Эссе Айдаковой Галины Вкасильевны
Эссе
«Моя педагогическая философия».
Учителями славится Россия!
Учитель – он мыслитель и творец.
Он детских душ умелый искуситель,
И в жизни он из мудрецов мудрец.
Учитель! Сколько составляющих человеческого характера заключается в этом слове?.. Увлеченность, честность, искренность, трудолюбие, единение, любовь
Но и множество вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Для чего я живу? Что мне дорого, важно, без чего я не могу обойтись?
Я каждый день вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда. В чьих-то азарт, удивление, любопытство Какие они разные! У каждого свои интересы, потребности, привязанности, характер, наблюдения, разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.
А что значит для меня, быть учителем? Это не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение. Для меня «учитель» – не профессия и не работа Для меня быть учителем – это значит жить. И этот образ жизни я избрала для себя 17 лет назад.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань между моей работой и жизнью. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников.
Учитель формирует фундамент детских знаний и умений, основы их мировоззрения и характера, работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны. Еще В. Сухомлинский говорил - «Ребёнок есть устремление в будущее». Работая с детьми, необходимо проявлять творящее терпение, принимать ребёнка таким, каков он есть, дарить ему чувство успеха, победы над самим собой. В моем представлении учитель - это друг по отношению к детям, их советчик, не дающий готовые истины, а сопровождающий и направляющий в ее поиске. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал зерна, так и учитель – открывает и взращивает индивидуальность каждого ученика.
Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, решив посвятить себя работе с детьми, главное для меня заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира. Воспитывать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности перед собой, друзьями, школой, обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания.
Для достижения этой цели каждый учитель должен самосовершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Я уверена, хороший учитель учится всю свою жизнь, работая над собой. « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность есть только одно средство - интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ребенка.
Наш век информатизации отличается от других столетий. Современный урок невозможно сейчас представить без новых средств обучения и ведущим среди них стал компьютер. Поэтому самообразование, информационно-технологическая компетентность каждого учителя сейчас стала необходимой, особенно в процессе реализации ФГОС. Но никакая, даже самая совершенная техника, не сможет заменить эмоционального учительского слова, вдохновить изучаемым.
И еще самым главным на педагогическом пути, на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Надо только научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Очень важным, мне кажется, сформировать свой собственный стиль отношений с учениками, родителями, людьми, меня окружающими, отличительной чертой которого должно быть творческое сотрудничество, взаимное доверие и уважение, доброжелательная атмосфера, заинтересованность в результате.
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», – писал Экзюпери. Это «приручение» предполагает огромную взаимную ответственность друг за друга, дает возможность понимать детей, чувствовать их как самого себя и быть понятым ими».
Моё педагогическое кредо недаром выражено такой фразой: "Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути..." Все, что я имею, я безвозмездно раздаю моим детям, как когда-то в этих родных стенах со мною делились мои учителя, а в настоящее время – мои коллеги.
Мне повезло с учителями. Они научили меня любить школу, людей, себя, мир вокруг. Они зажгли во мне огонь, который я несу в своем сердце, душе и по сегодняшний день. Огонь, согревающий и меня, и тех, кто со мной рядом.
Став учителем, я выполняю наказ К.Л.Модерата, который сказал: «Сотвори мир в себе и подари его людям». Нет ученика без учителя, но и учителя нет без ученика. Это наша общая жизнь и ее надо наполнить мудрой любовью».
Я счастливый человек, потому что мой образ жизни – это радость общения с детьми. Это моменты счастья, когда я вижу широко раскрытые от удивления детские глаза, вижу благодарность и улыбки на лицах ребятишек.
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Удовлетворение от того, как я проживаю день за днем, вдохновило на эти строки:
Учитель – друг, наставник и родитель
Для каждого, кто хочет умным быть.
«Учителями славится Россия!»
И эту фразу никогда нам не забыть.
И Аристотель, и Сократ, и Гегель
Учили нас нести добро и свет.
Не зря сказал когда-то Черчилль,
«Власть у Учителя! Её сильнее нет!»
Урок для нас как праздник, наслажденье,
И радости порыв, и смех души.
Так будем, педагоги, мы едины!
И нашему призванию верны!
Галина Васильевна Айдакова,
учитель начальных классов МБОУ «Горковская СОШ»
15