Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»
Выступление на методическом объединении по теме: «Взаимосвязь обучения и воспитания»
В педагогике рассматривают обучение и воспитание только во взаимосвязи. Методисты подчеркивают, что, под обучением понимают то, что ребенка необходимо научить некоторому содержанию, то есть сформировать свойства личности.
Под характеристикой свойств личности понимают знающего и умеющего человека.
Полноценное развитие личности, его нравственных, волевых и эстетических чувств невозможно без обучения личности знаниям и способам деятельности.
То есть обучение с воспитанием никак не отделимы друг от друга.
Так, воспитание означает формирование не только свойств личности, но и умений и знаний. Для правильного формирования мировоззрения и нравственных устоев у ребенка, необходимо не только усвоить систему знаний о мире, социальных нормах, а также необходимо обучить ребенка как пользоваться этими знаниями, воспитать ценностное к ним отношение. Так как необходимо развивать у учащихся эмоциональное восприятие норм и знаний, формировать нравственные и мировоззренческие потребности.
В основе же эстетических чувств лежит получение информации об эстетических явлениях и обучение умению не только воспринимать красивое, но и творить его, при формировании отношений к нему как к личной ценности.
То есть и обучение, и воспитание, как факторы развития личности, имеют одинаковые черты и элементы.
Это обусловлено тем, что содержание, которое предлагается для усвоения учащимся, одинаково.
Различие между воспитанием и обучением в том, что в обучении основной акцент делается на усвоении способов деятельности и знаний, а в воспитании - на формирование социальных ценностей и формировании личностного отношения к ним.
Влияние воспитания на обучение неизбежна из-за ориентации человека как целостной личности, которая восприимчива к воздействиям.
На эмоциональный строй личности накладывается обучающее воздействие. При условии соответствии личности и воздействия, обучение становится личностно значимым, личностно-развивающим и воспитывающим.
Следует отметить, что связь между воспитанием и обучением не односторонняя. Так, если обучение влияет на воспитанность, при определенных условиях, так и уровень воспитанности влияет на качество и эффективность обучения.
Н.А. Мечинская говорит о том, что обучение, опираясь на мотивационную сферу учащихся, углубляет и развивает ее.
Обучение воспитывает личность в направлении, необходимому обществу и становится личностно-развивающим, однако это происходит только когда и организуемая деятельность и ее предметное содержание соответствует мотивам, интересам и потребностям учащихся. Именно в таких условиях эта деятельность влияет на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Однако эти условия называют только косвенное влияние, так как предметное содержание какой угодно темы не являются эмоционально окрашенными.
Косвенные условия организации учения:
интерес к учебному предмету;
стремление к самоутверждению;
высокий уровень притязаний.
Методисты отмечают, сто воспитание и обучение это единый комплекс, который предполагает усвоение учащимися умений, знаний и опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности.
Если мы рассмотрим названые компоненты подробнее, то увидим, что первые три – отвечают за интеллектуальное развитие человека, его содержание, а если рассматривать компоненты в комплексе, то можно заметить, что они обуславливают и составляют содержание духовного развития личности в целом.
То есть анализ соотношения обучения, развития и воспитания личности показывает взаимосвязь этих процессов.
Формирование личности необходимо производить в комплексе, с помощью воспитания и обучения. Чтобы развить гармоническую личность необходимо обучить её умениям, знаниям, творческой деятельности и сформировать эмоционально-целостное отношение к миру через организацию таких видов деятельности как: эстетической, трудовой, учебной и т.п.
Методисты выделяют четыре этапа взаимосвязи воспитания и обучения:
Обучение неотрывно от воспитания, они как бы сливаются воедино. То есть воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
Воспитание осуществляется как в образовательном процессе, так и параллельно ему (трудовое воспитание, общественная работа, кружки). Однако необходимо подкреплять все эффекты обучения, и оно должно действовать на воспитание.
Воспитание обязательно осуществляется и вне образовательного процесса - в семье, трудовом коллективе, группе.
Воспитание и обучение всегда существуют параллельно во взаимосвязи.
Так, в педагогике существуют понятия:
воспитывающее обучение - непосредственное обучение на уроке, так как любой урок содержит воспитательный момент;
воспитывающее образование - оно относится ко всему процессу в целом, так как в воспитании участвует вся система педагогической деятельности.
Содержание образования также играет особую роль в воспитывающем образовании, оно влияет на качество обучения и общее развитие ребенка.
Содержание образования это совокупность основ наук, общественной жизни, культуры, искусства, техники, то есть всего, что необходимо освоить ученику.
Содержание образования должно отвечать таким требованиям:
знания должны идти по нарастающей, и не конфликтовать друг с другом;
содержание образования должно быть систематичным, для правильного формирования представлений о мире;
необходимо основываться на краеведческом и местном материале.
Содержание образования характеризуется единством эмоциональной, оценочной и мыслительной сторон познания.
Необходимо связывать эмоциональные переживания и процесс познания, так как они помогают ученикам проявить свое отношение к ситуациям, событиям, фактам и т. п.
Таким образом, можно сказать, что обучение, и все приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования.
Вывод
Когда общество определяет цели воспитания, формирует социальный заказ, оно адресует их не только школе, детскому саду, семье, но и другим культурно-просветительным учреждениям, которые участвуют в воспитании подрастающего поколения.
Цели обучения, как и цели воспитания, задаются и определяются обществом в связи с потребностями, прогнозом его экономического, социального, культурного и духовного развития.
Но это не значит, что все дети, все люди воспитываются одинаково, «причесываются под одну гребенку».
Цели воспитания - это определенная перспектива, идеал личности, определяющие тенденции развития и совершенствования педагогического воспитательного процесса.
В настоящее время цели воспитания направлены на формирование у ребенка системы общечеловеческих ценностей (добра, патриотизма, любви, высоких культурных и духовных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
15