Тренинг: «Психологическое благополучие педагога»
Тренинг: «Психологическое благополучие педагога»
Психолог: Носова Ю.А
Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.
Задачи:
1.Формирование благоприятного психологического климата;
2. Развитие умения работать в команде, сплочение группы;
3.Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
4. Профилактика эмоционального выгорания;
5. Способствовать позитивным взаимоотношениям в группе;
6.Улучшить эмоциональное состояние педагогов.
1.Разделение на группы с помощью геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат).
2.Проведение диагностики: «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой» (Приложение №1)
3.Диагностика №2 «Оценка уровней проф. выгорания педагогов» (Приложение №2)
Ход тренинга:
Приветствие. Упражнение «Улыбка»
Цель: развитие навыков невербального общения.
Задание. Приветствие партнеров по общению улыбкой.
Инструкция: Сегодня вместо слова «Здравствуйте» мы поприветствуем друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искренняя. Надменная, ироничная и т.д.
Анализ. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия? Как часто вы используете улыбку для установления контакта?
(Ответы участников)
Упражнение № 1 «Имя и его образ относительно своего тела»
Цель: развитие групповой эмпатии, большей сплоченности группы, преодоление барьера общения.
Инструкция: Участникам предлагается назвать свое имя и придумать образ, который соответствует его состоянию, и соотнести этот образ с областью своего тела.
Пример: «Я Татьяна, сегодня я - Бегунок, беспокойные ноги».
Упражнение № 2 «Доверяющее падение»
Цель: осознание полной бесконтрольности тела, взаимодействие с партнёром, снятие психических барьеров через преодоление чувства страха перед опасностью.
Задачи: снять мышечные зажимы, ослабить контроль над телом.
Инструкция: Участники делятся на пары: один падает, другой ловит. «Ловец» должен присесть, чтобы прервать падение почти у поверхности пола. Тот, кто падает, должен расслабиться, закрыть глаза и падать назад. Далее участники меняются ролями. Во время выполнения нельзя разговаривать, внимание – на ощущениях в своём теле. После того как все участники выполнят упражнение, можно поделиться ощущениями в группе.
Упражнение№ 3 «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 15 минут.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Упражнение №4 «Самоанализ»
Инструкция: На листе бумаги нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас, по окончанию тренинга.
Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом тренинга, когда вы получили фигуру не имея выбора, и дали ей яркие светлые цвета, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими (слайд № 19).
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?
Методика «Изучение удовлетворенности учителей
своей профессией и работой»
Инструкция: Просим Вас, ознакомится с данной анкетой и ответить на данные вопросы. Выберите один из вариантов ответа (да, нет, не знаю), который совпадает с вашим мнением, и поставьте под ним знак +.
Текст опросника
Удовлетворены ли вы:
Да
Нет
Не знаю
1. Вашей профессией
2. Достигаемыми результатами
3. Взаимоотношениями с администрацией школы
4. Взаимоотношениями с коллегами в школе
5. Взаимотношениями с учащиемися
6. Взаимоотношениями с родителями учащихся
7. Отношением учащихся к вашему предмету
8. Отношением к вашему предмету педагогического коллектива
9.Отношением родителей учащихся к вашему предмету
10. Своей профессиональной подготовкой в целом
11. Своей методической подготовкой
12. Своей теоретической подготовкой
13. Своей организационной подготовкой
14. Материальной базой школы
15. Местом работы
16. Учебной программой
17. Заработной платой
Обработка результатов: За ответ ДА начисляется +1 балл, за ответ НЕ ЗНАЮ 0 баллов и за ответ: НЕТ -1. Производится суммирование всех баллов с учетом их знака.
Вывод: Степень удовлетворенности работой по всем 17 позициям оценивается как высокая, если обследуемый набирает +11 баллов и выше. Средняя от +6-+10 баллов. Низкая от +1 - +5 баллов.
Степень неудовлетворенности работой оценивается как низкая, если набирает от -15 , средняя от -6-10, и высокая от -11 и выше.
Приложение№2
Наблюдается ли у вас:
1. Чувство постоянной усталости не только вечером, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости)
2. Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности)
3. Ощущение, что работа становиться все тяжелее и тяжелее, а выполнить ее - все труднее и труднее
4. На работе я всегда в хорошем расположении духа
5. Ощущение эмоционального и физического истощения
6. Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события
7. Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы) 8. Сейчас я довольна своей профессией не меньше, чем раньше
9. Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)
10. Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя)
11. Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает
12. У меня хороший сон и самочувствие
13. Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта
14. Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность)
15. Педагог затрудняется в принятии решений
16. Я с удовольствием иду на работу и всегда радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям
17. Полная или частичная бессонница
18. Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что - то не так, как надо»)
19. Чувство бесполезности, неверия в улучшения, снижения энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам
20. Я работаю в атмосфере психологической безопасности и доброжелательности
21. Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня
22. Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»
23. Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий
24. У меня активно – эмоционально насыщенная деятельность с другими педагогами
25. Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
26. Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)
27. Дистанция от коллег и учащихся, повышение неадекватной критичности
28. Я важная и необходимая часть школьного коллектива
Приложение 3
«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ-АЛЕН
К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
15