МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: ДИАЛОГ — ОДИН ИЗ НЕОБХОДИМЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ


И. И. Куянцева(МОУ СОШ № 39, г. Воронеж)
ДИАЛОГ – ОДИН ИЗ НЕОБХОДИМЫХ ВИДОВ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
Одним из наиболее важных этапов урока является организация диалога. Это один из сложных видов работы с учащимися. Диалог может быть минимальным или развернутым, включающим различные типы вопросов и ответов. Как известно, существует четыре типа диалога:
Question – response: 3. Statement – statement:
(вопрос – ответ)(утверждение – утверждение)
Question - question: 4. Statement – question:
(вопрос - вопрос) (утверждение – вопрос)
Как правило, на уроках используют первый тип диалога – вопрос-ответ. Достигая цели методом от простого к сложному, я хочу предложить обучение диалогу, имеющему структурную форму трапеции. С точки зрения конфигурации его можно назвать геометрически-структурным, потому что динамика вопроса и ответа развивается, именно, в форме трапеции. Перед тем как предложить учащимся работу по этой схеме, учитывается соподчиненность упражнений; предварительно отрабатываются вопросительные слова, затем порядок слов в вопросительных предложениях и различные типы вопросов.
вопрос ответ
Предложения

С увеличением количества участников диалога схема может приобрести иную форму. В данной схеме мы можем менять структурные компоненты: виды вопросов, вспомогательные глаголы (в зависимости от видовременной формы), вопросительные слова.
Возьмем предложение: The schoolchildren played football during the last break. Разложим компоненты предложения по предложенной схеме, где When – вопросительное слово, did – вспомогательный глагол, the schoolchildren – подлежащее, play – cмысловой глагол и остальные члены предложения. Используя его в данной схеме, мы получаем вопрос и ответ. Данную схему необходимо активно включать, работая над диалогом. А – первый участник диалога, С – второй участник.
А – When did the schoolchildren play football?
С – They played football after the last break.
A – Why did they play football after the last break?
C – They played football after the last break, because they did not have any lessons…
Меняя исходные предложения в схеме, мы получаем другое содержание диалога. Для успешного развития устных речевых умений необходимо, чтобы система упражнений обеспечивала свободное оперирование изученными речевыми моделями в пределах определенного круга тем.