Конспект урок по музыке и пению на тему Трудовые песни.


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат №1»
Наименование раздела: Жанры русской народной песни.
Тема урока: Трудовые песни.
Учитель музыки и пения: Бельченко Е.В.
Урок музыки и пения. 5 класс. II четверть.
Наименование раздела: Жанры русской народной песни.
Тема урока: Трудовые песни.
Цель: познакомить с русским народным творчеством; дать понятие трудовой песни.
Задачи: учить различать средства музыкальной выразительности(лад, темп, распевы);
развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
воспитывать интерес к истории народных песен , активизировать творческие способности.
Оборудование: портрет Ф.И.Шаляпина, картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».
Ход урока
I. Организационный момент.1.Построение около класса.
2.Вход под русскую народную песню «Светит месяц».
3.Музыкальное приветствие.
4.Музыкальная разминка.
- ритмическое и дикционное упражнение «Синяя вода»:
Да-да-да, да-да-да,
В речке синяя вода.
Де-де-де, де-де-де,
Поплывём мы по воде.
-прочитать текст ,написанный на доске, разучить и запомнить, губами помогайте формировать нижние звуки «а», «е».
-споём эту песню на одном звуке.
II. Работа по теме урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - трудовые песни. Тема труда нашла отражение во многих народных песнях. Люди, занимавшиеся физическим трудом: лесорубы, грузчики, бурлаки -складывали песни, чтобы облегчить свою тяжёлую работу. Песня объединяла их работу, делала её более размерной и дружной.
Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями тянули баржи по Волге и другим большим рекам. Свой тяжёлый труд они сопровождали песнями. Тема тяжёлого труда бурлаков нашла отражение в произведениях художников, поэтов, писателей, композиторов.
Посмотрите на картину И. Репина «Бурлаки». Здесь показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжёлую баржу. Простейший способ организации совместных трудовых усилий в установлении чёткого ритма посредством словесной команды одного из членов рабочей артели: «Раз, два -взяли!».
1.-исполнение трудовой припевки с солистом и «группой рабочих»
Раз-два, взяли!
Ещё дружно!
Раз- два, сильно!
Ещё подали!
1.- слушание одной из самых известных трудовых песен «Дубинушка» . Первоначально песня возникла в условиях работы лесорубов. Припев был обращён к дереву, которое рубилось. В песне подчёркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения. Мелодия устремлена вверх к акценту, после чего она резко идёт вниз.
Великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин исполнял эту пеню в концертах, которые давал по всему миру.
Задание:
- Определите лад песни. (минор)
- Найдите в мелодии повествовательные, восклицательные, восходящие и нисходящие интонации.
-В каком темпе? (умеренном)
- Какой хор исполняет песню?
III. Повторение свадебной песни «Виноград в саду цветёт»
-работа над текстом
- сравнение первой и второй части песни
-исполнение с музыкальными шумовыми инструментами.
IV. Обобщение.
-Как называется музыка, созданная коллективно, на основе художественных традиций многих поколений? (Народная)
-С каким новым жанром русских народных песен вы познакомились на этом уроке? ( трудовыми песнями)
-Почему эти песни получили такое название?
-Кто исполнял эти песни?
Итог урока.
Выставление оценок.
Выход из класса под р.н.песню « Светит месяц».