Статья на тему Групповая работа на уроках русского языка и литературы с использованием элементов личностно-ориентированного подхода
«Групповая работа на уроках русского языка и литературы с использованием элементов личностно-ориентированного подхода»
В последние годы образовательное пространство стремительно заво вывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Личностно - ориентированный подход в обучении обусловлен рядом объективных обстоятельств:
Во-первых, развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Остановлюсь на некоторых формах и методах организации групповой и индивидуальной работы на уроках.
Работа в группах предполагает создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности.
Хочу познакомить с уроком – зачетом в 7 кл. по теме «Наречие». Зачет провожу после изучения темы, проведенного диктанта. Данный урок, полностью идущий в группах. Класс заранее делю на 3 группы с учетом уровня реальных знаний школьников и их успеваемости, обязательно учитывая характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, готовность к сотрудничеству. Выбираем консультанта в каждой группе - это ученик, понимающий теорию и практику. Консультанты заранее учителю сдают контрольные вопросы по теме «Наречие», показывают умение применять правила на практике. Именно на них ляжет контроль за знаниями учащихся на уроке. Консультантам придется сдать весь материал, проработать все карточки, т.к. они должны быть готовы не только проверить, но и помочь, направить на верное решение одноклассника. На уроке-зачете дети рассаживаются группами и начинается работа. Консультант опрашивает каждого по контрольным вопросам учебника, остальные ученики слушают товарища, делают добавления, вносят коррективы. Выставляется оценка за знание теории, затем каждый ученик получает карточку. Карточки составлены с учетом дифференциации объема и степени сложности учебного материала. Помня, что учение Выготского Л. С. о зонах актуального и ближайшего развития, каждый получит карточку с учетом реальный учебный возможностей. Даже слабоуспевающие ученики, проявляя максимум самостоятельности, выполнили их на хорошую оценку. Многие успевали, помимо обязательной карточки, выполнить дополнительную и получить еще одну оценку. В оставшееся время детям был предложен для разгадывания кроссворд, несколько занимательных заданий. Учитель выполняет роль арбитра и помощника консультантов. На таком уроке создается атмосфера взаимопомощи, взаимообучения. Ребята стараются помочь друг другу.
Часто групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках. Так в 6 классе на уроке «Такое замечательное имя прилагательное» в духе нового времени мы по делились на группы следующим образом. В начале урока обратились к картинам Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору» и «Корабельная роща». Учитель, побеседовав по картинам, обратился к ученикам с вопросом: В жизни можно оказаться в таком лесу? Вы видели что-то подобное? Представим, что мы зашли в этот лес.
- Кто, зайдя в лес, опишет то, что слышал?
- Кто опишет, что увидел?
А кому, зайдя в лес, захочется дотронуться до чего-нибудь, деревьев, травы?
Поделившись на группы таким образом, дети получили задание: составить словосочетания прилагательное + существительное. Определить разряд составленных прилагательных.
Например: глубокая тишина, громкие голоса, птичье пение, медвежье рычание, тихий шорох;
2гр.: крепкие стволы, высокие сосны, бурая трава, непроходимый лес, изумрудная зелень, пушистая хвоя, мелкий ручей.
3 гр.: шершавая кора, теплая земля, пушистая хвоя, мокрый мох, гладкий камень, холодная вода.
Далее. 1 группа учащихся пишет сочинение-миниатюру по картине «Корабельная роща»
.2 группа получает текст, в который нужно вставить подходящие по смыслу прилагательные.
Утро в сосновом лесу с еще не рассеявшимся туманом, с порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Далеко глухие места от человеческого жилья. Никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю оврага, порождает ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Жизнь идет по своим лесным законам. Только от бурь да от времени гибнут старые деревья. А на их месте вырастает молодая поросль.
Утро в ()лесу с еще не рассеявшимся туманом, с порозовевшими вершинами ()сосен, () тенями в чащах. Далеко глухие места от () жилья. Никто не заходит сюда, не тревожит () царство. Присутствие (.) семейства, расположившегося на краю оврага, порождает ощущение отдаленности и глухости () леса. Жизнь идет по своим (.)законам. Только от бурь да от времени гибнут (.) деревья. А на их месте вырастает () поросль.
3 группа работает с индивидуальными карточками.
Карточка №1.
Расскажите о правописании н и нн в именах прилагательных.
Найдите «четвертое лишнее».
1)глин...ный, стекля..й, серебря..й, песчай;
2)торжествей, пламеый, жизнеый, ветрей;
3)ястребиый, стариый, овчиый, картиый.
Карточка №2.
Когда нужно писать о, а когда е после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных.
Спишите, объясните выбор орфограмм.
В парчвом наряде, по Дворцвой площади, по кольц..вой дороге, в холщвой рубахе, залиться румянцм, надежный дружк, забавная собачнка, тонкий стебелечк, свинцвая туча.
Карточка №3.
Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие через дефис?
Найдите «третье лишнее».
(юго) западный, ( ярко) красный, (средне) вековой;
(научно) фантастический, (бледно) лиловый, (железно) дорожный;
(длинно) ногий, ( восточно) славянский,( горько) соленый.
Карточка №4.
Как отличить прилагательные с приставкой не от прилагательных с частицей
не?
Раскройте скобки.
(Не) красивый поступок, (не) ряшливый вид, он говорил (не) правду, а ложь, (не) глубокая речонка, (не) дорогой, но красивый платок, далеко (не) красивый поступок, (не) широкая, а узкая канава, (не) высокий кустарник.
Задания для индивидуальной работы:
№1. О каких предметах можно сказать:
- построен, сооружен, воздвигнут.- огромный, большой, значительный, исполинский.- небольшой, крошечный, маленький.
№2. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:
Колоссальный, большой, громадный.
Гениальный, способный, талантливый.Родимый, родной, близкий, кровный.Противный, омерзительный, неприятный.
№3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
А) алчный, жадный, завистливый, ненасытный.Б) беспросветный, безысходный, безрадостный, безнадежный.В) жеманный, наигранный, неестественный, кокетливый.
Дайте определение понятию синоним. В какой форме употреблены прилагательные: построен, сооружен, воздвигнут?
А теперь проверяем выполненные задания. Вопросы к 1 группе: Какой тип речи вы использовали при написании миниатюры? Какие части речи вам в этом помогли? Вопросы 2 группе: Прилагательные какого разряда вы использовали?
При изучении темы «Лексика и фразеология» часто играем в игру «Кто быстрее и больше». В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмы, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов.)
Уроки литературы также дают благодатный материал для групповой формы работы. Практикую, особенно в старших классах, где объем материала большой, а учебных часов мало. Так в 10 классе урок «Художественное своеобразие романа Гончарова» прошел в форме обсуждения работ творческих групп. Класс, поделившись на группы, дома готовился по темам:
1 группа « Пейзаж и его функции в романе».
- Подумайте, как автор описывает природу. Приведите примеры.
- С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы?
-Раскрывают ли описание природы состояние души героев, их характеры, образ жизни?
-На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи?
Сделайте вывод.
2 группа « Портрет как средство создания образа литературного героя».
-Является ли портретное описание героя элементом создания его образа?
-Отражают ли портреты героев их характеры?
- Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?( возраст, костюм, интерьер)
3 группа « Мотив еды и его функции в романе».
-Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?
-Только ли физическое насыщение несет в себе еда?
Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах?
-Сравните отношение к еде Ольги, Штольца, Агафьи Матвеевны. Ответ подтвердите цитатами.
4 группа. «Роль художественных деталей в романе»
Использует ли автор при описании быта героев мелкие детали? Какую роль играют эти художественные детали?
Подробны ли описания интерьеров? Докажите текстом.
-Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев?
-Какое внимание уделяет бытовым подробностям?
5 группа. « Особенности речи героев.»
Речевая характеристика-характеристика героя через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности. Проследите за речью Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара.
-Указывает ли речь героев на то, что говорится в определении. Сделайте вывод.
На уроке по теме « Петербург Достоевского» по роману Достоевского «Преступление и наказание» работали по группам :
1 группа. Пейзаж в романе.
2 группа. Интерьеры.
3 группа. Уличные сцены.
Отдельные учащиеся получили индивидуальные задания: Один ученик готовил выступление «Образ Петербурга в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова», а другой «Семья Мармеладовых».
Обобщив материал, к концу урока сделали вывод: в этом городе жить невозможно, поэтому и зарождаются чудовищные по своей сути теории.
С каждым годом убеждаюсь, что интерес к чтению художественной литературы падает. Все меньше и меньше становится читающих детей. Целью школьного литературного образования является «становление духовного мира человека». Поэтому серьезно отношусь к урокам внеклассного чтения, которые помогают детям сориентироваться в огромном книжном море, развить вкус к умному, серьезному чтению. Мною разработаны и проведены уроки по темам: «Человек среди людей» (по повести В. Железникова «Чучело» в 6 классе), «Быть взрослым - это значит» (по произведениям Дубова «Беглец» и А.Алексина «А тем временем где-то» в 8 классе), урок – путешествие по книге В.Каверина «Два капитана» в 8 классе и др. Уроки внеклассного чтения интересны ученикам, так как на них мы размышляем о добре и зле, о достоинстве и чести Так на уроке внеклассного чтения «Человек и природа» в 7 классе по книге Троепольского «Белый Бим Черное ухо», творческие группы представили свои работы.
1 группа иллюстраторов должна была представить рисунки с изображеним природы. Вот такой увидели художники природу, читая повесть?
2 группа к уроку готовила выразительное чтение отрывков с описанием природы. Также они находили изобразительные средства, используемые автором, в своих отрывках. (Ученики готовят заранее дома)
Описание весеннего леса (гл. 2.), подснежника (гл.2),осеннего леса (гл.13)
Описание грозы (гл. 13стр. 122) «В черной ночи еще раз пророкотал гром. Подул ветер, ветви деревьев заныли, как от предчувствия беды».
Именно пейзаж, зарисовки помогают раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливают читателя к изменениям в их жизни: «Биму казалось, что кто-то черный, огромный распластался над могучими дубами над ним, затерявшимся в этой суровости псом»
3 группа приготовила вопросы к викторине по тексту повести.
Викторина.
Чей это портрет?
а) «Небольшого роста, визгливенькая и жирная, она, однако, днями сидела на скамейке во дворе с другими свободными женщинами»
б) «По городу шел степенный мальчик-крепыш и изредка обращался к встречным, к тем, кто, по его мнению, заслуживал доверия: - Вопрос можно, товарищ? Мы, стало быть, пастухи»
в) «Шел по городу чистенький мальчик из культурной семьи, шел, вглядываясь в лица, как бы изучая прохожих, и спрашивал по выбору: - Дяденька, скажите, пожалуйста, не видели ли вы собаку с черным ухом?.. Белая, в желтом крапе?... Нет, не видели? Жаль. Извините»
Как называлась книга, которую Бим изорвал и за которую получил выволочку от хозяина? («Библия для верующих и неверующих»)
Как звали Бима в деревне у Христиана Андреевича? (Черноух)
О чем идет речь? « Бим вдруг расслабленно опустился на пол и вытянулся, положив голову на лист. Из глаз его покатились слезы. Бим плакал первый раз в жизни. Это были слезы надежды, счастливые слезы, скажу я вам, лучшие в мире слезы, не хуже, чем слезы радости встреч и счастья».
Были на уроке даны и индивидуальные задания. Ученица прочитала наизусть стихотворение Сергея Никулина.
В 6 классе на уроке внеклассного чтения по повестям А. Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» и « Выстрел» мы поделились на группы по желанию. Ребята работали по тому произведению, которое их больше заинтересовало. Были дети, которые приняли участие в работе 2-х групп. Дети рисовали иллюстрации к понравившимся эпизодам, отдельные ученики заранее готовили выразительное чтение отрывков. Например, отрывок из «Бронзовой птицы» главу «Склеп».
Таким образом, есть уроки, где групповая работа присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки, полностью идущие в группе, иногда за урок я ни разу не скажу: «Сейчас работаем в группах». Все зависит от темы, цели урока, места урока в системе изучения проблемы.
15