Рабочая программа ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания для специальности 39.02.-1 Социальная работа 
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  Свердловской области
«Каменск-Уральский педагогический колледж»
Согласовано:
Зав. ИМЦ___________Н.В. Коурова
«____»_______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 ОП.09 «Основы социальной работы 
с представителями разного вероисповедания»
для специальности 39.02.01 Социальная работа
Преподаватель  Казанцева Л.В., высшая к.к.
Каменск-Уральский
2014
Рабочая программа учебной дисциплины   «Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания»  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования от 12 мая 2014 года и требованиями работодателей  (Протокол N 4 от 2.12.10) для специальности 39.02.01 Социальная работа
Разработчик Казанцева Л.В.,  преподаватель ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», ВКК.
Рецензент ______________________________________________________
Рассмотрена на заседании НМС ГБОУ СПО СО «КУПедК» (Протокол  №2от 25.09.14.) и рекомендована к утверждению.
Утверждена приказом по ГБОУ СПО СО «КУПедК» (N 134-ОД от 26.09.14.).
Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации учебной дисциплины
паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания  является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ)  специальности 39.03.01 Социальная работа (углубленная подготовка) в рамках вариативной части учебного плана.
Место учебной дисциплины в структуре ОПОП 
ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания  разработана по требованию работодателей и относится к вариативной части ППССЗ.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Изучение ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания  на углубленном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
сформированность знаний обучающихся об истории религий, целостного представления о различных религиозных концепциях, распространенных в России;
сформированность ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностно осмысленного исторического опыта, восприятия исторически сложившейся системы  общечеловеческих ценностей на основе гуманизма, уважения к правам человека, демократии;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа религиоведческой информации;
воспитание толерантности как важнейшего условия  работы с людьми, разделяющими или не разделяющими религиозные взгляды,  способности рассматривать мировоззрение и поведение людей с точки зрения свободы совести.
воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
- основные этапы развития религии;
- основные черты современных мировых религий, иметь представление об этических основах мировых религий и культовой практике верующих;
- психологические предпосылки религии;
- психологию религиозных групп и индивида;
- основания и содержание религиозной этики;
- место религии в системе культуры;
- основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);
иметь представление о (об):
- об этических основах мировых религий и культовой практике верующих;
- социально-исторических и социо-культурных условиях формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов;
- многообразии исторических типов религиозных учений, современных нетрадиционных религиозных движений и культов; 
- методологии и методиках социологических исследований религиозности. 
уметь:
- проводить поиск религиоведческой информации в источниках разного типа;
- критически анализировать религиоведческую  информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, статистические данные, материалы периодической печати, аудиовизуальный ряд и т.д.);
-  определять религиозную личность и ее тип;
- участвовать в дискуссиях по религиоведческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя при обсуждении исторические сведения;
- представлять результаты изучения материала в формах  тезисов, конспекта, сообщения, таблицы, 
творческой работы и т.д.;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения  собственной  позиции  по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования  навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой  информации;
- соотношения  поведения клиентов с исторически сложившимися мировоззренческими системами реального мира;
- соотношения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы; 
- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС связи с религиозными ориентациями.
Выпускник, освоивший  ППССЗ  углубленной подготовки, должен обладать общими компетенциями. Программа ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания способствует развитию нескольких общих компетенций, определённых ФГОС СПО (для всех специальностей):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. 
В соответствии с требованиями работодателей сформулированы дополнительные профессиональные компетенции:
- определять  религиозную личность;
- диагностировать ТЖС у клиентов всвязи с религиозными ориентациями;
- участвовать в диалоге  по религиоведческим проблемам, соблюдать этику диалога на религиозную тему;
-  собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации, связанной с религиозными ориентациями клиента;
- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы; 
- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС всвязи с религиозными ориентациями. 
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов,  в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов;
практических занятий, семинаров – 35 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 
70
в том числе:
лабораторные работы
0
практические занятия
35
контрольные работы, в т.ч. зачет
6
курсовая работа (если предусмотрено)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (если предусмотрено)
0
Итоговая аттестация в форме зачета  
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания  
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся
Количество часов
макс./ауд
Уровень усвоения
Введение
Содержание учебного материала
2
1
Определение религии, типы определений. Сущностные характеристики религии. Элементы и структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Функции и роль религии.
Раздел 1. Социология религии
Тема 1.1-1.2 Предпосылки возникновения  религии.
Содержание учебного материала
1
2
Социумные, социокулътурные, антропологические, гносеологические основы и предпосылки возникновения религиозных взглядов. 
Практическое занятие 
«Противоречивость общественного прогресса  как фактор религиозности».
1
3
Тема 1.3-1.6 Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности.
Содержание учебного материала
2
2
Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности.
Социологический анализ религии, его уровни. Социологическая теория религии. Методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности. Результаты социологических исследований религии.
Самостоятельная работа обучающихся
На основе изучения ресурсов Интернет составить конспект «Центральная тема социологии религии  взаимодействие религии и общества».
2
2
Практическое  занятие 
«Методики исследований религиозности» 
2
2
Лабораторные работы 
-
-
Контрольные работы
-
-
Раздел 2. Психология религии
Тема 2.1-2.2 Психологические факторы возникновения религии.
Содержание учебного материала
1
2
Психологические факторы возникновения религии.
Психологические факторы возникновения религии: общественно-психологические, индивидуально-психологические.  Психологические предпосылки религии: религиозная вера как психологический феномен; религиозный опыт. Психология религиозного культа и общения; религиозная медитация. Психология религиозных групп и индивида.
Практическое занятие 
«Религиозная личность и ее типы». 
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу «Религиозная личность и ее типы»
2
2
Тема 2.3-2.4 Основные направления в психологии религии.
Содержание учебного материала
2
2
Основные направления в психологии религии.  
Светская и конфессиональная психология религии. Общепсихологические и социально-психологические подходы к изучению религии. Бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля. Психоанализ в психологии религии. Пастырская психология.   
Самостоятельная работа обучающихся
Составить словарь основных терминов на тему «Психология религии»
2
2
Тема 2.5-2.8 Возрастная психология религии.
Содержание учебного материала
1
2
Половозрастная  психология религии.
  Процесс онтогенетического развития религиозности  индивида. Культовая активность индивида на разных этапах жизни. Возрастные кризисы  и сенситивные периоды в развитии сознания верующих. 
Практическое занятие
 «Патология религиозного  сознания».  
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу «Факторы религиозности личности»
2
2
Практическое  занятие 
«Факторы религиозности личности»
2
3
Лабораторные  работы
-
-
Контрольные работы
-
-
Раздел 3. История религий
3.1-3.2 Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества.
Содержание учебного материала
2
2
Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества.
Основные подходы к решению проблемы происхождения религии; генезис и эволюция религии в истории общества; мифологическое сознание; первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества; племенные религии; развитие религиозных представлений в эпоху разложения родовых отношений.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить кроссворд на тему «Первобытные формы религии»
1
2
3.3-3.4 Политеистические религии Древнего мира.
Содержание учебного материала
2
2
Политеистические религии Древнего мира. 
Национально-государственные религии Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, брахманизм, зороастризм). Становление монотеистических религий (иудаизм). Священные книги религий  Древнего мира: Веды,  Авеста, Трипитака. Священные сооружения древности. 
Самостоятельная работа обучающихся 
Подготовить сообщение «Язычество народов Урала».
2
3
3.5-3.14  Мировые религии.
Содержание учебного материала
4
2
История мировых религий
Формирование и эволюция мировых религий: буддизм, христианство, ислам).  Религии мира и их основатели вероучение и культ мировых религий. Кризисы и рождение самостоятельных течений в мировых религиях.  Мировые религии в современном мире. 
Практикум 
«Вероучительные тексты религий мира»
2
3
Самостоятельная работа обучающихся 
Подготовить сообщение «Паломничество и святыни». 
2
2
Контрольная работа
Контрольный тест «История мировых религий»
2
2
Самостоятельная работа обучающихся 
Подготовить сообщение о распространении религий в России (по выбору). 
2
3
Семинар  
«Религии в России»
2
3
Лабораторные работы
-
-
Раздел 4. Религиозная этика
4.1-4.2 Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрении.
Содержание учебного материала
2
2
Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрении.
Человек в религиозных традициях мира. Смысл жизни и назначение человека в религиозных мировоззренческих системах.
4.3-4.4 Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрения.
Содержание учебного материала
2
2
Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрения.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад в современных религиозных системах. Нравственные заповеди в религиях мира. Основания религиозной этики. Анализ теологических точек зрения; основные понятия религиозной этики.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить сравнительную таблицу «Нравственные заповеди в религиях мира».
2
2
4.5-4.10
 Культовая практика и этические нормы верующих.
Содержание учебного материала
2
2
Культовая практика и этические нормы верующих.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Этическая основа религиозных праздников. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы. Семья, семейные ценности. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.   
Практическое занятие
«Религиозный этикет при посещении культовых объектов  современных мировых религий».
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить проект «Религиозная этика в быту и праздниках верующих людей».
2
3
Практикум
Презентация студенческих проектов «Религиозная этика в быту и праздниках верующих людей».
2
3
4.11-4.18 
История свободомыслия и свобода совести.
Содержание учебного материала
2
2
Свободомыслие и свобода совести как явление духовной культуры. Формы свободомыслия (богоборчество, религиозный индифферентизм, скептицизм, нигилизм, антиклерикализм, атеизм и т.д.). Элементы свободомыслия в народном творчестве, искусстве, естествознании, художественной литературе, философии, теологии; этапы развития свободомыслия. Возникновение представлений о свободе совести; выступление за независимость светской власти от церкви, за веротерпимость. Осознание права не исповедовать никакую религию, быть атеистом, понимание свободы совести как одного из прав человека. Свобода мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах.
Практическая работа 
«От свободомыслия к свободе совести» 
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему: «Развитие представлений о свободе совести и ее государственно-правовое обеспечение в истории России»
2
3
Семинар 
«Право верить и не верить»
2
3
Контрольный  тест 
«Свобода мысли и свобода вероисповедания»
2
3
Лабораторные работы 
-
-
Раздел 5. Современные нетрадиционные религии и культы. 
5.1-5.2 
Эволюция религии в современном мире.
Содержание учебного материала
1
2
Эволюция религии в современном мире
Процессы секуляризации и сакрализации; динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации. Усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих. Религиозный фактор в политических и межэтнических конфликтах, в социально-политических движениях. Интегративные процессы в религиях: попытки создания универсальной "религии".
Практическое занятие
 «Международные религиозные организации и форумы».
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составить конспект «Участие религиозных организаций и верующих в решении глобальных проблем современности»
2
3
5.3-5.4
Социально-исторические и социокультурные условия формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов.
Содержание учебного материала
1
2
Социально-исторические и социокультурные условия формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов.
 Характерные черты нетрадиционных движений и культов; типы нетрадиционных движений и культов: неохристианские, ориенталистские, синкретические, территориально-региональные, сатанинские и демонические культы и другие направления.
Практикум 
«Конституционные нормы, регулирующие вопросы свободы вероисповедания в России»
1
2
5.5 
Современные нетрадиционные религиозные движения  и культы.
Содержание учебного материала
1
2
Современные нетрадиционные религиозные движения  и культы.
Нетрадиционные религиозные движения: современные христианские конфессии, неденоминированные христианские объединения.  Религиозные организации, отрицающие бога и религиозную этику. 
5.6-5.8
Эзотерические учения.
Содержание учебного материала
1
2
Эзотерические учения
Специфики эзотеризма как особой  области культуры. История эзотеризма. Цели эзотерических систем. Эзотеризм и оккультизм. Эзотеризм и психология. Эзотнризм и наука. Эзотеризм и современное общество. Формы эзотерического знания и механизмы его формирования; классификация эзотерических учений.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить сравнительную таблицу «Новые религиозные движения и культы».
2
2
Семинар 
«Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект»
Классификация сект. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности.
2
2
Лабораторные работы 
-
-
Контрольные работы
-
-
Раздел 6.  Основы социальной работы с верующими
6.1-6.2 Диагностирование ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями 
Содержание учебного материала
2
2
Диагностирование ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями
Современные типы религиозных и нерелигиозных индивидов. Сбор необходимой информации для диагностирования религиозности личности. Анализ ситуации, связанной с религиозными ориентациями клиента.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить каталог методик диагностирования религиозности личности.
2
3
6.3-6.8 Профилактика  возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы
Содержание учебного материала
2
2
Профилактика  возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы
Условия адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС в связи с религиозными ориентациями. Этика диалога по религиоведческим проблемам. Профилактика возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы. Планирование системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями. Позитивная психотерапия. 
Самостоятельная работа обучающихся
На основе изучения материалов СМИ и ресурсов Интернет об опыте работы социальных служб составить таблицу «Формы реабилитации бывших адептов».
2
2
Семинар 
«Зарубежный и отечественный опыт работы с бывшими адептами».
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение «Отечественный и зарубежный опыт социальной адаптации семей верующих, попавших в ТЖС». 
2
2
Семинар
 «Особенности организации социально-педагогической работы с верующими семьями».
2
3
6.9-6.12 
Формы взаимодействия социальных служб и религиозных организаций 
Содержание учебного материала
2
2
Формы взаимодействия социальных служб и религиозных организаций
Основные направления и формы социального служения религиозных организаций. Опыт взаимодействия социальных служб и религиозных организаций.
Самостоятельная работа 
Подобрать материалы в ресурсах Интернет и СМИ к теме «Церковь и конфессиональные объединения в системе социальной работы (отечественный и зарубежный опыт)».
2
3
Семинар-практикум 
 «Методы и приемы работы с верующими людьми, попавшими в ТЖС»
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к зачету
2
3
Лабораторные работы 
-
-
Контрольные работы
-
-
Зачет
2
Всего часов по дисциплине
70 часов
Практических работ
35 часов 
В том числе контрольных работ
8 часов
Самостоятельной работы обучающихся
35 часов
Основные формы организации  учебной деятельности студентов: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа; самостоятельная работа.
Формы и методы обучения:  лекция преподавателя; фронтальная беседа; объяснение; упражнение; тестирование; практические работы.
Текущий контроль знаний осуществляется на семинарских, практических занятиях, при проведении фронтального и индивидуального опроса, во время письменных  проверочных работ (в виде тестов, контрольных работ и т.д.). Итоговое обобщающее занятие предполагает проведение теста по всем изученным темам.
Так как  в течение всего срока обучения регулярно проводится фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос, достаточное количество практических и контрольных работ,  семинарских занятий,  заключительный тест, итоговая оценка по дисциплине выставляется с учетом  оценок по результатам текущего контроля.  
3. Условия реализации учебной дисциплины ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания  
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочим местом преподавателя (рабочий стол, стул);
- шкафами для хранения литературы и дидактических материалов;
- ученическими столами и стульями.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер, принтер,  проектор, экран (или SMART-доска), колонки. 
3.2. Информационное обеспечение обучения
Презентации
Атеизм и свободомыслие
Почему люди тянутся в тоталитарные секты
Свобода совести
Справочники и словари
Бачинин, В.А. Религиоведение: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во В. А. Михайлова, 2005. – 287 с.
Буддизм: Словарь. М. – 1992.
Всеобщая история религий мира. – М. – 1991.
Ислам. Энциклопедический словарь. – М. – 1991.
Народы и религии мира: Энциклопедия /Под ред. В.А. Тишкова. – М. – 2000.
Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Современный литератор, 2007. – 976 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010. – 874 с.
Основы религоведения. Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.- 1994.
Поспеловский,  Д.В. Русская православная церковь в XX в.: Учебное пособие. – М. 
Религии мира. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. Е.Е. Вяземского, Н.В.Шабурова. – М. – 1997. 
Религии мира: учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.:
Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. – М. – 1993, 1995.
Дополнительная  учебная литература:
Бадхен, А.А. Мастерство психологического консультирования [Электронный ресурс]/ под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родипой. – СПб.: Европейский дом, 2002.
Грошева, Л.Н. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у верующих//М.:Изд-во РГСУ, 2004. - С111-215.
Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с.
Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт систематического анализа / А.Л. Дворкин. – Н. Новгород, 2002.
Издательский Дом Санкт-Петербургского университета, 2003.
История религий. Духовные традиции народов Урала. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. – М., Екатеринбург. – 2007.
История религий. Духовные традиции народов Урала. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. – М., Екатеринбург. – 2007.
Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. [Текст] М: Новое литературное обозрение, 2004. - 648 с.
Научные труды  ГНУВ ЭМО РФ.– М.;2004.– Т.2. - С.53-54..
Основы религоведения. Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.- 1994.
Поспеловский  Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. – М. 
Поспеловский,  Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. – М. 
преодоления социальных страхов.// Материалы VIII-Х симпозиумов «Смысл жизни и акме: 10 лет поиска». - М.: Изд-во «Смысл», 2004.- С.151-152.
Религии мира. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. Е.Е. Вяземского, Н.В.Шабурова. – М. – 1997. 
Религия и гражданское общество: проблема толерантности: Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
Религия и нравственность в секулярном мире: Материалы научной конференции. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2002.
Самсонов С.И. Россия – многоконфессиональное государство: учебно-методическое пособие / С.И. Самсонов. – Саратов, 2007.
Социология религии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология» / В.И. Веремчук. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 254 с.
 Холостова, Е. И.  Социальная реабилитация [Электронный ресурс]: учеб. пособие  для ВУЗов/ Е. И. Холостова, H. Ф.Дементьева  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.  340 с.
Человек в трудной жизненной ситуации //Сборник материалов научно-практической конференции «». М.: Изд-во РГСУ, 2004.- С. 232-234. – 0,15 п.л.
Научная и научно-популярная литература
Абдулатипов, Р.Г. Судьбы ислама России. – М. – 2002.
Буддизм. Четыре благородных истины. – М. – 2002.
Горелов, А.А. История мировых религий. – М. – 2006.
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М. – 1975.
Мень, А.В. История религии: В 7 т. – М. – 1991-1993.
Мудрецы Талмуда: Сборник сказаний, притч, изречений. - Ростов н/Д. – 2005.
Померанц, Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. – М. – 2006.
Рахман, Х.У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х. – Новгород. – 2000.
Семотюк, О.П. Буддизм: история и современность. - Ростов н/Д. – 2001.
Смирнов, Е.И. История христианской Церкви. – М. – 2007.
 Сорокин, П.А. Социокультурная динамика. – М. – 1992.
 Фромм, Э. Психоанализ и религия. – М. – 1990.
 Шпейнзальц, А. Введение в Талмуд. Иерусалим. – 1993. 
Юнг, К. Психология и религия. – М. – 1991.
Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии. – М. – 1982.
Дополнительная литература:
Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама России [Текст]:  М. – 2002.
Берсенева, Т., Рычкова, В. Краткая характеристика наиболее распространенных нетрадиционных религиозных объединений [Текст]:   Т. Берсенева, В. Рычкова // ОБЖ - №2. - 2006.
Берсенева, Т., Рычкова, В. Краткая характеристика наиболее распространенных нетрадиционных религиозных объединений./ Т. Берсенева, В. Рычкова // ОБЖ. - №3. - 2006.
Буддизм. Четыре благородных истины. – М. – 2002.
Горелов А.А. История мировых религий. – М. – 2006.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М. – 1975.
Мень А.В. История религии: В 7 т. – М. – 1991-1993.
Мудрецы Талмуда: Сборник сказаний, притч, изречений. - Ростов н/Д. – 2005.
Назарова, Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический анализ [Текст]: /Е.А. Назарова. -  М., 1999. - 140 с
Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. – М. – 2006.
 Рычкова, В.А. Реабилитации бывших адептов деструктивных сект. / В.А. Рычкова // Миссионерская деятельность - №4. - 2005.
 Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. - Ростов н/Д. – 2001.
 Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – М. – 2007.
 Сорокин П.А. Социокультурная динамика. – М. – 1992.
 Рахман Х.У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х. – Новгород. – 2000.
 Фромм Э. Психоанализ и религия. – М. – 1990.
 Шпейнзальц А. Введение в Талмуд. Иерусалим. – 1993. 
 Юнг К. Психология и религия. – М. – 1991.
Интернет-ресурсы
Документы Екатеринбургской конференции «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма» // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Плоткин, В.А. Место религиозного сектантства и проблема национальной безопасности России. / В. А. Плоткин // http://polit.mezhdunarodnik.ru.
Религиозный экстремизм в России // Сайт юридической правозащитной организации Славянский Правовой Центр: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Секта // Википедия  свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki
Сектантство как социальная проблема. Организация социальной помощи адептам религиозных организаций деструктивной направленности // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Фанатизм // Википедия  свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета: Официальный сайт: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/114-fz.shtm
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
ОП.09 Основы социальной работы с представителями разного вероисповедания
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Показатели оценки
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Раздел 1. Социология религии 
Освоенные умения:
умеет устанавливать причинно-следственные связи между социальными процессами и религиозностью общества и индивида.
Усвоенные знания:
 знает предпосылки возникновения религии, имеет представление о методологии и методиках конкретно-социологических исследований религиозности.
Сообщения, доклады, презентации.
Экспертная оценка самостоятельной работы, выполнения задания  на практическом занятии, работы на семинаре, исследований. Тест.
Раздел 2. Психология религии
Освоенные умения:
умеет определять психологические факторы религиозности личности.
Усвоенные знания:
Знает психологические факторы возникновения религии; 
имеет представление:
о психологии религиозных групп и индивида;
о возрастной психологии религии.
Раздел 3. История религий
Освоенные умения:
умеет критически анализировать религиоведческую  информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, статистические данные, материалы периодической печати, аудиовизуальный ряд и т.д.);
- использовать  навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой  информации;
Усвоенные знания:
знает  основные этапы развития религии: первобытные формы религии; политеистические религии Древнего мира;  монотеизм; религии мира и их основатели, вероучение и культ мировых религий;
имеет представление: о кризисах и рождении самостоятельных течений в мировых религиях;  о месте мировых религий в современном мире; об истории распространения религий в России.
Раздел 4. Религиозная этика
Освоенные умения:
умеет:
 критически анализировать религиоведческую  информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, статистические данные, материалы периодической печати, аудиовизуальный ряд и т.д.); 
использовать  навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой  информации;
определять нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрения.
Усвоенные знания:
знает нравственные заповеди в религиях мира;
основы религиозной этики в быту и праздниках верующих людей;
имеет представление:
о месте человека в религиозном и нерелигиозном мировоззрении; культовой практике и этических нормах верующих;
о развитии свободомыслия и  представлений о свободе совести и ее государственно-правовое обеспечение в истории России;
о закреплении свободы мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах.
Раздел 5. Современные нетрадиционные религии и культы.
Освоенные умения:
умеет участвовать в дискуссиях по религиоведческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя при обсуждении исторические сведения;
- использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне общественно значимой  информации.
Усвоенные знания:
Знает о социально-исторических и социокультурных условиях формирования и развития нетрадиционных религиозных движений и культов; 
конституционные нормы, регулирующие вопросы свободы вероисповедания в России.
имеет представление:
о нетрадиционных религиозных движений и культов; 
об эволюции религии в современном мире.
Раздел 6.  Основы социальной работы с верующими
Освоенные умения:
умеет:
определять религиозную личность и ее тип;
соотносить поведение клиента с исторически сложившимися мировоззренческими системами реального мира;
- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы; 
- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС связи с религиозными ориентациями.
- представлять результаты изучения материала в формах  тезисов, конспекта, сообщения, таблицы, творческой работы и т.д.
Усвоенные знания:
знает:
основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);
имеет представление:
о методиках диагностирования ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями;
о мерах профилактики  возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы;
о формах взаимодействия социальных служб и религиозных организаций на примере отечественного и зарубежного опыта.
Зачет
В соответствии с требованиями работодателей сформулированы дополнительные профессиональные компетенции:
- определять  религиозную личность;
- диагностировать ТЖС у клиентов в связи с религиозными ориентациями;
- участвовать в диалоге  по религиоведческим проблемам, соблюдать этику диалога на религиозную тему;
-  собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации, связанной с религиозными ориентациями клиента;
- проводить профилактику возникновения новых ТЖС, связанных с религиозной ориентацией клиентов социальной работы; 
- создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц, попавших в ТЖС в связи с религиозными ориентациями. 
13PAGE   \* MERGEFORMAT14115
Казанцева Л.В., преподаватель общественных дисциплин ГБПО СО КУПедК 	 13PAGE   \* MERGEFORMAT14215
13PAGE  14215
13PAGE  14815
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 415