Разработка урока Волшебная сила добра
План – конспект урока самопознания
Школа ОШ № 7
Дата __________
Урок № 23
Тема Волшебная сила добра
Ценность любовь
Качества доброта, искренность, бескорыстное служение людям
Педагог Лукина Светлана Владимировна
Класс 8 класс Кол-во уч-ся __
Цель: расширить представления учащихся о значимости добра и его созидательной силы через ценность «любовь».
Задачи:
- раскрытие сущности взаимосвязи добра и любви;
- развитие умения творить добро, отличать истинное добро от ложного;
- воспитание чувства сопереживания, бескорыстия, внимательного отношения к людям. Ресурсы: (компьютер, учебник, рабочая тетрадь, альбомные листы, цветные карандаши)
Ход урока:
Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас на своем уроке. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (предлагается выбрать смайлики).
1.Орг.момент. Позитивный настрой.
Концентрация на Свете. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Какие чувства вы испытали?
Что интересного и необычного увидели?
Кто сумел почувствовать прикосновение света? Каким оно было?
Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.
Демонстрация видеоролика «Делай добрые дела».
В чем заключается главная идея этого ролика? Что автор хотел показать? (Цепочка добра, закон бумеранга).
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Конечно, о доброте)
Тема нашего урока: «Волшебная сила добра»
Цель нашего урока: расширить представления о значимости добра и его созидательной силы через ценность «любовь».
2.Домашнее задание.
Прочитать отрывок из текста «Самое большое» Д.Лихачева. (Главная цель – творить добро)
В ваших ответах прозвучали два определения «добро» и «доброта».
Давайте попробуем с вами определить значение этих слов и объяснить, в чем их различие?
Карта понятийДОБРОТА
ДОБРО
?
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Как вы думаете, где истоки добра?
- Можно ли утверждать, что добро обладает волшебной силой? Почему?
- Приходилось ли вам сталкиваться с настоящим, активным проявлением добра? Расскажите об этом.
- Делаете ли вы добро? В чем это проявляется?
Разминка «Кто самый добрый?»
Давайте проверим. Мы сыграем в игру «Кто самый добрый». Часто в жизни случаются ситуации, когда людям, и не только людям, то есть всему вокруг: и животным, и растениям необходимы наши доброта и отзывчивость. Давайте представим себе, что наступил такой момент. Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны будете предложить свои варианты решения. Как вы поступите, если:
- «Вы услышали плач ребенка во дворе…»
- «Ваш друг получил плохую отметку…»
- «Ваша мама пришла с работы очень усталая…»
- «Вашего товарища обидели…»
- «Вы увидели собаку с раненной лапой…»
- «Дети из соседнего двора залезли на черешню, и безжалостно ломают ветки, срывая ягоды…»
Молодцы, ребята. Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым только на словах, а совершать как можно больше хороших поступков. Анализ хода урока
3.Позитивное высказывание (цитата).
Цитата урока: «Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а потому что сознание сделанного добра дает уже большую радость»
Сенека (древнеримский философ)
* Объясните смысл цитаты?
Вывод: доброту человек открывает для себя через сердце. Самое главное видеть доброту в себе и дарить её окружающим. Без всяких условий. Даже в повседневных вещах, событиях. Тогда вы смело можете сказать, что вы добрый человек. Ведь доброта – это, прежде всего любовь к окружающему миру, к себе. Добрый человек всегда прекрасен. Он как бы светится изнутри. С ним всегда хочется общаться. Главная волшебная сила добра заключается в праведности мыслей и дел, которые развивают в человеке высокий вкус счастья.
Счастье и благополучие в жизни каждого человека во многом зависят от его способности созидать добрые мысли и дела. Доброе начало каждого человека безмерно и не имеет возраста, поэтому добрый поступок любого человека - всегда пример для окружающих. 4.Рассказывание истории (беседа).
Притча «В больнице»
В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери — Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери. — О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке… Каждый день, лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, влюбленную парочку, держащуюся за руки и не сводящую друг с друга сияющих глаз. В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?» Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного: — Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна? Медсестра печально улыбнулась: — Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым. — Но зачем же он?… Зачем же он рассказывала мне всё это? — Он, видимо, просто хотел вас немного подбодрить…»
1. На вопрос соседа по палате: «Что там видно в окне?», что перечислил больной, который лежал у окна? 2. Что произошло с человеком, который лежал у окна больничной палаты?
3. Почему больной, что лежал у дверей палаты не нажал кнопку экстренной помощи? 4. Зачем больной человек, который лежал у окна палаты, рассказывал, что видит море, лодку, рыбаков, детей, небо, облака, лес в дали? 5. Что же на самом деле было за окном?
6. Что произошло дальше с больным, который лежал у дверей? 7. Как вы думаете, что же почувствовал этот человек после всего случившегося?
8. Что вы поняли для себя из этой притчи?
Вывод: Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе? А если бы каждый человек на всем земном круглом шаре начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку! Давай попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. И не важно, какое это будет дело, пусть даже какая-то мелочь, - например, помочь пожилому человеку перейти дорогу, да что угодно, было бы только твое желание! Представляете, насколько изменится тогда мир?! Стремясь сделать мир лучше, ты возвысишь собственную жизнь. 5. Творческая деятельность, групповая работа.
Творческая работа «Планета доброты»
Создайте «Планету доброты» (можно использовать картинки).
Придумайте название вашей планеты.
Выразите цветом ваше представление об этой планете.
Приведите примеры проявления добра в жизни на вашей планете.
Используя перечень глаголов, напишите письмо своим ровесникам с соседней планеты о том, что значит творить добро (понять, услышать, простить, уступить, поделиться, поддержать, сказать, помочь, полюбить)Работу распределить между членами группы.
Оценивание: «Две звезды, одно пожелание». Ваша задача оценить работу ваших одноклассников. Определите два положительных момента – «2 звезды», и один момент, который заслуживает доработки – «желание» Деление учеников на группы
6. Групповое пение.
Желаю вам, чтоб в ваших сердцах искорка добродетели превратилась в огромный костер, а свет от этого костра никогда не погас. Будьте добрыми. Творите добро. Я хочу чтоб мы все вместе спели эту песню, прошу гостей присоединиться» (исполнение песни «Твори добро»исполнение 4 минуты)
Песня «Твори добро»
Руки твои сильныеТы защити слабогоМысли твои верныеТы научи глупогоГлаза твои, твоя душаДобрая и чистаяДари ее томуКому больно одному
Припев: 2разаТвори добро на всей землеТвори добро другим во благоНе за красивое спасибоУслышавшего тебя рядом
Я долечу до небаЯ накричусь досытаЯ расскажу все тайны дняДосветлаЯ долечу до небаЯ накричусь досытаЯ расскажу все тайны дняДосветлаПрипев: 2 раза 7. Рефлексия
Чемодан, мясорубка, корзина.
Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление учащимися процесса и результатов учебной деятельности.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
На чемодан вы приклеиваете стикер с ответом «Что я возьму с собой с урока?»
На мясорубку вы приклеиваете стикер с ответом «Что мне стоит переработать (над чем еще подумать)?»
На корзину вы приклеиваете стикер с ответом «Какая информация с урока не пригодится?» 8. Домашнее задание.
1. Учебник – страница 153-155
9. Заключительная минутка тишины. Ирена Сандлер. Ирене было семь лет, когда ее отец умер, заразившись тифом от пациентов, которых его коллеги избегали лечить. Некоторое время спустя к ним пришли представители местной еврейской общины, участников которой ее отец лечил бесплатно. Они предложили платить за образование девочки. Мать отказалась от великодушного предложения, потому что знала о бедности евреев в Польше – но Ирена запомнила его на всю жизнь. Она часто посещала Варшавское гетто (жилая зона, созданная нацистами в период оккупации Польши, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. В 1939 году положение евреев ухудшилось, им запрещалось работать в гос.учреждениях, пользоваться библиотеками, транспортом, посещать концерты, отдавать своих детей в школы…Евреев заставляли носить опознавательные значки. И в то же время евреев обвиняли в распространении инфекционных заболеваний), где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. Младенцам давали снотворное, помещали в маленькие коробки с дырками, чтобы они не задохнулись, и вывозили в машинах, которые доставляли в лагерь дезинфекционные средства. Некоторых детей выводили через подвалы домов, непосредственно прилегавших к гетто. Использовались для побегов и водосточные люки. Других детей вынесли в мешках, корзинах, картонных коробках. Младенцев она прятала в ящик из-под инструментов, детей постарше — под брезентом в кузове грузовика. Кроме того, в кузове сидела собака, обученная лаять, когда машину впускали в гетто или выпускали из него; по другой версии, собака сидела в кабине, и водитель при выезде из ворот наступал ей на лапу, чтобы собака лаяла. Лай собаки заглушал шум или плач, издаваемый младенцами. Ирена Сендлер записывала данные всех спасённых детей на узкие полоски тонкой бумаги и прятала этот список в стеклянной бутылке. Бутылка закапывалась под яблоней в саду у подруги, с целью после войны разыскать родственников детей. 20 октября 1943 года арестована по анонимному доносу. После пыток её приговорили к смерти, однако она была спасена: охранники, которые сопровождали её к месту казни, были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казнённой. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям.После войны Сендлер раскопала свой тайник с данными о спасённых детях и передала их Адольфу Берману, председателю Центрального комитета польских евреев с 1947 по 1949 гг. С помощью этого списка сотрудники комитета разыскали детей и передали родственникам. Сирот поместили в еврейские детские дома. Позже значительную их часть переправили в Палестину, и в конце концов в Израиль. Последние годы своей жизни Ирена Сендлер жила в однокомнатной квартире в центре Варшавы. Скончалась 12 мая 2008 года в Варшаве на 99-м году жизни.Награды: звание Праведника народов мира, Орден Белого орла, Нобелевская премия мира за спасение 2500 детей.