Тематический план и содержание учебной дисциплины химия
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Химия (технический профиль)
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень усвое-
ния
1 2 3 4
Раздел.1 Органическая химия 56 Раздел 1.1
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений 6 Тема 1.1.1. Предмет органической химии. Содержание учебного материала Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
1 2
Самостоятельная работа.
История возникновения и развития органической химии. 2 Тема 1.1.2 Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Содержание учебного материала Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры.
Химические формулы и модели молекул в органической химии. 1 2
Демонстрации.
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.
Лабораторные опыты
Изготовление моделей молекул органических веществ. Самостоятельная работа.
Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.
Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. 2 Тема 1.1.4. Классификация реакций в органической химии. Содержание учебного материала Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. 2 2
Тема 1.1.5. Классификация органических веществ. Содержание учебного материала Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп.
Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. 2 2
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии. Раздел 1.2. Углеводороды и их природные источники 18 Тема 1.2.1.
Алканы. Гомологический ряд. Химические свойства. Содержание учебного материала Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.
Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. 2 2
Демонстрации.
Горение метана Самостоятельная работа.
Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
Углеводородное топливо, его виды и назначение. 4 Тема 1.2.2.
Алкены. Этилен, его получение. Химические свойства Содержание учебного материала Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов.
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.
Применение этилена на основе свойств.
Демонстрации. Горение этилена. Отношение этилена к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола. 2 2
Практическое занятие 1 3
Практическая работа №1
Получение этилена и изучение его свойств Тема 1.2.3.
Диены и каучуки. Содержание учебного материала Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Демонстрации.
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Лабораторные опыты.
Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. 1 2
Самостоятельная работа.
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе. 4 Тема 1.2.4.
Алкины. Ацетилен, химические свойства. Применение ацетилена. Содержание учебного материала Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация.
Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Демонстрации.
Горение ацетилена. Отношение ацетилена к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение ацетилена – гидролизом карбида кальция. 2 2
Самостоятельная работа.
Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем. 2 Тема 1.2.5. Природный газ: состав, применение Нефть. Состав и переработка нефтепродуктов. Содержание учебного материала Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Демонстрации.
Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».
Лабораторные опыты.
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. 2 2
Самостоятельная работа.
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. 2 Тема 1.2.6.
Бензол. Химические свойства. Применение Содержание учебного материала Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование).
Применение бензола на основе свойств. 2 2
Самостоятельная работа.
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. 2 2
Тема 1.2.7.
Решение задач на нахождение молекулярной формулы улеводородов. Содержание учебного материала Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массовой доле элемента и плотности.
Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе или объему продуктов сгорания и плотности вещества.
Отработка расчетных умений
2 2
Тема 1.2.8.
Генетическая связь между
классами углеводородов. Содержание учебного материала Содержание учебного материала
Генетическая связь между классами углеводородов.
Составление уравнений химических реакций по осуществлению генетических связей. 2 2
Контроль и обобщение знаний Содержание учебного материала Контрольная работа №1
Проверка знаний по теме: «Углеводороды и их природные источники» 2 3
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
Основные направления промышленной переработки природного газа.
Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Раздел 1.3. Кислородсодержащие органические соединения 24 Тема 1.3.1.
Спирты. Классификация спиртов. Содержание учебного материала Классификация спиртов по различным признакам. Изомерия и номенклатура спиртов.
2 2
Тема 1.3.2. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Химические свойства этанола. Содержание учебного материала Понятие о предельных одноатомных спиртах. Физические свойства.
Гидроксильная группа как функциональная. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
Демонстрации.
Окисление спирта в альдегид. 2 2
Тема 1.3.3. Получение этанола. Применение этанола. Содержание учебного материала Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. 1 2
Самостоятельная работа.
Этанол: величайшее благо и страшное зло- доклад.
Алкоголизм и его профилактика- доклад. 4 Тема 1.3.4.
Многоатомные спирты. Глицерин Этиленгликоль. Содержание учебного материала Глицерин и этиленгликоль как представители многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина и этиленгликоля.
Демонстрации.
Качественные реакции на многоатомные спирты.
Лабораторные опыты
Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). 1 2
Тема 1.3.5.
Фенол. Свойства. Применение фенола. Содержание учебного материала Физические и химические свойства фенола.
Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств
Демонстрации.
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. 2 2
Тема 1.3.6. Альдегиды. Химические свойства. Получение. Применение. Содержание учебного материала Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная.
Свойства формальдегида и ацетальдегида :окисление в соответствующие кислоты, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе их свойств.
Демонстрации.
Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). 2 2
Тема1.3.7. Карбоновые кислоты. Свойства предельных одноосновных кислот. Содержание учебного материала Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации.
Лабораторные опыты
Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. 2 2
Тема1.3.8. Получение и применение карбоновых кислот. Содержание учебного материала Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.1 2
Тема 1.3.9.
Сложные эфиры. Жиры. Содержание учебного материала Понятие о сложных эфирах. Реакция этерификации. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Лабораторные опыты
Доказательство непредельного характера жидкого жира. 1 2
Тема 1.3.10. Классификация
углеводов. Глюкоза Содержание учебного материала Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ¾® полисахарид. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
Лабораторные опыты
Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). 2 2
Тема 1.3.11. Крахмал. Сахароза Содержание учебного материала Крахмал как природный полимер, свойства, применение, биологическое значение. Сахароза-нахождение в природе, свойства, применение, получение.
Демонстрации.
Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.
Лабораторные опыты
Качественная реакция на крахмал. 2 2
Тема 1.3.12
Целлюлоза
Содержание учебного материала Целлюлоза как природный полимер, свойства, применение, биологическое значение. 2 2
Практическая работа№2.
Решение экспериментальных задач по классам органических соединений. 2 3
Контроль и обобщение знаний Контрольная работа №2
Проверка знаний по теме: «Кислородсодержащие органические вещества»
2 3
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. технике и промышленности.
Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин. Раздел 1.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры 8 Тема 1.4.1.
Амины. Анилин Содержание учебного материала Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. 1 2
Тема 1.4.2.
Аминокислоты Содержание учебного материала Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. 1 2
Самостоятельная работа
Аминокислоты- «кирпичики» белковых молекул- сообщение. 2 Тема 1.4.3.
Белки. Свойства белков. Содержание учебного материала Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. 2 2
Самостоятельная работа
Биологические функции белков- презентация.
«Жизнь это способ существования белковых тел…»- реферат. 4 Тема 1.4.4 Нуклеиновые кислоты.
Содержание учебного материала Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Понятия ДНК и РНК. 1 2
Самостоятельная работа
Биотехнология и генная инженерия-технология 21 века- презентация. 2 Тема 1.4.5.
Полимеры.
Пластмассы. Содержание учебного материала Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. 1 2
Тема 1.4.6.
Синтетические каучуки.
Синтетические волокна. Содержание учебного материала
Важнейшие виды синтетических каучуков, их свойства, применение, получение. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. 2 2
Самостоятельная работа
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы- доклад. 2
Раздел 2
Общая и неорганическая химия 66 Раздел 2.1.
Основные понятия и законы 4 Тема 2.1.1.
Введение. Содержание учебного материала Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. 1 2
Тема 2.1.2.
Основные понятия химии
Содержание учебного материала Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. 1 2
Демонстрации
Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Тема 2.1.3.
Основные законы химии. Содержание учебного материала Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. 1
2
Тема 2.1.4. Расчеты по химическим формулам. Содержание учебного материала Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе 1 2
Раздел 2.2.
Периодический закон
и Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева.
8 Тема 2.2.1 Периодический закон Д.И. Менделеева. Содержание учебного материала Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). 2 2
Самостоятельная работа
Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
История открытия периодического закона. 2 Тема 2.2.2. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Содержание учебного материала Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. 2 2
Тема 2.2.3. Характеристика химического элемента. Содержание учебного материала Характеристика химического элемента по положению в периодической системе. 2 2
Тема 2.2.4.
Значение периодического закона. Содержание учебного материала Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. 2 2
Самостоятельная работа
«Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»-доклад. 2 Раздел 2.3.
Строение вещества 8 Тема 2.3.1 Ковалентная химическая связь. Содержание учебного материала Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. 2 2
Демонстрации
Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Тема 2.3.2. Ионная химическая связь. Содержание учебного материала Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. 1 2
Демонстрации
Модель кристаллической решетки хлорида натрия.
Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галитаТема 2.3.3. Металлическая связь.
Содержание учебного материала Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. 1 2
Тема 2. 3.4. Агрегатные состояния веществ и водородная связь Содержание учебного материала Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь 1 2
Тема 2.3.5.
Чистые вещества и смеси. Содержание учебного материала Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. 1 2
Тема 2.3.6.
Решение расчетных задач. Отработка расчетных умений. Содержание учебного материала Решение расчетных задач на выход продукта реакции от теоретически возможного.
1 1
Тема 2.3.7. Дисперсные системы. Содержание учебного материала Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. 1 1
Демонстрации
Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Лабораторные опыты.
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем Самостоятельная работа
Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности- доклад. 2 Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Использование коллоидных растворов при эксплуатации изделий из металлов и сплавов.
Раздел 2.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
6 Тема 2.4.1.
Вода. Растворы. Растворение. Решение задач Содержание учебного материала Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. 2 2
Демонстрации
Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки. Практическая работа № 3
Приготовление раствора заданной концентрации. 1 3
Самостоятельная работа
Растворы вокруг нас. Типы растворов.
Вода как реагент и среда для химического процесса. 2 Тема2.4.2. Электролиты и не электролиты Электролитическая диссоциация. Содержание учебного материала Электролиты и не электролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. 2 2
Демонстрации
Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения. Самостоятельная работа
Жизнь и деятельность С.Аррениуса.
Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. 2 Контроль и обобщение знаний Содержание учебного материала Тестирование
Проверка знаний по теме: «Периодический закон. Строение вещества. Вода». 1 3
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов. Раздел 2.5. Классификация неорганических соединений и их свойства 12 Тема 2.5.1.
Кислоты как электролиты Свойства кислот. Содержание учебного материала Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. 1 2
Демонстрации.
Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Лабораторные опыты.
Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Самостоятельная работа
Серная кислота- «хлеб химической промышленности»- сообщение. 2 Тема 2.5.2.
Основания как электролиты Свойства оснований. Содержание учебного материала Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. 1 2
Демонстрации.
Получение и свойства амфотерного гидроксида. Лабораторные опыты.
Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Тема 2. 5.3.
Соли как электролиты Свойства солей. Содержание учебного материала Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. 1
2
Лабораторные опыты Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Тема 2. 5.4.
Гидролиз солей. Отработка умений в составлении УХР. Содержание учебного материала Гидролиз солей, образованных сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и сильным основанием, слабым основанием и слабой кислотой. 1 2
Демонстрации.
Необратимый гидролиз карбида кальция.
Обратимый гидролиз солей различного типа. Лабораторные опыты
Гидролиз солей различного типа Тема 2.5.5.
Оксиды. Свойства оксидов.
Содержание учебного материала Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. 1 2
Самостоятельная работа
Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV). 2 Тема 2.5.6. Генетическая связь между классами.
Содержание учебного материала Генетические ряды активных металлов, металлов средней активности, неметаллов 2 2
Практическая работа № 4.
Решение экспериментальных задач по классам неорганических соединений. 1 3
Самостоятельная работа
Кроссворд «Неорганические вещества». 2 Тема2. 5.8.
Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций Содержание учебного материала Решение расчетных задач на избыток или недостаток одного из реагирующих веществ.
Отработка расчетных умений 2
2
Контроль и обобщение знаний Содержание учебного материала Контрольная работа №3
Проверка знаний по теме: « Классификация неорганических веществ» 2 3
Раздел 2.6. Химические реакции 14 Тема 2.6.1 Классификация химических реакций. Содержание учебного материала Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. 2 2
Тема 2. 6.2.
Тепловой эффект химических реакций Содержание учебного материала Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. 2 2
Самостоятельная работа
Реакции горения на производстве и в быту-реферат. 2 Тема2. 6.3.
Окислительно-восстановительные реакции. Сущность ОВР. Содержание учебного материала Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление.
Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. 2 2
Тема 2.6.4.
Скорость химических реакций. Содержание учебного материала Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. 2 2
Демонстрации.
Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Лабораторные опыты.
Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Тема 2.6.5.
Обратимость химических реакций. Содержание учебного материала Обратимые и необратимые реакции. 2 2
Демонстрации.
Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Самостоятельная работа
Обратимые реакции в производственных процессах-доклад. 2 Тема 2.6.6. Химическое равновесие. Содержание учебного материала Химическое равновесие и способы его смещения. 2 2
Самостоятельная работа
Виртуальное моделирование химических процессов-презентация. 2 Тема 2.6.7.
Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям. Содержание учебного материала Решение расчетных задач на вычисление теплового эффекта химических реакций.
1
2
Контроль и обобщение знаний Контрольная работа № 4
Проверка знаний по теме: «Химические реакции» 1
3
Раздел 2.7.
Металлы и неметаллы 14 Тема 2.7.1.
Металлы. Классификация. Содержание учебного материала Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. 2 2
Демонстрации
Коллекция металлов. Самостоятельная работа
Химия металлов в моей профессиональной деятельности - презентация. 2 Тема 2.7.2.
Свойства металлов. Содержание учебного материала Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. 1 2
Демонстрации.
Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом). Горение металлов Тема 2.7.3.
Способы получения металлов. Сплавы. Содержание учебного материала Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. 1 2
Самостоятельная работа
Электролиз расплавов электролитов-доклад.
Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия-доклад 2 Тема 2.7.4.
Производство чугуна и стали. Содержание учебного материала Состав, свойства, виды чугуна, применение. Состав, свойства, виды стали, применение. Доменный и мартеновский способы получения. 1 2
Самостоятельная работа
Охрана окружающей среды от химического загрязнения -реферат. 2 Тема 2.7.6.
Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. Содержание учебного материала Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. 1 2
Самостоятельная работа
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии -реферат. 2 Тема 2.7.7. Неметаллы. Свойства неметаллов. Содержание учебного материала Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. 2 2
Демонстрации.
Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами. Практические работы №5, №6.
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач. 4 3
Самостоятельная работа
Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности - презентация 2 Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали. Дифференциро-
ванный зачет. 2 3