Развитие ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка через технологию личностно – ориентированного обучения (из опыта работы в рамках реализации ФГОС НОО)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа №1 п. Суна Кировской области
Развитие ключевых компетентностей
учащихся на уроках русского языка
через технологию личностно –
ориентированного обучения
(из опыта работы в рамках реализации ФГОС НОО)
Автор: Ворсина Н.Н.
учитель начальных классов
МКОУ ООШ №1 п. Суна
·
·
· Оглавление:
Обоснование выбора технологии и ее
теоретические основы
Основные идеи технологии ЛОО
Входная диагностика
Практические основы технологии
Итоги работы по технологии
Обмен опытом
Библиографический список
Приложения
(технологическая карта уроков)
Обоснование выбора технологии и её теоретические основы
Школа как живой организм должна находится в постоянном движении, развитии.
В последние годы сельская школа переживает большие преобразования. Изменение социальной среды, ухудшение материального положения семьи, закрытие дошкольных учреждений, увеличение количества физически ослабленных и больных детей приводит к снижению качества образования. В то же время постоянно возрастают требования к уровню знаний учащихся. Часто эти условия вызывают у учащихся отрицательное отношение к обучению, пропадает интерес к знаниям, появляется комплекс неполноценности, многие учащиеся еще не понимают ценности образования. За тридцать два года работы в школе приходилось работать в классах с учащимися с разным уровнем обучаемости (высоким, средним и пониженным). В последние годы в сельскую школу поступают дети в первый класс с резко различаемыми уровнями развития. Степенью подготовленности к обучению в школе. Со всеми этими проблемами я столкнулась в своей работе.
Перед поступлением в первый класс с детьми проводится ряд методик на выявление психологической готовности ребенка к школе (фонематический слух, рисунок человека, домик, абстрактное мышление). Из 15 человек трое имели высокий уровень развития, восемь – средний уровень развития и четыре человека – очень низкий уровень развития.
В результате выявлено, что многие дети имеют неустойчивое внимание, плохо воспринимают информацию развития, словарный запас очень низок. За первый триместр проводилось более глубокое исследование детей при помощи различных методик (рисунок семьи), пиктограмма методов наблюдения и методик на определение зрительной, слуховой памяти. В последующем с каждым ребенком проводилась беседа, в форме вопрос – ответ, использовались игровые моменты («пишущая машинка», «нарисуй картину» и т. д.). В результате получили данные, что только у 5 детей внимание, установка на урок, устойчивая. Остальные дети рассеяны, неусидчивы, в результате не всегда успевают на уроке, обладают слабой памятью.
Я предложила, что развитие памяти, мыслительных процессов необходимо начинать с воспитания устойчивого внимания и положительных эмоций значимых для конкретного ребенка. Обучение детей в начальной школе строится по системе 1 – 4 Школа России ФГОС, поэтому в основу взяла технологию личностно – ориентированного обучения. Весь последующий курс обучения в первом и начало второго класса я посвятила развитию внимания на основе ведущих сенсорных систем (аудиальное, визуальное, кинестетическое). Для выявления результатов проведенной работы использовался упрощенный вариант методики Юферевой, пиктограмма и метод наблюдения. Хочу отметить, что в методике «пиктограмма» дети стали увереннее изображать и лучше запоминать визуальные образы и некоторые кинестетические. В целом гораздо лучше стало запоминание. Да, изменения в развитии ключевых компетентностей учащихся есть в лучшую сторону. Меня сейчас волнует переход детей из 4 класса в среднее звено, где будет меньше визуальной информации, а больше аудиальной (на слуховой анализатор). Поэтому дальнейшая моя работа строится по всем трем сенсорным системам (аудиальной – слуховой, визуальной – зрительной, кинестетической).
В школе при одинаковых условиях обучения требуется обучить всех быстрым темпом. При этом у учащихся может появиться комплекс неполноценности, пропадает интерес к знаниям. Избежать этого можно, учитывая особенности мышления, состояние здоровья, уровень познавательного интереса, скорость протекания мыслительных процессов и другие факторы, то есть, осуществляя индивидуализацию обучения. Поэтому в своей работе я решила применять технологию личностно – ориентированного обучения, в частности уровневую дифференциацию.
Технология личностно – ориентированного обучения привлекает тем, что оно обеспечивает права каждого школьника на индивидуальное развитие и не противоречит его психологическому статусу, возможностям, интересам, склонностям.
Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения. Развитие в данном случае рассматривается «как результат обучения, не совпадающий с его содержанием» (Л.С. Выготский). Это означает, что существенным итогом пребывания ребенка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра, для сохранения здоровья. Знания приобретут практическую ценность, если будут личностью значимыми. Это возможно при применении на уроках субъективного (жизненного) опыта детей и реализации их потребностей и способностей.
Технология личностно – ориентированного обучения предполагает такое построение урока, при котором внимание оказывается не только классу или группе, но и каждому ребенку. При этом особо выделяются его личные достоинства, способности, учитываются его интересы.
Дифференцированное обучение помогает воспитанию таких качеств личности, как внимательность и самостоятельность в работе, ответственность, самоконтроль и уверенность к себе. К.Д. Ушинский писал: «Без уверенности человек ничего не может сделать: не может даже двинуться с места. Чем больше уверенности в человеке, что он сделает то или другое дело, тем более вероятно, что он его сделает».
Внедрять разноуровневую дифференциацию как технологию я начала с учащимися 2 класса , изучив теоретические основы доктора педагогических наук Т.В. Машаровой «Использование личностно – ориентированных технологий в образовании», в дальнейшем в своей работе руководствовалась методическим пособием кандидата педагогических наук О.Г. Селивановой «Личностно – ориентированный подход в обучении как средство повышения качества образования учащихся»
Основные идеи технологии личностно – ориентированного обучения
Создать максимально благоприятные условия для развития и саморазвития ученика, выявления и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности.
Использование различных форм организации работы на уроке для совместной творческой деятельности учителя и ученика.
Опора на субъективный опыт учащихся, который используется в качестве одного из источников обучения.
Учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Актуализация результатов обучения
Применение вышеперечисленных идей позволяет мне на уроке помочь каждому ученику четко сформулировать конкретную цель урока, знать, зачем им необходимо получить данные знания, умения, навыки, где и как они их могут применить, порой для решения нестандартных учебных задач, овладеть учебным материалом на базовом уровне каждым учеником и дать возможность получить эти знания, умения, навыки на повышенном или углубленном уровнях, добывая их в процессе поисковой деятельности (самостоятельно), контролировать или оценивать свою деятельность, с учетом индивидуальных особенностей личности.
На таких уроках осуществляется взаимообратная связь учитель – ученик и рефлексия на отдельных этапах урока и при подведении итога урока.
Технологию личностно – ориентированного обучения применяю на уроках и во внеурочной деятельности. Повышаются трудозатраты на подготовку к уроку, на подбор материала и приготовление уровневых заданий, а также заданий, помогающих ученикам раскрыть тему и цель урока.
Входная диагностика
В концепции под качеством современного образования понимается сформированность у выпускников всех ступеней ключевых компетентностей (п.1.5).
Первая ступень формирования – это знания, умения, навыки ( например: русский язык – каллиграфия – умения, навыки – написание словарных слов).
Вторая ступень – это общеучебные умения, навыки (в основном закладывается в начальной школе, они распространяются на все предметы. Например: выделить главное, делать выводы).
Третья ступень компетентности – это способ, который приобретает ребенок в процессе обучения, чтобы обеспечивать свою жизнедеятельность (например: чтении е – прочитать вывеску на магазине).
Следовательно:
Компетентность – это способность человека действовать в условиях современного общества.
К ключевым компетентностям относятся:
- Предметная компетентность – способность действовать с позиции научного
содержания учебного предмета.
- Информационная компетентность – способность получать информацию из различных
источников (компьютер, книга, живое слово, аудио-, видеотехника).
- Коммуникативная компетентность – способность вступать в общение с целью быть
понятым. Способы: через компьютер, родные и иностранные языки, педагогические
технологии, использование диалоговых технологий.
Культурологическая компетентность – способность воспринимать культуру своего и других народов (культура нашего народа»пеленание детей»).
- Социальная компетентность – способность бесконфликтного поведения, на первое
место выдвигается самим собой.
Валеологическая компетентность – способность вести здоровый образ жизни. Создают условия для создания здоровьесберегающей образовательной среды (программа здоровья – санитарно – гигиеническая среда, организационно – педагогическая среда, психолого – педагогическая среда).
Готовность к продолжению образования ( конфликт «учителя начальных классов – учителя старших классов).
Пришла к выводу, что для моего класса наиболее оптимальным условием для развития ключевых компетентностей учащихся является применение уровневой дифференциации на уроках русского языка.
На начало второго года обучения в классе было 15 учащихся: 5 девочек и 10 мальчиков.
8,1% - дети служащих;
2,2% - дети коммерсантов;
53,2% - дети рабочих из колхоза СПК «Большевик»;
36,5% - дети, проживающие за пределами поселка в деревнях.
Диагностика уровня обучаемости каждого ученика по методике Г.А.Русских показала такие результаты:
7,4% - высокий уровень обучаемости;
18, 9% - средний уровень обучаемости;
66,5% - низкий уровень обучаемости;
7,2% - ниже низкого уровня обучаемости.
Входные контрольные показали уровень качества знаний 56%, уровень обученности 81,4%.
Цель вводной диагностики – определить готовность учащихся к восприятию нового материала. Диагностический материал показал, что нужно внести изменения в обучение детей.
Практические основы технологии
Построение процесса обучения в личностно – ориентированном образовании принципиально изменяет позицию ученика, он становится соавтором урока.
Существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. В дидактических исследованиях выделяют внутреннюю и внешнюю дифференциацию, а так как в классе 15 человек, я выбрала внутреннюю дифференциацию – это такой подход, при котором учащиеся не выделяются в группы, а учитель, зная особенности учащихся, дает им задания разного уровня сложности.
Уровневый подход помогает при подготовке урока более четко провести анализ учебного материала с позиции его значимости, то есть, оценить до какого уровня должно быть доведено усвоение той или иной темы. Изложение материала провожу на повышенном уровне, большую долю довожу на уроке самостоятельной работе, опираюсь на групповую, на фронтальную и индивидуальные формы работы с классом.
Остановлюсь на групповой форме (в парах) работы на уроке, когда дети начинают работать над формулировкой темы и цели урока, каждой паре дается лист для работы, каждому ряду свое задание по количеству учащихся на ряду, а иногда для всех одинаковое. Например: общая цель. У всех слов определите время, число и вы мне скажите тогда, куда сегодня мы спешим:
Играет – н.в., ед.ч.
Написал - п.в., ед.ч.
Желать – нельзя определить
Играть - нельзя определить
Пишет – н.в., ед.ч.
Рисовал – п.в., ед. ч.
Сочиняет – н.в., ед.ч.
Носить - нельзя определить
Поедет – б.в., ед.ч.
Тема: Неопределенная форма глагола.
Опираясь на раскрытую тему урока, ученики определяют цели урока (затем учитель уточняет цели урока)
Групповую работу в парах использую при взаимоконтроле после самостоятельной работы над работой репродуктивного характера. Например: задание дается по вариантам на карточках. На лицевой стороне желтого цвета задание для учащихся 1 варианта, а на обратной стороне ответы выполненного задания второго варианта.
Цель: дойти до творческого задания и при возможности его выполнить правильно.
Работая в условиях дифференцированного обучения, наиболее удобное выявление знаний и умений учащихся по трем уровням. Это связано с особенностями государственного стандарта (базовый, повышенный и углубленный).
Выделяются задания репродуктивного, конструктивного и творческого характера.
1 уровень – репродуктивный, характеризуется классификацией, воспроизведением, подстановкой.
2 уровень – конструктивный, отражает знания в знакомой ситуации, путем применения алгоритмов.
3 уровень – творческий, проявляются знания в незнакомой ситуации, выбор одного варианта из двух возможных.
На уроках русского языка разноуровневая дифференциация на таких типах уроков: изучение нового материала и обобщение и систематизация знаний.
Учитель, работая в технологии личностно – ориентированного обучения, должен уметь тонко чувствовать ребенка и класс, грамотно подготовить и подобрать уровневые задания, так как не все учебники соответствуют этому требованию. Так же необходимо уметь маневрировать на уроке, учитывая потребности детей и класса, условия работф.
На уроках изучения нового материала разноуровневую дифференциацию применяю после первичного закрепления.
Получается такая схема урока:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Из этой схемы я думаю все понятно, что применение разноуровневой дифференциации при объяснении нового материала возможно лишь при небольшом количестве учащихся в классе, как, например, у меня было 15 человек, так как очень сложно создать систему дифференцированного контроля за знаниями учащихся. Все должно быть четко продумано.
Чаще всего при изучении нового материала применяю такие виды контроля; после первичного закрепления самоконтроль или взаимоконтроль после выполнения задания репродуктивного характера – самоконтроль, взаимоконтроль и контроль со стороны ученика – ассистента, задания конструктивного характера проверялись индивидуально, а правильность выполнения заданий творческого характера приходилось чаще всего доказывать самим учащимся.
Их было в данном классе, на конец четвертого класса, 4 ученика.
На уроках для облегчения работы использовала сигнальные карточки, они показывали какое задание должен выполнить ученик на каждом уровне, что сокращало затраты времени на поиски задания и объяснения.
На доске прикреплялись 3 кружка:
Кружок голубого цвета – задания репродуктивного характера, например,
страница 17 упр. 24.
Кружок желтого цвета – конструктивный уровень. Например: перфокарта такого
же цвета и задание, запись на доске по вариантам 1 и 2
Кружок красного цвета – творческий уровень. Например: перфокарта №3
Итоги работы по технологии
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно для меня создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение, по выражению Ш.А. Амонашвили, должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированным считается такой учебно – воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Технологию личностно – ориентированного обучения в своей работе применяю в течение пяти учебных лет. Постоянно провожу диагностику развития учащихся.
Получились такие результаты:
Уровни
Качество
знаний
Уровень
обучаемости
класс
Сентябрь
Апрель
Сентябрь
Апрель
2 класс
74,3%
81,5%
98%
100%
3 класс
88,4%
89,8%
93%
100%
4 класс
94,5%
96,8%
100%
100%
Использование данной технологии позволяет сохранять у учащихся устойчивое внимание на протяжении всего урока, формировать познавательные интересы и потребности, ответственное отношение к учению, способность заставить себя переделывать некачественно выполненную работу, развивает устойчивую положительную мотивацию к обучению. Всё это положительно отражается на обучении.
Уровень обучаемости:
Уровни
Пониже
нный
Сред
ний
Высо
кий
Классы
Сентябрь
Апрель
Сентябрь
Апрель
Сентябрь
Апрель
2 класс
66,5%
22%
17,9%
55%
7,2%
19,8%
3 класс
30,3%
17,6%
45%
63%
13,5%
19,8%
4 класс
23%
15%
63,1%
67%
13,5%
26%
Результаты:
Второгодники +16%
-16% одаренные умные дети
отклонения 1% 68% гении 1%
умственно – отсталые норма 3
10 6
(6/19)*100%=30%
(3/19)*100%=20%
(10/19)*100%=50%
Использование технологии личностно – ориентированного обучения в своей работе позволяет мне стабильно получать высокое качество обучения и уровень обученности моих учеников, а также ростом интереса к школьным предметам:
Применение дифференциации и индивидуализации обучения способствовало росту качества знаний учащихся, уровень обученности не спадает с третьего класса, все дети вышли на конструктивный уровень обучаемости.
Детям комфортно на уроках с разноуровневой дифференциацией.
Адаптация детей произошла безболезненно.
Дает ощущение ситуации успеха почти каждым учеником.
Дифференцированный контроль обеспечивает объективное определение уровня знаний и умений в процессе изучения темы.
Стимулирует домашнюю подготовку учащихся к уроку.
Контроль за самостоятельной работой дает возможность учащимися более плотно реализовать способности и продвинуться в зону ближайшего развития.
К концу начальной школы у детей можно сформировать существенные предпосылки учебной самостоятельности. Задание каждым выполняется самостоятельно, затем проходит обсуждение результатов. Учащиеся легко видят свои ошибки, так как выполняли одно и то же. Несовпадение результатов особенно на творческом уровне приводит к дискуссии, сопоставляются способы решения, делаются выводы.
Работая в начальной школе, я пришла к выводу, что не всегда применима та или иная технология в набранной группе ребят. Зависит это от уровня их развития, от индивидуальных особенностей детей, от количества детей в классе.
Мне самой любая технология нравится, я всегда, всё, что узнаю новое, внедряю, и у меня это получается успешно. Мне нравится групповая технология (работа в парах и работа в группах). Мои дети, переходя в 5 класс, успешно воспринимают любую технологию и выделяются среди других: учатся хорошо, дружны, активны, являются лидерами в делах школы, занимают призовые места во всероссийских конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое РУНО». Пришла к мнению, что учитель может работать над внедрением той или иной технологии только в том случае, когда эта новизна педагогу понятна и по душе.
Разноуровневая дифференциация не заставляет ученика действовать по – учительски, он выбирает собственные способы решения тех или иных заданий, наиболее удобные для него, учитывающие его индивидуальные особенности; индивидуализация учебной деятельности создаёт условия, чтобы обучение не замыкалось на сформированном уровне ученика, а развивает те или иные способности, которые еще отсутствуют. Эта технология относится к здоровьесберегающей технологии обучения.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья и как совокупность технологических принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания наделяют их признаком здоровьесбережения» (Н.К.Смирнов).
Подтверждением этому служат показатели физической подготовленности учащихся 4 класса.
4 класс 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Анализируя график, можно сделать вывод, увеличился процент детей с высоким уровнем физической подготовленности, а с низким уровнем вообще нет.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, дает возможность предупредить преждевременное наступление утомления. На уроках регулярно проводятся физкультминутки для глаз, рук, головы. Туловища, очень часто использую игры, чтобы детям было интересно на каждом уроке.
Развитие физической подготовленности учащихся 2класс13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
3 класс
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
4 класс
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Мои ученики не чувствуют себя ущербными среди других учащихся, это позволяет сделать процесс обучения интересным и радостным, а мои взаимоотношения с детьми успешными и плодотворными.
Обмен опытом
Правильность выбранной технологии была одобрена О. Г. Селивановой – кандидатом педагогических наук, при посещении учебных занятий во 2 классе.
Опытом работы делилась на ШМО и РМО учителей начальных классов. Постоянно изучаю опыт работы других педагогов, использующих в работе технологию личностно – ориентированного обучения. Каждый год, начиная с 1993 года, посещаю курсы института развития образования Кировской области. Даю открытые уроки для своих коллег в школе и для учителей района. В результате учителя: Вафина Г. И., Кондакова Е. Г. стали успешно применять технологию. Идею подхватили учителя сельских школ: Позолотина Т.А. – МКОУ СОШ с. Верхосунье, Скопкорева Л.А. – МКОУ ООШ с. Курчум и с успехом применяют.
19 декабря во 2 классе проведен открытый урок для учителей района с самоанализом. Отмечена существенная разница в развитии ключевых компетентностей учащихся. Успехи хорошие, отличные.
Технология личностно – ориентированного обучения близка мне, так как позволяет каждому моему ученику выбрать индивидуальный темп учения и быть успешным независимо от уровня обучаемости.
Библиографический список
Якиманская И.С. «Технология личностно – ориентированного образования», 2000г
Якиманская И.С. «Технология личностно – ориентированное обучение в современной школе» 2004г.
Т.В. Машарова «Использование личностно – ориентированных технологий в образовании»
О.Г. Селиванова «Реализация личностно – ориентированного подхода в образовании в условиях муниципальной школы»
Т.В. Машарова «Педагогические теории, системы и технологии обучения»
Н.Ф. Виноградова «Как реализовать личностно – ориентированное образование в начальной школе»
Н.А. Алексеев «Понятие личностно – ориентированного обучения»
Селевко «Педагогические технологии»
Н.Б. Винокурова «Дифференцированные задания по русскому языку»
Приложения (технологическая карта уроков)
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Учитель: Ворсина Надежда Никандровна, высшая категория
Класс: 4
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Система целей к уроку:
Общая дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания новой
информации по теме «Неопределенная форма глагола»
средствами объяснения и самостоятельной работы
Триединая дидактическая цель:
Образовательная: создать условия для изучения темы «Неопределенная форма глагола»
путем опоры на ранее изученный материал и через самостоятельную
работу.
Развивающая: развивать у учащихся умения выделять проблему, цель, определять
задачи путем подбора дидактического материала и используя
творческий потенциал.
Воспитательная: способствовать развитию самостоятельной и практической активности
учащихся, навыка грамотно излагать свою точку зрения и доказательно
её отстаивать.
Оборудование: перфокарты, сигнальные карточки.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технологические особенности: личностно – ориентированное обучение.
Этапы
Дидактические задачи
Деятельность учащихся
Показатели реального результата
1.Организация начала занятия
Подготовка учащихся к работе.
Все готово к уроку. Включение в деятельность.
Полная готовность класса, змоциональный настрой учащихся.
2. Подготовка к основному этапу.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений.
Раскрытие учащимися темы и цели урока через игру. Парная работа.
Готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний.
3.Объяснение нового материала. Вывод.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Знакомство с новым материалом через активные действия и практическую работу.
Действия учащихся с объектом изучения максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий и в определении наиболее удобного способа решения.
4.Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.
Выполнение самостоятельной работы по вариантам. Самоконтроль.
Усвоение сущности усвоенных знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Коррекция знаний.
5.Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий
1)на репродуктивном уровне;
2)на конструктивном;
3)на творческом.
Выполнение самостоятельной работы на перфокартах. Работа в парах.
Самостоятельная работа в измененной ситуации и по выбору учащихся.
Самостоятельное составление предложений.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в измененной ситуации и по выбору. Самостоятельный выбор и выполнение заданий. Коррекция результатов.
6.Информация о домашнем задании.
Поставить цель на следующий урок и показать необходимость выполнения домашнего задания.
Выбирают свой уровень для выполнения домашнего задания.
Большинство выбирают второй уровень.
7.Подведение итогов.
Создание условий для оценки деятельности учащихся на уроке.
Осознают свое участие на уроке.
8.Рефлексия
Помочь учащимися осознать свои успехи или трудности в изучении темы.
Делают выводы, когда им было комфортно, когда испытывали затруднения?
Самооценка учащихся, открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Поздоровались с гостями,
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и за парты
Тихо сели.
Урок русского языка. Откройте тетради. Записываем число:
Девятнадцатое декабря.
Классная работа.
2.Актуализация знаний.
В начале урока минутка чистописания.
- Посмотрите на доску. Хором прочитайте слова: кран, железо, зола.
- Определите букву, которую будем писать. Это буква обозначает парный звонкий, всегда твердый согласный звук, встречается в данных словах один раз.
- Какая это буква? (ж).
В каком слове она находится? (железо)
Взяли ручки в воздухе со мной пишем. (ж)
Пропишите.
Напишите два словарных слова, которые начинаются с этой буквы? (железо, жилище)
Прочитайте, молодцы!
Проведем словарный диктант.
- Вам нужно записать слова с непроверяемой безударной гласной.
Трава, пассажир, хозяйство, стена, шоссе, окно, гореть, коллектив, зима, горизонт, календарь, вода, снега, библиотека, дорога, сады, берег.
Взаимопроверка. Встаньте кто написал на «5» и «4». Молодцы!
Сегодня познакомимся с новым словарным словом, а с каким вы узнаете, отгадав шифр:
Ь т а л е ж
Словарное слово: желать. Напишите.
- Каким словом можно заменить это слово? (хотеть)
- Какая орфограмма? (хотеть – хочет)
Желать, хотеть.
- Определите часть речи? (гл.)
- Докажите, что это глаголы?
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется глагол? ( по временам, числам, лицам (в наст. и буд. вр.))
Желать, хотеть. Определите время, определите число.
Сформулируйте тему урока.
Прочитаем хором тему урока.
На доске: «Неопределенная форма глагола»
- Чему должны научиться на уроке?
Цель: научиться., закрепить.
Хотеть, желать – поставьте вопрос к словам? (что делать?)
От глаголов образуйте глаголы с приставкой.
Пожелать, захотеть – поставьте вопрос? (что сделать?)
Значит, глагол неопределенной формы отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Форма глагола, которая не указывает на время, число называется неопределённой формой глагола.
Слово хотеть разберите по составу.
Глаголы неопределенной формы имеют суффикс «ть». Ещё какой суффикс может иметь глагол неопределенной формы? («ти»). Приведите примеры? Перед суффиксом «ть» в глаголах неопределенной формы бывают глагольные суффиксы е, и, а, я, ну, она.
Сокращённо записывают глаголы неопределенной формы – н. ф.
Сделаем вывод: гл. н. ф. отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Имеют суффиксы ть, ти. Гл. н. ф. не указывают на время, число. Молодцы!
Прочитаем правило в учебнике.
3.Первичное закрепление.
Игра «Будь внимателен». Приготовьте сигнальные карточки. Я называю глаголы, вы должны определить время глагола, если н. ф. – показать сигнальную карточку.
Играет, читал, нарисует, дружить, лежать, носил, стоит, нести, найти, напишет, сиять.
Итак: на какие вопросы отвечает гл. н. ф.?
Гл. н. ф. имеют суффиксы?
Гл. н. ф. не указывают (время, число)
Молодцы!
4.Физкультминутка.
Я буду называть глаголы в н. ф. Если услышите глагол, который отвечает на вопрос что делать? – приседайте.
Если назову глагол, который отвечает на вопрос что сделать? – прыгайте как зайчики.
Гудеть, загудеть, бежать, шить, прочитать, убежать, учить, нарисовать.
5.Работа по уровням.
А сейчас работаем на оценку.
- Те, кто выполнит правильно задание на желтой карточке, получит оценку «3».
- Кто желает получить «4», нужно правильно выполнить задание на желтой карточке и одно из заданий на выбор на зелёной карточке.
- На «5» вы должны правильно выполнить по 1 заданию на выбор на желтой, зеленой и красной карточках.
На доске вывешены задания по уровням.
Желтая – карточка №1 (Упр.1.)
Зеленая – карточка №2 (Упр.1, упр.2)
Красная – карточка №3 (Упр.1, упр.2)
А) репродуктивный (проверяют по карточкам).
Б) конструктивный (поднимают кружок).
В) творческий (поднимают кружок).
Индивидуальная работа учителя.
Кто вышел на творческий уровень, встаньте? Кто на конструктивный?
6.Рефлексия.
- Чему научились?
- Что такое н. ф. ? (форма глагола, которая не указывает на время и число – называется н.ф.)
- Гл. н.ф. отвечают на вопросы?
- Гл. н. ф. имеют суффиксы?
Гл. н.ф. не указывают
- Когда было легко? Почему?
- Что не смогли сделать?
- Когда было трудно? Почему?
Оценки за урок (конструктивный и творческий уровни)
7.Домашнее задание по уровням.
8.Настрой на следующий урок.
Любишь, играешь. (н.в.ед.ч.2л.)
Определите время? Докажите.
Определите число, лицо?
Что можно еще определить у глагола?
Сформулируйте тему следующего урока?
ниежеспря (спряжение)
9.Оцените свою работу. (на полях в тетради)
- понял и запомнил все
- понял и запомнил наполовину
- ничего не понял, ничего не запомнил
Карточка №1
Упражнение 1.
Задание: выпиши глаголы неопределенной формы.
Жить – родине служить.
Нам песня строить и жить помогает.
Учить – ум точить.
Братья дружною толпой выезжают погулять, серых уток пострелять.
Образец: жить
Карточка №2
Упражнение 1.
Задание: к каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Напишите.
Соединять - , увеличить - , улучшить - , спрашивать - , продавать - ,
веселиться - , брать -
Слова для справок: уменьшать, разъединять, отвечать, скучать, ухудшать, покупать, отдавать.
Образец: строить – разрушать,
Упражнение 2
Задание: к каждому глаголу подберите близкий по смыслу глагол. Напишите.
Начать – приступить, разрешить - , бросать - , посылать - , погасить - , прощать - , охранять -
Слова для справок: сторожить, кидать, позволять, орошать, отправлять, извинять, потушить.
Карточка №3
Упражнение 1.
Задание: замените словосочетание одним словом. Разберите их по составу.
Оказать помощь – помогать, принять решение - , одержать победу - , прийти с опозданием - , сделать белым - , игра в мяч -
Упражнение 2.
Задание: из предложений выписать глаголы, записать их в неопределенной форме. Разберите их по составу.
Белая туча обтянула весь горизонт. Поднялся ветер. Все слилось, смешалось. Начался буран. Снежная свистел, стонал, ревел, душил все живое. Но вот веер утих.
Образец: обтянула – обтянуть,
Карточка №1
Упражнение 1.
Задание: списать текст. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы.
Полезные советы: во время сильных морозов нужно (берегу) нос, щеки, уши, пальцы. Их легко может (прихвачу) мороз. Побелевшие места необходимо (растираю) шерстяной варежкой и (смазываю) вазелином. Снег для растирания (употребляю) нельзя.
Карточка №2
Упражнение 1.
Задание: от имен существительных образовать глаголы неопределенной формы и разобрать их по составу.
Бег - , сад - , смотр - , корм - , пение - , посадка - , крик - , погрузка - , поливка -
Упражнение 2.
Задание: сгруппируйте попарно глаголы, обозначающие противоположные действия. Выделите суффикс.
Находить, усилить, работать, приблизить, провожать, терять, ослабить. Отдыхать, удалить.
Образец: встречать – провожать,
Карточка №3
Упражнение 1.
Задание: составьте предложения, запишите их. Подчеркните глаголы неопределенной формы.
В, песню, феврале, можно, сороки, услышать.
Сорка, со, начинает, звуков, песню.
Присвистом, кончает, коротким, петь, сорока.
Мелодию, уловить, ритм, песни, и, можно.
Упражнение 2.
Задание: составьте 4 цепочки – слов (однокоренные) по схеме:
Глагол н. в. – глагол п. в. – глагол б.в. – глагол н. ф.
Проверка домашнего задания по трем уровням
Объяснение новой темы учащимся через постановку учителем проблемных вопросов
2 уровень и рефлексия
1 уровень и рефлексия
3 уровень и рефлексия
Вывод учителя, оценивание работ
Формулировка темы и цели урока учащимися
Первичная проверка понимания материала (самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальная проверка, фронтальный опрос и т. д.)
Коррекция знаний (индивидуальная работа)
Выполнение заданий на репродуктивном уровне
Выполнение заданий на конструктивном уровне
Общий вывод, оценивание своей деятельности
Рефлексия
Контроль
Контроль
Контроль
Контроль
Коррекция знаний
Коррекция знаний
Выполнение заданий на конструктивном уровне
Контроль
Выполнение заданий на конструктивном уровне
Выполнение заданий на конструктивном уровне
Контроль
Коррекция знаний
Выполнение заданий на репродуктивном уровне
Root Entry