Элементы русской народной пляски
Элементы русской народной пляски
Шаги
Простой
Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног – I свободная.
А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.
Б) С продвижением назад. Первая четверть – правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть – тот же шаг с левой ноги.
Переменный
Движение занимает один такт. И.П. – I свободная.
А) С продвижением вперед. Первая четверть
первая восьмая – шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая – шаг левой ногой вперед.
Вторая четверть
первая восьмая – шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая – пауза.
Б) С продвижением назад.
Переменный с притопом
Движение занимает один такт.
А) С продвижением вперед. Первая четверть
первая восьмая - шаг правой ногой вперед,
вторая восьмая - шаг левой ногой вперед.
Вторая четверть
первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом,
вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.
Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой.
Б) С продвижением назад.
Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.
Переменный с каблука
Движение занимает один такт. И.П. - I свободная.
Затакт - небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки поднимаются в стороны между подготовительным и третьим положением.
Первая четверть. Первая восьмая - шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене вытягивается. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в кулак, Правая рука заводится за спину.
Вторая восьмая - левая нога на низких полупальцах приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая его.
Вторая четверть -
первая восьмая - притоп всей стопой правой ноги с небольшим продвижением вперед; в момент притопа колено слегка сгибается.
Вторая восьмая - пауза.
С переступанием
Движение занимает один такт. И.П. - I прямая.
Первая четверть
первая восьмая - небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу.
Вторая восьмая - левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая нога сгибается в колене и приподнимается над полом.
Вторая четверть - первая восьмая - правая нога подводится к левой и мягко опускается на пол на всю стопу в первую прямую позицию.
Вторая восьмая - пауза.
Дроби
Дроби состоят из удара всей стопой - притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции - дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.
Дробная дорожка
Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед.
Первая четверть
первая восьмая - небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении.
Вторая восьмая - удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции.
Вторая четверть - движение повторяется.
Дробь с подскоком
Движение занимает 1/2 такта.
Затакт - одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола.
Первая четверть
Первая восьмая - одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а левая отделяется от пола.
Вторая восьмая - небольшой подскок на правой ноге.
Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.
«Гармошка»
Движение занимает один такт. И.П. - I свободная.
«И» - каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.
«1» - Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.
«И» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.
«2» - Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.
«Ковырялочка»
Движение занимает один такт. И.П. - I свободная.
Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.
«И» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо.
«1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.
«И» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .
«2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен.
«Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.
«Веревочка»
Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.
Простая «И» - с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад.
«1» - правая нога опускается позади левой с лево от каблука в перекрещенное положение.
«И 2» - движение повторяется.
«Маятник»
Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.
«Моталочка»
И.П. - I прямое. Движение занимает один такт.
«1» - левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад.
«И» - правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о.
«2» - небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется.
Движение повторяется с другой ноги.
«Молоточки»
Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I прямое.
«1» - после небольшого подскока на обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом положении от колена назад - вверх, носок направлен в пол.
«И» - короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в прямом положении назад - вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена левой.
«Хлопушки»
«Хлопушки» характерны для мужской пляски.
Виды: одинарные хлопки и удары - фиксирующие, одинарные хлопки и удары - скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары.
Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.
«Полуприсядка»
С открыванием на ребро каблука,
С открыванием ноги на воздух,
Разножка - в стороны, на ребро каблука,
Разножка - вперед - назад.
Движение занимает один такт. И.П. - I прямое.
«И» - небольшой подскок на обеих ногах.
«1» - резкое и глубокое полное приседание.
«И» - пауза.
«2» - одновременно с резким подъемом из глубокого приседания обе ноги, вытягиваясь в колене, разводятся: левая вперед на ребро каблука, а правая -
назад на полупальцы.
«И» - пауза.
Виды полной присядки: «Гусиный шаг», «Мяч», «Ползунок», «Закладки».
Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, с поворотами. Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами - «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других элементов.
Простой хороводный шаг
Отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы. На первых занятиях учитель добивался от детей именно плавности движений.
Шаг с притопом на месте
На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой, на “два” - притоп правой нагой впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела. Затем на “раз” шаг на месте правой ногой, ставя ее рядом с левой, на “два”- притоп левой впереди, правой, и все повторяется с начала. Акцент движения при этом падает на притоп.
Полуприседания с выставлением ноги на пятку
Носит задорный характер и представляет собой пружинящие полуприседания и выпрямление ног на счет “раз - и” на “два” - правая нога выставляется вперед на пятку, носок весело смотрит вверх, левая остается прямой, корпус слегка откинут назад. Снова на счет “раз” правая нога одновременно с приседанием приставляется к левой, на “два” выставляется вперед левая нога.
Русский хороводный шаг
Это плавный шаг с носка, который выполняется поочерёдно каждой ногой. От обычного шага он отличается большой плавностью и устремлённостью. В зависимости от выразительности музыки этот шаг может приобретать и иной характер - более оживлённый и задорный.
Русский переменный шаг
На ``раз`` - удлинённый шаг вперёд правой ногой, на ``и`` - небольшой шаг вперёд левой ногой, как бы обгоняя правую; на ``два и `` - небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Переменный шаг исполняется с подчёркнутой устремлённостью впёрёд.
Дробный шаг
Исходное положение; ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются; правой, левой, левой ногой и т.д. Движение ног активное, ступни поднимаются от пола не высоко. Корпус прямой. Дробный шаг может исполнятся с продвижением впёрёд и при кружении на месте.
Притопы
Эти движения соответствуют весёлой плясовой музыке, часто передают её ритмический рисунок. Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно с приставлением топнувшей ногой обратно к опорной. На ``раз`` следует топнуть ногой впереди, на ``два`` - приставить ногу к ноге.
Шаг с притопом на месте осуществляется следующим образом; на ``раз`` делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на ``два`` притоп левой ногой впереди правой, без переноса на неё центра тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп - на счёт ``два``. Затем движения исполняются начиная с левой ноги.
Шаг с притопом на месте в сторону; шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.
Полуприседание с выставлением ноги на пятку
Исходное положение - ноги в основной стойке [пятки вместе, носки врозь]. На счёт ``раз и ``- пружинящее полуприседание, на ``два и `` - выпрямление, одновременно правая нога выставляется в прёд на пятку, носок поднят вверх, левая остаётся прямой, корпус чуть откинут назад. На ``раз`` следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на ``два`` выставляется впёрёд левая нога. Полуприседание с выставлением ноги на пятку можно выполнять на прыжке.
`'Ковырялочка''
Исходное положение - ноги в основной стойке. На счёт ``раз и `` - небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок [ как бы ударяется об пол ], слегка согнутое колено правой ноги повёрнуто внутрь. На ``два`` - подскок на левой ноге, правую перевернуть, поставив на пятку, колено повернуто наружу. Пятка и носок ставятся на одно и тоже место. На следующий такт делается притоп обеими ногами поочерёдно - правой, левой, правой. Затем всё движение выполняется с левой ноги.
Верёвочка
Выполняется на один такт музыки. Исходное положение; третья позиция ног [ правая нога впереди левой, под углом к ней ], руки на поясе.
На затакт подскоком на низких полу - пальцах левой ноги слегка проскользнуть на месте. Правую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом занести назад за левую ногу. Колено должно быть направлено в сторону.
На счёт ``раз`` поставить правую ногу на низкие полу - пальцы позади левой ноги в третью позицию.
На счёт ``и`` подскоком на правой ноге слегка подскользнуться на месте. Левую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом занести за правую ногу.
На счёт ``два`` поставить левую ногу на низкие полу - пальцы позади правой в третью позицию.
На счёт ``и`` повторить движение, исполняемое на затакт.
Затем движение исполнять сначала [со счёта ``раз``].
Шаг с припаданием
Исходное положение - ноги в основной стойке. Выполняется на счёт ``раз и два``. На ``и`` правую ногу приподнять вправо; на ``раз`` сделать небольшой шаг с носка на всё ступню, слегка сгибая колено; одновременно приподнять левую ногу, согнутую в колене; на ``и`` выпрямляя ноги [ позади правой ], правую отвести в сторону; на ``два и`` повторить движение. Вовремя движения корпус не поворачивается.
``Качалочка``
На ``раз`` поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На ``два`` откачнуться назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.
``Козлик``
Прыжки делаются на левой ноге, правая нога пристукивает об пол стопой. Руки энергично раскачиваются к себе, от себя. Выполняются на счёт ``раз``, ``два``. Движения задорные, размашистые, энергичные, используются чаще в пляске мальчиков.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115