Рабочая программа ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания для специальности 39.02.-1 Социальная работа

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж»




Согласовано:
Зав. ИМЦ___________Н.В. Коурова
«____»_______________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 «Основы социальной работы
с представителями разного вероисповедания»
для специальности 39.02.01 Социальная работа

Преподаватель Казанцева Л.В., высшая к.к.














Каменск-Уральский
2014
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования от 12 мая 2014 года и требованиями работодателей (Протокол N 4 от 2.12.10) для специальности 39.02.01 Социальная работа










Разработчик Казанцева Л.В., преподаватель ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», ВКК.

Рецензент ______________________________________________________

Рассмотрена на заседании НМС ГБОУ СПО СО «КУПедК» (Протокол №2от 25.09.14.) и рекомендована к утверждению.

Утверждена приказом по ГБОУ СПО СО «КУПедК» (N 134-ОД от 26.09.14.).












Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации учебной дисциплины
































паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) специальности 39.03.01 Социальная работа (углубленная подготовка) в рамках вариативной части учебного плана.
Место учебной дисциплины в структуре ОПОП
ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания разработана по требованию работодателей и относится к вариативной части ППССЗ.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Изучение ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания на углубленном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
сформированность знаний обучающихся об истории религий, целостного представления о различных религиозных концепциях, распространенных в России;
сформированность ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностно осмысленного исторического опыта, восприятия исторически сложившейся системы общечеловеческих ценностей на основе гуманизма, уважения к правам человека, демократии;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа религиоведческой информации;
воспитание толерантности как важнейшего условия работы с людьми, разделяющими или не разделяющими религиозные взгляды, способности рассматривать мировоззрение и поведение людей с точки зрения свободы совести.
воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
- основные этапы развития религии;
- основные черты современных мировых религий, иметь представление об этических основах мировых религий и культовой практике верующих;
- психологические предпосылки религии;
- психологию религиозных групп и индивида;
- основания и содержание религиозной этики;
- место религии в системе культуры;
- основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);

иметь представление о (об):
- об этических основах мировых религий и культовой практике верующих;
- социально-исторических и социо-культурных условиях формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов;
- многообразии исторических типов религиозных учений, современных нетрадиционных религиозных движений и культов;
- методологии и методиках социологических исследований религиозности.

уметь:
- проводить поиск религиоведческой информации в источниках разного типа;
- критически анализировать религиоведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, статистические данные, материалы периодической печати, аудиовизуальный ряд и т.д.);
- определять религиозную личность и ее тип;
- участвовать в дискуссиях по религиоведческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя при обсуждении исторические сведения;
- представлять результаты изучения материала в формах тезисов, конспекта, сообщения, таблицы,
творческой работы и т.д.;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой информации;
- соотношения поведения клиентов с исторически сложившимися мировоззренческими системами реального мира;
- соотношения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;
- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС связи с религиозными ориентациями.

Выпускник, освоивший ППССЗ углубленной подготовки, должен обладать общими компетенциями. Программа ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания способствует развитию нескольких общих компетенций, определённых ФГОС СПО (для всех специальностей):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
В соответствии с требованиями работодателей сформулированы дополнительные профессиональные компетенции:
- определять религиозную личность;
- диагностировать ТЖС у клиентов всвязи с религиозными ориентациями;
- участвовать в диалоге по религиоведческим проблемам, соблюдать этику диалога на религиозную тему;
- собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации, связанной с религиозными ориентациями клиента;
- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;
- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС всвязи с религиозными ориентациями.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов;
практических занятий, семинаров – 35 часов.












СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70

в том числе:


лабораторные работы
0

практические занятия
35

контрольные работы, в т.ч. зачет
6

курсовая работа (если предусмотрено)
0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (если предусмотрено)
0

Итоговая аттестация в форме зачета

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся
Количество часов
макс./ауд
Уровень усвоения

Введение
Содержание учебного материала
2
1


Определение религии, типы определений. Сущностные характеристики религии. Элементы и структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Функции и роль религии.



Раздел 1. Социология религии



Тема 1.1-1.2 Предпосылки возникновения религии.
Содержание учебного материала
1
2


Социумные, социокулътурные, антропологические, гносеологические основы и предпосылки возникновения религиозных взглядов.




Практическое занятие
«Противоречивость общественного прогресса  как фактор религиозности».
1
3

Тема 1.3-1.6 Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности.
Содержание учебного материала
2
2


Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности.
Социологический анализ религии, его уровни. Социологическая теория религии. Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности. Результаты социологических исследований религии.




Самостоятельная работа обучающихся
На основе изучения ресурсов Интернет составить конспект «Центральная тема социологии религии взаимодействие религии и общества».
2
2


Практическое занятие
«Методики исследований религиозности»
2
2


Лабораторные работы
-
-


Контрольные работы
-
-

Раздел 2. Психология религии



Тема 2.1-2.2 Психологические факторы возникновения религии.
Содержание учебного материала
1
2


Психологические факторы возникновения религии.
Психологические факторы возникновения религии: общественно-психологические, индивидуально-психологические. Психологические предпосылки религии: религиозная вера как психологический феномен; религиозный опыт. Психология религиозного культа и общения; религиозная медитация. Психология религиозных групп и индивида.




Практическое занятие
«Религиозная личность и ее типы».
1
2


Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу «Религиозная личность и ее типы»
2
2

Тема 2.3-2.4 Основные направления в психологии религии.
Содержание учебного материала
2
2


Основные направления в психологии религии.
Светская и конфессиональная психология религии. Общепсихологические и социально-психологические подходы к изучению религии. Бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля. Психоанализ в психологии религии. Пастырская психология.




Самостоятельная работа обучающихся
Составить словарь основных терминов на тему «Психология религии»
2
2

Тема 2.5-2.8 Возрастная психология религии.
Содержание учебного материала
1
2


Половозрастная психология религии.
Процесс онтогенетического развития религиозности индивида. Культовая активность индивида на разных этапах жизни. Возрастные кризисы и сенситивные периоды в развитии сознания верующих.




Практическое занятие
«Патология религиозного сознания».
1
3


Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу «Факторы религиозности личности»
2
2


Практическое занятие
«Факторы религиозности личности»
2
3


Лабораторные работы
-
-


Контрольные работы
-
-

Раздел 3. История религий



3.1-3.2 Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества.
Содержание учебного материала
2
2


Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества.
Основные подходы к решению проблемы происхождения религии; генезис и эволюция религии в истории общества; мифологическое сознание; первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества; племенные религии; развитие религиозных представлений в эпоху разложения родовых отношений.




Самостоятельная работа обучающихся
Составить кроссворд на тему «Первобытные формы религии»
1
2

3.3-3.4 Политеистические религии Древнего мира.
Содержание учебного материала
2
2


Политеистические религии Древнего мира.
Национально-государственные религии Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, брахманизм, зороастризм). Становление монотеистических религий (иудаизм). Священные книги религий Древнего мира: Веды, Авеста, Трипитака. Священные сооружения древности.




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение «Язычество народов Урала».
2
3

3.5-3.14 Мировые религии.
Содержание учебного материала
4
2


История мировых религий
Формирование и эволюция мировых религий: буддизм, христианство, ислам). Религии мира и их основатели вероучение и культ мировых религий. Кризисы и рождение самостоятельных течений в мировых религиях. Мировые религии в современном мире.




Практикум
«Вероучительные тексты религий мира»
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение «Паломничество и святыни».
2
2


Контрольная работа
Контрольный тест «История мировых религий»
2
2


Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение о распространении религий в России (по выбору).
2
3


Семинар
«Религии в России»
2
3


Лабораторные работы
-
-

Раздел 4. Религиозная этика



4.1-4.2 Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрении.
Содержание учебного материала
2
2


Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрении.
Человек в религиозных традициях мира. Смысл жизни и назначение человека в религиозных мировоззренческих системах.



4.3-4.4 Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрения.
Содержание учебного материала
2
2


Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрения.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад в современных религиозных системах. Нравственные заповеди в религиях мира. Основания религиозной этики. Анализ теологических точек зрения; основные понятия религиозной этики.




Самостоятельная работа обучающихся
Составить сравнительную таблицу «Нравственные заповеди в религиях мира».
2
2

4.5-4.10
Культовая практика и этические нормы верующих.
Содержание учебного материала
2
2


Культовая практика и этические нормы верующих.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Этическая основа религиозных праздников. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Семья, семейные ценности. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.




Практическое занятие
«Религиозный этикет при посещении культовых объектов современных мировых религий».
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить проект «Религиозная этика в быту и праздниках верующих людей».
2
3


Практикум
Презентация студенческих проектов «Религиозная этика в быту и праздниках верующих людей».
2
3

4.11-4.18
История свободомыслия и свобода совести.

Содержание учебного материала
2
2



Свободомыслие и свобода совести как явление духовной культуры. Формы свободомыслия (богоборчество, религиозный индифферентизм, скептицизм, нигилизм, антиклерикализм, атеизм и т.д.). Элементы свободомыслия в народном творчестве, искусстве, естествознании, художественной литературе, философии, теологии; этапы развития свободомыслия. Возникновение представлений о свободе совести; выступление за независимость светской власти от церкви, за веротерпимость. Осознание права не исповедовать никакую религию, быть атеистом, понимание свободы совести как одного из прав человека. Свобода мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах.




Практическая работа
«От свободомыслия к свободе совести»
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему: «Развитие представлений о свободе совести и ее государственно-правовое обеспечение в истории России»
2
3


Семинар
«Право верить и не верить»
2
3


Контрольный тест
«Свобода мысли и свобода вероисповедания»
2
3


Лабораторные работы
-
-

Раздел 5. Современные нетрадиционные религии и культы.



5.1-5.2
Эволюция религии в современном мире.
Содержание учебного материала
1
2


Эволюция религии в современном мире
Процессы секуляризации и сакрализации; динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации. Усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих. Религиозный фактор в политических и межэтнических конфликтах, в социально-политических движениях. Интегративные процессы в религиях: попытки создания универсальной "религии".




Практическое занятие
«Международные религиозные организации и форумы».
1
2


Самостоятельная работа обучающихся
Составить конспект «Участие религиозных организаций и верующих в решении глобальных проблем современности»
2
3

5.3-5.4
Социально-исторические и социокультурные условия формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов.
Содержание учебного материала
1
2


Социально-исторические и социокультурные условия формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов.
Характерные черты нетрадиционных движений и культов; типы нетрадиционных движений и культов: неохристианские, ориенталистские, синкретические, территориально-региональные, сатанинские и демонические культы и другие направления.




Практикум
«Конституционные нормы, регулирующие вопросы свободы вероисповедания в России»
1
2

5.5
Современные нетрадиционные религиозные движения и культы.
Содержание учебного материала
1
2


Современные нетрадиционные религиозные движения и культы.
Нетрадиционные религиозные движения: современные христианские конфессии, неденоминированные христианские объединения. Религиозные организации, отрицающие бога и религиозную этику.



5.6-5.8
Эзотерические учения.
Содержание учебного материала
1
2


Эзотерические учения
Специфики эзотеризма как особой области культуры. История эзотеризма. Цели эзотерических систем. Эзотеризм и оккультизм. Эзотеризм и психология. Эзотнризм и наука. Эзотеризм и современное общество. Формы эзотерического знания и механизмы его формирования; классификация эзотерических учений.




Самостоятельная работа обучающихся
Составить сравнительную таблицу «Новые религиозные движения и культы».
2
2


Семинар
«Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект»
Классификация сект. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности.
2
2


Лабораторные работы
-
-


Контрольные работы
-
-

Раздел 6. Основы социальной работы с верующими



6.1-6.2 Диагностирование ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями
Содержание учебного материала
2
2


Диагностирование ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями
Современные типы религиозных и нерелигиозных индивидов. Сбор необходимой информации для диагностирования религиозности личности. Анализ ситуации, связанной с религиозными ориентациями клиента.




Самостоятельная работа обучающихся
Составить каталог методик диагностирования религиозности личности.
2
3

6.3-6.8 Профилактика возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы
Содержание учебного материала
2
2


Профилактика возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы
Условия адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС в связи с религиозными ориентациями. Этика диалога по религиоведческим проблемам. Профилактика возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы. Планирование системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями. Позитивная психотерапия.




Самостоятельная работа обучающихся
На основе изучения материалов СМИ и ресурсов Интернет об опыте работы социальных служб составить таблицу «Формы реабилитации бывших адептов».
2
2


Семинар
«Зарубежный и отечественный опыт работы с бывшими адептами».
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение «Отечественный и зарубежный опыт социальной адаптации семей верующих, попавших в ТЖС».
2
2


Семинар
«Особенности организации социально-педагогической работы с верующими семьями».
2
3

6.9-6.12
Формы взаимодействия социальных служб и религиозных организаций
Содержание учебного материала
2
2


Формы взаимодействия социальных служб и религиозных организаций
Основные направления и формы социального служения религиозных организаций. Опыт взаимодействия социальных служб и религиозных организаций.




Самостоятельная работа
Подобрать материалы в ресурсах Интернет и СМИ к теме «Церковь и конфессиональные объединения в системе социальной работы (отечественный и зарубежный опыт)».
2
3


Семинар-практикум
«Методы и приемы работы с верующими людьми, попавшими в ТЖС»
2
3


Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к зачету
2
3


Лабораторные работы
-
-


Контрольные работы
-
-


Зачет
2


Всего часов по дисциплине
70 часов


Практических работ
35 часов


В том числе контрольных работ
8 часов


Самостоятельной работы обучающихся
35 часов



Основные формы организации учебной деятельности студентов: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа; самостоятельная работа.
Формы и методы обучения: лекция преподавателя; фронтальная беседа; объяснение; упражнение; тестирование; практические работы.
Текущий контроль знаний осуществляется на семинарских, практических занятиях, при проведении фронтального и индивидуального опроса, во время письменных проверочных работ (в виде тестов, контрольных работ и т.д.). Итоговое обобщающее занятие предполагает проведение теста по всем изученным темам.
Так как в течение всего срока обучения регулярно проводится фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос, достаточное количество практических и контрольных работ, семинарских занятий, заключительный тест, итоговая оценка по дисциплине выставляется с учетом оценок по результатам текущего контроля.
3. Условия реализации учебной дисциплины ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочим местом преподавателя (рабочий стол, стул);
- шкафами для хранения литературы и дидактических материалов;
- ученическими столами и стульями.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор, экран (или SMART-доска), колонки.
 
3.2. Информационное обеспечение обучения
Презентации
Атеизм и свободомыслие
Почему люди тянутся в тоталитарные секты
Свобода совести

Справочники и словари
Бачинин, В.А. Религиоведение: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во В. А. Михайлова, 2005. – 287 с.
Буддизм: Словарь. М. – 1992.
Всеобщая история религий мира. – М. – 1991.
Ислам. Энциклопедический словарь. – М. – 1991.
Народы и религии мира: Энциклопедия /Под ред. В.А. Тишкова. – М. – 2000.
Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Современный литератор, 2007. – 976 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – 874 с.
Основы религоведения. Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.- 1994.
Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в XX в.: Учебное пособие. – М.
Религии мира. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. Е.Е. Вяземского, Н.В.Шабурова. – М. – 1997.
Религии мира: учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.:
Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. – М. – 1993, 1995.

Дополнительная учебная литература:
Бадхен, А.А. Мастерство психологического консультирования [Электронный ресурс]/ под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родипой. – СПб.: Европейский дом, 2002.
Грошева, Л.Н. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у верующих//М.:Изд-во РГСУ, 2004. - С111-215.
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с.
Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт систематического анализа / А.Л. Дворкин. – Н. Новгород, 2002.
Издательский Дом Санкт-Петербургского университета, 2003.
История религий. Духовные традиции народов Урала. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. – М., Екатеринбург. – 2007.
История религий. Духовные традиции народов Урала. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. – М., Екатеринбург. – 2007.
Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. [Текст] М: Новое литературное обозрение, 2004. - 648 с.
Научные труды ГНУВ ЭМО РФ.– М.;2004.– Т.2. - С.53-54..
Основы религоведения. Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.- 1994.
Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. – М.
Поспеловский, Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. – М.
преодоления социальных страхов.// Материалы VIII-Х симпозиумов «Смысл жизни и акме: 10 лет поиска». - М.: Изд-во «Смысл», 2004.- С.151-152.
Религии мира. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. Е.Е. Вяземского, Н.В.Шабурова. – М. – 1997.
Религия и гражданское общество: проблема толерантности: Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
Религия и нравственность в секулярном мире: Материалы научной конференции. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2002.
Самсонов С.И. Россия – многоконфессиональное государство: учебно-методическое пособие / С.И. Самсонов. – Саратов, 2007.
Социология религии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология» / В.И. Веремчук. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 254 с.
Холостова, Е. И. Социальная реабилитация [Электронный ресурс]: учеб. пособие для ВУЗов/ Е. И. Холостова, H. Ф.Дементьева М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. 340 с.
Человек в трудной жизненной ситуации //Сборник материалов научно-практической конференции «». М.: Изд-во РГСУ, 2004.- С. 232-234. – 0,15 п.л.
Научная и научно-популярная литература
Абдулатипов, Р.Г. Судьбы ислама России. – М. – 2002.
Буддизм. Четыре благородных истины. – М. – 2002.
Горелов, А.А. История мировых религий. – М. – 2006.
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М. – 1975.
Мень, А.В. История религии: В 7 т. – М. – 1991-1993.
Мудрецы Талмуда: Сборник сказаний, притч, изречений. - Ростов н/Д. – 2005.
Померанц, Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. – М. – 2006.
Рахман, Х.У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х. – Новгород. – 2000.
Семотюк, О.П. Буддизм: история и современность. - Ростов н/Д. – 2001.
Смирнов, Е.И. История христианской Церкви. – М. – 2007.
Сорокин, П.А. Социокультурная динамика. – М. – 1992.
Фромм, Э. Психоанализ и религия. – М. – 1990.
Шпейнзальц, А. Введение в Талмуд. Иерусалим. – 1993.
Юнг, К. Психология и религия. – М. – 1991.
Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии. – М. – 1982.

Дополнительная литература:
Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама России [Текст]: М. – 2002.
Берсенева, Т., Рычкова, В. Краткая характеристика наиболее распространенных нетрадиционных религиозных объединений [Текст]: Т. Берсенева, В. Рычкова // ОБЖ - №2. - 2006.
Берсенева, Т., Рычкова, В. Краткая характеристика наиболее распространенных нетрадиционных религиозных объединений./ Т. Берсенева, В. Рычкова // ОБЖ. - №3. - 2006.
Буддизм. Четыре благородных истины. – М. – 2002.
Горелов А.А. История мировых религий. – М. – 2006.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М. – 1975.
Мень А.В. История религии: В 7 т. – М. – 1991-1993.
Мудрецы Талмуда: Сборник сказаний, притч, изречений. - Ростов н/Д. – 2005.
Назарова, Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический анализ [Текст]: /Е.А. Назарова. - М., 1999. - 140 с
Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. – М. – 2006.
Рычкова, В.А. Реабилитации бывших адептов деструктивных сект. / В.А. Рычкова // Миссионерская деятельность - №4. - 2005.
Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. - Ростов н/Д. – 2001.
Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – М. – 2007.
Сорокин П.А. Социокультурная динамика. – М. – 1992.
Рахман Х.У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х. – Новгород. – 2000.
Фромм Э. Психоанализ и религия. – М. – 1990.
Шпейнзальц А. Введение в Талмуд. Иерусалим. – 1993.
Юнг К. Психология и религия. – М. – 1991.

Интернет-ресурсы
Документы Екатеринбургской конференции «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма» // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Плоткин, В.А. Место религиозного сектантства и проблема национальной безопасности России. / В. А. Плоткин // http://polit.mezhdunarodnik.ru.
Религиозный экстремизм в России // Сайт юридической правозащитной организации Славянский Правовой Центр: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Секта // Википедия свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki
Сектантство как социальная проблема. Организация социальной помощи адептам религиозных организаций деструктивной направленности // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фанатизм // Википедия свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета: Официальный сайт: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/114-fz.shtm






























Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Раздел
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Показатели оценки
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Раздел 1. Социология религии
Освоенные умения:
умеет устанавливать причинно-следственные связи между социальными процессами и религиозностью общества и индивида.
Усвоенные знания:
знает предпосылки возникновения религии, имеет представление о методологии и методиках конкретно-социологических исследований религиозности.
Сообщения, доклады, презентации.
Экспертная оценка самостоятельной работы, выполнения задания на практическом занятии, работы на семинаре, исследований. Тест.

Раздел 2. Психология религии
Освоенные умения:
умеет определять психологические факторы религиозности личности.
Усвоенные знания:
Знает психологические факторы возникновения религии;
имеет представление:
о психологии религиозных групп и индивида;
о возрастной психологии религии.


Раздел 3. История религий
Освоенные умения:
умеет критически анализировать религиоведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, статистические данные, материалы периодической печати, аудиовизуальный ряд и т.д.);
- использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой информации;
Усвоенные знания:
знает основные этапы развития религии: первобытные формы религии; политеистические религии Древнего мира; монотеизм; религии мира и их основатели, вероучение и культ мировых религий;
имеет представление: о кризисах и рождении самостоятельных течений в мировых религиях; о месте мировых религий в современном мире; об истории распространения религий в России.


Раздел 4. Религиозная этика


Освоенные умения:
умеет:
критически анализировать религиоведческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, статистические данные, материалы периодической печати, аудиовизуальный ряд и т.д.);
использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой информации;
определять нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрения.
Усвоенные знания:
знает нравственные заповеди в религиях мира;
основы религиозной этики в быту и праздниках верующих людей;
имеет представление:
о месте человека в религиозном и нерелигиозном мировоззрении; культовой практике и этических нормах верующих;
о развитии свободомыслия и представлений о свободе совести и ее государственно-правовое обеспечение в истории России;
о закреплении свободы мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах.


Раздел 5. Современные нетрадиционные религии и культы.

Освоенные умения:
умеет участвовать в дискуссиях по религиоведческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя при обсуждении исторические сведения;
- использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой информации.
Усвоенные знания:
Знает о социально-исторических и социокультурных условиях формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов;
конституционные нормы, регулирующие вопросы свободы вероисповедания в России.
имеет представление:
о нетрадиционных религиозных движений и культов;
об эволюции религии в современном мире.


Раздел 6. Основы социальной работы с верующими
Освоенные умения:
умеет:
определять религиозную личность и ее тип;
соотносить поведение клиента с исторически сложившимися мировоззренческими системами реального мира;
- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;
- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС связи с религиозными ориентациями.
- представлять результаты изучения материала в формах тезисов, конспекта, сообщения, таблицы, творческой работы и т.д.
Усвоенные знания:
знает:
основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);
имеет представление:
о методиках диагностирования ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями;
о мерах профилактики возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;
о формах взаимодействия социальных служб и религиозных организаций на примере отечественного и зарубежного опыта.


Зачет
В соответствии с требованиями работодателей сформулированы дополнительные профессиональные компетенции:
- определять религиозную личность;
- диагностировать ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями;
- участвовать в диалоге по религиоведческим проблемам, соблюдать этику диалога на религиозную тему;
- собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации, связанной с религиозными ориентациями клиента;
- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;
- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС в связи с религиозными ориентациями.











13PAGE \* MERGEFORMAT14115


Казанцева Л.В., преподаватель общественных дисциплин ГБПО СО КУПедК 13PAGE \* MERGEFORMAT14215


13PAGE 14215


13PAGE 14815




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415