Урок по окружающему миру на тему Охрана животных (4 класс)


МБОУ «Старосаврушская ООШ»
Аксубаевского муниципального района РТ
Конспект открытого урока
по окружающему миру в 3 классе
«Охрана животных»
Учитель начальных классов
Козлова А.А.
04.12.2014 год
Тема: Охрана животных.
Цель: систематизировать знания об охране животных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.
Оборудование: распечатки таблицы, текстов; иллюстрации животных (дятел, ястреб, белка, еж, куница); знаки экологических правил, ноутбук.Ход урока
Орг.моментАктуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(работают с таблицей, заполненной на предыдущем уроке)
- соотнесите по смыслу значения столбцов, дополнив их
Группа животных Размножение Развитие
Насекомые Откладывают яйца Мечут икру Икра- малек- рыба
Земноводные Икра- головастик- лягушка
Пресмыкающиеся Откладывают яйца Откладывают яйца Млекопитающие 2. Фронтальный опрос
(Проверка задания выполняется по структуре «Релли Робин»)
- Как размножаются животные?
- Назовите животное и способ его размножения и развития.
- Как заботятся животные о своем потомстве?
III. Самоопределение к деятельности
- С каждым годом на земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияет вырубка лесов, осушение болот, загрязнение рек, морей и океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет.
- Прослушав стихотворение, догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.
Все-все на свете
Нам нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете !Нужны все подряд - кто делает мёд,
И кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно ошибкой окажется.
(Борис Заходер)
- Да, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об охране животных.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Охрана животных
- Какое значение имеют животные для растений?
(без животных растения не могли бы расселяться и размножаться)
- Какое значение имеют животные для человек?
(животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте)
- Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать животных, а не убивать их. Скажите, всегда ли мы, люди, выполняем это правило?
- Посмотрите на доску, почему на ней изображены именно эти животные: белый медведь, зубр, морж, лебедь, фламинго?
(они занесены в красную книгу)
- Для чего нужна Красная книга?
(она рассказывает о растениях и животных, которые находятся в опасности)
- Что делают люди для охраны животных?
(создают заповедники, национальные парки)
Заповедник – это участок земли или водного пространства, который находится под охраной государства. В них запрещена любая Деятельность, которая нарушает или угрожает природе.
Заказник – это территория, на которой временно охраняются отдельные виды животных, растений. Существуют охотничьи, рыболовные и другие заказники.
- Давайте познакомимся с некоторыми заповедниками.
(учитель раздает распечатки текстов о заповедниках. Ученики готовят сообщения и выступают)Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, хорьков, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. Затем, охота на этих зверей было запрещена. Их стали заселять в заповедники и расселять по стране.
Астраханский заповедник. В нем обитают пеликаны и цапли. Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось… только благодаря полному запрету на охоту на них, птиц удалось спасти.
- Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие другие птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли, и не пожалели сил, чтобы их спасти.
V. Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.
На полянку мы заходим
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки. Их жизнь часто зависит от вас. От вашего поведения в природе.
- Давайте еще раз вспомним, как выглядят эти животные.
Информация о животных сопровождается иллюстрациями.
Дятел. Жизнь дятлов теснейшим образом связана с лесами. Эти птицы превосходно лазают по вертикальным стволам деревьев, часто долбят их. Все дятлы истинные строители. Выдолбленные ими дупла, в которых дятлы выводят птенцов, впоследствии служат убежищами и местом гнездования для многих птиц. Дятлы еще и музыканты. Это единственные в нашей стране птицы, которые для выражения чувств используют "музыкальные инструменты", т.е. сухой резонирующий сук, по которому бойко выстукивают свою "механическую песню".
Белка. Это обитатель лесов и парков. Она предпочитает жить в хвойных лесах. Эти грызуны проявляют дневную активность, в период которой практически все время проводят в поисках корма. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. У белки, как, впрочем, и у любого другого грызуна, поразительно прочные зубы.
Еж. Это животное, активное в ночное время суток. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят в гнезде или других укрытиях. Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Обыкновенный ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы.
VII. Закрепление изученного материала « Таймд Пэа Шэа»
Экологические правила
- А сейчас давайте проверим, знаете ли вы экологические правила. Соотносите правило с соответствующим знаком.
1. Не разоряй птичьи гнезда.
2. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей.
3. Подкармливай птиц зимой, делай для них скворечники.
4. Не лови бабочек, шмелей и стрекоз.
5. Не разоряй муравейники.
Выполнение заданий в р. т.
С. 51 № 1, 2,3
VIII. Рефлексия
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живется с нами рядом!
Бабочку не трогай!
Будем помнить мы всегда –
Их не так уж много!
- Оцените свою работу на уроке.
IХ. Итог
-Что нового Вы узнали на уроке?
Х. Домашнее задание
- с. 106-111, р. т. стр. 52 № 4-7