооржак Шилов Чадамбаевич, проводил занятия  начальной военной подготовки, ребята эти уроки  очень любили, он сводил нас в те годы на легендарные фильмы про гражданскую и отечественную войну; традиционно двадцать третьего февраля проводил  игру «Зарница»- соревновались по стрельбе из травматической винтовки и метанию учебной гранаты, строили снежные дома, вступали в рукопашные бои на сугробах, а в летнее время ходили на многодневные походы и туристические слёты, были пятидневные военные сборы мальчишек. Конечно, войну в Афганистане не сравнить со школьными занятиями, но теперь мне кажется, что эти занятия и военизированные игры, фильмы и походы сыграли огромную роль нашему становлению, как воинов.
В апреле  тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года, меня  призвали в ряды Советской армии.  По окончании «учебки» получил специальность водителя- механика.  Стал участником афганской войны в декабре месяце тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года. С декабря тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года служил сначала рядовым  солдатом в  шестьсот  восемьдесят второй мотострелковом войске, затем  рядовым водителем- механиком Танка Т-72 сто восьмой  мотострелковой дивизии провинции  Баграм.  Наш экипаж танка Т- 72 состоял из четырёх воинов разных национальностей- украинец (командир Даниленко), тувинец (водитель- механик Хомушку),  русский (Антонов), якут (Кабущев).  Прохождение  военного обучения в местных условиях- это своего рода испытание твоей готовности к предстоящему бою.
В первый день в Афганистане, я испытал чувство  беспокойства, любопытства и ожидания чего- то нового.   Вначале было  непонимание происходящего, в боевой обстановке в первое время присутствует страх, а потом этот страх куда- то уходит. В операциях, связанных с проникновением в тыл противника  участвовал не один раз. В основную нашу задачу  входило сопровождение автоколонн, охрана гарнизона на «боевых точках»,  осуществление патрулирования  некоторых улиц (районов). 
Тридцатого  декабря тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года в двадцати километрах от Баграма наш экипаж танка Т-72 возвращаясь от очередного военного задания попал  под обстрел. Четверо против свыше десяти душманов. Предстоял неравный бой. Открыть огонь  по противнику без приказа нельзя. Командир экипажа сержант Даниленко оперативно связался с заставой и получили разрешение на ответный огонь. Противники в упор стреляли из автоматов, в то же время  бросали гранаты приближались всё ближе и ближе. По приказу  командира экипажа двое из них  обстреливая пулемётом с танка  на противника заняли оборонительную позицию и прикрывали Онер-оола и командира, которые  вышли из танка и автоматными очередями в упор наступили на противника. Стоял оглушительный звук  гранатных взрывов, звуки стрельбы и криков. Откуда-то  появляется сила  и она придает тебе ещё большей уверенности. Вдруг перестала стрелять автомат командира. Онер-оол стреляя из автомата скрываясь за большими  камнями  бежал в сторону своего командира, а в это время ему показалось, что в области живота пробежал что-то горячее, он даже не заметил, что его ранили. Онер-оол будучи раненым отстреливаясь автоматными очередями подбежал к командиру. Он истекал кровью.  Находясь в засаде под огнём противника Хомушку Онер-оол проявил непреклонную волю к победе, не обращая внимания на своё ранение действовал смело и решительно, рискуя жизнью, таскал за собой своего раненого командира и приближался к своему танку. Душманы  бросили  гранату в их сторону,  сила взорванной гранаты возле них  отбросила его с командиром.  Он снова пытался встать, но ноги не стали слушаться. Приполз на овраг заволакивая за собой своего командира, стрелял   в противника до конца, чем способствовал спасению боевых товарищей. Дальше он ничего не чувствовал. Первую помощь ему оказали товарищи. Затем был медсанбат. Очнулся в госпитале г. Кабул. За время этой кровавой схватки  Хомушку Онер-оол  получил многочисленные ранения. За отвагу и мужество  был представлен к награде. В Москве медаль  «За отвагу»  вручил лично  Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачев.  Он также имеет награды- медали «Воину- интернационалисту», «От благодарных Афганского народа», «20-летие Афганской армии», «70 лет Вооружённых сил СССР». 
Те качества, которые отличали нашего воина- интернационалиста – выносливость, стойкость, упорство, верность присяге, готовность пожертвовать собой были привиты Онер-оолу  еще в школе. С войны в Афганистане он вернулся героем и инвалидом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
      Онер-оол Хомушку- ветеран боевых действий. Он  с честью выполнил свой  воинский долг в Афганистане. Мы гордимся нашим воином- интернационалистом Хомушку Онер-оол. 
      Российские солдаты, в лице нашего героя, вернувшись с войны, вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества воинского и человеческого долга. 
      Сила положительного примера выпускника нашей школы – это огромная сила. Наш солдат искренне верит в то, что прибыл в Афганистан для блага его народа, большая часть выполняемых ими задач носила миротворческий характер.
          Результаты исследования и изучения жизненной  пути Онер-оол Хомушку были обработаны и рекомендованы для оформления экспозиции  в музейной комнате.
  Подвиги тех, кто с честью служил Родине и честно выполнял воинский долг, имеет большое значение для живущих. Пропаганда образов героизма  является одним из элементом пробуждения патриотизма, потому что пробуждает волю к доблестям, пробуждает великодушие, готовность терпеть и бороться..
Список использованных источников и литературы.
   1. «Воины-интернационалисты» — материалы из интернет ресурсов. Википедия. 
2. Воспоминания  Хомушку Онер-оол  Базыр- Сатовича, его учителя Кужугет Б. Б и одноклассников Монгуш С. К, Хомушку М. Б.
3.  Книга Василий Хомушку «Дун тол».
4.  Фотодокументы из архива семьи  Онер-оол Хомушку.
5.  Статья «Танкист  Элбек» из газеты «Хемчиктин сылдызы». 17 июль 1989 год
ПРИЛОЖЕНИЕ.
  После школы.
Рядовой Онер-оол Хомушку 
 Онер-оол Хомушку с женой и с сыном после Афганской войны.
Ветеран военных действий  Онер-оол Хомушку и его награды.
   
Встреча ветеранов.