Методические указания к ВСР по ОДП 02 Химии, 35.02.01.

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»







ОДП 02 ХИМИЯ

Методические указания для самостоятельной работы студентов специальности СПО 35.02.01 (250110) Лесное и лесопарковое хозяйства
Очное обучение













Чебаркуль

Рассмотрены на заседании
предметной цикловой комиссии
ЕНД дисциплин.
Протокол № 1 от .
Председатель: _____/Т.И.Пуртова./

Соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Зам. директора по учебной работе
__________________Ю.Г. Поставит.
« »________________20 г.






Разработчик: Соколова М.Г., преподаватель химии ГБПОУ ЧПТ
(инициалы, фамилия, должность)












Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Химия» предназначены для студентов СПО, обучающихся по специальности 35.02.01 (250110)« «Лесное и лесопарковое хозяйство».


























Пояснительная записка

Самостоятельная работа студентов – одно из основополагающих требований ФГОС СПО. Все более становится очевидным, что в процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Меняется сама парадигма конечной образовательной цели: от «специалиста-исполнителя» – к компетентному «профессионалу-исследователю». Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно. В рамках требований ФГОС СПО к уровню подготовки выпускников они должны: быть способными к самостоятельному поиску истины, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление, расширение и систематизацию пройденного материала по темам учебной дисциплины «Химия»
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, целями которой являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, студентов могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общих и профессиональных компетенций;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности студента.
Виды самостоятельной работы:
по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление таблицы; учебно-исследовательская работа;
по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа с учебником, дополни тельной литературой; подготовка сообщений к выступлению на семинаре; подготовка рефератов, докладов;
по формированию умений и навыков: решение проблемных вопросов; таблиц.

Критерии оценивания
Полнота выполнения внеаудиторной самостоятельной работы характеризует качества знаний студентов и оценивается по пятибалльной системе:
"Отлично"
задание выполнено полностью;
материал оформлен в соответствии с требованиями;
четкое и обоснованное изложение ответа. "Хорошо"
задание выполнено полностью;
в целом материал оформлен в соответствии с требованиями, но могут быть незначительные отклонения от требований;
не совсем четкое и обоснованное изложение ответа.
"Удовлетворительно"
задание выполнено не полностью;
оформление материала не соответствует требованиям;
изложение ответа краткое и содержит некоторые неточности. "Неудовлетворительно"
письменное задание не выполнено.


Рекомендации студентам по содержанию и оформлению внеаудиторной самостоятельной работы

Создание презентаций
Презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук. Цель презентации донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Требования к оформлению
Не перегружать слайды текстом. Дизайн должен быть простым, а текст – коротким.
Наиболее важный материал лучше выделить курсивом, подчеркиванием, жирным шрифтом, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста
Не следует использовать много мультимедийных эффектов анимации.
Чтобы обеспечить хорошую читаемость презентации необходимо подобрать темный цвет фона и светлый цвет шрифта. Размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–
36 пунктов (обычный текст); тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем.
Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.
Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.
Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
Текст презентации должен быть написан без орфографических и пунктуационных ошибок.
Необходимо отрепетировать показ презентации и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

Подготовка доклада или сообщения

Доклад – это устное выступление на заданную тему. Время доклада - 5-15 минут.
Цели доклада:
Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).
Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.
План и содержание доклада.
Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.
В первой фазе доклада рекомендуется использовать:
риторические вопросы;
актуальные местные события;
личные происшествия;
истории, вызывающие шок;
цитаты, пословицы;
возбуждение воображения;
оптический или акустический эффект; неожиданное для слушателей начало доклада.
Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.
Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Для убеждения следует использовать:
-сообщение о себе - кто?
-обоснование необходимости доклада - почему?
-доказательство - кто? когда? где? сколько?
-пример - берём пример с
-сравнение - это так же, как
-проблемы - что мешает?
Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:
обобщение;
прогноз;
цитата;
пожелания;
объявление о продолжении дискуссии;
просьба о предложениях по улучшению; благодарность за внимание. Фазы доклада:
Информация Объяснение Обоснование Доказательство Пример Проблемы Сравнение
Заключение открытие Фазы
Мотивация убеждение побуждение Обратная связь
При общении следует помнить о правильной реакции (реплике) на задаваемые вам вопросы. Правильная реакция на вопрос:
- «Да».
«Хорошо».
«Спасибо, что вы мне сказали».
«Это является совсем новой точкой зрения».
«Это можно реализовать».
«Вы попали в точку».
«Именно это я имею в виду».
«Прекрасная идея».
«Это можно делать и так».
«Вы правы».
«Спасибо за Ваши указания».
«Это именно и является основным вопросом проблемы».
Требования при составлении конспекта

Конспектирование процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Результат конспектирования запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.
Для того чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:
Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).
Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.
Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые
«нанизано» все содержание текста.
Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Как конспектировать текст
Выделение главной мысли.
Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д.
Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования?
Основную записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.
Выбор ключевых слов это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.
Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.

Способы конспектирования
Тезисы это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.
Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:
сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;
выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;
использование различных цветов;
подчеркивание;
заключение в рамку главной информации.
Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например,« мое мнение» и т.п.
Схема с фрагментами способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.
Простая схема способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.
Комбинированный конспект вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего).
Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента. Перечень ВСР по химии
Тематика
Количество часов

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 1. Решение задач: Определение класса вещества по структурной формуле а также определение массовой доли элемента в органических соединений, и определение формулы по результатам анализа.
2

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 2, № 3. Решение задач: по уравнениям химических реакций
4

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 4, № 5.. Решение задач: по уравнениям химической реакции, когда одно из веществ дано в растворе.

4

№ 6, № 7.Решение задач: на определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания, задач по химическим уравнениям, когда дана смесь веществ и известна объёмная доля веществ в смеси.
4

№ 8.Решение задач: Генетическая связь между классами органических соединений. (Осуществите превращения).
2

Самостоятельная работа.
№ 10.
Подготовка докладов, рефератов.

2

Са№11.Решение расчетных задач.мостоятельная работа обучающихся
2

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 12. Решение задач на определение формулы вещества по уравнению химической реакции, на определение массовой доли выхода вещества от теоретически возможного и массовую долю вещества в смеси.
2

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 13.Решение задач.

2

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 14.Доклады
2

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 15. Решение задач.

2

Самостоятельная работа обучающихся № 16. Презентации


Самостоятельная работа обучающихся.
№ 17. Решение комбинированных задач.
2

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 18.Подготовка сообщений, докладов.
2

Самостоятельная работа.
№ 19.Презентации.
2

Самостоятельная работа обучающихся.
№. 20., 21, 22, 23..Решение задач.
8

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 24.Выполнение заданий и упражнений
2

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 25, № 26. Выполнение упражнений по теме «Химические реакции»

4

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 27, № 28.Решение задач: Выражения концентрации растворов. Гидролиз, уравнения реакций гидролиза, определение рН среды.
4

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 29, № 30.Решение задач по составлению электронного баланса.
4

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 31. Выполнений упражнений и заданий по теме «Классификация веществ»
2

Самостоятельная работа обучающихся.
№ 32.№ 33Задания и упражнения по теме «Химия элементов»


4

№ 34. Расчётные задачи по химическому уравнению: когда вещества даны в растворах, когда одно из веществ находиться в избытке
2

Самостоятельная работа обучающихся № 35.. Осуществление превращений
2

Самостоятельная работа обучающихся № 36 .Подготовка сообщений на тему Неорганические вещества в жизни растений
2

Самостоятельная работа обучающихся № 37. Подготовка докладов к конференции «Химия в жизни общества»

2

Самостоятельная работа обучающихся № 38. Подготовка презентаций к конференции «Химия в жизни общества»

2

Самостоятельная работа обучающихся № 39. Подготовка докладов на тему «Значение химии в лесном хозяйстве»

2



Самостоятельная работа обучающихся № 1. Решение задач: Определение класса вещества по структурной формуле, а также определение массовой доли элемента в органических соединений, и определение формулы по результатам анализа.
1.1.Задание 1. Назвать вещество по систематической номенклатуре:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Решение
1. Выбрать главную цепь (наиболее длинная цепь углеродных атомов):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Пронумеровать атомы углерода в главной цепи с того конца, к которому ближе стоит заместитель (углеводородный радикал):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Последовательно назвать:
1) номер углеродного атома, с которым связан радикал;
2) радикал;
3) углеводород, которому соответствует длинная цепь: 2-метилбутан.
Задание 2. Составить структурную формулу углеводорода по его названию «2,3-диметилпентан».
Решение
Анализируем название углеводорода, начиная с конца слова.
1. «Пентан» – в главной цепи находится пять атомов углерода:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. «Диметил» – в состав углеводорода входят два радикала CH3.
3. «2, 3-» – радикалы находятся у 2-го и 3-го углеродных атомов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Дописать недостающие атомы водорода, соблюдая четырехвалентность атома углерода:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Алгоритм 2.2. Гомологи и изомеры
Задание. Для 2,2,3-триметилпентана составить формулы двух гомологов и двух изомеров.
Решение
1. Составить формулу исходного вещества, используя задание 2 алгоритма 2.1:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Составить формулы  г о м о л о г о в, сохраняя строение (разветвление 2,2,3-триметил-). Для этого уменьшить главную цепь на группу СН2 (гомологическая разность) – пример а или увеличить главную цепь на СН2 – пример б:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Составляя формулы и з о м е р о в, изменить строение, сохраняя состав исходного углеводорода (C8H18), примеры в, г:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1.2.
1.Вычислите массовую долю углерода в веществах: а) метан 13 EMBED Equation.3 1415; б) оксид углерода (IV); в) этан 13 EMBED Equation.3 1415.
2. Вычислите массовые доли химических элементов в глюкозе 13 EMBED Equation.3 1415.
3. Сравните массовые доли водорода, содержащегося в молекулах метана 13 EMBED Equation.3 1415, этилена 13 EMBED Equation.3 1415 и ацетилена 13 EMBED Equation.3 1415.
4.Рассчитайте массовые доли элементов в этиловом спирте 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415.

5.Рассчитайте массовые доли элементов в уксусной кислоте 13 EMBED Equation.3 1415.

6.Рассчитайте массовые доли элементов в муравьиной кислоте 13 EMBED Equation.3 1415.
7. Пламя горящего ацетилена 13 EMBED Equation.3 1415 сильно коптящее, а пламя горящего метана 13 EMBED Equation.3 1415 почти бесцветное. Объясните этот факт, вычислив массовые доли углерода в одном и другом веществе.

Самостоятельная работа обучающихся № 2, № 3. Решение задач: по уравнениям химических реакций.
Внимательно изучите алгоритмы и запишите в тетрадь, решите самостоятельно предложенные задачи 
I. Используя алгоритм, решите  самостоятельно следующие задачи:
1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2=2Al2O3).
2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O2=2Na2O).
Алгоритм №1
Вычисление количества вещества по известному количеству вещества, участвующего в реакции.
Пример. Вычислите количество вещества кислорода, выделившегося в результате разложения воды количеством вещества 6 моль.
Последовательность выполнения действий
Оформление задачи

1. Записать условие задачи
Дано:

·(Н2О)=6моль
_____________
Найти:

·(О2)=?

2. Вычислить молярные массы веществ,
о которых, идёт речь в задаче
Решение:
М(О2)=32г/моль

3. Запишем уравнение реакции
и расставим коэффициенты
 2Н2О=2Н2+О2


4. Над формулами веществ запишем
количества веществ из условия задачи,
а под формулами –
стехиометрические коэффициенты,
отображаемые уравнением реакции
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5. Для вычисления искомого количества вещества,
составим соотношение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


6. Записываем ответ
Ответ: 
· (О2)=3моль


II. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:
1. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O2=SO2).
2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2=2LiCl).
Внимательно изучите алгоритм
Алгоритм №2
Вычисление массы вещества по известному количеству другого вещества, участвующего в реакции.
Пример: Вычислите массу алюминия, необходимого для получения оксида алюминия количеством вещества 8 моль.
Последовательность выполнения действий
Оформление решения задачи

1. Записать условие задачи
Дано:

·(Al2O3)=8моль
___________
Найти:
m(Al)=?

2. Вычислить молярные массы веществ,
о которых, идёт речь в задаче

M(Al2O3)=102г/моль

3. Запишем уравнение реакции
и расставим коэффициенты
4 Al + 3O2 = 2Al2O3

4. Над формулами веществ запишем
количества веществ из условия задачи,
а под формулами –
стехиометрические коэффициенты,
отображаемые уравнением реакции
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6. Вычисляем массу вещества, которую требуется найти
 m=
·
·M,
 m(Al)=
·(Al)
·M(Al)=16моль
·27г/моль=432г
 

7. Записываем ответ
 Ответ: m (Al)=432 г

III. Используя алгоритм, решите  самостоятельно следующие задачи: 
1. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера  массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).
2. Вычислите количество вещества  образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2O).
Внимательно изучите алгоритм
Алгоритм №3
Вычисление количества вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции.
Пример. Вычислите количество вещества оксида меди (I), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г.
Последовательность выполнения действий
Оформление задачи

1. Записать условие задачи
Дано:
m(Cu)=19,2г
___________
Найти:

·(Cu2O)=?

2. Вычислить молярные массы веществ,
о которых, идёт речь в задаче
 М(Cu)=64г/моль

 

3. Найдём количество вещества, масса которого
дана в условии задачи
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7. Запишем ответ
Ответ:
·(Cu2O)=0,15 моль

Внимательно изучите алгоритм
IV. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:
1. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г
(3Fe + 4O2=Fe3O4).
Алгоритм №4
Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Пример. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 0,31г.
Последовательность выполнения действий
Оформление  задачи

1. Записать условие задачи
Дано:
m(P)=0,31г
_________
Найти:
m(O2)=?
 

2. Вычислить молярные массы веществ,
о которых, идёт речь в задаче
 
М(P)=31г/моль
M(O2)=32г/моль
 

3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4. Запишем уравнение реакции
и расставим коэффициенты
 
4P  +  5O2 = 2P2O5
 

5. Над формулами веществ запишем
количества веществ из условия задачи,
а под формулами –
стехиометрические коэффициенты,
отображаемые уравнением реакции
  
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7. Найдем массу вещeства, которую требуется вычислить
 
m(O2)=
·(O2)
·M(O2)=
0,0125моль
·32г/моль=0,4г
 

8. Запишем ответ
 
Ответ: m(O2)=0,4г
 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2=2Al2O3).
2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O2=2Na2O).
3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O2=SO2).
4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2=2LiCl).
5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).
6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2O).

Самостоятельная работа обучающихся. № 4, № 5.. Решение задач: по уравнениям химической реакции, когда одно из веществ дано в избытке.
Задача 1.К 26,7 г карбоната калия добавили 315,0 г азотной кислоты. При этом образовался оксид углерода (IV) (н.у.) объемом _____ л. Запишите число с точностью до целых.
Сначала запишем алгоритм решения подобных задач.
Алгоритм расчетов по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке:
Записать условие и вопрос задачи (дано, найти).
Записать уравнение реакции (исходные вещества, продукты, расставить коэффициенты).
Найти количества исходных веществ.
Определить избыточный и недостаточный реагенты.
Рассчитать искомое вещество по реагенту, находящемуся в недостатке.
Правильно записать ответ.
А теперь попробуем решить нашу задачу.
Решение задачи 1.
1. Дано:


Найти:


2. Решение:
13 QUOTE 1415 ; 13 QUOTE 1415;



13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415..
С учетом коэффициентов перед веществами:

Карбонат калия взят в недостатке, азотная кислота - в избытке. Значит, расчет ведем по карбонату калия.
По уравнению реакции видно, что 13 QUOTE 1415.
Следовательно, 13 QUOTE 1415.

Ответ: 4
Задача 2
К 11,2 г гидроксида калия добавили 13,0 г азотной кислоты. При этом образовался нитрат калия массой __________ г.
(Запишите число с точностью до целых).
Решение задачи 2.
1. Дано:


Найти:


2. Решение:
13 QUOTE 1415 ;

13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415,
С учетом коэффициентов перед веществами:

Гидроксид калия взят в недостатке, азотная кислота - в избытке. Значит, расчет ведем по гидроксиду калия.
По уравнению реакции видно, что 13 QUOTE 1415.
Следовательно, 13 QUOTE 1415.

Ответ: 21

Задача 3
При взаимодействии 1,2 г магния и 10 г серной кислоты образовался водород (н.у.) объемом __________ л.
(Запишите число с точностью до десятых).
Решение задачи 3.
1. Дано:


Найти:


2. Решение:
13 QUOTE 1415 ; 13 QUOTE 1415;



13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415,
С учетом коэффициентов перед веществами:

Магний взят в недостатке, серная кислота - в избытке. Значит, расчет ведем по магнию.
По уравнению реакции видно, что 13 QUOTE 1415.
Следовательно, 13 QUOTE 1415.

Ответ: 1.1
Задача 4
Взяв 0,7 г железа и 0,7 г серы можно получить ___________ г сульфида железа (II).
(Запишите число с точностью до целых).

Решение задачи 4.
1. Дано:


Найти:


2. Решение:
13 QUOTE 1415 ;



13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415,
С учетом коэффициентов перед веществами:

Железо взято в недостатке, сера - в избытке. Значит, расчет ведем по железу.
По уравнению реакции видно, что 13 QUOTE 1415.
Следовательно, 13 QUOTE 1415.

Ответ: 1

Задачи для самостоятельной работы.

Вариант 1
5 л этилена и 3 л водорода (н.у.) пропустили через никелевый катализатор. При этом образовалось ________ л этана.
(Записать число с точностью до десятых).

Вариант 2
При взаимодействии 3 г этилена и 1,6 г брома получилось _________ г бромэтана.
(Записать число с точностью до целых).

Вариант 3
При взаимодействии 5,6 л этилена (н.у.) и 5 г воды образовалось ________ г спирта.
(Записать число с точностью до целых).

Вариант 4
При взаимодействии 10,5 л метана и 8,25 л хлора образовался хлорметан (н.у.) объемом _______ л.
(Записать число с точностью до десятых).


Самостоятельная работа обучающихся № 6, № 7.Решение задач: на определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания, задач по химическим уравнениям, когда дана смесь веществ и известна объёмная доля веществ в смеси
Задача. При сгорании 10,5 г органического вещества получили 16,8 л углекислого газа (н.у.)  и 13,5 г воды. Плотность этого вещества при н.у. равна 1,875 г/л. Определите молекулярную формулу вещества.
Дано:                                           
m(вещества) = 10,5 г
V(CO2) = 16,8 л
m(H2O) = 13,5 г

·(вещества) = 1.875 г/л
_________________
Найти:
Химическую формулу
Решение:
1*. Находим молярную массу вещества и его количество вещества:
 
M(вещества)  = 
·· Vm = 1.875 г/л · 22,4 л/моль = 42 г/моль

·(вещества ) = m / M = 10,5 г / 42 г/моль = 0,25 моль
 
2. Найдём количества вещества C, H по формулам:

· =  V/Vm    или        
· = m/M
 

·(C) = 
·(CO2)= V/Vm =16,8 л / 22,4 л/моль=0,75 моль

·(H) = 2 · 
·(H2O) = 2 · m/M = (2 · 13,5 г) / 18 г/моль = 1,5 моль
 
3. Определим наличие кислорода в формуле вещества:
 
m(C) =
·(C) · M(C) = 0,75 моль · 12 г/моль = 9 г
m(H) =
·(H) · M(H) = 1,5 моль · 1 г/моль = 1,5 г
 
m(O) = m(вещества) – (m(C) + m(H)) = 10.5 г – (9 г + 1,5 г) = 0 г, следовательно кислород отсутствует и это углеводород - CxHy
 
4. Находим формулу

·(CxHy) :
·(С) :
·(Н) = 0,25 : 0,75 : 1,5 = 1 : 3 : 6    
(здесь к целым числам пришли путём деления всех чисел на меньшее из них, т.е. на 0,25)
 
Следовательно, 1 моль вещества содержит 3 моль углерода и 6 моль водорода, таким образом, искомая формула С3Н6.
____________________________________________________
* Если в условии задачи дана относительная плотность органического вещества, то его молекулярную массу определяем согласно формулам:
D(O2) = Mr(газа)/Mr(O2)=Mr(газа)/32;
D(H2) = Mr(газа)/Mr(H2)=Mr(газа)/2;
D(воздуха)=Mr(газа)/Mr(воздуха)=Mr(газа)/29.
 

Решить задачи по образцу:
При сгорании вещества массой 4,25 г образовались оксид углерода (IV)  массой 13,2 г и вода массой 5,85 г. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 5,862. Определите формулу вещества.

Самостоятельная работа обучающихся № 8.Решение задач: Генетическая связь между классами органических соединений. (Осуществите превращения).
Взаимосвязь между классами веществ выражается генетическими цепочками.
Генетический ряд – это осуществление химических превращений, в результате которых из веществ одного класса можно получить вещества другого класса.
Чтобы осуществить генетические превращения, необходимо знать:
классы веществ;
номенклатуру веществ;
свойства веществ;
типы реакций;
именные реакции, например синтез Вюрца.
Учимся осуществлять превращения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Прежде всего назовем вещества, и определим, к какому классу веществ они относятся.
а) С2Н6 – формула данного вещества подходит под общую формулу Сn Н 2n+2, значит это алкан, а т.к. состоит из двух атомов С, то это этан.
б) С2Н4 СnH2n алкен этен.
в) C2Н5Br – в первоначальном веществе – этане С2Н6 заместили один атом водорода на атом брома, значит – это галогенпроизводный алкан, т.е. бромэтан.
г) С4Н10 алкан бутан.
д) СО2 – неорганическое вещество, всем известный углекислый газ.
2. Нам необходимо осуществить четыре превращения, т.е. написать 4 уравнения реакций. Для этого необходимо вспомнить свойства веществ, указанных в цепочке.
а) по первому превращению из этана надо получить этен, т.е. из алкана – алкен, которые отличаются друг от друга насыщенностью – числом атомов водорода. Вспоминаем свойства алканов (или ищем в книге) подвергаться реакциям дегидрирования в присутствии катализаторов Al2O3, Cr2O3 при нагревании от 400 - 600 градусов.
Al2O3,450
С2Н6     С2Н4 + Н2
б) по второму превращению из алкена получить галогенпроизводный алкан; С2Н4 и С2Н5Br отличаются друг от друга на группу атомов НВr, значит к этену необходимо прибавить галогеноводород НBr. И, действительно, для алкенов характерны реакции присоединения, в данном случае, гидрогалогенирование.
Гидрогалогенирование, т.е. присоединение галогеноводорода происходит по правилу Марковникова: водород присоединяется к наиболее гидрированному, а галоген к наименее гидрированному атому С при двойной связи. Но в этане возле каждого атома С при двойной связи одинаковое число атомов Н, поэтому данное правило здесь не прослеживается. Присоединение происходит за счет разрыва пи – связи, в результате которого появляются свободные валентности возле каждого атома С , к которым и присоединяются другие атомы.
CH2 = CH2 + HBr CH3 – CH2Br
в) чтобы из галогеналкана получить алкан, надо вспомнить синтез Вюрца, в результате которого из бромэтана при взаимодействии его с щелочным металлом мы получим бутан
С2Н5Br + Na; 2NaBr + C4H10
C2H5Br + Na
г) последнее превращение – это горение алканов с образованием углекислого газа и воды.
2С4Н10 + 13О2 8СО2 + 10Н2О
Осуществи превращения:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] –
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·С3Н615 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Щелочные металлы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Водород
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Галогены
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Железо
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Самостоятельная работа обучающихся № 34.Тесты по теме «Основные классы неорганических и органических соединений»
Тест «Основные классы неорганических веществ»
Вариант 1
Часть А
А1. Вещество с химической формулой H2SO4 относится к классу
1) оснований 2) кислот 3) оксидов 4) солей
А2. Укажите ряд, состоящий только из формул солей
1) K2SO4, MgCl2, KNO3 3) H2SiO3, H2SO4, HCl
2) CaO, СаСО3, Na2S 4) CO2, NO2, Fe2O3
А3. Вещество с химической формулой Li2SO4 называется
1) сульфид лития 2) гидроксид лития 3) сульфат лития 4) серная кислота
А4. Оксид алюминия реагирует с
1) оксидом бария 2) соляной кислотой 3) кислородом 4) нитратом натрия
А5. Оксид натрия взаимодействует с оксидом углерода(IV) с образованием
1) натрия и оксида углерода(II) 3) годроксида натрия и углерода
2) карбоната натрия 4) натрия, углерода и кислорода
А6. Железо количеством 8 моль вступило в реакцию с кислородом с образованием 4 моль оксида железа. Железо с кислородом в этой реакции взаимодействует в мольном соотношении
1) 8 : 4 2) 2 : 1 3) 4 : 1 4) 4 : 3
А7. Уравнение реакций нейтрализации
1) BaO +2HCl = BaCl2 + H2O 3) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
2) NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3 4) 2NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O
А8. При обычной температуре водород образуется в результате взаимодействия
1) Mg и HCl 2) Fe и H2O 3) Cu и H3PO4 4) Ag и HBr
А9. Сульфат меди(II) взаимодействует с
1) кислородом 2) серной кислотой 3) оксидом углерода(IV) 4) гидроксидом натрия
А10. Соляная кислота взаимодействует с гидроксидом алюминия в мольном соотношении 3 : 1. Если прореагировало 3 моль гидроксида алюминия, то израсходовалось азотной кислоты
1) 1 моль 2) 9 моль 3) 3 моль 4) 5 моль
Часть В
В1. Запишите название вещества (в именительном падеже), при термическом разложении которого образуются оксид цинка и вода.
В2. Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических веществ.
Формула вещества Класс неорганических веществ
1) Na3PO4 А) основные оксиды
2) Н3РО4 Б) кислоты
3) NaOH В) соли
4) Na2O Г) щелочи
В3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакций
Исходные вещества Продукты реакции
1) H2SO4 и Ba(OH)2 А) BaSO4 и H2O
2) SO2 и Ba(OH)2 Б) BaSO3 и H2O
3) H2SO4 и BaO
4) SO3 и Ba(OH)2
Часть С
С1. 30 г поваренной соли растворили в 170 г воды. Найдите массовую долю (в %) соли в полученном растворе.
С2. Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений
Mg MgO MgCl2 Mg(OH)2

Тест « Основные классы неорганических веществ»
Вариант 2
Часть А
А1. Вещество с химической формулой K2SO4 относится к классу
1) кислот 2) оснований 3) солей 4) оксидов
А2. Укажите ряд, состоящий только из формул оксидов
1) NaOH, CaO, NaNO3 3) K2O, CuO, Al2O3
2) Cu(OH)2, Ca(OH)2, KOH 4) K2CO3, CuSO4, СаCl2
А3. Вещество с химической формулой K2SO3 называется
1) гидроксид калия 2) карбонат калия 3) сульфит калия 4) угольная кислота
А4. Оксид серы(IV) реагирует с
1) оксидом кальция 2) серной кислотой 3) нитратом серебра 4) хлоридом кальция
А5. Гидроксид калия взаимодействует с оксидом фосфора(V) с образованием
1) фосфата калия и водорода 3) фосфата калия и воды
2) оксида калия и фосфорной кислоты 4) оксида калия, фосфора и воды
А6. Железная окалина (Fe2O3) образуется при взаимодействии железа (Fe) и кислорода (O2) в мольном соотношении
1) 3:2 2) 3:4 3) 3:1 4) 4:3
А7. Уравнение реакции нейтрализации
1) Na2O + CO2 = Na2CO3 3) BaO + 2HCl = BaCl2 + H2O
2) 2NaOH + Mg(NO3)2 = Mg(OH)2 + 2NaNO3 4) 2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2H2O
А8. При обычных условиях вытеснит водород из раствора серной кислоты
1) С 2) Pt 3) Zn 4) Ag
А9. Сульфат железа(III) взаимодействует с
1) оксидом меди 2) серной кислотой 3) нитратом натрия 4) гидроксидом калия
А10. Азотная кислота взаимодействует с гидроксидом кальция в мольном соотношении 2:1. Если прореагировало 2 моль гидроксида кальция, то израсходовалось азотной кислоты 1) 1 моль 2) 2 моль 3) 3 моль 4) 4 моль
Часть В
В1. Запишите название вещества (в именительном падеже), при термическом разложении которого образуются оксид магния и вода.
В2. Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических веществ
Формула вещества Класс неорганических веществ
1) К2SO4 A) нерастворимые основания
2) Cа(OH)2 Б) кислоты
3) Р2O5 В) соли
4) HNO3 Г) кислотные оксиды
В3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакций
Исходные вещества Продукты реакций
1) H2SO4 и КOH A) К2SO4 и H2O
2) SO2 и КOH Б) К2SO3 и H2O
3) H2SO4 и Кa2O
4) SO3 и КOH

Часть С
С1. 20 г поваренной соли растворили в 380 г воды. Найдите массовую долю (%) соли в полученном растворе.
С2. Запишите уравнения реакций согласно цепочке превращений
P P2O5 Na3PO4 Ca3(PO4)2.


Ответы к тесту «Основные классы неорганических веществ»

Часть А

Вариант
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10

1
2
1
3
2
2
2
3
1
4
2

2
3
4
3
1
3
4
4
3
4
4


Часть В

вариант
В1
В2
В3

1
Гидроксид цинка
2 3 4
В Б Г А
1 2 3 4
А Б А А

2
Гидроксид магния
2 3 4
В А Г Б
2 3 4
А Б А А


Часть С

Вариант
С1
С2

1
15%
2Mg + O2 = 2MgO
2) MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O
MgCl2 + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl

2
5%
4P + 5O2 = 2P2O5
P2O5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O
2Na3PO4 + 3Ca(OH)2 = Ca3(PO4)2 + 6NaOH




Самостоятельная работа обучающихся № 35. Осуществление превращений
Осуществите практически следующие превращения:
Задание 1.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание 3

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание 4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Проверь себя: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Самостоятельная работа обучающихся № 36 Подготовка сообщений на тему Неорганические вещества в жизни растений
Цель: показать роль химии в жизни растений.
Методические рекомендации по составлению доклада, критерии т его оценки приведены в рекомендациях.
Форма контроля: выступления обучающихся, индивидуальная беседа.

Самостоятельная работа обучающихся № 37. Подготовка докладов к конференции «Химия в жизни общества»
Цель: показать роль химии в современном мире, в жизни общества, человека и растений.
Задание подготовить доклады по предложенной тематике:
-Химия в жизни общества; Химия и здоровье человека; Химия и гигиена; Химия растений; Химия пищи; Химия почвы; Химия – наша жизнь, наше будущее; Пищевая химия; Химия в жизни человека; Роль химии в современном мире
Методические рекомендации по составлению доклада, критерии т его оценки приведены в рекомендациях
Форма контроля: проверка преподавателем, индивидуальная беседа.

Самостоятельная работа обучающихся № 38 Подготовка презентаций к конференции «Химия в жизни общества»
Цель: показать роль химии в современном мире, в жизни общества, человека и растений.
Задание подготовить презентацию по предложенной тематике.

Методические рекомендации по составлению презентации, критерии т его оценки приведены в рекомендациях
Форма контроля: проверка преподавателем, индивидуальная беседа.

Самостоятельная работа обучающихся № 39 Подготовка докладов на тему «Значение химии в лесном хозяйстве
Цель: показать роль химии в лесном хозяйстве
Методические рекомендации по составлению доклада, критерии т его оценки приведены в рекомендациях
Форма контроля: проверка преподавателем, индивидуальная беседа.













Root Entry