ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛЬНОЙ РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛЬНОЙ РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Мурыжникова Н. В.
Как известно, XXI век ознаменовался своими глубоко масштабными изменениями как в области способов передачи информации, так и её представления во всеобщей популяризации: компьютерные и коммуникационные технологии еще активнее и глубже проникают в различные сферы человеческой деятельности, особенно в область культуры, в область музыкального творчества и музыкального образования.
           Так же не остались в стороне и социальные институты, особенно детские школы искусств и детские музыкальные школы. В настоящее время детская школа искусств - это усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей.
Современное музыкальное образование постепенно все больше прирастает к компьютерным технологиям. Использование компьютерных музыкальных технологий сейчас можно наблюдать практически на каждом отделении детских школ искусств, в работе многих преподавателей, в конце концов, без компьютера уже сложно обойтись, когда пишешь методический доклад или ищешь нужную информацию не только в библиотеках школы, но и в сети интернет, где так же можно свободно обмениваться опытом с другими преподавателями. И работа концертмейстера в детских школах искусств и музыкальных школах может тоже являть собой особенно яркий тому пример.
В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, активное воздействие которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, формирует активную жизненную позицию человека в современном обществе.
           Педагогическая творческая работа концертмейстера очень ответственная сфера деятельности музыканта. Работа концертмейстера — нечто большее, чем просто игра по нотам. Это творческая работа, воплощение замысла художественного произведения. Было бы в корне неверно недооценивать деятельность концертмейстера, отводя его к только лишь роли механистического озвучивания исполняемой, например, в ансамбле песни, хореографической композиции, или «всего лишь» заполнению необходимых пауз у солистов. Напротив, наравне с руководителем, проникаясь его творческими, художественными замыслами, концертмейстер, обладающий специальными для этого компетенциями, использует все средства музыкальной выразительности, добивается решения той или иной поставленной творческой задачи, участвует в различных видах деятельности: в подготовке учебного процесса, конкурсах, концертах. Конечно, для работы концертмейстера использование информационно-компьютерных технологий сейчас открывает множество новых возможностей: творческую перспективу, повышение уровня образованности. Но нельзя забывать и о том, насколько может быть талантлив сам по себе концертмейстер, и как музыкант, и как творческая личность.
           Сегодня использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности концертмейстера очень актуально. В постоянном стремлении усовершенствовать и повысить качественный уровень своей деятельности, концертмейстеры всегда в творческом поиске, они ищут нотную литературу, много занимаются на инструменте, но порой даже этого не всегда достаточно и на помощь вновь приходят компьютерные технологии.
И вот тут-то хочется отметить особое значение использования музыкальной программы Sibelius Software в профессиональной деятельности концертмейстера. Sibelius Software является одной из мощных современных систем нотации. Лично я как раз активно использую эту программу в своей деятельности, и нисколько не пожалела б этом, напротив, ощутила весомую пользу для своей профессиональной деятельности, чем больше разбиралась в ней.
Те, кто уже успел познакомиться с этой программой, уже знают, что Sibelius Software имеет порядка 450 инструментов в интерфейсе, для каждого из которых предусмотрена своя специфическая система записи в разных ключах. С помощью программы можно за короткий промежуток времени подготовить музыкальный материал (сопровождение, к урокам скрипичного искусства или к хореографии), как записав его просто в нотном изложении, так и миди-, аудио- формате. Здесь очень легко тут же прослушать то произведение, которое сам же и записал, а также подобрать и гармонизовать мелодию, упростить музыкальную фактуру, транспонировать произведение, что вообще приобретает бесценное значение в работе концертмейстера, особенно когда необходимо сэкономить время на транспонирование нотного текста ручкой в нотной тетради.
Также, можно отметить следующие немаловажные мультимедиа технологии в работе концертмейстера – музыкальные проигрыватели: Aimp, Winamp, Windows Media Center. Проигрыватели поддерживают очень большое количество форматов музыки – AAC, MP3, MP4, WMA, WAV, FLAC. В интерфейсах этих программ есть эквалайзер и звуковые эффекты, такие как бас, усиление, подавление голоса и другие, их можно использовать для улучшения прослушивания музыки. Кроме стандартных возможностей плеера можно записывать музыку на диски, переписывать на жесткий диск виниловые диски и кассеты (можно убирать при этом лишние нежелательные помехи и шумы).
  Необходимость применения программ проигрывателя в работе концертмейстера обусловлена его спецификой. Иногда в процессе игры на инструменте, хочется услышать себя со стороны, оценить какие-либо акустические моменты звуковоспроизведения и взаимодействия с окружающей обстановкой. И с помощью компьютерных технологий это становится возможным, можно записать себя на записывающее звук устройство и послушать музыкальный материал уже на компьютере, плеере, или на другом воспроизводящем звук устройстве. Сам же процесс слушания музыки тоже становится легко управляемым и контролируемым, и может быть насыщен красочными видео эффектами в режиме реального времени, что, в свою очередь, повышает эффективность восприятия музыкального материала, производимое впечатление от услышанного. Результативность творчества во взаимосвязи со слушателями повышает творческий интерес, осмысление музыкального материала.
          Очень полезное значение могут приобрести в работе концертмейстера программы для записи музыки или обычных фонограмм: Adobe Audition (обладает расширенными возможностями аудиомикширования, редактирования, записи мастер-диска и наложения звуковых эффектов);  HYPERLINK "http://depositfiles.com/files/837bsguq4" Gold Wave Editor  - программа для записи, анализа и редактирования звука. Можно записывать звук с микрофона, подключенного  к аудиокарте  компьютера, или любого другого устройства — радиоприемника, телевизора, аудио или видеомагнитофона, CD/DVD проигрывателя, системы спутникового ТВ и т. д. Встроенный аудио редактор позволяет обрезать, делить и объединять записи, добавлять к ним звуковые эффекты и фильтры. Кроме этого имеется функция конвертирования аудио файлов из одного формата в другой, возможность добавления и редактирования дополнительной информации в аудио файлах, восстановления аудио файлов с некачественным звучанием.
           Формирование интеллектуальных умений не обходится без активного использования в современном мире информационных технологий, это улучшает способы восприятия и приемы рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая становится все более доступной в наше время. Здесь на помощь концертмейстеру снова приходят Интернет — ресурсы. В творчестве концертмейстера большое значение имеет эмоциональное восприятие музыки, так как не обладая им невозможно передать своё отношение к музыкальному образу и выявить художественный замысел музыкального произведения, а в Интернете можно найти дополнительную информацию о произведении, узнать о нем больше информации, найти подходящую инструментовку, можно также прослушать различные варианты в исполнении множества других солистов, появилась возможность не выходя из дома сравнить найденный музыкальный материал и таким образом пополнить свои знания новыми, а потом выбрать наиболее нужное в работе.
Таким образом, мы видим, что применение информационных и мультимедиа технологий в деятельности концертмейстера предоставляют огромные возможности совершенствования целей, идей, содержания, методов, организационных форм, технологий, не говоря уже о средствах в подготовке обучающихся к концертным выступлениям, расширенном доступе к информации. Все это оказывает положительное влияние на рост профессиональной компетентности концертмейстера детской школы искусств.
Список литературы:
Березина В.А. Дополнительное образование детей в России/ В.А.Березина. – М., 2007.
Красильников И.М. Электронное и музыкальное творчество в системе художественного образования/ И.М.Красильников – Дубна: Феникс, 2007.
Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009.
Пчелинцев А. В. О роли мультимедийных обучающих программ в системе музыкально-теоретических дисциплин. М.: Межвузовский сборник научных статей «Вопросы педагогики, исполнительства и применения информационных технологий в музыкальном образовании» МГИМ им. А.Г.Шнитке. М. 2005.
Сахарова С.П. Воспитание концертмейстера: сборник методических статей / С.П. Сахарова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова, 2001.