Эссе Обучая, обучаешься дважды
Обучая, обучаешься дважды
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать своему собственному развитию, и это искусство в значительной мере основывается на соразмерности и гармонии впечатлений, которые должны быть восприняты ребёнком с определённым уровнем развития его сил.
Мы, учителя, призваны дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства, будить в них желание всей своей жизнью улучшать мир вокруг себя, нести людям счастье.
Умение воздействовать самым положительным образом на поведение и жизненные цели своих питомцев- эта черта особенно важна для учителя современной школы.
«В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они не на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Это слова знаменитого педагога, воспитателя В.А. Сухомлинского.
Да, так оно и должно быть. Но это желание учиться у детей не всегда есть. Сейчас в век компьютеризации развитие у детей, я считаю, происходит однобоко: учащиеся целыми днями просиживают у мониторов, но не с целью узнать что-то интересное, а поиграть в различные игры, пообщаться с друзьями. Интерес к учебе пропадает. Совершенно перестают интересоваться художественными произведениями, скудный словарный запас. Учащиеся не умеют выразить свои мысли.
Вот на уроке и бьёшься, как рыба об лёд, чтобы ученики поняли, о чём идёт речь. Есть такая шутливая поговорка: «Объяснял, объяснял, уже и сам понял, о чём идёт речь, а учащиеся не поняли».
Недавно объясняла ученикам 7 класса тему «Правописание н и нн в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных». Использовала таблицы для объяснения, «разжёвывала» на что нужно обращать внимание, а результат нулевой. Уже и сама для себя открыла путь быстрого запоминания, а ученики – никак! Порывшись по методическим пособиям, чтобы закрепить правила о правописании н и нн в суффиксах причастий и прилагательных, решила провести необычный урок, урок для сладкоежек. Отправились в ресторан «Сладкая жизнь», где «попробовали» изыски кулинарного искусства: торты и пирожные. Сначала, как и на предыдущем уроке работали с таблицами -схемами. Вспомнили правописание суффиксов, затем стали работать по карточкам с рецептами: торт «Трюфель», «Клубника со сливками», «Фруктовый салат». После этого поработали ребята «корректорами». Ресторан открывается, а повар не знает, как пишутся некоторые слова, надо ему помочь. Учащиеся работают над «Меню», где записаны предложения с пропусками н и нн в причастиях и прилагательных. Работали с дидактической шкатулкой по карточкам с рисунками.
Я считаю эффективным такой метод, как обучение в парах. К слабому ученику подсаживаешь сильного, чтобы тот объяснил ту или иную проблему.
Сильный ученик лучше усваивает материал, у него возникает желание учиться. Учебные пары не были постоянными, их состав менялся каждый раз. Получалось так, что каждый ученик по очереди работает со всеми другими учениками данной группы. Например, если я- ученик, то в процессе обучения работаю с каждым учеником в отдельности, каждого при этом чему- то обучаю и чему- то у каждого учусь.
Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим: узнал что-нибудь – тут же расскажи, объясни другому, примени на практике. Да еще, если нужно, то не один раз, иногда и много раз. И отрадно слышать, когда кто-нибудь восклицает: «Я понял!». Как загораются глаза у таких детей! Они стараются поделиться открытиями со своими товарищами.
Да, что там учащиеся. Даже я, готовясь к той или иной теме, допустим по литературе, всегда перечитываю произведения. И каждый раз по-новому переосмысливаешь содержание того или иного эпизода, поступки и характер героев, будь то Андрей Болконский или Наташа Ростова, Родион Раскольников и другие. Читаешь и думаешь: как же это я раньше не обратила внимания на данные события.
Вспоминаю свой бывший класс (где я была классным руководителем). На уроке литературы изучили «Ромео и Джульетту» В. Шекспира. Был итоговый урок по данной теме «Играем Шекспира!». Начинаю урок – и вдруг меня осенила мысль: сыграть по группам понравившийся эпизод из данного произведения. Я видела, что их «зацепила» эта тема. Тут же определились лидеры, распределили сами роли между участниками, подбирали из группы «артистов». Задействован был весь класс. Всё это происходило экспромтом. И сыграли ребята свои роли так, что удивлению моему не было предела. Слабый ученик Иржанов Максим сумел организовать ребят, распределить роли и сам при этом участвовал. Этот ученик постоянно прогуливал уроки и на уроках всегда слушал в «пол-уха», а вот сумел организовать учащихся. Вот, где «раскрылись» ребята, играли с воодушевлением. Его команда победила. Я смотрела на них и думала: почему меня раньше не озарила такая мысль, а именно в эту минуту.
Вот, оказывается, обучаешь ребят и сама учишься планировать свою работу по-другому.
Многое открываешь для себя, когда посещаешь уроки учителей -коллег. Кажется, всё вот я делаю так, как положено, ан есть изюминка у твоего коллеги. Задумываешься: вот ведь как ещё можно преподнести тот или иной материал. Достаточно только какого-то одного штриха – и совершенно другой получается урок. И каждый раз что-то новое приобретаешь для себя, используешь на своих уроках. Вот такой пример: посетила урок литературы «Путешествие по стране «Басня»». Учитель произвольно расположил фигурки героев басен на доске. Учащиеся фигуры героев объединяли в ту или иную басню. Получается интересно и детям, они закрепляют знание басен, и взрослым, наблюдающим этот урок. Все это я взяла на вооружение, как можно провести итоговый урок по басням И. А. Крылова.
Есть чему поучиться и у учителей начальных классов. Присутствовала я на одном уроке внеклассного чтения в 4 классе. Шел урок-презентация «Волшебная осень». Ребята подготовили иллюстрации с изображением осени, и каждый потом защищал свой проект, читая или стихи, или рассказ, слушали в грамзаписи музыку П. Чайковского «Октябрь».
Вот уж, поистине справедлива пословица: «Век живи, век учись».
В заключение хочу привести высказывание известного языковеда Яна А. Коменского: «Так, как в видимом мире нет ничего, что нельзя было бы видеть, или слышать, или вкушать, или осязать, и таким образом, определять по существу и качеству, то отсюда следует, что в мире нет ничего, чего бы не мог обнять одарённый чувством и разумом человек».
Да, действительно, прав учёный. Человек может всё познать, постичь, всё преодолеть, всему научиться, было бы только желание.
Пономарева Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Вересаевская средняя школа»