Разработка урока Изображаем бабочку 1 класс

Разработка урока по изобретательному искусству в 1 классе по теме: “Изображаем бабочку”
Тема урока: Изображаем бабочку
Цели урока:
Познакомить с разнообразием животного мира окружающей природы: Научить строить линейный рисунок, передавая характерные особенности формы изображаемого предмета.
Развивать графические умения, навыки работы с красками, карандашом.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть, чувствовать, сопереживать всему живому в природе.
Вид занятия: изображение на плоскости.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Оборудование для учителя: иллюстрации, фотографии, графические и живописные репродукции с изображением различных бабочек, таблица с последовательным изображением бабочки.
Оборудование для учащихся: альбом, простой карандаш, резинка, акварельные краски, кисти.
План урока:
Организационный момент (эмоциональный настрой детей).
Изложение нового материала.
Показ последовательного построения бабочки.
Практическая работа.
Просмотр рисунков.
Домашнее задание.
Ход урока.
Отгадайте загадку!
Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
В ярком платье модница, погулять охотница. От цветка к цветку летает, утомится отдыхает.
Не птичка, а с крыльями: Над цветами летает, Нектар собирает. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Как появляются бабочки?
Чудо и загадка природы – как из некрасивой зеленой гусеницы однажды появляется прекрасная бабочка с красивыми почти невесомыми крыльями и стройным телом?
Так как же на самом деле происходит этот таинственный процесс? Изначально в будущей красавице-бабочке, а пока еще яйце существуют два типа клеток. Один из них отвечает за рост и развитие гусеницы, а второй за формирование бабочки. Когда гусеница выросла до нужных размеров благодаря «своим клеткам» и успела окуклиться, активизируются другие клетки, отвечающие за бабочку. После этого в теле куколки происходит интенсивный процесс развития, появляется хоботок, длинные ножки и прекрасные крылья, заново формируются органы дыхания, пищеварения и размножения. Только после окончания всех этих важных процессов на свет готова появится новая бабочка.
Цветок- символ жизни, радость души.
Невозможно оторвать взор от цветущих садов, расположенных у подножия гор.
Как красив беловато- розовый цветок апорта, белого налива или ярко- красный цветок дикой яблони.
А спустишься вниз на равнину- поле усыпано тюльпанами, одуванчиками и другими цветами.
Как похожи между собой бабочка и цветок, словно близнецов одела их природа- мать в яркие народные платья.
Разве можно на это насмотреться!
Давайте рассмотрим и отметим особенности различных видов бабочек. При этом обратите внимание многообразие цветов, окраску бабочек.
Бабочки - это крупная группа насекомых, которую можно найти повсеместно в любом регионе мира. Существует около 12 семейств бабочек. Многие взрослые мотыльки и бабочки питаются нектаром, который они высасывают из цветов. В процессе питания они могут переносить пыльцу с одного цветка на другой – таким образом, многие растения зависят от мотыльков и бабочек в плане опыления. Как и мотыльки, бабочки имеют удлиненные сосущие рты и две пару крыльев, функционирующих как одна пара. Крылья их покрыты чешуйками, которые стряхиваются в виде пыли, если к бабочке прикоснуться.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Махаон это большая бабочка из семейства Papilionidae. Эта бабочка известна также как махаон желтый обыкновенный или махаон европейский. Ее вполне можно считать самым распространенным представителем семейства Papilionidae: махаона можно встретить повсеместно в палеарктическом регионе, в Европе и Азии.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Белый адмирал это бабочка из семейства Нимфалиды. Найти ее можно в лесистых местностях в северной Британии, большей части Европы и Азии. Зона распространения этого вида протянулась вплоть до Японии.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Семейство голубянок относится к дневным бабочкам и насчитывает более 5 тысяч видов. Голубянки распространены в Прибайкалье.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Найти лимонницу можно в Европе, Азии и даже на севере Африки. Это одна из бабочек-долгожительниц, которая может прожить до тринадцати месяцев, правда, большую часть этого времени она проводит в спячке.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Бабочка Монарх хорошо известна по всему миру. С начала девятнадцатого века ее можно найти в Новой Зеландии и Австралии, где она также известна под названием кочевой бабочки. Ее крылья отличаются хорошо узнаваемым оранжево-черным узором. Размах крыльев составляет 8,5-12,5 сантиметров.
·
Тропика в поле.
Бежит, бежит тропинка полевая.
То под откос, то вновь на бугорок.
И, от цветка к цветку перелетая,
На ней лиловый вьется мотылек.
Летом можно увидеть на поляне порхающих в воздухе бабочек. Они то устремляются вверх, то садятся на цветки и кажутся огоньками.
Бабочки очень нежные и хрупкие, маленькие прикосновение может их ранить. Поэтому будьте осторожны с бабочками.
Некоторые бабочки в спокойном состоянии не имеют яркой окраски, словно бояться привлечь к себе внимание. Когда сидят на дереве, они почти не видны, и только раскрыв в полете крылья, демонстрируют великолепную окраску. Такая яркая окраска у бабочек неспроста, увидит птица бабочку, ринется схватить ее, а бабочка расправит крылья, покажет их рисунок и спугнет птицу. Очень яркая расцветка не так уж безобидно для птицы, лучше не трогать ее. И вот эта необычайно красивая окраска спасет бабочку.
Бабочка, давай дружить!
Бабочка, давай дружить!
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты!
Ну а дождь пройдет над садом.
Волноваться зря не надо!
Ни о чем не беспокойся.
Под моей панамой скройся!
Самыми заметными и большими частями у бабочки являются треугольной формы крылья, два передних и два задних. Их поверхность покрыто мельчайшими разноцветными чешуйками, образующими очаровательные узоры. Крылья прикрепляются к грудке, имеющей овальную форму. Ее поверхность вся покрыта мелкими волосками. Снизу к грудке прикрепляются шесть слабых ножек. Спереди грудка соединяется с головой, а сзади- с брюшком. Голова имеет округлую форму. На ней расположены два сложных глаза, тоненькие усики и длинный хоботок, скрученный спирально. Брюшко круглое, часто конической формы.
Практическая часть:
Нарисуем бабочку. Отметим основные размеры. Для изображения формы грудки всю длину разделим пополам и проведем среднюю вертикальную линию. Середину грудки фиксирует нижний горизонтальный контур передних крыльев. Наметив его прямой линей, проведем овал грудки. Нарисуем головку и брюшко. Схематически покажем крылья бабочки. Ориентируясь на опорные части контура, проводим прямую горизонтальную линию, соединяющую верхние углы передних крыльев; боковые наклонные линии, соединяющие крайние зубцы переднего и заднего крыльев: прямую горизонтальную, соединяющую нижние вершины задних крыльев. Таким образом, вся бабочка вписывается в трапециевидную фигуру.
Форма крыльев бабочки характеризуется цельно- крайними плечиками передних крыльев с двумя изломами (у головы и вершины углов), зубчатыми боковыми контурами (с тремя большими выемками и зубцами по краям) и слегка изогнутыми нижними краями крыльев. Контуры задних крыльев сверху перекрываются передними крыльями, боковые части- зубчатые (с тремя большими выемками) и внутренних цельные края, слегка изогнутые одним вырезом. Эти особенности форм отмечаем прямыми линиями, параллельными карандашу- вектору, соединяющему конечные точки каждого элемента контура. Здесь необходима большая точность в определении направлений и размеров каждого элемента.
В прямолинейных элементах контура покажем характер живой линии контура с ее изгибами в ту или иную сторону, выемками и зубцами. Нарисуем усики, уточним форму головы, грудки брюшка, нанесем узоры на крылья. Сравним с натурой.
Передадим ее окраску цветной акварелью. Изобразим сначала желтые пятна крыльев, затем красновато- серые нижние края задних крыльев и черных пятна, головку, грудку и брюшко. Покажем мягкость границ черного пятна, расположенного в середине, вокруг тела бабочки. Сравним изображенною бабочку с моделью, проверим цветной тон, насыщенность и светлоту окраски.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Закрепление пройденного материала.
Что вы узнали новое о бабочках?
Как появляются бабочки?
Сколько существует семейств бабочек?
Чем питаются бабочки?
В конце урока проводится просмотр и анализ работ, обращая внимание на композиционное и цветовое решение, привлекая к анализу самих учащихся.