МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ НОРМАТИВОВ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ-ВОЛЕЙБОЛУ И БАСКЕТБОЛУ.









УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ

ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ (баскетбол; волейбол)
ДЛЯ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.











СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель физической культуры, высшей категории
МАОУ « СОШ № 4» г.Стерлитамак
Челонбитко Т.М.





Пояснительная записка

В силу сложившейся традиции большинство школ Стерлитамака на уроках физической культуры изучают две основные спортивные игры – баскетбол и волейбол, которые популярны у школьников в одинаковой степени. Предлагаемая разработка выполнена с той целью, чтобы учитель физкультуры объективно оценивал уровень освоения технических навыков учащихся при обучении их данным спортивным играм, кроме того, единые критерии оценки и единые требования при изучении предмета полностью согласуются с разработанными минимальными требованиями и стандартом в обучении.
Не секрет, что иногда учитель ставит отметку ученику с учетом личного отношения к нему. С точки зрения педагогической этики это абсолютно недопустимо!
С другой стороны, пользуясь единой методикой обучения двигательным действиям, учителя физкультуры при этом имеют различную подготовку (спортивная специализация) и опыт работы, что конечно же налагает на результаты труда свой отпечаток. Конечно не факт, что у учителя физической культуры, баскетболиста по своей спортивной специализации, в обучении баскетболу будут быстрые успехи и более успешные ученики, чем у другого педагога, который свою юность провел в гимнастическом зале. Тем не менее, в силу своей подготовки, баскетболисту легче научить своих учеников баскетболу, чем тому, кто занимался спортивной гимнастикой. Это уже факт несомненный. Можно долго рассуждать о плюсах и минусах разработки, но альтернатива, мне кажется, не помешает работе.
В данной работе представлены оценочные таблицы по волейболу (с 5 по 11 класс) и по баскетболу (со 2 по 11 класс), составленные по правилам метрологии и испытанные в течении нескольких лет.
В таблицах в начале описывается условие выполнения технического действия и требования к выполнению упражнения, соответствующие основным правилам игры, а затем раскрывается таблица оценки результатов. В них учитывается преемственность возрастов и усложнение условий выполнения упражнения в зависимости от подготовленности учащихся.
Результаты усредненные и адаптированы к местным условиям. Исходя из уровня подготовленности учащихся, их физического развития и условий школы результаты можно корректировать, тем более, что со временем общий уровень развития школьников меняется по объективным причинам. В настоящее время большинство учителей подтверждает факт снижения общего физического развития у школьников, что проявляется в сравнении результатов соревнований школьников прошлых десятилетий и нынешних школьников, например по легкой атлетике.
Положительное в оценочных таблицах хотя бы то, что дети при сравнении итогов своей работы с работой товарищей видят объективность оценки в цифровом выражении, что очень наглядно.
ВОЛЕЙБОЛ
Для более успешного освоения техники волейбола в нашей школе используется принцип опережающего обучения. Так с первого класса учащиеся нашей школы проходят так называемую «школу мяча». На уроках физической культуры дети учатся бросать в цель, ловить брошенный мяч, в начале облегченные, затем средние по тяжести мячи. Из-за слабости костно-мышечной системы рук в 1 и 2 классах ученики пока еще не начинают овладевать техникой волейбола, но уже обучаются, вначале классическому пионерболу, а затем пионерболу в 2 мяча. В этих двух играх они учатся командным действиям, переходу с номера на номер, как в волейболе. Самое важное, что в подобных играх на практике дети непроизвольно учатся понимать траекторию полета мяча!
С третьего класса в «школе мяча» появляется отбивание облегченного волейбольного мяча двумя руками снизу и сверху. Им объясняется, что в волейболе нельзя ловить мяч. К слову сказать, для игры в парах при отработке передач в волейболе мы используем детские облегченные мячи. Детям младших классов игра с такими «мячами» более интересна, чем с настоящими, хоть и облегченными мячами.
Не огрубевшие детские руки после игры волейбольными мячами сильно краснеют и школьники жалуются на боль.
Освоение техники волейбола на уроках физкультуры мы начинаем с 1 класса. Ученики знакомятся с подачами, как пионербола, так и волейбола. Знают отличие передач от подач.

ПРОВЕРКА НАВЫКА В ВЕРХНИХ ПЕРЕДАЧАХ.
Условия выполнения:
В ограниченном пространстве (круг на баскетбольной площадке) ученик выполняет передачи волейбольного мяча двумя руками над собой. (В 5 и 6 классах упражнение выполняется без ограничения рабочей площадки.)
При этом расстояние мяча от кистей рук при отбивании его должен быть не менее 50 см. Количество отбиваний мяча при выходе из круга прекращается и продолжается только в случае возвращения ученика, если он не прерывал упражнение. При ошибке ученик может подправить мяч любым способом, кроме остановки. На выполнение упражнения дается 3 попытки. Упражнение оценивается по количеству повторений. Повторения засчитываются, если правила волейбола не нарушались.


КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ


«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»

5 класс
3
5
7
3
4
6

6 класс
3
5
7
3
4
6

7 класс
4
6
8
4
6
8

8 класс
5
7
9
5
7
9

9 класс
6
8
10
5
7
9

10 класс
7
9
12
6
9
10

11 класс
8
10
12
7
10
12



ПРОВЕРКА НАВЫКА В ПЕРЕДАЧАХ МЯЧА СНИЗУ

Условия выполнения те же, что и в передачах над собой.
.

КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ


«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»

7 класс
3
4
5
3
4
5

8 класс
3
5
7
3
4
6

9 класс
4
6
8
4
5
7

10 класс
5
7
9
5
7
9

11 класс
5
8
10
5
7
9





ПРОВЕРКА НАВЫКА ПОДАЧИ МЯЧА

Условия выполнения:
Испытуемые выполняют подачу волейбольного мяча по количеству попаданий избранным или изученным способом по собственному выбору, кроме случаев, когда требуется проверка конкретных способов подачи мяча.
Ученики 8 классов и девушки 9 классов выполняют 5 подач на противоположное поле. Учащиеся 10 классов, юноши 9 и девушки 11 классов делают 6 подач в ближнюю или дальнюю половину противоположного поля (площадка делится на 2 равные половины). Юноши 11 классов выполняют 6 подач в одну из 6 зон. Упражнение исполняется с учетом правил волейбола, учитывается количество попаданий.



КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ


«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»

8 класс
1
2
4
1
2
3

9 класс
1
2
4
1
2
4

10 класс
1
3
4
1
2
4

11 класс
1
3
4
1
3
4




БАСКЕТБОЛ
Элементы техники баскетбола начинают осваиваться в рамках «школы мяча». Ловля и броски мяча изучаются с первого класса и закрепляются в различных подвижных играх, как в разделе программы «подвижные игры», так и в других разделах. Основной и наиболее сложный элемент баскетбола дети осваивают в третьем классе и к 5 классу уже сносно владеют им. Поэтому технику ведения мяча мы проверяем уже в 3 классе, что оказывает стимулирующее действие на детей, подталкивает их более старательно овладевать этим элементом.

ПРОВЕРКА НАВЫКА ВЕДЕНИЯ МЯЧА ПО ПРЯМОЙ
Условия выполнения:
Испытуемый с мячом в руках стоит перед лицевой линией волейбольной площадки. По команде учителя он должен на скорости провести мяч через площадку. Финишем является противоположная лицевая линия. Учитывается время ведения мяча по прямой на расстояние 18 метров в секундах. Естественно, что результат засчитывается при условии выполнения упражнения по правилам баскетбола (пробежка и двойное ведение).

КЛАСС
МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ


«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»

3 класс
5,5
5,2
4,8
5,7
5,4
5,0

4 класс
5,2
4,8
4,4
5,4
5,0
4,8



ПРОВЕРКА НАВЫКА ВЕДЕНИЯ Б/Б МЯЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
Условия выполнения:
Испытуемый с мячом в руках стоит перед лицевой линией напротив 3х стоек, стоящих по прямой друг за другом. Расстояние от линии до первой стойки 3 метра и следующие стойки так же находятся последовательно в 3х метрах друг от друга. Таким образом, от ученика до третьей стойки 9 метров. ( В спортивном зале удобнее проводить это испытание на волейбольной площадке, т.к. от лицевой до средней линии ровно 9 метров.) Это известный тест для определения координационных способностей – автор Лях В.И. Нужно по сигналу учителя на скорости провести мяч между стойками «змейкой» к третьей стойке, вокруг нее, так же и обратно, ведя мяч возле стойки «дальней» от нее рукой и соблюдая правила баскетбола. Учитывается время прохождения полосы в секундах.

КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ


«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»

5 класс
11,0
10,0
9,5
12,0
11,0
10,5

6 класс
10.0
9,5
8,0
11,0
10,0
9,0

7 класс
9,5
8,2
7,4
10,0
8,5
8,0

8 класс
9,3
8,2
7,3
10,0
8,3
7,8

9 класс
9,3
8,0
7,1
10,1
8,3
7,7

ПРОВЕРКА НАВЫКА ПЕРЕДАЧИ МЯЧА
ДВУМЯ РУКАМИ
Условия выполнения:
Испытуемый с мячом в руках стоит в 2,5 метра от стены. По сигналу учителя он выполняет на скорости 10 передач мяча в стену. Касание или падение мяча на пол ошибкой не считается. Передачи следует выполнять наиболее экономичным способом – двумя руками от груди. Естественно, что имеющий навык передач делает упражнение быстрее.

КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ


«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»

2 класс
29,0
24.0
19,0
31,5
25,5
21,5

3 класс
23,5
19,5
16,5
25,0
21,0
18,0

4 класс
21,5
17,0
15,5
23,5
19,5
16,0

5 класс
20,0
16,0
15,0
22.0
17,5
15,5

6 класс
19,0
15,5
14,0
21,5
17,0
15,0

7 класс
18,0
15,0
12,5
20,0
16,0
14,0

Если упражнение проводить с проверкой количества передач за 10 секунд, то экономится масса времени, которого часто не хватает. К сожалению этот вариант не подготовлен и не представлен в данных таблицах.

ПРОВЕРКА НАВЫКА БРОСКА ПО КОЛЬЦУ С МЕСТА

Условия выполнения:
Учащиеся 5х классов, стоя в метре от кольца (определяется по проекции кольца на пол) бросают по 6 раз, а 6-классники это делают с расстояния так же 1 метр, но из 5 попыток. С 2 метров производят броски ученики 7 классов, 8-классники испытания проводят уже с 3х метров. Все ученики 6,7,8х классов бросков делают пять, а шестиклассники – 6. Стоять надо под 45 градусов по отношению к кольцу и забивать непременно с отскоком от щита.

КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ


«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»

5 класс
1 раз
2раза
3 раза
0 раз
1 раз
2 раза

6 класс
1 раз
2 раза
3 раза
0 раз
1 раз
2 раза

7 класс
1 раз
2 раза
4 раза
1 раз
2 раза
3раза

8 класс
2 раза
3 раза
4 раза
1 раз
2 раза
3 раза



ПРОВЕРКА НАВЫКА БРОСКА ПО КОЛЬЦУ ПОСЛЕ ВЕДЕНИЯ И 2х ШАГОВ
Условия выполнения:
Испытуемый от середины б/больной площадки слева или справа от кольца делает 5 попыток «атаки» кольца после ведения и 2х шагов ( разрешается выполнять бросок после остановки прыжком с последующим прыжком вверх, т.к. это не противоречит правилам баскетбола).


КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ


«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»

8 класс
1 раз
2 раза
3 раза
0 раз
1 раз
2 раза

9 класс
1 раз
2 раза
4 раза
0 раз
1 раз
3 раза

10 класс
2 раза
3 раза
4 раза
1 раз
2 раза
3 раза

11 класс
2 раза
3 раза
5 раз
1 раз
2 раза
4 раза



ПРОВЕРКА НАВЫКА ЛОВЛИ - ПЕРЕДАЧИ МЯЧА ОДНОЙ РУКОЙ

Условия выполнения:
С расстояния 1,5 метра от стены необходимо одной рукой бросать и одной же ловить мяч от стенки в течении 10 секунд. Засчитывается количество сделанных передач в течении всего времени.



КЛАСС
ЮНОШИ
ДЕВУШКИ


«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»

10 класс
6
8
10
5
6
8

11 класс
7
9
12
6
8
10



В некоторых таблицах у девушек «тройка» ставится за «0». Это значит, что ученица при правильном выполнении упражнения физически не в состоянии выполнить задание. Например, нет сил добросить мяч до кольца
15